Для каких анимационных проектов подходит Toon Boom Harmony?

Интервью с Ириной Голиной-Сагателиан

Задумывались ли вы, при просмотре того или иного мультфильма, в какой программе он создан? А ведь выбор подходящего для проекта софта очень важен: нужно учитывать особенности визуала, бюджет, сроки и другие аспекты производства.

Многие популярные мультфильмы — «Рик и Морти», «Стар против сил зла», «Хильда» — анимированы в Toon Boom Harmony. Преподаватель Animationschool Ирина Голина-Сагателиан расскажет, почему эта программа востребована в индустрии и в чем ее специфика.

«Стар против сил зла» — один из проектов, анимированных в Harmony
«Стар против сил зла» — один из проектов, анимированных в Harmony

Toon Boom Harmony — программа для покадровой, перекладной и комбинированной анимации, созданная канадскими разработчиками в 1994 году. У Toon Boom есть другие программы, но Harmony — самая обширная и многофункциональная.

При помощи Harmony были анимированы многие популярные мультфильмы и мультсериалы:

«С приветом по планетам», «Отель Трансильвания», «Кармен Сандиего», новые Looney Tunes и др. Даже «Смешарики» (точнее, серии с 2020 г.) сделаны в Harmony.

Мультсериалы, созданные в Harmony
Мультсериалы, созданные в Harmony

В Harmony также велась работа над мультфильмом «Клаус» Серхио Паблоса.

«Клаус» — полнометражка, анимированная в Harmony

Эти мультфильмы не случайно созданы именно в Harmony. Программу чаще всего используют для разработки проектов определенного типа:

Студийные проекты с обширным процессом производства

Harmony по сети обеспечивает совместную работу пользователей. Это удобно: многие аниматоры находятся на удаленке, а в программе есть возможность организовать работу в разных городах или странах, над одним или несколькими проектами. Поэтому Harmony особенно привлекательна для студий, ее используют Disney, DreamWorks, Warner Bros и др.

Процесс работы над «Клаусом»
Процесс работы над «Клаусом»

Ирина Голина-Сагателиан рассказала нам, какие особенности Harmony важны для студий:

— Эта программа очень организованная: в ней можно сделать пайплайн так, чтобы все сотрудники работали в одних библиотеках, брали материалы из одного места, чтобы ничего не путалось и не терялось. Вот первая причина, по которой студии используют Harmony.

Вторая причина — Harmony позволяет комбинировать 2D и 3D. А относительно программ для 3D-анимации Harmony — одна из самых дешевых и не требует больших затрат на модели. В ней можно создавать трехмерный мир и при этом не терять красоту покадровой анимации.

Комбинированная анимация в Harmony использована в MLP: The Movie
Комбинированная анимация в Harmony использована в MLP: The Movie

С точки зрения скорости работы: Harmony быстрее, чем программы для покадрового рисования. Но она не не предназначена для cutout анимации, специализированные программы работают быстрее. Поэтому я считаю, что те, кто работает в Harmony над дешевыми cutout-проектами, ошибаются: для этого есть более бюджетные варианты.

Harmony позволяет работать над каждой линией и дает большую свободу для аниматоров. Вы можете делать со своим билдом что угодно, в отличие от других программ.

Интерфейс программы
Интерфейс программы

Проекты с перекладной анимацией, сложным 2D-ригом

Harmony отличается гибкой системой настройки рига, которую обеспечивает нодовая структура — схема из узлов, ведущих к центральной точке.

Ноды визуализируют иерархию элементов в риге, показывают, как связаны между собой его элементы. Например, функция таймлайна отображает кадры, тайминги, сегменты тела персонажа в схематическом виде — благодаря этому аниматору проще следить за происходящим в сцене. Нодов нет ни в одной другой анимационной программе, что дает Harmony преимущество.

Так выглядит нодовая структура руки персонажа
Так выглядит нодовая структура руки персонажа

Во время риггинга кости можно рисовать прямо внутри тела персонажа или объекта в сцене. Допустим, необходимо анимировать волосы, развевающиеся на ветру. В Harmony вам не придётся разбивать тело на сегменты. Достаточно создать кости и привязать их к волосам. Всё, можете их анимировать!

Процесс риггинга в Harmony от Juhas
Процесс риггинга в Harmony от Juhas

Мультфильмы с особым дизайном персонажей

Не любой визуальный стиль подходит для анимации в Harmony. Ирина Голина-Сагателиан объяснила, какой дизайн персонажей соответствует особенностям этой программы:

Персонажи должны быть округлыми. Harmony хорошо работает с кругами, а с квадратами и углами хуже — для этого существует, например, Flash. Поэтому дизайн должен быть простой, без специфических градиентов, дополнительных линий, аутлайнов и теней. Этого можно добиться композитингом, если захотеть, но в оригинале аниматор должен работать с плоскими персонажами, плоскими цветами.

