Гонка за гонкой — и весь мир станет ненавидеть понедельники: обзор Garfield Kart - Furious Racing

Да, это именно то, что вы ждали на ДТФ все эти годы (со вчерашнего дня).

Гонка за гонкой — и весь мир станет ненавидеть понедельники: обзор Garfield Kart - Furious Racing

Когда-то давно я закончил гонять в Mario Kart, с мыслью: «Чёрт, не дожали!» Я не был готов к тому, что мейнстримовая игра может вот так взять и потерять мой интерес — даже учитывая эпичные заезды с постоянным натянутым накалом страстей. Но потом прошёл год... два... а последняя гонка всё никак не выходила у меня из головы. Открытым финишом разработчики как будто позволили картам не растворяться вместе с титрами, а остаться с нами всегда.

За прошедшие с тех пор годы серия Mario Kart успела стать классикой. Сколько бы человек её ни ненавидело, какие ей претензии бы ни предъявляли, в день выхода игр серии верхняя планка в жанре всё-таки поднимается. Как минимум Nintendo доказала, что аркадные гонки могут быть не менее живыми, чем в реальной жизни, а как максимум — нашла способ сделать геймплей и повествование неразрывными.

Гонки на картах — игры про любовь к скорости, построенные на адреналине. Они позволяют игроку прочувствовать экстремальное эмоциональное состояние и принять геймплей, откинув в сторону логику. Плевать, что Nintendo — злодеи для всего мира. Главное, что они герои для маленьких девочек. Или всё же не плевать?

Гонка за гонкой — и весь мир станет ненавидеть понедельники: обзор Garfield Kart - Furious Racing

Когда Artefacts Studios объявила о разработке Garfield Kart - Furious Racing, я больше всего боялся, что разработчики разрушат магию игр серии Mario Kart, перешагнут через неё, отмахнутся и пойдут дальше. Но эти опасения были напрасными: дух аркадных гонок чувствуется в каждом заезде — вплоть до финишной черты.

Это действительно никакой не клон Mario Kart, это оригинальная игра с собственной историей, которая сохраняет все сильные стороны оригинала и при этом добавляет ему глубины.

Лазанья, которую подают холодной

В официальном описании игры говорится, что Гарфилд возвращается, и это именно так. История знаменитого кота как будто и не прерывалась — даже без многочисленных флэшбеков вы сразу же узнаете всех своих любимых персонажей франшизы.

Геймплей в Garfield Kart получился многослойным как и настоящая лазанья. Если в других гонках заезды пролетают мгновенно и забываются за секунду, то у здесь они как будто длятся часами: разные персонажи с разными характеристиками по роковому стечению обстоятельств сходятся на одной трассе, чтобы дать своим картам мощный разгон на ближайшие часы.

Да, основные темы игры действительно — душевное спокойствие, радость и поиски лучшего пути к победе на невероятно красивых трасах, но в Artefacts Studios подошли к вопросу нетривиальным образом. Игра похожа на улучшенную версию «Тачек», где вы поочередно обставляете ваших соперников в списке лидеров.

Гонка за гонкой — и весь мир станет ненавидеть понедельники: обзор Garfield Kart - Furious Racing

Как и похожие проекты, Furious Racing тоже целиком строится на жажде скорости, но разработчики тут как будто выворачивают формулу наизнанку. В первой ваших заездах, как и обещали рекламные ролики, вы жестоко гоните вперёд, обгоняя всех, кто встанет на вашем пути. А во стоит поднять сложность... Скажем так, Artefacts Studios разбирает по кирпичикам все ваши предыдущие впечатления и заставляет игрока почувствовать одну из самых неприятных человеческих эмоций. Проигрыш ботам.

Да, Garfield Kart сделана не для того, чтобы вы ощутили сладкое чувство превосходства над виртуальными противниками. Если вы хотите пережить легкомысленные надругательство над любимыми героями, то вы ошиблись игрой. Ради раскрытия центральной идеи разработчики не жалеют ничего — даже нежных чувств фанатов к некоторым персонажам. Во всей этой игре есть, кажется, только один сбалансированный бот, да и тот нужен лишь для того, чтобы показать, насколько сильно сломаны все остальные.

