Как при помощи простейших игр бороться с фейк-ньюс

Продолжаем рассказывать об играх, которые, возможно, не заработали популярность, но ценны своей обучающей и социальной составляющей. На очереди — NewsFeed Defenders, браузерная игра о фейк-ньюс.

О чем?

NewsFeed Defenders — это игра об информационной и медийной грамотности. Она была выпущена в 2018 году организацией iCivic, специализирующейся на образовательных играх для школьников и студентов, и полностью отвечает всем требованиям игр такого рода. Не «соответствует стереотипам», а именно «отвечает требованиям»: она наглядна, легко осваивается, даёт теоретические знания и возможность освоить их на практике, и при этом прекрасно прячет свой дидактичный тон, хорошо выглядит и захватывает. Главное — она окажется полезной не только молодым людям, но всем, кто когда-либо пытался найти информацию в интернете. И даже в более широком смысле: всем, кто когда-либо получал какую-либо информацию.

<p>Правдивая статья про тигров, кажущаяся выдумкой, и пример расследования<span>​</span></p>

Правдивая статья про тигров, кажущаяся выдумкой, и пример расследования

NewsFeed Defenders представляет собой симулятор ленты новостного агрегатора, знакомит игроков с требованиями, которым должна соответствовать информация, чтобы ей можно было доверять, и демонстрирует множество ситуаций, в которых определить надёжность информации оказывается непросто.

Вы участник интернет-сообщества Newsably, и ваша задача — улучшить портал, посвящённый одной из трёх тем: спорт и развлечения, студенческая жизнь или здоровье. За 14 игровых дней вы должны максимально поднять три основных показателя успешности сайта: фокус (отражает соответствие контента тематике сообщества), трафик (отражает популярность у пользователей) и достоверность (отражает признание сайта в качестве авторитетного источника).

Вы начинаете как обычный посетитель сайта, который может лишь читать новости да ставить лайки, но постепенно получаете доступ к функционалу модератора: можете добавлять новые посты, банить старые, выводить лучшие статьи в топ и так далее. Трафик можно увеличить, оставляя комментарии, поднимая посты в ленте лайками и размещая самые животрепещущие темы на верхних позициях ленты. Удаляя из ленты не подходящие тематике статьи, вы формируете репутацию сайта, на котором можно найти именно то, что ищешь, и не потеряться в материалах на смежные темы или откровенном информационном мусоре. А чтобы стать влиятельным ресурсом с безупречной репутацией, придётся проверять каждый пост на достоверность.

Чтобы информация в посте была признана достоверной, он должна соответствовать четырём критериям. Во-первых, информация должна быть точной: если в статье что-то преподносится как факты, она должна содержать ссылки на источники, а данные совпадать с указанными в источниках. Во-вторых, она должна быть прозрачной: каждый пост должен ясно обозначать свои цели, и реклама должна быть помечена как реклама, а личное мнение — как личное мнение. В-третьих, надёжной: источники, на которые ссылаются статьи, должны быть авторитетными. Ещё один критерий — беспристрастность. Предмет поста не должен быть освещён однобоко. Даже если автор — адепт определённой точки зрения, чтобы не манипулировать мнением читателя, ему необходимо указать существование других точек зрения и привести контраргументы.

Как модератор вы сможете выбрать любой пост ленты и забанить его, отметив, что информация не относится к тематике сообщества или не может быть признана достоверной. Чтобы отсеивать посты по этим критериям, вы будете проводить расследования. На самом деле вы можете точно узнать, что есть истина, просто кликнув по статье и выбрав, что проверять: загуглить существование университета или правдивость цитаты, поискать информацию об авторе, почитать, что пишут другие источники — ответ всегда найдётся. Проблема в том, что каждое действие занимает время. В среднем за день вы успеваете выполнить 4—6 действий, а это значит, что проверить каждый пост по каждому признаку не выйдет и придётся использовать понятийно-логическое мышление, здравый смысл и собственный опыт.

Правильно отсеянные публикации увеличивают ваши показатели успешности и приносят вам победные очки. На каждую жалобу вы будете получать уникальный ответ от администратора сайта с коротким, но точным разбором текста статьи. Если вы нашли в тексте признаки какого-то нарушения и ошиблись или, наоборот, упустили что-то, то победные очки вы потеряете — всё просто.

С какими проблемами столкнется игрок?

Управление интуитивное, освоиться будет несложно, тем более что с игровые возможности вводятся ступенчато, изо дня в день, а на элементах страницы, к которым ещё предстоит открыть доступ, ненавязчиво размещаются подсказки.

Выбор трёх доступных тематик, конечно, обусловлен аудиторией, для которой игра изначально разрабатывалась. Но они достаточно общечеловеческие, чтобы заинтересовать и взрослых людей. Кажется, что правило фокуса — самое простое правило сайта. Определить, насколько статья соответствует тематике, действительно несложно, хотя создатели игры специально расставили ловушки. Вы постоянно будете встречать публикации, которые уже видели, при этом часть из них удовлетворяет всем трём доступным тематикам, а какие-то — только одной. Не так сложно правильно оценить статью, как не потерять бдительность в общем потоке публикаций о стиле жизни молодых людей. Это и самый субъективный критерий (правильно оформленная реклама линейки спортивной одежды известной певицы, как выясняется, имеет прямое отношение к теме «Здоровье»), но в большинстве случаев всё очевидно.

<p>Пример подробного уникального ответа на жалобу с разбором, что не так в статье<span>​</span></p>

Пример подробного уникального ответа на жалобу с разбором, что не так в статье

Критерии достоверности гораздо строже и вы всегда можете точно выяснить, нарушает ли пост одно из правил сайта или нет. Сложность заключается в сохранении бдительности, а не в том, чтобы проверять всё. Всё не проверишь, а в тренировке навыка моментально выхватывать подозрительные детали. У каждой статьи на сайте есть источник, автор текста, изображение, заголовок и текст, ссылки, и каждая делает вид, что она достойна доверия. Вы можете встретить статью от автора-эксперта в теме, опубликованную в уважаемом издательстве, со статистикой, которая полностью соответствует информации, приведённой на правительственном сайте. И тем не менее, если она не содержит ссылку на источник, откуда были взяты данные, она должна быть удалена. Реклама выглядит совершенно одинаковой («Звезда N использует наш продукт»), но может быть как этичной, так и мошеннической — в зависимости от деталей. Некоторые вещи кажутся невероятными, например, тренер одного футбольного клуба сообщает, что решил вывести на тренировку тигров, чтобы мотивировать спортсменов — но стоит провести расследование и выяснится, что это правда, даже найдёте фотографии.

Разнообразие проблем, которые могут возникнуть с публикациями, и сочетаний мотивов статей и способов их реализации впечатляет. NewsFeed Defenders не допускает субъективности: отличная статья, которая вам так понравилась, тоже может не соответствовать правилам сайта, и ей не место в ленте, а назойливая и плоская реклама останется. Чаще всего ресурсу со множеством наград и хорошими отзывами можно доверять, но случается, что и он пропускает фейк-ньюс. Расследования достойно всё, даже мемы. Статья про мышь, которая таскает авокадо, после того как полгода назад прогремела на весь интернет как мышь, которая таскает пиццу, вызывает много вопросов: и в первую очередь, та ли это мышь? Нет ничего плохо в смешной новости про зверят, если она на своём месте и правдива. Но если статья выдаёт одну мышь за другую — то это уже серьёзно, и публиковать эту новость мы не будем. Весёлые тесты нравятся людям, но если вы встречаете в них вопросы вроде: «Сколько спален в вашем доме?», то стоит проверить, не собирают ли они о вас данные.

Почему в NewsFeed Defenders интересно играть?

Игра отлично держит баланс из новостей разной значимости, рассказывает об опасностях и учит непредвзятому отношению. Подчёркивается важность даже не самой достоверной информации как таковой, а значимость принципов формирования и потребления контента, которые позволяют создать удобную и безопасную среду. Это история не про новостной сайт или авторский блог — это история про агрегатор, где нет руководящей руки: новости из самых разных источников просто стекаются со всего интернета, и любое ваше действие — даже лайк или комментарий — частички гигантского месива информации. От осознанного поведения сообщества зависит, станет ли Newsably по-настоящему информативным ресурсом, а главное — будете ли вы чувствовать себя в безопасности, пока пользуетесь им.