Мы делаем ставку на движение, а не на красивый дизайн. Поэтому зачастую проекты в Harmony очень похожи друг на друга: круглые глаза у персонажей, плоские, без теней дизайны. «Стар против сил зла», «Рик и Морти», «Хильда» — все они похожи по стилю.

Harmony предполагает особый стиль изображения персонажей
Harmony предполагает особый стиль изображения персонажей

Естественно, некоторые проекты выглядят по-другому. Например, «Клауса» тоже создали в Harmony, но там использовали другую технику: делали ставку на покадровую анимацию, а не на перекладную. В «Рике и Морти» распределение такое: 60% перекладка, 30% покадровая анимация и 10% 3D. А в «Клаусе» 80% — покадровая анимация, пусть и не совсем рисованная, поэтому в дизайне персонажей больше свободы. Но в более бюджетных проектах, где ставка на перекладку, герои должны иметь определенный дизайн.

Дизайны в «Клаусе» менее округлые
Дизайны в «Клаусе» менее округлые

Кстати, еще один большой плюс программы — возможность менять цвета в процессе работы. Если я решила, что у меня, например, зеленый персонаж, посередине фильма я могу поменять его цвет на другой.

Toon Boom Harmony подходит не для любого мультфильма. Тем не менее, эта программа популярна в индустрии, ведущие мировые студии создают проекты при ее помощи. Поэтому аниматоры, владеющие Harmony, очень востребованы.

Вопросы Ирине Голиной-Сагателиан о личном опыте работы с Harmony

— Расскажи, как давно ты пользуешься программой Toon Boom Harmony?

— Я начала пользоваться ею в 2014 году, может, чуть раньше. До этого работала в программе Animate, она отличается по функционалу. А делать проекты в Harmony я начала с 2014 года.

— Над какими проектами ты работала в Toon Boom Harmony?

— Я работала в основном над сериалами. Помогала на проекте My Little Pony: The Movie, делала анимацию для мультфильмов «Семейка Крудс», «Снупи и мелочь пузатая», «Рик и Морти». Последние работы в Harmony — «Джонни Тест», DC Super Hero Girls..

«Рик и Морти»
«Рик и Морти»

А как особенности программы проявляют себя на конкретных проектах?

Я не могу раскрывать тайны проектов. Но если говорить в общих чертах — например, в сериале «Рик и Морти» у нас довольно много комбинированной анимации. Линия на выходе чистая и аккуратная, поэтому рядовой зритель не замечает, где покадровая анимация, а где перекладка: все перемежается. Соответственно, сериал выглядит более-менее одинаково по качеству.

Значит, в другой программе добиться такого эффекта не получилось бы?

Скажем так, с такими персонажами — нет. «Рик и Морти» был сделан именно для Harmony, дизайны разработаны для этой программы, поэтому было бы гораздо сложнее работать с другим софтом. В «Рике и Морти» используется много 3D, разнообразных фонов, экстремальные шоты zoom in — zoom out, и если бы программа не была векторной, было бы тяжело создавать ощущение активности камеры.

В некоторых сценах «Рика и Морти» применяется 3D
В некоторых сценах «Рика и Морти» применяется 3D

— Что бы ты посоветовала аниматорам, которые только начинают знакомство с Harmony?

— Если вы только начинаете, помните, что Harmony — комплексная, сложная программа. Чтобы не потеряться, сосредоточьтесь на какой-то одной фиче. Например, возьмитесь за покадровую анимацию, и попробуйте выучить ее сами. Это относительно несложно, особенно если у вас имеется навык рисунка. Научитесь работать с таймлайном, библиотекой цветов.

Когда освоите 2D-анимацию — беритесь за перекладку. В программе есть определенного рода деформации — ноды, которые позволяют создавать частично перекладную анимацию. Эта технология гораздо сложнее. Конечно, её можно изучить самостоятельно, но проблема в том, что Harmony не предназначена для частного использования.

Процесс работы в программе
Процесс работы в программе

Если покадровую анимацию вы еще можете делать дома, то более комплексную, комбинированную — вряд ли. Найдите хорошего ментора или идите на студию. Harmony не самая дружественная программа. Нет такого, что вы зашли и сразу все изучили. Конечно, существуют упрощенные версии, которые можно скачать и поиграться с ними. Но финальная версия программы — именно студийная, не для частного использования. Поэтому помесячная оплата у Harmony такая дорогая.

(Прим. интервьюера: Стоимость подписки на Harmony 21 Premium — 123, 75 евро в месяц, это около 1000 евро в год).

— Спасибо, что поделилась своим опытом!

Научиться анимировать в Toon Boom Harmony вам поможет Авторский курс 2D-анимации от Ирины Голиной-Сагателиан и курс в записи от этого же преподавателя — Особенности работы в Toon Boom Harmony.

Источник

4040 показов
5.1K5.1K открытий
Начать дискуссию