Все игры в одной

Когда всё геймерское сообщество писало в Твиттере, что Garfield Kart - Furious Racing — самая большая игра в истории аркадных гонок, они даже немного скромничали. Это без вопросов самая амбициозная гоночная игра без открытого мира в принципе — после её прохождения чувствуешь, будто прожил вместе с Гарфилдом и его друзьями маленькую жизнь. Ещё в недавно мы недоумевали от Forza Horizons 5, которая для многих стала самой ожидаемой «гоночной» игрой мечты, но Artefacts Studios тут же перекрыла многие достижения Playground Games — как по технической части, так и по амбициям.

Трассы в Garfield Kart в несколько раз больше, чем в любой другой игре жанра — даже на «нормальной» сложности в неё можно гонять часами, а на высокой вы потратите дни и недели, чтобы обогнать хотя бы одного бота. И это не какие-то преувеличения и нытьё, нет — честных ботов тут нет ни на одном треке.

Гонка за гонкой — и весь мир станет ненавидеть понедельники: обзор Garfield Kart - Furious Racing

После завершения гонки, понимаешь, насколько неприятными для разработчиков стали увещевания игроков, о том что они просто скопировали Mario Kart . В Artefacts Studios специально создавали видоизменённые скриншоты и ролики, чтобы пустить игроков по ложному следу — всё для того, чтобы скрыть несколько сюрпризов. В том же превью для прессы намеренно ограничивали двумя не самыми интересными простыми гонками , чтобы люди думали, будто студия сделала казуальный клон. Но он отнюдь не такой.

Когда кажется, что гонка подходит к победному финишу, боты начинают совершенно новый виток гонки, и он меняет... вообще всё.

Garfield Kart — это две игры под одной обложкой, которые хитро перекликаются между собой на протяжении сотен часов, и вторая из них куда больше похожа на некий условный «ночной кошмар» казуальных геймеров, чем та, которую показывали в трейлерах. Друг без друга эти две игры были бы просто отличными, но вместе дают одно из самых ярких интерактивных переживаний за последние годы.

Длинный путь к совершенству

К Garfield Kart - Furious Racing действительно трудно найти универсальные слова. За десятки часов прохождения игра не раз меняет не только трассы, но и тон, и даже жанр. Garfield Kart через 5 часов на лёгкой сложности и через 20 на тяжёлой — это две очень разные игры. Нет, геймплей тут вполне себе цельный, но он всегда в первую очередь работает на унижение игрока.

Например, когда вы за Гарфилда проезжаете по знакомым вам улочкам, вы поначалу теряетесь — оказываетесь в невероятно проработанной локации в духе тех, что мы видели на страницах комиксов про всеми любимого кота. В эти несколько часов вы изучаете трассы за рулём карта, проезжаете мимо архитектурных и природных шедевров, читаете подсказки и ищете срезы на трассах.

Эти заезды нужны для того, чтобы игроки узнали основы геймплея. Пока Гарфилд ищет лучший маршрут для достижения финиша, вы натыкаетесь на раскиданные на трассах бонусы, платформы для ускорения, и кусочки паззлов, постепенно восстанавливая картины из галереи в главном меню.

Гонка за гонкой — и весь мир станет ненавидеть понедельники: обзор Garfield Kart - Furious Racing

В этом месте обучение на лёгком уровне немного вязнет, и хочется сказать: «Вот оно! Artefacts Studios ушли в казуальные гонки и искусственно снизили сложность!» Но на самом деле в Furious Racing больше никогда не будет таких простых гонок. Не поймите меня неправильно, уровни тут почти всегда топовые, а многие трассы воссозданы в масштабе один к одному, но разработчики используют их по-разному. Где-то простор нужен для того, чтобы вы поигрались с механикой ускорения, обгоняя сразу несколько соперников, а где-то — для того, чтобы показать невероятные эффекты от десятка доступных игроку бонусов.

В этом главная прелесть кривой сложности Garfield Kart. Аркадные гонки по своей структуре довольно монотонны, а Artefacts Studios удаётся сохранить их масштабы, не потеряв элемента сюрприза. Garfield Kart - Furious Racing воспринимается как 69 сезонов большого сериала, вышедшие в один день. Что может случиться в следующем эпизоде? Кто будет главным героем серии? Для игрока это очевидно далеко не всегда. Внутри Furious Racing есть даже несколько часов в духе ночных кошмаров (с участием нового вида ботов), но сделаны они со вкусом и чувством меры.

