Всё, что вы боялись спросить о Евровидении

В преддверии конкурса 2022 года рассмотрим анатомию самого популярного телешоу в мире, и расскажем, почему это большая потеря для России.

Maneskin после победы на Евровидении снискали мировую славу
Maneskin после победы на Евровидении снискали мировую славу

В массовом сознании россиян Евровидение – бесполезный конкурс с плохими песнями и пропагандой меньшинств, буквально свидетельство загнивания Европы. Однако, конкурс такой репутации не заслужил, и более того, необходим России.

Откуда оно взялось?

Термин «евровидение» впервые был употреблён журналистом в 1951 году, когда он восхищался тому, что программу британского BBC транслировали на телевидении Нидерландов. Сие действие было результатном работы Европейского Вещательного Союза (EBU), созданного для соединения сетей телевидения и культурного объединения стран Европы годом раннее. Помимо обмена контентом, главным детищем союза его создатели хотели видеть развлекательную программу, которая могла бы преодолеть культурные границы недоверявшей и опасавшейся друг друга послевоенной Европы. Результатом питчинга идей стал конкурс песни, вдохновлённый известным итальянским фестивалем Сан-Ремо. Так, в 1956 году, 66 лет назад, в Швейцарии был проведён первый конкурс песни Евровидение.

Победительница первого Евровидения

За прошедшее время конкурс сильно изменился, однако, концепт остался тем же: каждая страна-член EBU выбирает и посылает оригинальную песню, которая исполняется вживую во время телеэфира, после чего посредством общего голосования всех-стран-участниц выбирается победитель, который берёт на себя обязательство провести конкурс в следующем году. Неизменной с 1956 года осталась и ещё одна вещь: Евровидение – флагман телевизионных технологий. Это всегда лучшее, что на данный момент может предложить телетрансляция, к примеру, они одними из первых использовали Full HD, телемосты, CGI в прямом эфире, SteadyCam, голографию, etc. И стабильно продолжают удивлять ежегодно. В этот раз конкурс впервые покажут в 4K.

Техническое закулисье шоу 2016 года

Анатомия конкурса

Подготовка к конкурсу начинается сразу после конца предыдущего. Стране-победительнице нужно менее, чем за год, найти деньги и организовать огромное (неокупаемое!) мероприятие длиною почти в месяц, в котором будут задействованы тысячи человек. Иногда страны немедля начинают строить целые стадионы ради Евровидения, а иногда сотрудникам EBU приходится сильно постараться, чтобы завести бюрократические механизмы страны-хозяйки. Большинство стран воспринимают Евровидение как возможность прорекламировать себя и фокусируются на этом, оставляя другие факторы на второй план. И лишь богатые страны, которые не нуждаются в самопрезентации, позволяют себе сосредоточиться на лоре конкурса, многократно превысить запланированные бюджеты и реализовать безумные идеи, рождая, безусловно, лучшие шоу.

Арена в Баку, построенная специально для Евровидения

Отбор песен

Для начала нужно выбрать песню. Она должна соответствовать чётким критериям: быть оригинальной, обнародованной не ранее 1 сентября, длиться не больше трёх минут и не касаться политики. На деле многие из этих правил нарушаются, то и дело возникают скандалы с плагиатом или публичным исполнением трека до 1 сентября, политизированностью и так далее. Но в большинстве своём, если что-то выяснилось слишком поздно, EBU смотрит на это сквозь пальцы. Также, ограничение в 3 минуты, логичное для трансляции большого количества песен, иногда плохо влияет на их качество. Многие артисты вынуждены вырезать важные части композиций.

Плагиат победной песни Израиля 2018

Процедура отбора никак не регламентирована, зависит от желания и возможностей местных телеканалов (да, на самом деле на Евровидении соревнуются не страны, а телеканалы их представляющие). Италия отправляет победителей Сан-Ремо, некоторые страны выбирают участников закрытым образом, некоторые организовывают национальный отбор – мини-евровидение по своим правилам. Нацотборы по качеству песен бывают даже интереснее самого Евровидения. Швеция, успешнейшая страна-экспортёр поп-музыки, проводит Melodifestivalen, длящийся несколько месяцев и популярный и далеко за пределами Скандинавии (А в Швеции даже иногда популярнее самого Евровидения). Лукашенко, вот, лично выбирал исполнителей, результатом чего стало величайшее «АЙЛАВ бэларус гхадагхыпынсайт»

Победитель Melodifestivalen 2020
АЙЛАВ бэларус гхадагхыпынсайт

Почему песни плохие?

Здесь стоит подробнее остановиться на качестве песен. Во-первых то, что из 40 песен вам нравятся лишь единицы – нормально. Так и должно быть, это вкусовщина. Даже заядлым еврофанам редко когда нравится больше. Однако, многие из них действительно откровенно не очень и на то есть причины:

1) Вопреки восприятию России, которая относится к конкурсу слишком серьёзно, и готовит исполнителя чуть ли не на войну, в остальных странах, в основном, конкурс негласно воспринимается как вотчина молодых исполнителей. Они могут быть неопытны или подать заявку ради смеха и множество других причин. Мастодонтов отправляют редко, ибо им это невыгодно. Дело в том, что права на песню передаются EBU и музыкант имеет право не на всю заработанную с ней сумму. К тому же, на это придётся потратить несколько месяцев подготовки, что может себе позволить не каждый артист.

Собственно, передача прав также может повлиять на качество песни, ведь продюсер артиста, более успешный, по его мнению, трек, может приберечь себе.

Победители 2021 года, с, вероятно, худшей песней в их карьере

2) Коррупция. Никто не гарантировал честность на местах! Как проводятся отборы в каждой стране – дело телеканала. И занести деняк или ещё чего может кто угодно. А иногда, страшное дело, песня выбирается на уровне государства которое хочет послать тот или иной скрытый месседж.

Скрытыми месседжами любит баловаться Россия

3) Странам не нужна победа. Проводить Евровидение дорогое удовольствие. Они намеренно отправляют заведомо среднюю песню, чтобы ненароком не победить. Часто бывают случаи, когда делегация понимает, что всё идёт слишком хорошо, и в последний момент ухудшают номер.

Комик из Черногории прямо в тексте песни заявляет, что вертел этот конкурс и приехал только угарать. Юмор был понят зрителями слишком поздно, песня, увы, осталась в полуфинале.

4) Многие маленькие европейские страны могут просто не иметь музыки того уровня, что есть, например, у Швеции. В силу разных причин: бедности, культуры и так далее. Хотя это не всем и не всегда мешает, но звёзды должны сойтись.

Лучшего у Сан-Марино не было

5) Плохой номер. Визуальная составляющая может сильно испортить песню, вплоть до одежды. До недавнего времени существовала премия Барбары Декс, участницы, которая с хорошей песней вышла в ужасном наряде, что и обвалило её шансы на победу. Обосраться можно со всем: свет, декорации, сценарий, раскадровка – всё это имеет огромное значение.

Вашу маму и там и тут показывают
Вроде и песня хорошая, и голос на месте, но постановка и органика певца – полный треш

Или канал может выделить мало денег на это (или вообще забить на подготовку):

Тут на выступление забила даже сама певица (хотя говорит, что палки в колёса вставлял именно Первый канал). СЛАБОНЕРВНЫМ НЕ СМОТРЕТЬ

Страны побогаче постановку обычно закупают у специальных людей, специализирующихся на Евровидении, но и это далеко не гарантия. Есть много таких команд, паразитирующих на конкурсе. Например, Филипп Киркоров продаёт своё менторство с продакшеном полного цикла: песня, пиар, клип, номер… Правда с одним условием, что он будет везде ходить с исполнителем не отлипая, говорить за него, вспоминая своё великое 17-е место на евровидении-95. Этот ходячий кринж уже стал мемом среди еврофанов.

Европейцы кринжуют с Киркорова

Одна из (материально) успешных постановщиц номеров, ежегодно работающая аж с несколькими странами, также может подложить свинью: испортила замечательную песню абсолютно странным и неподходящим номером:

Если выключить звук, есть ощущение, что какой-то Гаврош читает рэп (нота в последнем припеве просто вау)

6) Технические ограничения. Вы можете приготовить однозначно победное выступление, но столкнуться с ограничениями, не все ваши задумки могут быть реализованы на сцене. Либо эффект на микрофоне запретят/не смогут реализовать, либо предзаписанный бэк-вокал не допустят, либо эффекты на изображение не смогут наложить. Бывает так, что выступление попадает между номеров с большими декорациями и делегацию заставляют избавиться от своих больших декораций.

Дите Фон Тиз не дали раскрыть тему сисек

Однако, часто плохие выступления становится таковыми аж до смешного и добавляют фана при просмотре:

Уморительная румынская гей-вампир-дабстеп-опера
Да, Epic sax guy – мем Евровидения. Вот так.
Человек-вертолёт
Это нам ещё предстоит увидеть на следующей неделе...

Хороших выступлений всё равно больше, много отличных песен, приятных номеров, симпатичных артистов, уверен, у каждого зрителя будет за кого поболеть:

Швеция 2022
Греция 2022
Франция 2022

Подготовка

Далее идёт подготовка и промоушн. За 2 месяца до конкурса новоявленную звезду пытаются распиарить, развозя выступать по Европе, скупая интервью, и пиля разного рода каверы, акустики, ремиксы и тиктоки. В 2021 году команда Мальты аж поставила херову тучу денег на саму себя, чтобы подняться в рейтинге букмекеров на первое место. В общем, в ход идут все средства, даже самые грязные. Увы, но часто хорошие заявки терпят флоп из-за недостаточно сильного пиара, и это грустно.

Плохо ли ставить на саму себя?

За это время песню могут подправить, изменив до неузнаваемости – правилами не запрещено.

Молдова 2022: ожидание
Молдова 2022: реальность

Пиар-экстернат иногда разбавляется репетициями и разработкой номера. Фантазия здесь может быть ограничена только бюджетом, лимитом в 6 перформеров и возможностями сцены. На сцене здесь стоит остановиться подробнее.

Потребность сделать больше 40 выступлений визуально уникальными сделала из сцен абсолютное произведение искусства. Ежегодно в огромные сцены-трансформеры с тысячами выезжающих софитов разного вида, самыми современными LED-панелями, прозрачными проекциями, фонтанами и т. д. вкладываются гигантские бюджеты. И совершенно не зря, ибо картинка получается сочнейшая. Часто некоторые возможности сцены в итоге остаются даже неиспользованными.

Грандиозный стейдж на верфи

В 2009 году Россия на свои нефтедоллары привезла на Евровидение треть от всех существовавших на тот момент LED-экранов в мире, Датчане построили огромную инсталляцию гигантского стеклянного кубического носа корабля в воде, Шведы сделали длинный мост через зрителей из одного конца арены в другой, а в Вене появилась абстракция глаза Кончиты. Увы, этом, 2022 году, организаторы из Италии потерпели фиаско: сломался главный элемент сцены, LED-солнце, каждый сегмент которого должен был вращаться на 360 независимо друг от друга, и чинить его, вроде как, не собираются, поэтому участники будут выступать на фоне чёрного полукруга. каеф.

Лобода и треть всех мировых запасов LED-экранов

За использование возможностей сцены нужно платить – каждый чих пламени вам обойдётся в копеечку, а ещё нужно как-то управиться с тысячью софитов, видеостеной, раскадровкой… И не забыть о декорациях! Вот, уже упомянутая выше Dream Team Киркорова каждый год умудряется своим подопечным продавать несуразные шкафы. А их ещё нужно где-то произвести и как-то доставить.

Рейтинг шкафов Киркорова

Далее вам нужно отправить 3D-рендер раскадровки своего выступления и получить в ответ её воплощение в реальность. Обычно организаторы для такого используют местных студентов музыкальных училищ, зачастую получается очень мило и круто:

Нидерландка поёт на чистом украинском

Вносим правки, и момент настал! Делегации съезжаются в место проведения турнира и приступают к репетициям. У участников есть всего 3 репетиции перед полуфиналом, общей продолжительностью в 53 минуты. В этот момент выясняется, что половина стран вместо подготовки пинали разные причинные места, кто-то так и не научился петь, кого-то одели в чудовищный костюм, чьи-то постановщики работали под кайфом, чьи-то декорации сломались (или кто-то их сломал намеренно). В это время таблица лидеров у букмекеров сильно перекраивается, к вопросу о том, как визуал и живое исполнение влияет на результат.

Внезапно она не научилась петь, как так

Полуфиналы

Полуфиналов 2, между которыми участников делят поровну. За несколько месяцев до полуфиналов проводится жеребьёвка, в результате которой определяется порядок выступлений. Но здесь есть хитрость – жеребьёвкой определяется только та половина концерта, первая или вторая, в которой будут выступать участники. Право выбрать точный номер организаторы оставляют за собой, объясняя это соблюдением чередования темпов, стилей и декораций. У фанатов много вопросов к этому фактору, ибо в итоговом порядке прослеживается потакание фаворитам. Да, от порядкового номера выступление зависит многое – грубо говоря, чем ближе к концу стоит выступление, тем больше у него шансов на успех. Зрители могут подзабыть, что было в начале или включить эфир с середины – статистика по 66-летней истории Евровидения это ярко показывает.

