Статистика по играм русскоязычного сегмента Xbox за Август 2022

Скоро будет уже 7 лет, как я пилю свой хобби-проект по сбору статистики Xbox Live, и я собираю статистику по 474 тысячам русскоговорящих геймертагов. Это далеко не все игроки русскоязычного Xbox Live, но достаточно большая и интересная выборка. Предлагаю посмотреть на последний месяц лета: во что играли, как много, как долго.

Статистика по играм русскоязычного сегмента Xbox за Август 2022

Количество геймертагов, по которым я собираю информацию -- 474 тысячи, это на 15 тысяч больше, чем месяц назад, и это число постоянно увеличивается за счёт сканирования клубов, клипов, отзывов и прочих источников игроков, где я могу быть более-менее уверен, что язык, которым они пользуются, русский. В своём блоге я веду цикл статей, где немного рассказываю о том, что входит в экосистему Xbox Live и какая информация доступна моим скриптам.

Общее число игроков и среднее время игры

Не все 474 тысячи геймертагов запускают игры, примерно половина вообще заброшена, но я продолжаю сканировать их - вдруг однажды они проснутся.

Статистика по играм русскоязычного сегмента Xbox за Август 2022

Как можно увидеть, в августе 224 тысячи человек запустили игры, и, если поделить общее время в играх на число людей и на число дней в месяце, то получится, что играть в среднем стали на две минуты больше, чем в июле. Количество запущенных игр тоже выросло, и даже превысило показатели января.

Самые популярные игры за всё время

Это единственная таблица, которая показывает не прошлый месяц, а вообще, за всю историю, доступную в Xbox Live. То есть, если человек купил в 2013 фатку хуана, часик поиграл в Forza Motorsport 5 и сразу же продал её на авито, то тут будет +1 для этой игры.

Статистика по играм русскоязычного сегмента Xbox за Август 2022

Особых изменений с прошлым месяцем нет, первые 18 строк без изменений, дальше есть локальные подвижки, типа поднятия A Way Out с 21-го места на 19-е. Но в целом всё очень спокойно.

Самые популярные игры прошлого месяца

Для получения дальнейшей информации я использую технологию Rich Presence. Каждый раз, когда вы смотрите список друзей на консоли или в приложении Xbox App, в этом списке отмечено, кто сейчас онлайн, какая игра запущена и даже — для некоторых игр — что именно человек делает в игре. Я непрерывно опрашиваю состояние всех активных геймертагов и складываю результат в базу. Получается примерно каждые 40-50 секунд. Подробно про эту технологию я изложил в соответствующей заметке в блоге.

Коллажик на КДПВ построен именно по этой табличке.

Статистика по играм русскоязычного сегмента Xbox за Август 2022

Из интересного: ROBLOX прыгнул с 6 места на 4-е, потеснив Grand Theft Auto V и Fall Guys. Последний продолжает терять аудиторию, уступив теперь уже и ГТА5. Far Cry 5 отъехал с 7 места на 10-е, чуть поднялся Mortal Combat 11 с небольшим увеличением числа игроков на полторы тысячи.

Немного удивительная история с Forza Horizon 5 и 4: можно увидеть, что после выхода DLC для пятёрки количество играющих в предыдущую версию уменьшилось, а в пятёрку в июне стало играть на почти на 3 тысячи больше человек, чем в мае, например. Но теперь такое впечатление, что часть игроков вернулось обратно в четвёрку, превысив показатели марта-июля, а из пятой версии напротив, произошёл отток игроков.

По большому счёту на 6 месте должна быть FIFA 22, но из-за того, что версии для Xbox One и Xbox Series имеют разный ID, они считаются как отдельные игры, и занимают соседние строчки 11 и 12.

Изменение числа игроков в играх по месяцам

За точку отсчёта я взял апрель прошлого года, так как именно тогда количество геймертагов практически удвоилось, после чего неспешно растёт каждый день.

Для каждого месяца я беру топ-15 игр, и потом по общему списку строю график по количеству поигравших.

Статистика по играм русскоязычного сегмента Xbox за Август 2022

И отдельно график без лидеров, вдруг кому интересны игры нижней части топа

Статистика по играм русскоязычного сегмента Xbox за Август 2022

Игры, в которые играют долго

Для построения этой таблицы я брал общее время, которое провели игроки в игре, и делил его на количество игроков. Полученная величина — сколько в среднем игроки провели в этом месяце в этой игре. Эта цифра даже более интересна, чем абсолютные значения времени, особенно в сравнении с прошлыми месяцами.