По темпу игра во многом похожа на других представителей жанра: после взрывного начала игра резко замедляется и берёт длинный разгон перед финалом. Но это время действительно необходимо для того, чтобы подготовиться к гонкам последнего уровня сложности и дать игроку необходимый опыт. О часах, проведённых в более лёгких заездах, вы точно не пожалеете.

Гонка за гонкой — и весь мир станет ненавидеть понедельники: обзор Garfield Kart - Furious Racing

Гараж — это ты сам

В одном из последних интервью перед релизом игры разработчики говорят, что они вдохновлялись в том числе и франшизой «Терминатор». В фильмах Стивена Спилберга есть несколько ярких сцен, где зритель постепенно теряет эмоциональную связь с персонажами-ИИ, видя как они превращается в монстров.

В Garfield Kart - Furious Racing есть похожий эффект, но помноженный на интерактивность. В игре нет настроек уровня ботов, но в финале вы будете себя чувствовать в соответствии с тем, как хорошо вы освоили игру. Это в любом случае смесь боли, стыда и опустошения, но их границы зависят во многом от вас.

Само собой, в игре есть и обычная сложность, где вы можете научиться скользить на поворотах и правильно использовать бонусы, но на фоне того, что тут происходит с ботами, все эти вещи меркнут.

Гонка за гонкой — и весь мир станет ненавидеть понедельники: обзор Garfield Kart - Furious Racing

И выбор шляп, и модификация картов нужны тут лишь затем, чтобы создать мотивацию для получения достижений. Самая ценная награда всегда достаётся тому, куда откроет секреты всех трасс в игре, но такие места на картах не надо выискивать — они считываются интуитивно.

Furious Racing часто ломает привычки, оставшиеся после Mario Kart. Например, здесь надо чаще всматриваться в irl-зеркало — в отражении вы можете увидеть уставшего и потерявшего рассудок человека.

В игре есть опциональные предметы, которые можно случайно пропустить, лишив себя части возможностей или отсылок. Например, шляпа, открывающий дополнительное ускорение от лазаньи, получается за медаль в гонках на определённой трассе , а удобный спойлер впервые даётся за получения достижения.

Немалую часть прохождения Garfield Kart - Furious Racing вы участвуете в лёгких гонках в поисках кусочков паззлов, медалей и достижений, которые нужны для получения модификаций, но в Artefacts Studios постарались сделать это занятие максимально интересным. Гараж здесь в каком-то смысле авторский — разработчики пытались уделить внимание каждому персонажу, каждому карту и каждой модификации для него. Для тех, кто любит бродить по останкам человеческого рассудка это не игра, а мечта, тем более, что все предметы доступны в соответствии с контекстом.

Где-то вас будет поджидать подходящая именно вам шляпа, где-то — забавное описание героев, а где-то — необходимое усиление характеристик. В Garfield Kart все предметы и карты доступны всем персонажам и тем самым никто не будет скучать.

Гонка за гонкой — и весь мир станет ненавидеть понедельники: обзор Garfield Kart - Furious Racing

Обгони или обгонят тебя

Восприятие гоночной системы и атак при помощи подбираемых бонусов в Furious Racing зависит от того, на какой сложности вы играете. Настройки тут очевидные. Хотите, чтобы вы плелись в конце, лове нескончаемые мины-пироги от соперников? Пожалуйста. Хотите сделать себе бескомпромиссный ад? Не проблема.

И чем выше вы ставите сложность, тем более нечестной становится игра. На стандартном уровне почти все вопросы с противниками удаётся решить с помощью двух-трёх видов бонусов, а уверенно управлять машинами или долго скользить на поворотах для ускорения, необязательно. Можно просто расчищать себе путь меткими выстрелами.

Когда включается максимальный уровень сложности, в ход идёт уже всё, включая алмазы-гранаты и пироги-мины, которые надо применять с особой осторожностью. Более того, тут появляется смысл пропускать противников вперед, используя их в качестве мишени для атак других гонщиков. Игра ощущается совсем по-другому, поскольку вы даже не пытаетесь обогнать всех ботов и просто надеетесь поскорее финишной черты, чтобы продвинуться дальше.

Гонка за гонкой — и весь мир станет ненавидеть понедельники: обзор Garfield Kart - Furious Racing

Если Garfield Kart настроить правильным образом, то она превращается в настоящий ад. Вот вас похищает НЛО, вот вас сбивают самонаводящимся пирогом, а потом вы перезапускаете гонку, увидев насколько вырвался вперед бот, играющий за крысу.

Быть может, атаки здесь не самый разнообразные, а бой по сути двухкнопочный (кинуть бонус спереди или сзади), но игра постоянно создаёт ситуации, из-за которых сердце почти выпрыгивает из груди. Опасность тут таится за каждым углом, а противники торопятся отправить вас на тот свет.

ИИ в Garfield Kart - Furious Racing — это наполовину сложные алгоритмы и наполовину красивая иллюзия. Конечно, у неигровых персонажей тут есть свои ограничения и слабые места, но гоняться с ними больно. Они нечестно преследуют вас, когда вы хоть немного отрываетесь вперёд, и при этом могут совместно атаковать вас минами даже с десятков метров. Они как будто вслух сообщают друг другу о том, что вы лидируете, и готовы кинуть в вас каждый бонус на локации, пока морально вас не уничтожат.

На трассах почти нет слепых зон и абсолютно надёжных укрытий, поэтому вам приходится постоянно двигаться и быстро принимать решения. С появлением бонусов и без того сложная ситуация становится ещё более напряжённой.

Разработчиков нельзя упрекнуть в создании «кино без геймплея», все механики в Garfield Kart - Furious Racing могут проявить себя в любой момент времени. Мне удалось выиграть гонку, заранее заминировав пирогом ближайшую платформу ускорения.

Боты в игре стали реалистичнее и опаснее, а про их трюки я даже не буду ничего рассказывать — сами увидите
Боты в игре стали реалистичнее и опаснее, а про их трюки я даже не буду ничего рассказывать — сами увидите

В Garfield Kart атаки были реализованы так, чтобы игрока в любой стычке слегка мучила совесть — даже получив пирог в лицо, по меркам жанра соперники замирают на неприлично долгое время. Игра выводит это ощущение на новый уровень. Противники тут знают друг друга по именам и переживают за своих питомцев, а при неудачном выстреле замирают не сразу. Небольшая осечка, и подушка попадает в карт на крутом повороте, и лишённый сознания противник съезжает с трассы в реку, истошно храпя перед смертью.

В боевой системе тут нет изобилия приёмов и умений, но игра компенсирует скромность этого набора ощущением физического присутствия на месте действий — Гарфилд и его друзья, возможно, самые гибкие и живые интерактивные персонажи в гонках от третьего лица. Очень многое тут зависит от положения, в котором находится ваш карт и ваш оппонент. Если противник спрятался от Гарфилда за поворотом, запускать атаку надо одним образом, а если пытаетесь протаранить врага с ускорения — то совершенно другим.

Гонка за гонкой — и весь мир станет ненавидеть понедельники: обзор Garfield Kart - Furious Racing

Что особенно важно, Artefacts Studios удалось избежать традиционных для гонок от третьего лица условностей. В Furious Racing далеко не всегда очевидно, что вы увидите дальше по трассе, поскольку все объекты на карте расставлены максимально естественно. Чтобы разогнаться, Гарфилду нужны специально расставленные «прямоугольники», а ваши противники при этом умеют двигаться в любом направлении и атаковать вас всем скопом.

Порой движения картов в пространстве настолько правдоподобны и хорошо сочетаются друг с другом, что небольшие огрехи в анимации и коллизии объектов могут резко выдернуть тебя из сложившейся иллюзии. Чёрт, это же игра.

Гарфилд на пике формы

Качеством своей режиссуры Furious Racing удивляет с первых же секунд — от мелких вздохов и едва уловимых элементов мимики персонажей до посекундно выверенных монтажных склеек.

Неудивительно, что про Гарфилда уже сняты так много фильмов и анимационных сериалов — он уже давно превзошёл необходимый для этого уровень.

Да и написан Garfield Kart талантливо. Все играбельные персонажи молчат не проговаривают свою мотивацию или эмоции, а самые сильные заявления разработчики делают по принципу «показывай, а не рассказывай». Каждый геймплейный отрезок и каждая трасса тут служат определённой цели, а лудонарративный диссонанс возникает только как мощный творческий приём, позволяющий лучше раскрыть главную идею.

Garfield Kart - Furious Racing — это хитро придуманная и полная нюансов игра о том, как много боли и бессмысленной ненависти порождает наше нежелание учиться и запоминать действия ботов.

Ощущение избыточности геймплея в Garfield Kart появляется только в самом конце, когда в Artefacts Studios никак не могут проститься со своими героями и ставят сразу несколько гран-при высочайшего уровня сложности подряд. Точно такое же чувство у меня было в Mario Kart и Crash Team Racing, но у авторов Furious Racing «хвост» получился намного сложнее.

Гонка за гонкой — и весь мир станет ненавидеть понедельники: обзор Garfield Kart - Furious Racing

Я не могу назвать высокий уровень сложности бесполезным или лишним — он расставляет последние точки над «i», расширяет ваш анус и вводит туда ботов без капли баланса. Но примитесь вы за него уже после того, как в игре случатся все моменты её подлинного величия.

Быть может, Mario Kart и более лаконична, а Crash Team Racing более пронзителен, но Garfield Kart — без сомнений главная аркадная гонка на сегодняшний день. Хоть она и несбалансирована, но лишена большинства недостатков, а скучное обгонялово на блеклых картах исчезли.

Если Mario Kart — это «Дети против Волшебников», то Garfield Kart — это трилогия «Тачки».

Не зря ли студия взялась за эту игру? На мой взгляд, не зря. Furious Racing не просто развивает идеи и персонажей оригинальных комиксов, а добавляет им дополнительной глубины и трагизма. В Artefacts Studios умудрились поднять планку даже в той области, где Mario Kart считалась чуть ли не уникальной игрой. В течение каждой гонки разработчики как будто дискутируют сами с собой и предлагают новые способы покарать игрока.

После нескольких сотен часов, в финале последнего гран-при на высокой сложности понимаешь, что огромная по меркам студии продолжительность здесь была необходимой: без большого разгона главный геймплейный приём , придуманный разработчиками - унижение игрока, не вызвал бы настолько сильных эмоций.

Несколько (один) дней назад, пользователь ДТФ Михаил Темняков, при странных обстоятельствах покидающий сайт на полгода, в сердцах создал пост, в котором раздал кучу мусорных игр. Понятно, что брать что-то оттуда мне не очень хотелось, но потом взгляд зацепился за поистине шедевральную игру, которой и посвящён этот обзор.

В начале текущего поколения Nintendo сделала ставку на аркадные гонки от третьего лица. Кого-то это раздражает, кого-то — бесит, кто-то жалуется на то, что TLOZ: Breath of the Wild прехайпленное говно, несравнимое с Assassin's Creed Odyssey. И 110 миллиардов проданных копий Garfield Kart спустя уже нет сомнений в том, что все они правы.

Так вот, если гонки вам по-прежнему по душе, то можете не сомневаться в том, что Garfield Kart - Furious Racing — главная из них. Какой бы ни получилась Forza Horizons 5, я уверен в том, что именно игра Artefacts Studios станет последним громким аккордом для игровой индустрии.

Гонка за гонкой — и весь мир станет ненавидеть понедельники: обзор Garfield Kart - Furious Racing

Я говорю «главной», а не «лучшей» в том числе потому, что не хочу в очередной раз спорить о вкусах. В основном, потому что спорить никто и не станет, всем очевидно, что Furious Racing — совершенная игра, это идеология индустрии видеоигр, доведённая до абсолютного на сегодняшний день предела. Это гигантская игра, в которой чувствуется авторский почерк, а не холодный расчёт.

Garfield Kart — вероятно, самый дорогой и амбициозный релиз в истории игр на сегодняшний день, и она великолепно делает то, на что в современном мире способны только игры — совмещает продакшн голливудских блокбастеров с продуманным до мелочей повествованием сериалов.

С выходом Garfield Kart - Furious Racing команда Artefacts Studios окончательно закрепится в статусе студии, которую невозможно заменить — как ту же Blizzard. Чтобы увидеть ещё одну игру уровня Garfield Kart, нам придётся дождаться следующей игры про Гарфилда. И эта перспектива одновременно радует и пугает.

5151
75 комментариев

Всего за день я заспидранил прохождение и обзор этой поистине шедевральной игры, чтобы успеть до отъезда @Михаил Темняков . Кстати, именно его я (и все читающие) должны благодарить за то, что я получил возможность прикоснуться с прекрасному.

13
Ответить

Комментарий недоступен

11
Ответить

Ахахахахаххахаха

11
Ответить

У меня он прост в вордовском файле сохранённый лежал с того раза, как я его нейросети скармливал.

5
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить