[Лонг] В чём магия классического трека, от которого то лихорадит, то бросает в холод. Разбор каверов Chills And Fever

Есть такие музыкальные произведения, которые западают в душу. Однажды слышишь его же в другой интерпретации, а потом в ещё и ещё одной, и хочется разобраться, откуда растут ноги.

Автомобиль не имеет ничего общего с данной песней, просто сгенерировано нейросетью по запросу «chills and fever»
Автомобиль не имеет ничего общего с данной песней, просто сгенерировано нейросетью по запросу «chills and fever»

Я давно держал этот трек с его версиями на примете, а просмотр фильма «Blue in the Face / С унынием в лице», 1995 сподвиг меня о нём написать. Там как раз есть сцена, где одна из героинь поёт эту песню. Захотелось сравнить ощущения от всех известных трактовок олдскульного произведения, к счастью, их не так много.

Кстати, сам фильм мне захотелось посмотреть тоже из-за песни с названием Blue In The Face, увидел знакомые слова, решил глянуть. А сам фразеологизм «Blue In The Face» означает примерно «повторять до потери пульса».

1960. Оригинал от Jonny Love

Тот самый трек, https://youtu.be/oabxX4aOMdc?si=x6neyabEm52QjbfY
Тот самый трек, https://youtu.be/oabxX4aOMdc?si=x6neyabEm52QjbfY

Оригинальная версия «Chills And Fever» (Лихорадка и жар) была написана американским темнокожим исполнителем Jonny Love в 1960. Об исполнителе мало что известно, не удалось даже найти его фото в интернете.

Жанровая принадлежность оригинала — соул. Текст незамысловатый — парень поёт о том, как от девушки его бросает то в жар, то в холод. Но нужно слышать, как он это поёт!

Мне в первую очередь нравится вокал. Он такой округлый с грамотно вставленными «оу-оу-ооо». Во вторую очередь нравится соло на саксофонах. Что ни говорите, а духовые инструменты отлично заполняют некую пустоту в любом треке. В принципе, вся песня от начала и до конца очень цельная, ей вполне хватает аккомпанемента ударных, духовых и пианино. Единственный недостаток, на мой слух — это концовка, просто уходящая в затухание, слегка не дотянуто и просто. Но возможно, это только играет произведению на руку.

1962. Кавер от Jet Harris

Бассист Джет Харрис в 1962, https://youtu.be/VKnQNBpphIw?si=T1FGFixfyHy9XAc4
Бассист Джет Харрис в 1962, https://youtu.be/VKnQNBpphIw?si=T1FGFixfyHy9XAc4

Через два года впервые кавер на песню исполнил белый человек из Великобритании — Jet Harris.

Харрис исполнил песню в стиле рок/поп. Его версия всё ещё приятно звучит, но ей очень не достаёт экспрессивности, бодрости. В качестве аккомпанемента выбрана акустическая гитара и всё. Версия Джета Харриса отличается той же «проблемкой», что оригинал — окончание затуханием, но, стоит заметить, более быстрым.

Но всё это не помешало синглу после выхода достичь 22 места в британских чартах. И это при том, что песня вышла как би-сайд, то есть на оборотной стороне пластинки и не задумывалась стать хитом.

Всё ещё 1962. Dickie Loader & The Blue Jeans

Обложка альбома «On The Town» 1963 года, https://youtu.be/8FZoLnJa7p8?si=f4yAX99vkpF8BNEc
Обложка альбома «On The Town» 1963 года, https://youtu.be/8FZoLnJa7p8?si=f4yAX99vkpF8BNEc

Конечно, успешность привлекает. В 1962 выходит ещё один кавер в исполнении коллектива Dickie Loader & The Blue Jeans из южной Африки. Так как коллектив смешивает множество жанров, общий стиль можно охарактеризовать растяжимым понятием «рок».

В целом трек тоже достаточно лёгкий и ровный, без того лёгкого надрыва, что был в оригинале. Музыкальный аккомпанемент состоит из одних только гитар. Очень не хватает саксофонов, очень не хватает хотя бы ударных. Зато этим коллективом впервые был решён вопрос с концовкой — одним чётким аккордом.

1964. Том Джонс

Чертовски привлекательный Том Джонсhttps://youtu.be/tVGdCamEumg?si=xJwnpfK_3xPvSuyG
Чертовски привлекательный Том Джонсhttps://youtu.be/tVGdCamEumg?si=xJwnpfK_3xPvSuyG

Ещё через два года, в 1964 высокий привлекательный мужчина в пыльном плаще с красной правой рук… ой, попутал. Высокий привлекательный мужчина из Великобритании по имени Том Джонс. В этот раз стиль оригинала почти не был переосмыслен: соул фанк.

На мой взгляд это до сих пор самая «горячая» версия трека. Музыка не очень выдающаяся, но она отлично дополняет выразительный вокал и следует каждому его повороту.

Именно вокал является ключевой составляющей трека. Когда его слышишь, с первых секунд хочется двигать телом. Если бы Том Джонс спел эту песню мне, даже я бы повёлся и отдал себя этому красавчику в полную власть.

1965. The Serfmen

Архивный кадр исполнения трека коллективом, https://youtu.be/TyiujwLwpMs?si=wPuRbg8vE1JSSDgm
Архивный кадр исполнения трека коллективом, https://youtu.be/TyiujwLwpMs?si=wPuRbg8vE1JSSDgm

В 1965 кавер исполняет коллектив The Serfmen из США. На этот раз стиль круто повернул в сторону гаражного рока.

Креативное переосмысление нередко идёт во вред, но, на мой взгляд, кавер скорее удался, чем нет. В музыке слышен хороший чёткий ритм и аккомпанемент из баса с ударными. Такое слегка однообразное сочетание всегда выигрывает, особенно когда исполнитель может играть с вокалом. И The Serfmen смогли, трек имеет характерную гаражную тональность вокала, чем отлично дополняет монотонную музыку.

Однако мне кажется, проигрыш в середине был лишний. Для него не видно особой причины, он только почём зря растягивает трек, а лишняя длина такому произведению не к лицу.

После этого исполнения песня уходит в небытие почти на 40 лет.

2004. Фабьен Дельсоль

Обложка альбома с данным треком, https://youtu.be/b3Iq7mgd6Gg?si=9ehwfTsTpGH1b386
Обложка альбома с данным треком, https://youtu.be/b3Iq7mgd6Gg?si=9ehwfTsTpGH1b386

В 2004 году вспоминает о существовании произведения француженка Fabienne Delsol. Фабьен в своём творчестве смешивает гаражный, психоделический рок и поп.

Взрывной коктейль из стилей помог исполнительнице исполнить свежую версию классической песни в новом тысячелетии. Трек получился не очень зажигательным, но таково видение Фабьен, да и по жанру не очень положено.

После прослушивания у меня осталось впечатление загадочности, таинственности. Как будто бы я случайно подслушал чей-то личный разговор. Это более интимная версия. Вот, например, что Том Джонс поёт песню так, будто его отношения с девушкой начались пару недель назад и они, эти отношения, очень горячие. Фабьен поёт так, будто отношения уже длятся несколько лет, но партнёр по-прежнему бросает её то лихорадку, то жар.

2006. Jack-o and the Tennessee Tearjerkers

Jack-o and the Tennessee Tearjerkers, очень маленький размер фото, к сожалению, https://youtu.be/MPLfaIs7nlw?si=BM78-2p0bHexN-zY
Jack-o and the Tennessee Tearjerkers, очень маленький размер фото, к сожалению, https://youtu.be/MPLfaIs7nlw?si=BM78-2p0bHexN-zY

Через два года после Фабьен новый кавер делает коллектив Jack-o and the Tennessee Tearjerkers из США, играющий в стиле «гаражный рок». Интересно, как новые версии периодически попадают в двухгодичный интервал.

Трек вновь растянули на целую минуту, до 3:34, но компенсировали удлинение двойным вокалом — и женским и мужским. Слушается легко и бодро. Приятные музыкальные вариации присутствуют. Даже упрекнуть как будто бы не в чем.

2007. Phantom Blues Band

Коллектив весёлых дядек, https://youtu.be/fcpLOgld5-o?si=kc0fS-E5v-P8FFz1
Коллектив весёлых дядек, https://youtu.be/fcpLOgld5-o?si=kc0fS-E5v-P8FFz1

В 2007 году появляется первый кавер в стиле блюз от группы Phantom Blues Band из США. Ребята — в своём роде первопроходцы, никто до них не пробовал трактовать оригинал в чистом стиле блюз. Разве что Dickie Loader & The Blue Jeans, но всё же не совсем.

Лучше всего этой версии подойдёт слово «groovy», что в переводе на русский значит «захватывающее, волнообразное, экспрессивное».

Вокал кружит, не даёт заскучать ни на секунду, а под конец в лучших блюзовых традициях есть небольшая импровизация. Кстати, Phantom Blues Band также впервые вернули в трек саксофоны и впервые добавили клавишные. Прекрасное дополнение мелодии. Трек точно заслуживает место среди лучших каверов.

2013. Tim Timebomb and Friends

Тим Армстронг AKA Tim Timebomb, похож на бездомного, https://youtu.be/lSpyL6o0dwI?si=HAOFlUutag6qToSz
Тим Армстронг AKA Tim Timebomb, похож на бездомного, https://youtu.be/lSpyL6o0dwI?si=HAOFlUutag6qToSz

Версию 2013 года от Tim Timebomb and Friends иначе как истеричным кавером не назовёшь.

Тим Армстронг (фронтмен олдскул панк-группы Rancid) собрался с некоторыми друзьями, чтобы записать собственные весрии очень многих песен: от старых классических до современных. Chills and Fever — одна из множества, но именно с этой версии началось моё знакомство с треком. Можно сказать, панк-бомж-рок просвещает.

Стоит отдать должное этой версии, она достаточно хорошо следует оригиналу и даже укладывается в то же самое время: 2:26.

С моей точки зрения — это идеальная дань оригиналу, ведь произведение содержит всё, за чем так хорош исходный хит: дрожащий саксофон — есть, пианино — есть, мужской и женский вокал — есть, ударные — есть. Есть даже больше! Впервые в истории в песню привнесли такой простой, но точный инструмент как хлопки ладошами в аккомпанемент. Идеальное попадание.

Также хочу отметить концовку. Вместо плавного затухания песня резко обрывается после слов «chills and fever is what you give to me». Простое окончание, зато со вкусом.

Мне нравится эта версия своей смелостью и дерзостью. Напоминает то, как исполнители прошлого каждый раз шокировали публику смелыми исполнениями и нестандартными произведениями. Этим они прокладывали себе дорогу на сцену. И пусть в наши дни дорогу на сцену можно проложить деньгами, а креативом в треках никого не удивишь, зато интересно и нестандартно.

2016. The Swing Cats

Так выглядит коллектив The Swing Cats, https://youtu.be/CxLFC-REbS8?si=WBCuqwbLw3akdQ-4
Так выглядит коллектив The Swing Cats, https://youtu.be/CxLFC-REbS8?si=WBCuqwbLw3akdQ-4

Версия в стиле свинг от The Swing Cats увидела свет в 2016 году. Если слушать песню, например, на ютюбе, можно обратить внимание, что там в дате выхода указана как 2022 год, что не является правдой, впервые песня вышла в 2016, сайт secondhandsongs не даст соврать.

Это очень зажигательная версия, под неё хочется танцевать. Просто сидеть и слушать — преступление, нужно хотя бы ножкой подрыгать. А лучше повертеть тазом.

Музыкальное сопровождение, кажется, сорвало джекпот: присутствуют точные ударные, сочные гитарные аккорды, саксофоны, звучащие с достаточной громкостью (громкие, но не слишком), пианино ровным слоем распределено по всей песне, хороший вокал сверху запечатывает этот пирог. Определённо один из лучших вариантов исполнения в коллекции.

2017. Саманта Фиш

Вот такая Саманта, https://youtu.be/TRILQk5ydU0?si=CYBlpBkY2ECykPos
Вот такая Саманта, https://youtu.be/TRILQk5ydU0?si=CYBlpBkY2ECykPos

В 2017 году своё видение старого хита представляет гитарист(-ка) и исполнитель(-ница) Саманта Фиш с клипом, где главные роли исполняет она и многочисленные мужские руки.

Саманту Фиш причисляют к блюзовым исполнителям, хоть жанровую принадлежность её творчества не всегда легко определить, тем не менее, её версия близка именно к блюзу.

Саманта растянула быстрый энергичный трек почти на минуту (3:23 по сравнению с оригинальными 2:27). Но почему-то язык не поворачивает что-то ей возразить. Вокал отточен до предела, ударные мягкие, но точные и ритмичные, скорей всего используются не просто палочки, а такие «венички» (да просят меня знатоки). Присутствуют и очень дозированные гитары, совершенно ненавязчивое пианино, которое то уходит на задний план, то снова появляется на передовой в нужные моменты. Но экстаз вызывают, кончено же, саксофоны. Саксофоном песня открывается, как и оригинал. Дрожащая мелодия в духе старины, только чуть-чуть более сглажена в угоду стилю. Но сомнений быть не может, это та самая мелодия из 62-го. Трек очень хорошо составлен, отрывистый и чёткий ритм отлично вписывается в концепцию.

2020. John O'Malley

Обложка кричит «рокабилли» всем своим существом, https://youtu.be/W_02-HBBWq0?si=U1gMYCr7T00xxQwE
Обложка кричит «рокабилли» всем своим существом, https://youtu.be/W_02-HBBWq0?si=U1gMYCr7T00xxQwE

В 2020 году свою версию «лихорадки и жара» представляет исполнитель из Великобритании John O'Malley. О"Малли предпочитает необычный жанр — рокабилли.

Как мне показать, это просто обычная версия, которая не очень выделяется. Вместо классического саксофона дрожащая мелодия обыгрывается гитарой, ритм задаёт, по всей видимости, контрабас, но это всё совсем не то, что было в оригинале и не очень смахивает на авторскую трактовку. Всё дело в том, что оригинальный трек попросту не подходит под стиль рокабилли, а О"Малли не вытягивает, потому что его не достаёт должной экспрессии.

Лайк за попытку, но, к сожалению, не самую удачную.

2021. Susie Blue and The Lonesome Fellas

Сьюзи есть, а вот «одиноких парней» почему-то не видать, https://youtu.be/q8qe4qKn-0c?si=HlIwhN0powjvp8j2
Сьюзи есть, а вот «одиноких парней» почему-то не видать, https://youtu.be/q8qe4qKn-0c?si=HlIwhN0powjvp8j2

Наиболее свежая версия песни на момент написания материала была представлена коллективом Susie Blue and The Lonesome Fellas на альбоме Blue Train, вышедшем в 2021 году. По количеству «синевы» в названии коллектива и альбома можно определить и жанр, это вновь блюз да ещё и с женским вокалом.

Трек Синей Сьюзи попал в сложную ситуацию. Если бы эта версия опередила версию Саманты Фиш, то планка была бы значительно ниже. После Саманты выходить с блюзовым кавером и хотя бюы достичь той же планки очень тяжело, практически невозможно. Проще говоря, у Саманты, на мой взгляд, получилась идеальная версия, поэтому сделать ещё лучше очень сложно.

Я понимаю, что кавер делается не для того, чтобы сделать лучше, а для того, чтобы показать своё видение, в этом плане действительно получилось достойно и по музыке и по вокалу. Но если вслушаться, то становится ясно, что музыка в этом случае немного не дотягивает до вокзала. Есть всё, что нужно для хорошего трека, но для идеального трека нужно чуть больше.

Заключение

Что ж, послушав все доступные версии песни, я определённо точно могу сказать, что это хит без времени. Даже если его забудут сейчас, он обязательно появится через 2, 3, 9 или даже 40 лет. Такие произведения остаются в истории навсегда и никогда не стареют.

Экспериментальный формат. Буду рад увидеть ваши мнения по поводу текста в комментариях.

Заходите потусить в мультивселенной Грола: t.me/grolchannel, самая передовая инфа о крутых постах там.

77
2 комментария

Вижу Саманту на обложке ставлю лайк

1
Ответить

Целитель!

1
Ответить