По телевизору мы видим каждый полуфинал один раз, в реальности его прогоняют 4 раза за два дня: генеральная репетиция, репетиция со зрителями, репетиция со зрителями для жюри и лайв-шоу. Многие от такого обилия горлодрания к финалу безнадёжно хрипнут.

Структурно полуфиналы выглядят так: встречают нас красивым перфомансом про невероятно богатую культуру страны-хозяйки, затем выступают около 17 стран, после чего начинается голосование, во время которого нам показывают перфоманс про то, что Евровидение это не какая-то грязь из-под ногтей и вообще мы все такие крутые и разные, давайте дружить. Затем без точных цифр объявляют 10 стран, которые прошли в финал.

Прошлогодний полуфинал

Жюри

У каждой страны в распоряжении есть 116 баллов, половину из которых выставляет жюри, состоящее из 6 анонимных профессионалов музыкальной индустрии этой страны. Зачастую голоса жюри ужасно политизированы и сильно отличаются от мнения телезрителей. Например, российские и украинские жюри с 2014 года не поставили друг другу ни одного балла, в то время как телезрители продолжали обмениваться ими каждый год. В прошлом году чешское жюри поставило Молдову на последнее место, а зрители – на первое.

Самые яростные несостыковки вкусов жюри и зрителей

В целом, если абстрагироваться от политики, жюри больше ценят техничность вокала и классичность жанра, а зрители больше падки на эксперименты и совокупный образ артиста и его выступления. Делегации часто основательно думают, в чью сторону они должны играть, чтобы получить желаемый результат.

Также, жюри и зрители оценивают разные выступления. На самом деле, они практически одинаковые, просто сняты с разницей в сутки – жюри голосует заранее. Хоть номер к этому моменту уже отточен до автоматизма, стабильное качество выступления никто не гарантирует. Более того, участники между ними ещё успевают сменить ключевые вокальные моменты, но не всегда в лучшую сторону.

Финал

Отобрали по 10 стран из полуфиналов, что дальше? Жеребьёвка на места в финале. Всё проходит по той же системе, участники тянут фанты с указанной половиной концерта, затем организаторы в кулуарах присваивают ему точный номер. В финале участвуют около 25 стран, по 20 из полуфиналов и Большая Пятёрка. Это те страны, которые стояли у истоков Евровидения и имеют преференции, в частности, автоматический выход в финал. Великобритания, Германия, Франция, Италия и Испания, а также текущая страна-хозяйка. Однако, это им никак не помогает и статистически они валяются внизу рейтинга (не в этот раз, кстати). Снова 4 прогона, отдельный – для жюри, тщетные попытки сохранить голос, последние штрихи в выступлении, и вот он – долгожданный большой финал!

Всё начинается с церемонии открытия – масштабное, фееричное шоу, объединяющее в себе культурный бэкграунд страны хозяйки, мысль про мирдружбужвачку, почести евровизионному комьюнити и парад флагов – зрелище поистине захватывающее.

Фееричное открытие 2019

Далее придётся посмотреть 25 выступлений, каждое из которых предвещает 40-секундная открытка, призванная заполнить эфир, пока сцену готовят к номеру. В них под нейтральную музыку фокусируются либо на достопримечательностях страны-организатора, иногда вписывая в них артиста, либо на самом артисте. Часто открытки бывают отдельным произведением искусства:

Концепт открыток 2014 года: участники формируют флаг своей страны из всяких приколюх
Концепт открыток 2009 года: на голове модели появляется оригами из достопримечательностей страны участника

Помним, что все песни нам нравится не должны, это нормально. Многие из них – откровенные туалетные паузы, многие внезапно могут зайти, но в сердечке останутся лишь несколько. Но вообще, чтобы распробовать трек, одного прослушивания недостаточно – часто песня раскрывается с каждым прослушиванием всё лучше и лучше. Именно по этой причине страны стараются вложиться в пиар (если вообще хотят победить).

После выступлений нам ещё 3 раза покажут рекап всех песен, чтобы вы определились с фаворитом и проголосовали, приправив это масштабным качественным интервал-актом на вышеупомянутые темы.