​Пример того, как с помощью админских комментов рассказывается, какие вообще мареинговые уловки бывают
​Пример того, как с помощью админских комментов рассказывается, какие вообще мареинговые уловки бывают

Каждый день администратор сайта рассказывает вам о динамике показателей и объясняет, почему важны те или иные правила. И всё это абсолютно лишено назидательности: сообщения от администратора деловые, но живые. Во-первых, они не повторяются. Во-вторых, администратор позволяет себе давать оценочные суждения. Ещё она смеётся вместе с нами, когда мы замечаем, что в одной шуточной статье автора исследования про завтраки додумались назвать Бенедикт Скрембл, а когда соглашается с нами, что фотография платья, которое разделило интернет на две половины, подлежит удалению, доверительно сообщает, что редакция сайта — в чёрно-синей команде. Ко всем постам постоянно добавляются комментарии (в них, кстати, могут содержаться подсказки — пользователи отмечают несостыковки, которые вы можете расследовать). Когда же вы оставляете комментарии, у вас есть возможность выбрать из двух: одобрительного и критического, что позволяет вам на самом деле выражать своё отношение к проблеме, задумываться над тем, что вы прочитали и втягиваться в жизнь воображаемого сообщества.

Помимо статистики в конце каждого дня администратор рассказывает про маленькие победы Newsably. Это хороший убедительный способ показать, как следование правилам сайта приводит к реальным результатам. Вы не просто поступаете правильно, потому что вам так сказали, вы приносите пользу себе, сообществу и самому сайту. Если у вашего сайта высокий показатель фокуса, то администратор сообщит, что ваш сайт стали рекомендовать специалистам. Если высокий показатель достоверности — что студенты стали массово использовать материалы сайта в своих учебных работах. И так далее. Newsably может получать награды, у его создателей начинают брать интервью, потому что хорошо сделанный продукт привлекает пользователей, внимание и деньги.

Важно, что всё это не существует в вакууме, и игра не делает вид, что достаточно выложить несколько академических статей с результатами лабораторных исследований и создать нужный людям ресурс. В тренды попадают посты с клик-бейтными заголовками, а статья про лечебную марихуану соберёт в любом случае больше лайков, чем про новую вакцину от какого-то штамма какого-то гриппа. Умелое использование подобных тем приводит к притоку пользователей на сайт, но при этом NewsFeed Defenders подчёркивает, что острые темы или использование знаменитостей могут помочь популярности и при этом быть оформлены этично, а также как жестоко можно расплатиться за очень сомнительный пост на главной странице.

В чем практическая польза от NewsFeed Defenders?

Эта игра может быть забавным тренажёром, который познакомит человека с базовыми принципами информационной этики и прекрасно справится со своей задачей. А может быть частью курса, развивающего гражданское самосознание. Игра была создана при поддержке Annenberg Public Policy Center. Один из проектов этого центра — FactCheck.org — потратил 15 лет на проверку фактов, претензий политиков, вирусной дезинформации, чтобы снизить уровень обмана и путаницы в информационном поле вокруг политики США. А iCivics — некоммерческая организация, разработавшая эту игру — поставила своей целью создавать учебные материалы для школьников, которые бы в игровой форме прорабатывали бы с ними их права и обязанности.

NewsFeed Defenders — часть их программы. Вы можете просто пройти эту игру, а можете провести по ней урок: как и во всех играх iCivics, к игре прилагается руководство для учителя. Это темы для обсуждений, раздаточные материалы, три мини-урока, которые охватывают реальные проблемы алгоритмов и политики конфиденциальности. В материалах более подробно разобраны все критерии, а также проблемы, не освещённые в игре: боты и зеркала сайтов. В качестве милого дополнения в конце игры каждый может получить сертификат с оценкой, отражающий точность его отчётов.

Ваш опыт растёт, как внутриигровой, так и применимый к реальной жизни. Игра помогает разобраться в принципах работы сегодняшней хаотичной медиа-среды. А ещё объясняет, в чём наша ответственность за порядок в интернете. Ваша миссия — научиться и научить других знанию, как правильно распространять информацию, и вырастить здоровое сообщество. Конечно, про любую просоциальную игру можно так сказать: она обращает внимание на существование проблемы, заставляет поразмыслить. Но NewsFeed Defenders умудряется решить и более конкретную и ощутимую задачу: она не только вплетает в игровой процесс ознакомление игроков с ключевыми аспектами хорошей журналистики и пользовательским поведением, но и их тренировку во время прохождения.

Текст: Алина Кривошлыкова

44
Начать дискуссию