«Лебединое озеро» в театре Ковент-гарден, Лондон, 1911 год. Казалось бы, просто балет. Но его история - про наше время

https://www.loc.gov/item/ihas.200181815/
https://www.loc.gov/item/ihas.200181815/

Балет композитора Петра Чайковского привёз в Англию театральный организатор (продюсер, как сейчас бы сказали) Сергей Дягилев.

Чайковский был не просто первой русской суперзвездой мирового масштаба - он стал одним из самых влиятельных композиторов всех времён, сочинил бессмертные произведения, выразительность и гармония которых уже полтора века вызывают у слушателей сильнейший эмоциональный отклик.

П. И. Чайковский. 1840-1893.
П. И. Чайковский. 1840-1893.

Сергей Дягилев - человек, благодаря которому в Европе начали искренне интересоваться Россией и даже влюбляться в неё. Посредством организованных им представлений жителям Парижа, Лондона, Рима и Нью-Йорка демострировалась наша культура с её национальными традициями в невиданной ранее форме. Дягилев спонсировал молодых артистов и постановщиков, пропагандировал отсутствие рамок в искусстве. Он создал принципиально новый, молодой и по-своему дерзкий образ балета с безукоризненным вниманием ко всем составляющим элементам, а так же чувственными и не менее важными, чем женские партиями мужчин.

С. П. Дягилев. 1872-1929.
С. П. Дягилев. 1872-1929.

Если до Чайковского и Дягилева балет ассоциировался прежде всего с Францией (где он, собственно, и зародился), то к началу XX века начал знаменовать собой именно Россию.

Новаторская живопись авангардистов, новаторская поэзия футуристов, новаторская драматургия Станиславского, новаторские симфонии Рахманинова, новаторская мультипликация Старевича, а уже после революции - новаторское кино Эйзенштейна. Русская культура была символом прогресса и свободного духа. В Москве и Петербурге во всех смыслах дышалось легче, чем в том же Лондоне.

Это в Англии выдающихся деятелей культуры вроде Оскара Уайлда сажали за решётку и обрекали гробить здоровье каторжным трудом за одни только подозрения в неподобающей личной жизни. Это во Франции цензурная комиссия запрещала сотни фильмов в год, вырезала из мировых шедевров гигантские куски. Это в Европе и (особенно) США многие боялись «тлетворного влияния» развратной России - сначала николаевско-распутинской, а затем коммунистической. Во времена, когда Ку-клукс-клан ежегодно убивал тысячи людей за «неправильные» связи и взгляды (не говоря уж про цвет кожи), в России спокойно действовало общество «Долой стыд», повсеместно были распространены коммуны свободной любви. Зенит русской культуры и до, и после революции был неразрывно связан с внутренней свободой людей и их раскрепощением.

Нудистский пляж на Пречистинской набережной, Москва, 1920ые.
Нудистский пляж на Пречистинской набережной, Москва, 1920ые.

А потом в России пришли к власти граждане, не имевшие к русской культуре никакого отношения. И именно тогда людям начали диктовать единственно верный подход к творчеству, а заодно и к жизни. Вся Россия была вынуждена подчинятся программе строительства прекрасного нового мира, в котором не нашлось места свободе ни в искусстве, ни в отношениях между людьми. Борьба с формализмом (творческой индивидуальностью), космополитизмом (перенимание опыта других стран) и «низкопоклонством перед Западом» (без комментариев) на десятилетия искалечила русскую культуру: авторы под страхом репрессий боялись сделать малейший шаг в сторону от навязанных стандартов. Впрочем, некоторые гении вроде Эйзенштейна, Щусева или Мандельштама даже на таком минном поле осмеливались не ходить строем.

Вторая часть исторической драмы «Иван Грозный», снятая Эйзенштейном в военные годы, была запрещена сталинской цензурой и вышла в прокат только во времена «оттепели», в 1958 году.
Вторая часть исторической драмы «Иван Грозный», снятая Эйзенштейном в военные годы, была запрещена сталинской цензурой и вышла в прокат только во времена «оттепели», в 1958 году.

Да, к концу 50-х государство несколько ослабило хватку, но, во-первых, всё равно сильно ограничивало творцов, а во-вторых, к тому моменту уже западные авторы (зачастую вдохновлявшиеся тем самым русским искусством начала века) стали прочно ассоциироваться с прогрессом. Культура по обе стороны Атлантики развивалась невиданными темпами, прогрессивные подходы к творчеству в условиях относительно слабой цензуры позволили создать приблизительно всю современную поп-культуру в диапазоне от рок-музыки до Мартина Скорсезе. Все хотели снимать, как в Голливуде, сводить инструменты, как в Ливерпуле, создавать одежду, как с подиумов Милана.

Разумеется, и при советской власти русская земля продолжала дарить человечеству передовые произведения, особенно в кино (спасибо Калатозову, Тарковскому, Климову). Но прежнего уровня влияния на мир отечественная культура, увы, уже не оказывала: после «консервативной» революции сверху в 30-х наши молодые режиссёры, театралы, музыканты до сих пор черпают идеи на Западе, в то время как на Западе с современной русской культурой знакомятся гораздо реже - в основном по вирусным тиктокам.

Созданный продюсером Иваном Шаповаловым дуэт t.A.T.u. - редкий пример массового международного успеха русской культуры в XXI веке. Фотографии сделаны примерно 20 лет назад и, как можно убедиться, общество в России претерпело некоторые изменения.
Созданный продюсером Иваном Шаповаловым дуэт t.A.T.u. - редкий пример массового международного успеха русской культуры в XXI веке. Фотографии сделаны примерно 20 лет назад и, как можно убедиться, общество в России претерпело некоторые изменения.

Русскому балету откровенно повезло. Если бы Дягилев родился лет на 20 позже, никакие «Русские сезоны» Европу бы не посетили, никакой бы революции в этом искусстве не случилось. Мужчины в трико ? На сцене ? Что за дегенеративное искусство !

Не дали бы спокойно жить и Чайковскому. Как и Дягилев, он относился к той категории русских людей, которых пришедшие к власти после Ленина правители и взращенные ими новые поколения номенклатуры считали ««классово чуждыми элементами». Формально особенности их личной жизни приводили к тюремному заключению на срок до 8 лет, в реальности же чаще просто расстреливали по надуманной статье.

Николай Клюев, русский поэт новокрестьянского направления. Прислал редактору стихи, любовная лирика которых была написана от мужского лица к мужскому. После был арестован и в 1937 г. расстрелян за «контрреволюционную агитацию». Реабилитирован в 1960 г.
Николай Клюев, русский поэт новокрестьянского направления. Прислал редактору стихи, любовная лирика которых была написана от мужского лица к мужскому. После был арестован и в 1937 г. расстрелян за «контрреволюционную агитацию». Реабилитирован в 1960 г.

Конечно, некоторые на этом месте могут задаться вопросом: а какое всё это отношение имеет к сегодняшнему дню ? Ведь сейчас в России никого из таких людей не расстреливают и даже не арестовывают за сам факт их существования. Но в русском языке (не без помощи заимствования) имеется такое слово, как «тенденция». А ещё есть слово

ПОКА.

Сегодня мы перевернули календарь и обнаружили, что наступила зима. В эти дни люди ощущают неумолимое приближения двух важнейших праздников: светского (Новый год) и религиозного (Рождество). И вот уже много лет символом этих праздников является балет Чайковского «Щелкунчик». Во многих театрах уже распроданы все билеты, а возле Большого за них едва не началась давка в колоссальной очереди.

Совсем скоро родители вместе со своими детьми приобщатся к этому великому произведению про победу добра и любви над предрассудками и ненавистью. Зрители несколько часов будут переполняться светлыми эмоциями и с ними же вернуться домой. Дома родители включат телевизор, где после просмотра рекламы арахисовых конфет под «Танец Феи Драже» их вниманию представиться говорящая голова, которая предложит сжигать и закапывать в землю сердца неправильных людей. И родители будут поддакивать. А в соседней комнате их ребёнок будет делать домашнее задание, в котором нужно описать причины морального разложения общества. И он наверняка выполнит задание на пятёрку.

У меня нет никакого ответа на вопрос, что с этой ситуацией делать. А если бы и был, то ему точно не место на DTF (не снесут этот пост - и на том спасибо). Очевидно, что говорящие головы добились своего: людей, которые кричат про защиту русской культуры и традиционные ценности сейчас очень много. Жаль только главной культурой в их жизни чаще всего является культура пития, а под эталонным обществом традиционных ценностей, к которому нужно стремиться, понимается отрезок истории в несколько десятилетий, во время которого эти ценности заколачивались в русскую землю буквально извне.

А нам сегодня остаётся лишь помнить, что такое настоящая русская культура и какой она была в годы своего наибольшего влияния на человечество. И возможно однажды наши дети всё-таки станут умнее, честнее и добрее, чем мы. Тогда и новые «Русские сезоны» будут не за горами, а Россию снова будут не только боятся, но и любить.

«Лебединое озеро» в театре Ковент-гарден, Лондон, 1911 год. Казалось бы, просто балет. Но его история - про наше время
5757
17 комментариев

на всякий случай
"осуждаю"

Замечательный текст! Приятно и удивительно видеть подобное на дтф

2

родители вместе со своими детьми приобщаться

1

Поправил. Спасибо !

Текст небезынтересный, но крайне тенденциозный и местами манипулятивный. Первое, что бросается в глаза - пренебрежение автором принципом историзма и попытки провести неуместные параллели, приводя в качестве аргумента наличие уголовного преследования граждан с различными половыми девиациями и цензуру творчества данных граждан. Однако в цитадели демократии в тот период было всё то же самое, а именно уголовная ответственность (срок больше 20-ти лет,если не ошибаюсь) и цензура (кодекс Хейса, пункт 4).
Клюев был осуждён по политической статье, причём как рецидивист. Мандельштам стал жертвой внутрипартийной борьбы после того как лишился покровительства знакомых высоких партийных чиновников, среди которых был и Ежов, автор 37-го, который сам был из этих.
Странны также намёки автора на то, что родившиеся на Кавказе не могут быть полноценными представителями русской культуры, причём тут же в качестве образчика русской культуры приводится грузин Калатозов.

Кстати, на фотографии с Тату выражается протест против намечающейся американской агрессии против Ирака. А ранее этого фото выпускали песню в поддержку Сербии.