Статистика по играм русскоязычного сегмента Xbox за Август 2022

Обратите внимание на столбец "Игроков": я отфильтровал игры, в которые поиграли как минимум 400 человек, иначе вся таблица полна каких-то ноунеймов, в которые упарывались единичные маньяки, при этом в самом столбце указано количество игроков в августе.

Учитывая, что всеобщее среднее время игроков не сильно меняется от месяца к месяцу, есть подозрение, что если в какую-то игру стали играть больше, то в какую-то -- меньше. То есть, можно попробовать отследить перетекание аудитории из одной игры в другую, особенно в рамках одного жанра, скажем, спортсимов.

Сколько дней в прошлом месяце играли

Редкий человек может позволить себе играть каждый день. Но и вообще за месяц ни разу не запустить ни одну игру -- тоже плохо.

Больше 3 тысяч человек играли каждый день, без пропусков!<br />
Больше 3 тысяч человек играли каждый день, без пропусков!

Нас интересует первый столбец (август). Получается, что почти 80 тысяч играли больше половины дней в месяце, ну и 223785 человек включили хотя бы один раз, при этом не просто включили, а запустили хотя бы одну игру. Если человек включал Xbox каждый день, но смотрел только Youtube и кино в браузере, тут для него будет ноль. В марте 5 дней скрипт сбора не работал.

Сколько часов в прошлом месяце играли в игры

По оси абсцисс отложим количество часов, которые провели в игре, а по оси ординат - количество человек, поигравших не менее, чем в указанное количество часов. Чем сильнее кривая стремится в правый верхний угол, тем лучше - больше людей играют дольше.

Почти 85 тысяч человек потратили в августе не менее 40 часов на игры, это больше, чем в прошлом месяце.<br />
Почти 85 тысяч человек потратили в августе не менее 40 часов на игры, это больше, чем в прошлом месяце.

И вообще видно, что кривая хоть и чуть-чуть, но сдвигается в правый верхний угол, то есть мы играем больше и дольше.

Популярность жанров

У каждой игры в MS Store есть понятие "Категория", обычно там что-то типа "Гонки и авиасимуляторы", или "Стратегия", или "Экшн и приключения". Таблица ниже показывает время, затраченное игроками в прошлом месяце на эти вот "Категории".

Статистика по играм русскоязычного сегмента Xbox за Август 2022

Чтобы было более наглядно, я сделал гистограмму: по горизонтальной оси среднее количество часов в прошлом месяце по данному жанру:

Опять видно, что какие-то долбичи упарываются в Казино, и их стало уже четверо! В прошлом месяце было всего двое.<br />
Опять видно, что какие-то долбичи упарываются в Казино, и их стало уже четверо! В прошлом месяце было всего двое.

Свойства игр, в которые играли в прошлом месяце

В отличие от Жанров ("Категорий"), у каждой игры в майкрософт-сторе есть ещё один или несколько тегов, в русскоязычной версии магазина они теперь называются "Возможности" (раньше было "Требования"). Ну, типа, "Один игрок", или "Оптимизировано для Xbox Series", или "HDR10". Их можно отмапить на количество времени, которое провели игроки, и построить такую таблицу:

Тут важно отметить, что у игр этих свойств может быть сколько угодно. У Gears 5 их, например, 25 штук. И, если игроки навернули 100500 часов в такую вот игру, все 25 тегов получат +100500 часов.
Тут важно отметить, что у игр этих свойств может быть сколько угодно. У Gears 5 их, например, 25 штук. И, если игроки навернули 100500 часов в такую вот игру, все 25 тегов получат +100500 часов.

Подробно про жанры и свойства (атрибуты) я рассказывал в отдельной статье своего блога.

Гистограмма:

Статистика по играм русскоязычного сегмента Xbox за Август 2022

Информация по платформам Xbox

Как известно, Xbox -- это не только игры, доступные на приставках 360/One/Series, но и с некоторых пор сюда попадают тайтлы с PC, iOS, Android и даже Playstation и Nintendo. Приведу столбчатую диаграмму (stacked bars), выровненную по 100%, ибо интересно наблюдать не просто абсолютные значения цифр, а и их относительное изменение.

Медленно, но верно некстген теснит пастген и где-то даже пекарню.<br />
Медленно, но верно некстген теснит пастген и где-то даже пекарню.

Сколько клипов снято в играх

Традиционная рубрика "самые зрелищные игры", потому что как только в игре случается что-то интересное, рука тянется к кнопке "записать произошедшее".

Не сохранённые клипы исчезают через месяц, вследствие чего последний месяц выглядит как резкий рывок вперёд, но по факту надо смотреть в октябре<br />
Не сохранённые клипы исчезают через месяц, вследствие чего последний месяц выглядит как резкий рывок вперёд, но по факту надо смотреть в октябре

По играм:

Тройку лидеров покинула Forza Horizon 5, на её место вернулся ROBLOX.<br />
Тройку лидеров покинула Forza Horizon 5, на её место вернулся ROBLOX.

В столбце с месяцем — число снятых в игре клипов, в круглых скобках — разница с прошлым месяцем. В столбце с игроками число поигравших, а в круглых скобках разница с прошлым месяцем.

Сколько скриншотов сделано в играх и выложено(!!!) в Xbox Live

Со скринами какая-то странная дичь, потому что, в отличие от клипов, на скрины, по всей видимости, распространяются возрастные ограничения. И теперь, чтобы ваши друзья или мои скрипты увидели сделанный вами скриншот, его надо не только сделать, но и запостить в ленту. Раньше всё было проще: скрин сам публиковался. Увы. Теперь скринов меньше, но тем выше их ценность.

Печальная тенденция уменьшения количества сделанных скриншотов вроде как немного развернулась: больше скринов в большем числе игр. Хотя, до января ещё далеко.<br />
Печальная тенденция уменьшения количества сделанных скриншотов вроде как немного развернулась: больше скринов в большем числе игр. Хотя, до января ещё далеко.

По играм:

Внезапно _.RetroArch._ прыгнул с 10 места на 4-е, усилиями всего восьми игроков<br />
Внезапно _.RetroArch._ прыгнул с 10 места на 4-е, усилиями всего восьми игроков

И да, в этом месяце танчики подвинули форзочку с первого места на второе.

Отзывы этого месяца

Отзывы на игры в магазине Xbox Store особенно интересны, так как невозможно оставить отзыв, не купив и не поиграв в игру. Отзывы, которые я читаю, можно оставить только с консоли, потому что я читаю не только отзыв, я смотрю геймертаг и связываю его со своей базой, чтобы можно было, прочтя очередной искромётный коммент, посмотреть, сколько человек поиграл в игру и чего добился.

Именно поэтому нет смысла оставлять комментарии в магазине Xbox на ПК: вместо геймертага там всегда какое-то "Сергей" или "Вася", что не есть геймертаг. Такие вещи я тупо игнорю.

Прошли времена, когда народ бомбил и хейтил в сторе за отсутствие русской локализации. Проблема сошла на "нет", и количество отзывов тупо уполовинилось...
Прошли времена, когда народ бомбил и хейтил в сторе за отсутствие русской локализации. Проблема сошла на "нет", и количество отзывов тупо уполовинилось...

По многочисленным сообщениям, майки занялись модерацией отзывов, при этом, к примеру, отзыв с матом может остаться, а отзыв с критикой ЛГБТ-повесточки бесследно исчезает. У меня реализован механизм добавления отзыва, но отсутствует удаление, поэтому да, если я успел перехватить отзыв перед удалением, он у меня будет, а на сайте вы его уже не найдёте.

А может и хорошо, что теперь не будет такого типа "запустил игру, русского нет, сразу снёс, оценка кол". Всё-таки больше ценности имеет инфа о геймплее.
А может и хорошо, что теперь не будет такого типа "запустил игру, русского нет, сразу снёс, оценка кол". Всё-таки больше ценности имеет инфа о геймплее.

Всё не очень просто на самом деле: отзыв можно оставить не только на разные варианты игры (Standard/Deluxe/Ultimate), но и на DLC и Add-on'ы. Я всё сваливаю в одну кучу для простоты.

Облако тегов по текстам отзывов. Принцип — с помощью pymorphy2 приводим все слова к единственному числу именительному падежу, убираем стоп-слова (предлоги, союзы, "xbox", "игра" и проч.) и используем wordcloud.

Статистика по играм русскоязычного сегмента Xbox за Август 2022

Сколько игроков сколько игр поиграло

Редкий игрок весь месяц упарывается ровно в одну игру (хотя, таких есть и немало).

Читать этот график просто: примерно 25 тысяч игроков поиграли не менее, чем в 15 игр.
Читать этот график просто: примерно 25 тысяч игроков поиграли не менее, чем в 15 игр.

Игры по геймпассу

Я посчитал время, проведённое во всех играх, и в играх, доступных по геймпассу.

Статистика по играм русскоязычного сегмента Xbox за Август 2022
35,9%
Именно столько времени в июне проведено в играх, доступных по геймпассу

Это не значит, что столько человек купили геймпас, это значит, что в геймпасе находятся игры, в которые игроки провели больше трети своего времени.

Игры Xbox 360

Подавляющее большинство игр на самом деле запускается по программе обратной совместимости. Я объясняю этот феномен тем фактом, что количество непрошитых Xbox 360 исчезающе мало, а прошитые не попадают в мою статистику, так как отключены от Xbox Live

Статистика по играм русскоязычного сегмента Xbox за Август 2022

По играм:

В круглых скобках разница с прошлым месяцем, а в последнем столбце — доступна ли игра по обратной совместимости на поколении One/Series.
В круглых скобках разница с прошлым месяцем, а в последнем столбце — доступна ли игра по обратной совместимости на поколении One/Series.

Распределение количества игр и игроков в прошлом месяце:

Почти 10 тысяч игроков поиграли в ноябре не менее, чем в 2 игры, доступные по обратной совместимости.
Почти 10 тысяч игроков поиграли в ноябре не менее, чем в 2 игры, доступные по обратной совместимости.

Вопросы и ответы

Q1. Зачем это вообще?
A1. Цель: вменяемая информация "кто во что играет", потому что сейчас всё, что есть, это некие "цифры продаж", мутная информация от всяких гамнокритиков, опросы на разных сайтах и другие непроверяемые цифры, в которые нам предлагается поверить.

Моя стата — кардинально иной инструмент. В идеальном мире моей статы игроки голосуют за игры своими геймпадами. Если игра хорошая — они в неё играют, проходят до конца, собирают ачивки, играют в допы. Если нет — запустят один-два раза по 20 минут и забудут. И мои скрипты это будут видеть, а цифры продаж этого не видят.

Q2. Почему именно русскоговорящиe?
A2. Русскоязычный сегмент Xbox Live имеет свои выраженные социокультурные особенности, из-за чего обобщённая, глобальная, мировая статистика не совсем адекватно отображает действительность в нашей стране. Почитайте отзывы на некоторые нелокализованные игры. Народ ставит единицы тупо за отсутствие русского перевода. Кроме того, есть и другие особенности, типа (почти) равнодушия к бейсболу и японской эпилептической наркомании.

Короче, исконно-посконная, духовно-скрепная, патриотически-православная статистика, как она есть.

Q3. Откуда набраны геймертаги?
A3. Некоторый процент — парсинг сайтов xboxland.net, stratege.ru и gamemag.ru. Примерно половина — участники русскоязычных (locale='ru-RU') клубов Xbox. И ещё почти столько же — авторы клипов и скриншотов в русской локали. Всего 474439 геймертагов на момент написания этого текста, и эта цифра постоянно растёт.

Я оцениваю погрешность как не превышающую 2%. Источник погрешности — случайно попавшие нерусскоязычные граждане, в основном из отзывов.

Q4. Дайте статистику по Playstation!
A4. «115 миллионов проданных приставок» (©Misery)

Q5. Для моего геймертага некорректные данные: другой геймерскор/клипы/скриншоты
A5. Буду благодарен, если вы сообщите мне об обнаруженных расхождениях в комментариях.

Q6. Меня нет на https://xboxstat.ru! Можно меня добавить?
A6. Самый простой способ — зафолловить Автолайкера. Это такой робот, который будет лайкать всё подряд в вашей ленте, заодно впишет ваш геймертаг в мою базу. Как только увидите себя в статистике, можно от него отписаться, лайкать перестанет.

Q7. Что за трешанина на xboxstat.ru?! Моск вскипел!
A7. https://xboxstat.ru — это прибор. И я не советую изучать стату с мобильника, всё-таки большой экран удобнее.

Ещё небольшая просьба

Распространение в русскоязычном информационном поле приветствуется, но прошу воздержаться от перевода на англоязычную аудиторию. У меня есть ощущение, близкое к уверенности, что издатели и платформодержатель не будут happy с такого рода информацией, которая (теоретически) может повлиять на продажи.

В остальном буду рад замечаниям, вопросам и комментариям.

Источник: https://xboxstat.ru (на реконструкции)

8282
16 комментариев

проделанная работа очень впечатляет. и интересно и удобно и свежо. спасибо

6
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Вот вторая половина таблицы, места с 41 по 80:

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить