🎮The Callisto Protocol: без сюрпризов

В 2008 году студия Visceral Games во главе с Гленом Скофилдом выпускает космический хоррор Dead Space. Игра моментально становится культовой и собирает ворох престижных наград, в том числе BAFTA. Это любовь, которая не увядает по сей день.

В конце 2022 года Скофилд во главе команды Striking Distance Studios, куда вошли многие его бывшие коллеги по Visceral и Sledgehammer Games, выпускает амбициозный проект — The Callisto Protocol. Мощная пиар-кампания умело целила в игроков и как бы говорила: «Мы знаем, как вы любите Dead Space. Вы получите кое-что ешё круче». Вот только любви не случилось.

🎮The Callisto Protocol: без сюрпризов

«The Callisto Protocol не страшная. Не веселая. Она не развлекает, не завораживает и не обогащает. Она претендует на стилистические и механические элементы Dead Space, но не использует ни одного из них с изяществом, вместо этого исполняя грубую пантомиму. Она механически неприятна, лишена единой оригинальной идеи и враждебна к своим игрокам. Буквально одна тактика скримера используется повторно со скоростью, которую лучше всего описать как патологическую. Она чертовски нагло желает, чтобы её считали достойным преемником, — но не может соперничать даже с самым слабым из претендентов.

В игре, которая нуждается в стольких улучшениях, знаете, чего бы мне больше всего хотелось в The Callisto Protocol?

Достоинство.

Я бы хотел, чтобы в нем было хоть какое-то чертово достоинство».

Напрасные грёзы
Напрасные грёзы

И таких обзоров достаточно. А отвратительная оптимизация для персональных компьютеров обрушила рейтинг в Steam. Разработчики оперативно выпустили патчи, но первое знакомство было загублено.

Словом, о безусловной всенародной любви не идёт и речи.

Теперь пофантазируем: почему «Каллисто» такая? И какая она вообще?

Первая мысль, возникшая у меня при знакомстве с игрой:

Старомодный хоррор, маскирующийся под будущее жанра

Этот фантастический боевик с бочкой боди-хоррора – чистокровный ужастик категории B, только с крупным бюджетом.

Геймдизайнер Скофилд пустился в упрощения. Мой коллега после знакомства с «Каллисто» сказал:

«Как будто смотрю боевик с Кристофером Ламбертом из девяностых. Атмосфера очень такая. Герои — простые мужики из народа. Даже Айзек Кларк на их фоне выглядит героем-спасителем».

Ещё у Айзека душевное расстройство и умело вплетённые в сюжет галлюцинации. Он срывается и страдает. Он — плоть от плоти мира Dead Space. Персонаж с личной драмой и естественными реакциями ощущается живым.

Протагонист The Callisto Protocol Джейкоб — обычный трудяга, который «просто выполняет свою работу» и «попал не в то место не в то время».

Главгад сразу проявляет себя.
Главгад сразу проявляет себя.

«Каллисто» вся такая — бесхитростная. Вот наводнённая мутантами тюрьма: сбеги. Вот дубинка: бей. Вот уцелевший заключённый, отсидевший тут полжизни: с виду нормальный пацан, слушай его.

Быть может, Глен Скофилд уловил современные тенденции и пошёл против них?

Сейчас очень много студий пытаются создать игры-высказывания. Творения, где за замыслом порой не видно самой игры. Разработчики напирают на углубление историй, драматургию, прописанные характеры, сложных героев со сложными вопросами, порой забывая про механики.

Это утомляет.

Поэтому создание кровавого блокбастера с копеечной историей, как в старые добрые, – это не только возвращение к началу, но и глоток свежего воздуха. Это спецпоказ «Нечто» Джона Карпентера в сверхсовременном кинозале.

Мне кажется, так рассуждал ностальгирующий Скофилд. Он делал игру для себя. Сидел с блокнотиком и составлял список:

База будущего. И всякие мощные штуковины на ней. Огромные буры, молотилки, гермодвери. И куча подсобок. И ещё больше вентиляционных шахт.

Прикольные стволы-трансформеры. Чтобы складывались и мигали. И стазис-модуль перчатка-гравипушка.

УРОДЫ. Больше уродов!

КРОВИЩА! Водопады кровищи! И мясо.

Топтание трупов.

Датчик жизненных показателей на затылке. Бесполезен для носящего, зато выглядит клёво.

Смерть. Много и по-разному, но всегда брутально. До голых мозгов и влажного хруста костей. Пусть игрок видит, как он облажался. Без возможности перемотки.

Чёрт. Всё это я уже делал.

Реагируя на создание грядущего ремейка Dead Space от студии EA Motive:

«Честно говоря, если бы это зависело от меня, я бы не переделывал игру. Я рад за них, но я бы не стал. Я хочу двигаться дальше и делать что-то новое. Dead Space в моем прошлом», –

Скофилд лукавил. Ведь он сам создал ещё один Dead Space. И — увы! — не лучший.

