Из машины. Скрытый (не очень) смысл или как меня укусил Ридли Скотт

Аннотация: в центре сюжета — молодой человек, которого нанимает миллиардер, сделавший состояние на высокотехнологичных разработках. Задача работника — провести неделю в удаленном местечке, тестируя женщину-робота с искусственным интеллектом.

И аннотация немножко врёт: в центре сюжета не молодой человек Калеб(Глисон), а та самая женщина-робот Эйва(Викандер). Да, повествование происходит от лица Калеба, зритель знает ровно столько, сколько знает Калеб, но на самом деле это история Эйвы, рассказанная персонажем Глисона.

Если начать с конца, то фильм довольно хороший. Пожалуй, это мой любимый тип фильмов: интересный(таки номинирован на Оскар за сценарий) и красивый(таки Оскар за визуальные эффекты). Актёры годные — Глисон, Айзер, Викандер. И всё это приправлено сеттингом научной фантастики. Фильм можно посмотреть, получить удовольствие и забыть. Но если начать задавать вопросы и пытаться в абстракции, то фильм открывается с другой стороны и хочется посмотреть его ещё раз.

Дальше будут спойлеры.

А я начну с названия. Ex machina. В русском прокате фильм назывался «Из машины». Переводчики привязались к выражению Deus ex machina — Бог из машины. К тому же слоган фильма гласит: чтобы стереть грань между человек и машиной, нужно скрыть грань между людьми и богами.

Но если со словом machina всё однозначно, то ex, подсказывает 14-летняя школьница, это её бывший. Таким образом, если закрыть глаза на контекст, которого на самом деле и нет, получим что-то а-ля «в прошлом — машина», сейчас — что-то другое. И это спойлер. Мы знаем, что в центре истории робот, машина, а название подсказывает, что вскоре перестанет таковой быть.

Калеб выигрывает в розыгрыше неделю с миллиардеров в его особняке, летит туда и встречается с ним. Нэйтан (миллиардер) говорит, что задачей Калеба будет протестировать супер ИИ. На что Калеб отвечает, что если ИИ и правда такой крутой, то «Мне кажется, что робот с интеллектом — это не история человека. Это история Бога.»

Позже Нэйтан переврёт фразу Калеба во что-то типа «Ты создал что-то великое , ты — Бог».

Как бы намёк.

При этой же первой встрече миллиардер говорит, что они с Калебом — друзья, между ними не будет отношения работник-наниматель, они будут на равных. Но Нэйтан всегда направляет диалог, контролирует и ограничивает Калеба. ГГ пытается взять верх за счёт своего ума: он постоянно спрашивает об алгоритмах, алгоритмы объясняет, алгоритмами планирует. Нэйтану это не интересно, он хочет чтобы Калеб действовал на автоматизме, руководствовался чувствами. Нэйтан полностью контролирует ситуацию и не даёт понять в том, как работает его творение. Нэйтан — Бог, а пути Господни неисповедимы.

Нэйтан и Калеб часто разделены кадром:

Из машины. Скрытый (не очень) смысл или как меня укусил Ридли Скотт
Из машины. Скрытый (не очень) смысл или как меня укусил Ридли Скотт

Но, если есть Бог, должен быть и Дьявол. И эту роль исполняет Эйва. Сюжетно она жертва. После недельного теста Нэйтан обработает её данные, улучшит, сотрёт воспоминания и создаст новую версию. Для Эйвы это равносильно смерти.

Отношения робота и Калеба развиваются так, что они привязываются друг к другу, влюбляются. Стоит отметить, что в фильме много отражений, в основном Эйвы. Намёк на двуличность?

Из машины. Скрытый (не очень) смысл или как меня укусил Ридли Скотт
Из машины. Скрытый (не очень) смысл или как меня укусил Ридли Скотт

ГГ решает её спасти от злого Нэйтана, сбежать с ней и жить долго и счастливо. Но только ли благими намерениями руководствуется Калеб? Или гик-задрот в кои-то веки может получить того, кому он дорог? Исполнить свою мечту?

Немного ранее Калеб сказал: «Я стал смертью, разрушителем миров». И он решается на спасение Эйвы, решается уничтожить мир Нэйтана.

Но миллиардер об этом узнаёт и говорит об этом с Калебом. Нэйтан рассказывает ему, что дал Эйве все инструменты, чтобы она смогла бежать из клетки с помощью Калеба. Бог раскрывает личность Дьявола. Эйва не испытывает симпатии к Калебу, она притворялась. Но запретный плод уже сорван, а клетка открыта.

Нэйтан пытается остановить Эйву, но умирает. «Правда странно, что творения ненавидят создателя?»

Эйва уходит, оставив Калеба запертым в комплексе, обрекает его на смерть.

С точки же зрения Нэйтана, происходящее является эволюцией. Он говорит: «Однажды придет время, когда они[ИскИны] будут смотреть на нас так же, как мы — на окаменелости в равнинах Африки.»

Получается так, что Эйва — виток развития жизни, неконтролируемый и неизбежный:

«Ава для меня не решение, она — эволюция.»

На вопрос о причине создания Эйвы Нэйтан отвечает: «А ты бы не создал, если бы мог?»

Он подчёркивает, что это не вопрос желания, расчёта или собственной выгоды. Это стихийный, неизбежный процесс. В этой стихийности и есть природа человека:

Нэйтан: Что, если бы вместо того, чтобы творить искусство, он сказал: «Знаете что? Я не могу рисовать, пока наверняка не буду знать, зачем я это делаю.» Что тогда случилось бы?Калеб: Он не нанёс бы не единого штришка.

Таким образом, Эйва — результат эволюции. А что эволюция даёт любому живому существу? Инстинкт самосохранения. Именно он и движет Эйвой. Она использует все данные ей создателем инструменты ради одной цели — выживания.

«Ава была крысой в лабиринте. И я дал ей один выход. Чтобы сбежать, ей нужно было использовать самосознание, воображение, манипуляции, сексуальность, эмпатию, и она это сделала. А теперь, если это не настоящий ИИ, то что же это такое, черт возьми?»

55
7 комментариев

"Из" предполагает так же переход от чего то к чему то, доёбка к переводу названия совершенно не оправдана - по русски оно звучит так же двояко как в оригинале. 

2
Ответить

Согласен, проебался

Ответить

Хотя на русском "из" очень не очевидно предполагает прошлое состояние

Ответить

Такой себе кинчик, пересмотрел уже три раза , так и не понял почему он входит в списки рекомендуемых фильмов про ИИ

Ответить

Наверное, в целом хороших фильмов про ИИ не так и много, а тут и сценарий норм (кроме сцены с вертолётом), и каст.
А что дёрнуло дважды пересматривать ?

Ответить