Туман сквозь года: о дилогии-экранизации Silent Hill N-цать лет спустя

О том, как далеко не такая уж точная экранизация игры стала для меня одной из идеальных, уничтожила символизм Пирамидоголового и громко заявила, что по игровым франшизам тоже можно снимать хорошо. Но только один фильм.

Туман сквозь года: о дилогии-экранизации Silent Hill N-цать лет спустя

Предупреждение: все написанное ниже являет собой вольный пересказ событий фильмов и соответствующих игр и содержит значительные спойлеры, само собой.

Текст основан на моих личных впечатлениях и ни в коем случае не претендует на бытие некой серьезной аналитической статьей или вводной для незнакомых с миром франшизы.

В закутках памяти

Давным-давно в не такой уж и далекой-далекой галактике среди невзрачно-равнодушных, но постоянных новостей о том, как кто-то выкупил права на экранизацию какой-то очередной игры появилась еще одна: некий французский режиссер Кристоф Ган возьмется за Silent Hill. Ну, возьмется и возьмется, подумали наверняка почти все — и я, в том числе. Удар по моей вере в подобные вещи был нанесен, конечно же, Уве Боллом, снявшим свою достаточно посредственную версию мною обожаемой Рейн (тогда еще одну, точнее, первую, третья, кстати, мне даже понравилась, безумие!), у остальных же для этого был и Street Fighter, и Super Mario Bros, о том, что это творение было по игре вообще узнала едва ли не десяток лет спустя просмотра; и даже такие смотрибельно-приятные вещи как Mortal Kombat и Resident Evil, нежно мной обожаемый весь от и до.

Скептицизм был оправдан ровно в той же степени, в которой захватил восторг зрителей — притом, очень многих, кроме критиков. Поразительно атмосферный город, невероятные по своему воплощению монстры, отличный, пусть и не особо «звездный» актерский состав, соответствующий поставленным ролям, оригинальная музыка, постыдно играющая на струнах ностальгии и фанатской любви, и в целом достаточно соотносимый с оригиналом сюжет — все было столь достойно исполнено, что даже Шон Бин выжил. Фанаты игры не особо кидались в киноленту обвинениями о том, почему протагонистом является не Гарри, почему Далию на месте злобной Фанатички сменила Кристабелла, как история превратилась в буквально конфликт пяти женщин, и откуда тут вообще Пирамидоголовый!

Да, во многом повторяя историю, первый «Сайлент Хилл» был тем, что идеально понравилось всем — тем, кто желал увидеть сюрреалистично-жуткий хоррор с элементами психологической драмы в непередаваемо тревожных и пугающих декорациях, и тем, кто просто хотел экранизацию игры. Уважение лишь возросло, когда через журнальные статьи или ролики о создании ленты стали известны старания, с которыми подходил режиссер и иные работники к созданию картины: от наиболее известных фактов про множество костюмов Роуз, каждый на тон темнее, чтобы к финалу она оказалась в кроваво-красном, и усилий профессиональных танцоров, что воплотили потусторонних тварей, до обращения создателя кино к создателям уже игры на японском в стремлении убедить, почему всем другим претендентам отказали, а ему — не должны. Среди прочего, как и большинству зрителей, мне очень запомнились сирена и графический эффект перехода миров, который потом обрел свое место в Silent Hill: Homecoming — столь просто и со вкусом он бы выполнен. Когда же проект показывали по федеральному телевидению, фанаты начали гоняться за лицензионным диском, часть сцен с которого не попала в эфир и была по неким причинам вырезана корсарами - это ли не успех?

Огонь не очищает. Он коптит дочерна

Далия

Все это перевешивало изменение концепции местной религии и упрощение догматов, странную и немотивируемую травлю Алессы, дочери вроде как далеко не последнего человека культа, внесение темы с домогательством или насилием со стороны работника школы вместо и так крайне скользкой тематики рождения Шерри Алессой в оригинале, большую многослойность (что, впрочем, отсылает к сведениям об изначальной задумке экранизации Silent Hill 2, где это есть), достаточно сомнительное оформление флэшбеков, не свойственную первой части и странный, открытый финал... Казалось, нас всех ждет новая эра — фильмы, если и не следующие дословно букве оригинала, но относящиеся к нему с безграничным уважением, не воплощающие до детали первоисточник, но создающие что-то вписывающееся в мир игры.

Туман сквозь года: о дилогии-экранизации Silent Hill N-цать лет спустя

Мать - Бог в глазах ребенка

Сибил Беннет

Конечно, сейчас мы все знаем — «казалось»! Но тогда, тогда все было по-другому.

Каково же было удивление, когда история с продолжением проекта, имевшего значительный успех финансовый и репутационный, заглохла настолько быстро даже в индустрии экранизаций-долгостроев. Кристоф Ган покинул проект, и его место занял Майкл Дж. Бассетт, такой же заядлый любитель игры-оригинала по собственным словам, что казалось хорошим знаком. А вот его идея о том, что «в повторе сюжета игры нет никакого удовольствия» - нет.

Больше удивились все хоть сколько-то заинтересованные, когда сведения про новую часть все-таки стали попадать к прессе. Едва ли кто-то надеялся, что будет сохранено соответствие между игровыми частями и кино, потому появление Хизер и продолжение истории из фильма 2006-го года стало закономерным. По своему строению «тройка» весьма простая, она отлично подходила для повторения результата — воплощения выжимки из первоисточника и создания удобоваримого с упором на визуальные эффекты и атмосферу хоррора для непосвященных. Нужно отдавать себе отчет, что трагедию Джеймса Сандерленда в формате кино без опошления и упрощения было бы не показать — это понимал и сам Ган, потому в 2006-м он взялся именно за первую часть.

Однако, дальше хороших новостей не следовало: несмотря на тогда еще более распространенные призывы не судить актеров по лицу, а ориентироваться на талант, большая часть фанатов задалась вопросом, в каком кошмарном сне Аделаида Клеменс похожа на Хизер и почему не вернуть Джоделль Ферланд. Официальным оправданием было стремление воплотить игрового персонажа, а не показать выросшую девочку из первого фильма, что звучит достаточно странно на фоне всего остального, что происходит в ленте — и, как минимум, наличия там и Бина, и Митчелл. В дополнение Бассетт искал исполнительницу, которая бы «выглядела на 18» — Ферланд было как раз столько... Как саркастичный и весьма подозрительный игровой Винсент, мужчина далеко не юных лет, превратился в ровесника Хизер, Кита Харингтона с его кудряшками и подкупающей растерянностью на лице? Легким движением руки.

Забавно, что тема гипотетической симпатии между парой с разницей в возрасте в итоге превратилась в околоинцестуальную романтику.

Вы спросите: WAT?! Поясню, по местному лору Кристабелла — сестра Далии, а Клаудия — правильно, тоже сестра Кристабеллы. Таким нехитрым образом сын Клаудии, Винсент, и дочь Далии, Алесса-Хизер достаточно близкие родственники.

И вот появилась приписка «3D» и первые трейлер. Эффект был произведен, но наверняка совершенно не тот, на который рассчитывали создатели. Все происходившее выглядело какой-то странной шуткой — после первого фильма да такое!

Находясь на сеансе, я то и дело ловила себя на мысли, как же местами все никак. Даже не плохо, нет, а просто никак, словно под копирку с другого подросткового ужастика. Продуманные планы и атмосферно заброшенные помещения старого города заменили обычные спальные районы с магазинами, школами, улицами. Лента умудрялась нарушать даже законы, заложенные первой частью — так, например, медсестры, раньше исправно реагировавшие на свет, внезапно стали реагировать только на звук. Каждая деталь, которая пыталась отсылать к оригиналу вызывала раздражение, словно кричала своим наличием: «Я из Сайлент Хилла, смотри, как я здесь неуместна!».

Они даже Робби не смогли нормально скопировать!
Они даже Робби не смогли нормально скопировать!

Эта же претензия коснулась и сюжета. Там, где первую часть прощали, вторую — нещадно критиковали, и я не могу сказать, что это несправедливо — или справедливо. Может, зрителям не стоило так охотно закрывать глаза на неточности оригинала? Или, возможно, создателям второй картины стоило детальнее разобраться, на что нужно потратить силы и сделать акценты?

Тогда, в 2012-м мне не особо было дела — глубокое опустошение и разочарование от неуместности всего и вся осталось единственным впечатлением от фильма после сеанса, несмотря на то, что под конец я совсем перестала воспринимать его серьезно и радовалась сражению Пирамидоголового с, гм, Лезвиеголовой (ибо Миссионером ее назвать можно все-таки со значительными допущениями), словно это Валтиэль, тащащий Хизер для воскрешения.

Итог был ожидаем: сомнительные оценки, негативные отзывы, невпечатляющие сборы, герой Шона Бина снова выжил — назло. Едва ли кто-то стал бы рекомендовать это кино не то, что к повторному, а просто — к просмотру. Индустрию не поменять, и за отличным, выверенным творческим шедевром пришла ремесленная поделка, скроенная по образцу — без души и понимания, наверняка могла бы написать я тогда в своей невероятно претензионной рецензии на Кинопоиске, если бы тогда меня занимало написание статей на что-то кроме «Убивая Боно». Фильм был слишком никакущ даже для того, чтобы его ругать всерьез

Как в зеркале, не все ладно было и у игровой серии. Четвертая, столь теперь мной любимая часть, была чем-то далеким от ожиданий игроков, чем-то слишком недостаточно сайлент-хилловским; Homecoming вообще не воспринималась за игру серии, несмотря на свой вполне себе хороший сюжет (уж всяко глубже «тройки»). Konami это прекрасно осознавала, на фоне чего, полагаю, проблемы с фильмом отошли на второй план. Было понятно, что на прежние рельсы уже не встать — эпоха адвенчур с фиксированной камерой прошла, а повторить маневр Capcom и сделать из своей франшизы что-то модерновое с перекатами и стрельбой с плеча, как у их земляков вышло с Resident Evil 4, не получилось. Патовая ситуация привела к Silent Hill: Downpour, который при всех своих достоинствах не мог быть принят хорошо — игроки были слишком расстроены, слишком разочарованы, чтобы простить третий подряд эксперимент. Недовольный назойливый гул фанатов отпугнул и тех, ради кого наверняка затевалось все это «переодевание» — новую публику. Интересная, но очень нишевая Silent Hill: Shattered Memories, темнота неопределенности с яркой вспышкой надежды на Гения и снова тишина с рябью-слухами о то ли ремейках, то ли перезапусках, совсем недавно подтвердившихся — таковы реалии Silent Hill на данный момент.

Смотреть нельзя позабыть

Немного продолжу тематику сравнения Resident Evil и Silent Hill: сколь иронична судьба проектов по этим франшизам. В то время, как ремейки старых игр и новое ответвление историй о биооружии и корпорации Амбрелла уверенно хороши, картины Пола Андерсона мало кто хвалит дальше второй (кроме меня, я хвалила, хвалю и буду хвалить!), новые произведения не заслуживают упоминания в приличном обществе, а мультипликация балансирует на грани испанского стыда иногда за качество, иногда за сюжет, а иногда и за то, и за то. Silent Hill 2 же... просто забыт большей частью зрителей, которые интересуются франшизой по касательной, признаемся честно, как и игры, оставшиеся в памяти яркими точками смутных впечатлений, нередко совершенно не таковых, какими являлись проекты на самом деле. Они бесспорно хороши, инновационны, бла-бла-бла, поиграть должен каждый, только вот как много людей этому следует из тех, кто не поиграл в эти проекты тогда, давным-давно? Или, что не менее справедливо: стоит ли этим многим играть в них сейчас в принципе?..

Оставлю вас с этим философским вопросом и вернусь к кино!

Что точно стоит — так это пересмотреть или посмотреть дилогию. Да, именно так, дилогию. Вероятно, к первой картины особо добавить нечего: благодаря тому, что за редким исключением все эффекты практические, они не устарели, пластика, поставленная Роберто Кампанеллой и сейчас одновременно заставляет испытать восхищение и омерзение, операторская работа увлекает в мир за героями, строки цитат отзывается уже вместе с игровой музыкой той же ностальгией...

Да, кое-какие моменты могут вызвать улыбку: зная, как быстро Роуз потеряет нож, забавно смотрится ее стремление его забрать, равно как и попытки Анны при наступающей тьме кинуть в Далию камень. А хитрюга-Да Сильва, который вечером звонит в архив, а той же ночью вламывается в него? Невероятно надежный план, никто не догадается, что это он!

Несколько странно теперь смотрятся воспоминания героев с характерным «пленочным» фильтром, в остальном же киноленту выдает скорее русский дубляж, часть голосов и обработка с которой прочно ассоциируется с тем временем, и преступлением будет назвать картину устаревшей.

Туман сквозь года: о дилогии-экранизации Silent Hill N-цать лет спустя

Со второй же частью все оказалось для меня несколько интереснее, и, чтобы не затягивать интригу, я признаюсь честно: она мне понравилась. От и до. Кроме пары специально для 3D-кинотеатров сделанных моментов, конечно, но это бич произведений с приставкой «3D».

Начнем с актерского состава, кратко работу которого можно охарактеризовать как очеловечивание героев. Шон Бин и в оригинальном фильме справлялся отлично, но здесь его роль расширили, и Гарри Мэйсон, который тут Да Сильва, за небольшие врезки отлично справляется с воплощением отца, не уверенного, где они с дочерью завтра проснутся. Представляете ли вы игрового Гарри, скручивающего бандита и убивающего того без сожаления, но с полным осознанием всей чудовищности ситуации — на глазах дочери? Этот, новый Гарри максимально далек от героя первой части — успешного мужчины с богатым, дизайнерски обставленным домом; он действительно выбрал бросить все, погнаться за дочерью и женой в тьму-таракань и столкнуться с чем-то совершенно чудовищным — человеческой жестокостью. Даже скажу больше — именно чего-то такого не хватило мне в обеих играх, где Гарри что жив, что мертв — за кадром. Сложно переживать смерть героя, который в твоей памяти остался низкополигональным мужчиной средних лет с полутора эмоциями на всю историю. Зато одной сцены, где киношный Мэйсон вырывает из блокнота дочери записи с названием злополучного города, а затем камера показывает, как много их у него за все годы в бегах, достаточно, чтобы прочувствовать все бедствие их положения. Хуже только оттого, что Хизер тоже знает об их количестве.

Я уже была и Шэрон, и Мэри, и Кэти. Буду Хизер. Имена неважны. Мы не меняемся.

Хизер

Следом сама Хизер в исполнении Аделаиды Клеменс. Кроме того, что она весьма щекастенькая, не так уж она на деле и плоха — опять же, лучше игровой, потому что похожа на живого человека. Она все еще колкая, подозрительная и импульсивная, но из-за сценария ее порывистость не кажется столь странной. Полагаю, причина в том, что по игре почти все время ее сопровождает детектив Картланд, и ее недоверие к нему никак не отменяет того факта, что Хизер может на него положиться. Она буквально не одна почти все время — сначала это детектив, потом это Винсент, хоть уж кому-кому, а ему точно доверять не стоит. К тому же, ее поведение никак там сначала не объясняется, игрок лишь сам предполагает его причины — по итогу меня игровая Хизер в процессе прохождения неимоверно раздражала, ее поведение казалось слишком дерганным и нервным без причины. Здесь же девушка, у которой на глазах, напомню, отец забивал культиста, почти сразу остается в одиночестве и одновременно в компании человека, с которым она знакома пару очень нервных и беспокойных, полных галлюцинаций дней. Одна ее речь в школе говорит о персонаже достаточно много: Хизер не озлобленная, но скорее привыкшая, уставшая, но недовольная своей жизнью, при этом полностью понимающая ее необходимость без понимания причины.

Вы можете не запоминать мое имя, ведь я тоже не буду запоминать ваши. Можете не говорить со мной. Друзьями мы не будем. А пока кто-то из вас узнает обо мне хоть что-то ценное, я уже перееду

Хизер

Упомяну и ее взаимодействие с Алессой, которое смогло-таки не скатиться в диснеевское «поделиться добротой» оставшись на «принять себя» в отличие от игры, где Хизер отторгает город и его сущности, лишь прикидывается, что как-то связана с Алессой для достижения своих целей. Мотив у фильмовой версии героини, скажем так, не самый стандартный для серии, поскольку мир Сайлент Хилла, как бы мягче выразиться, не бывает добр. В лучше случае он безразличен.

Еще один пример победы эстетики над смыслом, который мы все простили...<br />
Еще один пример победы эстетики над смыслом, который мы все простили...
... и его более зрелищный аналог из сиквелла

Ты не видишь? Мы уже в аду. И ты будешь звать его домом

Темная Алесса

И напоследок Винсент, претерпевший радикальные перемены, практически сохранивший только пол, имя и причастность к культу — даже фамилия у него теперь Картер. Игровой Винсент был абсолютно мрачным образом, но весьма притягательным, демонстрацией, что и среди безумных верующих в секте можно сохранить острый ум и здравый рассудок, а вот остаться хорошим человеком — пожалуй, нет. Был ли он им вообще когда-то — тоже, пожалуй, тема для размышлений. Винсент из фильма как раз обратный пример — он этакая чистая душа. Подобно многим сектантам с рождения он не видел в культе ничего плохого, пока не вышел наружу и не встретил Хизер. Просто верить в то, что демон и твари снаружи одолевают вашу общину и истязают за истинную веру, когда вокруг только тьма и чудовища, но Винсент не готов слепо закрывать глаза на настоящий для остальных мир. Там, где Вульф из игры предпочитает просто игнорировать факт конфликта реальностей, которого, возможно, для него и нет, Картер из фильма с юношеской горячностью меняет мнение на противоположное. Занятно, что ему оставили, наверное, самую известную реплику игровой ипостаси, но в качестве чужой цитаты.

Одни видят монстров, другие — просто людей

Винсент
Туман сквозь года: о дилогии-экранизации Silent Hill N-цать лет спустя

Не менее здорово показано его отношение к Хизер, даже несмотря на то, что это наибанальнейшая любовная линия, встроенная в сюжет «чтoб было!» — даже в том, как без заламывания рук демонстрируется его решение не вести Хизер в город ради ее блага. Здесь даже нет клише, когда герой выходит за дверь спокойно куда-то уходит, и, пока протагонист мечется по дому с криками!

К сожалению, роль детектива в этой ленте максимально урезана, потому сложно не поругать подобное решение, но весьма очевидно, откуда оно взялось. Помогать Хизер в ее дороге до города, покрытого туманом, должен кто-то один, и Винсент по мнению сценариста подошел, потому Дуглас Картланд должен был покинуть сцену, не получив особо развития и уж точно не успев завоевать хоть сколько-то зрительского внимания.

Для Клаудии у меня оправданий нет. Мне нравилась игровая Клаудия — законченная фанатичка, боготворящая не просто образ, а буквально чуть ли не свою подругу. Потому как подруга — бог, да. Здесь же Клаудия проигрывает не только своему прототипу, но и Кристабелле в ее истовой вере, в исступлении отрицания правды и упоения властью. Клаудия просто есть — в своем странном платье и парике посреди странной комнаты со статуей Валтиэля.

Увы, нельзя сказать, что этот фильм выглядит все еще хорошо в том же смысле, в котором и первая лента. Там марку держали оригинальные планы и контрастирующая цветовая коррекция, здесь же картинка скорее простая, и в ней нечему устаревать, хоть постановка кадров все еще могут приятно удивить. В силу большей контрастности мир города стал казаться недостаточно гнетущим, слишком реальным, еще и фильтр на флэшбеках куда-то дели, зато в определенных сюжетных моментах в кадр буквально врывается холодная цветокоррекция, чтобы спустя некоторое время снова пропасть. Я не против, но это отсутствие единого стиля несколько дезориентирует.
Однако, у режиссера получилось очень хорошо вплести перемещение Хизер по «локациям» — например, в гипермаркете она ждет отца по его просьбе как в достаточно безопасном и людном месте, а не просто так «оказывается» там.

Да, способы вызвать у зрителя страх или омерзение здесь намного проще — вот вам и жуткие клоуны, и манекены, и поданная в лоб расчленека, и подозрительные деды на цепях, а к некоторым сюжетным моментам вопросов еще больше, чем было раньше: касательно тюрьмы, например, где находится Леонард Вульф. Несомненно, сцена, где Пирамидоголовый отрубает просунутые иными пленными в решетки руки, впечатляет, но какова система этого места?

Сюжет фильма четко разделяет членов Ордена и чудовищ, что логично — одни служат Клаудии, другие — порождения демона и Алессы. В тюрьму направляют в качестве наказания членов ордена, но там вполне себе расхаживает Пирамидоголовый и прозябают медсестры. Притом, если последних можно списать на «мебель», и даже подтянуть сову к глобусу тем, что чудовищ убивать бесполезно, потому культисты и не пытаются от них избавиться, а применяют электрошокеры для обездвиживания. Но как быть с личным карателем Джеймса Сандерленда, если не сваливать все на его банальную эффектность?

О... Есть много Сайлент Хиллов. Ты уверена, что это тот самый?

Леонард Вульф

Но главная проблема-то не в функционировании тюрьмы, а в том, что вся эта секция картины «не дожата». Мне было когда задуматься обо всем этом, и я задумалась, и так не предполагающая глубокого копания в логических связях кинокартина рассыпалась на отдельные нити сразу. Не стоило давать столько времени на эти события, либо стоило сделать их более захватывающими.

Поясню свою мысль: никто обычно при просмотре не задавался, зачем в Сайлент Хилле такой гранд-отель? Три этажа с огромным числом номеров для небольшого городка? Не удивлюсь, что культисты отгрохали его сугубо для пафосных встреч... Но, скорее всего, вы даже не задумывались. Здание круто выглядит, навевает воспоминания о старине, создает яркий и торжественный образ, одновременно с чем его «обыденность» придает культу некоторую приземленность.

Или момент с местным монстром из частей манекенов? Он не характерен для мира, да, но вписывается в эстетику фильма. А теперь вопрос: зачем небольшому городу столько манекенов?! Хотя именно при просмотре скорее обращаешь внимание на его противоестественные движения и искаженные в гримасах страдания лица.

Финальная сцена выстроена по аналогии странно — в духе сражений двух эпичных существ. По крайней мере, наверняка в голове постановщика и режиссера это должно было напоминать нечто подобное. Схватка Пирамидоголового и превращенной в некую тварь Клаудии не отличается особой динамичностью — что, в целом, закономерно: попробуйте столкнуть любого тяжелого и медленного бойца файтинга с быстрым — и легко можете получить потерю всякой эстетической стремительности сражения. Без интересной задумки эта идея обречена на провал, а задумки тут, если честно, явно нет: «потеряйся» сцена на этапе монтажа, лента скорее бы приобрела...

В отличие от игры, история самой Хизер завершается здесь светло и радостно и с беспорядочными отсылками к игровой серии — садясь на грузовик Трэвиса Грэйди, очевидно нашедшего душевное спокойствие на волне всей правды о своей семье, которую он узнал в городе, пара отправляется подальше от злополучного Сайлент Хилла. Навстречу им направляется тюремный конвой, сопровождаемый полицейской машиной, а спасенный из лап Ордена Гарри следует за туманом вглубь в поисках Роуз...

Туман сквозь года: о дилогии-экранизации Silent Hill N-цать лет спустя

Мы свободны. Мы в безопасности. Впервые в жизни

Хизер

Десятилетие назад сиквелл не стал тем, чем назвался — откровения не получилось, но с вот преследуемая автономность определенно была достигнута. Возможно, триквелл Гана «Return to Silent Hill» если когда-то и выйдет, то уже лишился всех возможных ореолов и ожиданий, и начнет борьбу за сердца зрителей и фанатов с новой страницы.
До недавних пор будущее всей франшизы было столь аутентично покрыто туманом, но едва ли кто-то этому радовался. Сейчас, после официальных анонсов, кажется, пелена стала прозрачнее, и мы все видим кое-какие тропки, лишь в будущем узная, что они сулят. А пока филейная часть Пирамидоголового все еще, как и при съемках, по словам Рады Митчелл, тревожит умы — правда, это больше не актеры с площадки фильма, в игроки в Dead by Daylight.

2121
2 комментария

За Сайлент сердечко авансом!

1
Ответить

Именем низкополигонального мужчины среднего возраста!
Первый фильм был не только на тв без части сцен, так же была пиратка, у которой от лицензионной копии было отличие на 20 минут, и это были не вырезанные титры. Надеюсь не ее крутили по тв =)

1
Ответить