Геймдев как социально ответственный бизнес

На эту заметку меня вдохновил выпуск подкаста "Хочу в геймдев" от НИУ ВШЭ и 1010XP с Сергеем Волковым про путь джуна в игровой индустрии. Мне кажется, нет дискуссии о том, что мог бы и чего не делает геймдев-бизнес в отношении общества, а она вполне назрела. Добавлю, что я сам просто ноунейм из интернета, тексты пишу.

Начнём с определения. Конечно, бизнес это в основе своей максимизация прибыли и минимизация рисков. Правда, это определение минимум века 19. В наши дни бизнесу хорошо бы, например, развивать инфраструктуру по своей сфере или, что ближе к теме дискуссии, развивать культуру отношений соискателя и работодателя. На мой взгляд, в наши дни эти отношения существуют без компромисса, с явным перекосом в сторону работодателя.

Когда Сергея Волкова, уважаемого HR-директора 1С Games, спрашивают, грубо говоря, а куда деваться джуну без опыта, отвечает: "А это не моя проблема". И тут я его цитирую не в рамках критики. Он обнажает понятную, но не проговорённую проблему: проблемы специалиста без опыта, как говорится, шерифа не волнуют. В условных западных или даже японских, например, компаниях, делающих игры, проводят стажировки, сотрудничают с вузами, помогают трудоустраиваться талантливым студентам и выпускникам, в том числе и прокачивают софт-скиллы. Почему у нас не так?

Со своей непрофессиональной позиции предположу, что причин несколько. Играет роль отсутствие коммуникации между вузами и рынком — у нас есть прекрасные вузы, но трудоустройство выпускников, их востребованность, интересует их не в первую и даже не во вторую очередь. Вторая проблема — вечная "специфика рынка". Конечно, в крутых мобильных студиях (говорю без сарказма, в своей нише они могучие) время от времени мелькают вакансии для джунов без опыта. Но даже в этих случаях кандидат с портфолио (считай, с опытом) имеет куда больше шансов на успешное трудоустройство. Минимизация рисков.

Ещё в одном из предыдущих выпусков того же подкаста тот же Сергей Волков сказал, что у нашей игровой индустрии ещё нет жирка, то есть ресурсов заниматься подобными вещами. Но почему? F2P-студии, по их собственным признаниям и оценкам аналитиков, неплохо зарабатывают. Возможно, играет роль некое "мобилизационно-распределительное" состояние: агрессивно растём, быстро работаем, билды выпускаем, ресурсы распределены, времени на раскачку нет.

Получаем интересную ситуацию, я бы сказал, преимущественного перехантинга. Охотнее и проще взять опытного человека, чем с нуля обучать, развивать, тратить время (в том числе рабочее действующего сотрудника) и деньги. А откуда берутся опытные люди? Из других компаний. Получается, что соискатель обязан прийти на рынок с опытом или портфолио, иначе, скорее всего, его шансы найти работу стремятся к нулю. Но таких соискателей априори меньшинство. Остальных, получается, выдавливаем? Какая-то русская версия cancel culture выходит, "культура выдавления". При этом новые малые и средние компании не появляются.

Выходит, что какая-то масса соискателей не делает игры, а идёт в другие сферы, из-за особенностей рынка. Понятно, что всегда есть не особо желающие, любопытствующие, ищущие относительно лёгкого заработка ("буду играть в игры и получать за это деньги"). Но остальные-то?..

А почему не создаются новые небольшие игровые компании? Инвестиции без уже выпущенных проектов получить маловероятно, среды нет (инкубаторов, поддержки, бесплатных курсов, чего угодно).

Конечно, мне возразят, что есть же конкурсы. Можно, дескать, собраться, сделать что-нибудь, что показать нестыдно, понравиться аудитории и жюри, получить грант/финансирование/сотрудничество и делать себе спокойно. С одной стороны, да. С другой — там тоже много опытных участников. Но это лишь подтверждает тезис: рынок устроен так, что без опыта люди вынуждены искать иные способы найти своё место. Когда нет институтов (не в смысле вузов, а учреждений, терминов, среды и так далее), вместо них появляются заменители. Заменители сама по себе неплохая вещь, но, раз они нужны, значит, чего-то не хватает?..

Спасибо, что дочитали. Наверняка я смешал факты в кучу и немного увлёкся, так что можно заметить несхожести. Я написал эту заметку, потому что мне не безразлично, как и почему в геймдев с трудом попадают новички. Тем не менее это — лишь приглашение к дискуссии. Может, можно как-то развивать среду и сделать это частью бизнеса, а не просто отмахиваться.

22
14 комментариев

Момент, который не учел автор: 1C не то чтобы типичная игровая компания, а, если я понимаю правильно, часть СЭД гиганта 1C. И они могут позволить себе забить болт на кандидатов без опыта, просто потому что в принципе им куда проще выживать на рынке.

Более, мне кажется как HR-бренд 1С games тоже такое себе, не так давно были полыхания насчет их поведения с кандидатами

А вот другие компании как раз такое практикуют, как минимум тот же Sperasoft.

Касательно портфолио. Есть такое, да, для артистов до некоторого уровня портфолио не просто нужно, оно критично, потому что по тестовому можно не понять что человек любит, умеет. Плюс, оно само образуется в процессе обучения, как иначе-то. Если хочешь моделить, то скорее всего даже до стажировок все равно залезешь в бесплатный блендер поделать что-то.

Мелкие студии... А жить-кушать-платить счета с чего? Тут ведь какое дело - чтобы сделать продукт за вменяемый срок, нужно тратить нормально времени, а не пару часов то тут то там. Такое возможно, если у тебя есть капитал, либо инвестор с капиталом. Поэтому путь в индустрию по сути один - ебашить и ебашить, чтобы уметь делать что-то, за что тебе уже будут готовы платить.

Ответить

Хз, они могут себе позволить отмахиваться, а другие не могут позволить набирать людей без опыта.
Я писал с позиции геймдизайнера)
Жить-кушать? Я и говорю, среды нет, грантов, поддержки, фондов.

Ответить

Может, можно как-то развивать среду и сделать это частью бизнеса, а не просто отмахиваться.

Вы делаете выводы об индустрии на основе высказывания одного чувака из этой индустрии? Не факт, что другие компании не развивают это направление. Если это выгодно бизнесу, различные программы для привлечения людей без опыта будут существовать.

Ответить

Но их нет.

Ответить

Тебя что эссе в шараге заставили писать? Очень сложно изъясняешься о простых вещах, много воды, некоторые предложения просто нелогичны и бессвязны. Непонятно в чем социальная ответственность геймдева. С чего ты решил что не создаются новые маленькие студии?
По сабжу (про трудоустройство): проблема не уникальна, весь it-сектор так живет, если че, даже здесь в поиске можно найти тучу постов, все давно уже разжевано, на всех уровнях.
Так что вместо того что поднимать дискуссии и печатать заметки, мог бы для начала погуглить по теме и попытаться обосновать уникальность проблемы, потому что без этого ценность текста равна нулю

Ответить

Я так и написал. Социальная ответственность в данном случае — развивать среду, то есть помогать работать всем в этой сфере.
Весь IT-сектор так живёт, отмахиваясь? И никто не видит проблемы? Эх.
Вакансий в этих маленьких студиях нет.

Ответить