Вижу картину: отец Айзека и некроморфов с досады машет рукой и с криком: «А на хер оно всё!» лепит всё тот же Dead Space, только без, собственно, космоса и сколь-нибудь серьёзной драмы. Зато с океаном кровищи. И уродами. Отчего-то мне кажется, что ради этого игра и делалась. Ведь главное, чем запоминается The Callisto Protocol, – это мерзкими мутантами (вторичными и незатейливыми по сравнению с некроморфами) и выкрученной на максимум жестокостью (которой хватало и в предшественнице).

Неповторимый оригинал и… The Callisto Protocol
Неповторимый оригинал и… The Callisto Protocol

Игру не хочется громить: все же, в неё вложено очень много труда. Однако в ней совсем мало идей, индивидуальности. И совсем нет искры.

«Сделай нас единым». Мертвецы-конструкторы, от которых нигде не скрыться. «Отрезай им конечности». Тактическое потрошение. Стильный бронекостюм, эволюционирующий по ходу игры. Выход в беззвучный космос. Приступы ярости Айзека. Крылатые фразы и нюансы сделали Dead Space цельной — дьявол в мелочах — и пошли в народ.

Уроды мерзкие, но это заурядные двуногие зомби. До гротескно изломанных некроморфов им далеко.
Уроды мерзкие, но это заурядные двуногие зомби. До гротескно изломанных некроморфов им далеко.

Каллисто» нечего предложить. Как пел Егор Летов: «Просто всё уже было».

Взять музыку. Чудесная, леденящая аранжировка колыбельной Twinkle, Twinkle, Little Star.А неземной трек Sigur Rós из трейлера — чёрт, я полюбил Dead Space за него!

Sigur Rós - Dauðalagið

И безликий, беззубый поп из «Каллисто».

Lost Again by Kings Elliot

Под такую музыку приятно курить в окно и думать о ком-то. Но не биться за жизнь в тюрьме «Чёрное железо».

И если смотреть на дела прозаически, то The Callisto Protocol – это маркетингово выверенный, лощёный, брутальный и атмосферный... клон Dead Space. Причём не просто проживающий на родителе, но и уступающий ему практически во всём.

Многие рецензенты и обычные игроки ждали «Каллисто», затаив дыхание, – и жестоко разочаровались. Причины их обид искать не буду, скажу лишь за себя. Я хотел удивиться. Присвистнуть и сказать: «Вот это да. Вот это мощно». Хотя бы раз. Да только всё, что есть в «Каллисто», уже было, – и часто было реализовано лучше.

Новее нового!
Новее нового!

Оттого пункт главного меню, отвечающий за начало игры, – «Новый опыт», – выглядит особенно издевательским.

Это новый опыт вхождения в ту же реку. Только река уже не та: обмелела и заболотилась.

Товарищ сказал: «Каллисто» забыла лицо своего отца». Да нет — она слишком хорошо его помнит.

Это насквозь вторичный блокбастер, который беззастенчиво эксплуатирует наработки именитого предка. Скофилд ничего не украл – так, повторил своё. Кое-где дословно скопировал, кое-где почикал ножницами, перемешал. Он использовал собственную формулу успеха, однако то ли поленился, то ли поспешил, то ли побоялся рисковать. Что имеем, то имеем.

Однако «Каллисто» не плоха. Её сильные стороны — передовые графика и звук, брутальные и напряжённые сражения с акцентом на рукопашную, высокая динамика событий, «тот самый» дух Dead Space и… скромная продолжительность. Это крепкий боевик на пару вечеров, способный немножко испугать.

Кассу игра, пожалуй, соберёт. А вот восемь десятков наград, как у одиссеи Айзека, ей не видать.

Автор: Вад Аске.

66
4 комментария

Сражения как раз из слабых сторон игры, примитивное и поверхностное "зажми влево - зажми вправо - кликни три раза мышкой, повторить", ублюдская камера в рукопашке и враги, которые периодически терпеливо ждут своей очереди на пиздюля, пока ты забиваешь их друзей. Никакого напряжения, никакого чувства опасности. Можно с закрытыми глазами убивать этих бомжей, потому что даже сторону, куда уклоняться, выбирать не нужно, просто A-D клик клик клик. Грейт "сурвайвол хоррор", спасибо Глен

1

В игре хватает недостатков, как к примеру дизайн самих монстрюков, который до жути банальный без какой-либо интересной предыстории, которые как зомбаки будто из резиков перекочевали на фоне более самобытных и узнаваемых некроморфов или монотонного стиля игры.
С прокачкой огнестрела, уступающей не то что DS3 где можно было собрать любую свистоперделку но и первым двум частям.

Но почему все стадно ругают боевку и вцепились в нее, которая при этом пускай и без изъянов но сочно выглядит с приятным импактом и при этом помимо ближнего боя игнорируя и огнестел, с которого стрелять там ещё более кайфово.

1

Комментарий недоступен