Интервал-акт 2021 года, где сцену перенесли на Роттердамский мост

Голосование

Для многих самый интересный момент четырёхчасового шоу. Сначала нам под напряжённую музыку покажут, как глашатай из каждой страны объявляет баллы жюри. Баллы распределяются следующим образом: мелкие оценки от 1 до 7 и крупные – 8, 10 и 12. С недавнего времени вслух объявляется только высшая оценка, после чего показывается счастливое лицо её адресата.

Само голосование жюри содержит огромное количество мемов: ежегодный обмен высшими оценками между странами-соседями, и последующее их освистывание, русские крики «суки! нахуй!«, когда им поставили слишком маленькие баллы, проблемы с выговариванием слова »Азербайджан» и прочий смешной треш, смотреть невероятно увлекательно.

История взаимодроча Кипра и Греции (длится аж с 1981)

Музыка становится максимально напряжённой – переходим к объявлению результатов зрительского голосования. Ведущие объявляют полученные зрительские баллы начиная с конца рейтинга жюри – данную систему ввели в 2016, чтобы до самого конца победитель не был очевиден. Сегмент длится всего 10 минут, но ведущие держат интригу будь здоров. Тут стоит подробнее остановиться на СМС голосовании. Да, за свою страну голосовать нельзя, но если вдруг победа очень нужна, никто не мешает накупить симок в стране с маленьким населением и подрисовать себе лишних баллов. Сама процедура довольно непрозрачна – верификация результатов лежит на местном телевещателе, и только бог знает, какие кулуарные договорённости могут существовать. То и дело возникают скандалы типа "как это зрители страны А не дали стране Б баллов? это невозможно!", но практикуют такое возмущение (и обижаются на официальном уровне!), в основном, страны бывшего СССР.

Эпичное противостояние России и Украины в 2016

Объявленный победитель выходит на сцену, принимает из рук прошлогоднего лидера хрустальный микрофон, кричит что-то типа «рок-н-ролл невар дайс«, а далее, всхлипывая и перебиваясь на »сенк ю еуроп», исполняет победную песню, уворачиваясь от пушек конфетти.

200 миллионов зрителей выключают свои телеки и идут сраться в интернете, а победивший телевещатель начинает рвать на голове волосы.

Победное выступление португальца, позвавшего петь на сцену свою сестру

Что со всем этим не так?

1) При всей декларируемой аполитичности (и, возможно, даже искренним желанием организаторов её добиться) на самом деле это самое политизированное мероприятие в мире. Понимание этого фундаментального противоречия очень сильно доставляет кеков при просмотре. Причём, политика это не только про международные отношения, но ещё и про социальные. Исторически на Евровидении много всякой повесточки про меньшинства, бодипозитив и расовое разнообразие, однако, разве это плохо?

Пусть лучше соревнуются в песнях, а не в военном деле.

2) Отсутствие каких-либо чётких критериев оценивания. Страны буквально соревнуются непонятно в чём, и результат этих соревнований проверить никак нельзя. В связи с этим очень интересно наблюдать за представлением о прекрасном через призму культур участников. А бигдата баллов за все года – кладезь интереснейших выводов, буквально ценнейший этнографический материал по Европе.

Что в этом хорошего и почему это большая потеря для нынешней России?

Всё просто – это фестиваль культур, очеловечивание образа европейцев и дружба народов, которой так сильно не хватает на российском телевидении. Хоть раз в год условные ватаны из Пензы могли видеть, что там, «за бугром», тоже живут приятные люди, со своим интересным бэкграундом, хотят дружить, желают добра и мира, и вообще мы все способны собираться вместе и проводить такие праздники жизни.

Если вам в космополитизме не занимать, то всё равно это просто очень красивое и технологичное шоу от лучших профессионалов индустрии, в создании которого задействованы сотни тысяч человеко-часов труда, которое позволяет сильнее окунуться в европейскую культуру и расширить свой кругозор.

1313
10 комментариев

почему это большая потеря для России.

12
Ответить

надеюсь, вы хотя бы при составлении этой статьи получили удовольствие, иначе просто

5
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Раньше смотреть было приятно. В 2016 посмотрел и понял как все побежали поддерживать Украину, потому что девушка спела как угнетали татаров или кого там. Я так и не запомнил песню, а у Зверева в тот год была и яркая песня и постановка отличная (Киркоров топ сделал).

Никакой политики, вы что.

3
Ответить

без негатива)))

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить