Сарафанный отбор или "Ёкарный покос этого качества!"

Сарафанный отбор или "Ёкарный покос этого качества!"

Ok, boomers. Мой крышак реально когда-то поехал, когда я получил свою первую приставку, которая к тому времени была уже не столь модной или востребованной на рынке, но при этом картриджи к ней исправно продавались длительное время. Оглядываясь назад, я понимаю что моя нынешняя неприязнь к большинству современных "игр на слуху" никак не связана с тем что "раньше игры были сколько-нибудь лучше" и вот почему:

На стыке тысячелетий, превозмогая школьные годы и личную неприязнь директора этой школы к моей неспокойной персоне, я быстро столкнулся с нуждой удовлетворять собственные детские потребности, не напрягая семейный бюджет. Решений для парня в возрасте 12 лет было не много и самым дельным вариантом для меня на тот момент стали "тачки".

Колорит местного базара (в меньше чем километре от школы) насыщал меня знаниями казахского языка лучше чем это делала не заинтересованная в собственном же языке учительница, считающая что преподавать через вдалбливание национальный язык - лучшая идея ever.

Работа оказалась не такой пыльной, как я себе представлял. Знай себе: таскай груженный тачки по узким проходам провонявшим китайским текстилем, пловом, самсой и потом таких же работяг. Кричи "жол-жол", да следи чтобы не наехать на чьи-нибудь ноги. Даже разгружать по первой ничего не нужно было. Зато были барыши. Ни как за полноценную работу. Всего 3-4 часа тасканий пока базар не закрывался. Достаточно, чтобы я мог позволить себе заветные картриджи и даже откладывать на новую консоль.

Раз в неделю я отправлялся с купюрами по магазинам и возвращался на тот же базар, чтобы проверить что еще не куплено. Картриджи в большинстве мест можно было и обменять за малую доплату, но на самом деле мне не хотелось этого делать. Хотелось иметь свою коллекцию.

Очень быстро я понял ,что большинство картриджей с "кучей игр" в комплекте стоит обходить за световой год а некоторые игры я не могу пройти не потому что я тугой геймер, а потому что их взломанные версии порождают баги непроходимости. И сколько бы я не пилил очередного "Шредера" мне всё-равно не получилось бы пройти игру. Об этом всём и многом другом меня просвещал местный барыга, у которого по стечению обстоятельств самих картриджей было гораздо больше чем у всех продавцов вместе взятых. Причём картриджи отличались разительно от стандартных пластиковых кейсов которые скрывали под собой уродливые версии известных игр.

На eBay сейчас такое по 37,99. Я видел вживую эту игру только раз, и просто, зная про Читос лишь по наслышке, возжелал её! Но так и не купил.
На eBay сейчас такое по 37,99. Я видел вживую эту игру только раз, и просто, зная про Читос лишь по наслышке, возжелал её! Но так и не купил.

Я был заинтригован и вовлечён в последующий процесс ознакомления с таким чудом как региональные игры, приставки и классные телик чтобы можно было насладится игрой. Да, деньги я начал сливать гораздо активнее, потому что "ориги" игр стоили почти как моя старая приставка, но они открыли мне доступ к тому чего не было у большинства детей в моём регионе. Мой золотоносный продавец, как я выяснил потом, занимался не только ввозом в страну специфичных приставок и игр к ним. Его основной деятельностью всё же была бытовая и аудио- техника, а всё остальное шло в добавок и привлекало не только взрослых, но и детей.

Спустя год после знакомства с этим человеком и его бравым делом, я имел в распоряжении, помимо 3 различных приставок, кипу игр на каждую из них и готовился ступать на путь Playstation, который в последствии пришлось отложить из-за появления стационарного ПК.

Вместе с братом нашли когда-то копию вот этого чуда для PS1. "Золотые времена" юношеских мозолей....от геймпада.
Вместе с братом нашли когда-то копию вот этого чуда для PS1. "Золотые времена" юношеских мозолей....от геймпада.

И сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что ничего принципиально в игровой индустрии не изменилось, кроме доступа покупателей к информации.

Давайте остановимся на одном важном факте:

Выше вы можете ознакомиться со списком игр, вышедших на одну из известнейших в местных кругах игровых систем того времени. В здешние регионы завозили не то чтобы оригинальные приставки, хотя таковые не напрямую от SEGA, но всё же поступали в каком-никаком количестве.

Взгляните на список и ответьте честно себе, сколько игр из этого списка вы действительно прошли в то время? Я готов биться об заклад, что если наберётся треть - это будет лучшим результатом из всех пользователей находящихся на этом сайте и в еще более лучшем случае с половиной столкнулось сотня человек из всего СНГ, не важно какие пристрастия у них были по жанрам.

А это только 1 приставка из всего 4 поколения.

Страдающие ювенойей великовозрастные детишки уже в печёнках сидят ссылаясь только на то, что доставалось им при помощи сарафанного отбора. То что правдами или неправдами поставлялось в магазины или выкладывалось на рынке стройными рядами, обычно было тем что продавалось лучше всего, то о чём спрашивали за счёт слухов с небольшими отклонениями ради ассортимента и пачкой дешевых клонов венчающих коллекцию, чтобы обмануть тех кто не в теме.

В это время игровая индустрия, как и любая другая индустрия в её положении, изливала тонны говна рожденного за пару месяцев, не гнушаясь известными IP, сиквелами, триквелами, квадрицепсами, да чем угодно, лишь бы лучше продавалось.

"Мы вымышлены". 
"Мы вымышлены". 

И ведь это обсасывалось и не раз в немногочисленных, но всё же важных фильмах, сериалах или документалках где затрагивались каким-то образом игровые будни или жизнь разработчиков, но из тех же 900 игр, мы всё-равно назовём отборный Комикс Зон, Дюк Нюкем, Червяк Жим-Жим, Золотой топорик и может еще 10 штук того, что было задрочено до поломанных геймпадов, венчая узколобость наших знаний звездой по имени "контроль качества".

Менялась ли картина в общем за всё это время? Нет. Ни капли. После появления ПК я всё же догнал и PS, и Xbox, и первые портативки Nintendo. Заглянул даже в первые поколения консолей и попытался в это поиграть. Без малого 2 тысячи игр прошло через мою жизнь и процент знаковых в этом скопище будет очень малым, хотя все знакомые лица там присутствуют. Зато клоны, клоны клонов, сиквелов, подражателей, умножателей бесполезной информации будет гораздо больше, просто потому что я в своё время получил и держался за источник информации, который был всё же чуть дальше чем среднестатистический журнал об играх, опять же следующий сарафанному отбору в большей степени, потому что это делало продажи и привлекало внимание.

С возрастом, когда жизненная канитель меня закружила в своих жерновах, а я словно крепкий резиновый шарик старался не быть перемолотым, усердно отрыгивая от сужающихся стенок обстоятельств, мне стало больше нравиться "здесь и сейчас", чем "когда-то было лучше". У меня есть всего 1 песня по жизни, 2 игры и 1 фильм, которые вызывают щемящее чувство ностальгии в душе, поэтому я от части понимаю оценочные суждения связанные с приятным прошлым. Но говорить о том что раньше было лучше, включая свой опыт и подключая процентное соотношение просто не могу.

Да, существует Roblox. Неужели трудно уловить суть того от чего нравится этот мир современным детям? Не перегруженный графикой обычный мир, где ты словно гуляешь через лес возможностей, пользуясь каждой из них. Дети спокойно путешествуют, предлагают друг другу сыграть в салочки на непонятной карте, предлагают пострелять в аналог знаменитой игры без надобности эту самую игру качать отдельно. Просто находятся в своём мире, о котором и древние игроки мечтали долгое время, но получали обычно довольно узконаправленные Ультимы или ВоВ, где чтобы добавить одну сраную механику нужно ждать годы, а когда механика эта сломает игру, ждать еще месяцы первых крупных патчей, если они будут вообще. При этом какой-нибудь Гарри'с Мод проглатывался с удовольствием, а тонна паршивых карт для того же Варкрафта внезапно стала вехой эпохи!

1000 часов в Кваке такие же бесполезные как и 1000 часов в Апексе. Только вот геймплей Апекса шагнул достаточно далеко (координаты правда неизвестны), а любители классических шутанов всё сетуют, почему же не выпускается столько деревянных игр сейчас, при этом даже не смогли поддержать Блезински с его "классическим мейнстримом", но всё же называют современный Дум (2016) ближе к классике чем его родственник под номером 3.

Сарафанный отбор или "Ёкарный покос этого качества!"

Наблюдая со своей колокольни за темами, где люди обсуждают "правильные игры" и считают что "новое это не то" и "не правильно", и "вообще оно убивает индустрию", я лишь хочу сказать, что индустрия просто коллапсирует под своим же весом. Она не делает ничего такого, чего бы не делала раньше. Ничего в ней не изменилось кардинально в плане подхода к разработке. Всё такие же малые группы разработчиков клепают то что входит в историю, но теперь входит скромно, рок-звёзды не приветствуются ни самими игроками, ни обществом, которое бдит за соблюдением того, чтобы у тебя было разнообразие, а не качество. Большие разработчики выросли еще больше (по крайне мере из тех кто выжил до сегодняшнего дня) и преследуют они те же самые цели, теми же самыми путями. Всё так же покупают значимые активы и продвигают их так как им кажется эффективней это сделать.

Что действительно изменилось - доступ к информации, доступ к самим играм. От того, на мой взгляд, люди и столкнулись с тем, с чем похожий на меня человек столкнулся ранее.

Я не ложу хуй на наследие и не плюю на него. Не игнорирую его, потому что это глупо. Но всё же именно это наследие и привело нас к нынешней ситуации, когда не просто индустрия разрослась, но и дыры в этой индустрии выросли пропорционально всему остальному, а сарафанный отбор уже не может наложить достаточно сглаживания на общую картинку.

Гоняясь по молодости за всем подряд, я стал настолько избирательным, что даже 90% скидки на крупные тайтлы при наличии туго набитого кошелька меня не привлекают на покупку. Раньше они не привлекали, потому что распродав огромную кучу железа и игр, накопленного за годы я частично выпал из игрового мира. Начал уделять больше времени мобильным играм, находить среди них жемчужины, как платные так и нет. Потом стал собирать комп, на "встоенке" умудрялся играть и в некоторые новинки, но самой плотной компанией на этом пути были сессионки, податливые и учтивые.

Когда же я приобрёл хорошую игровую систему (по нынешним меркам) и впервые за долгое время ощутил на себе "мосч" современной игровой индустрии, я впал в еще большее отчаяние, потому что крупные игры, которыми здесь раскидываются как ярлыками качества, мне показались еще более уродливыми чем были во времена моей 1060. Но об этом в следующий раз.

Не было никогда этого мифического "качества", как не было проторённого пути к успеху. Были энтузиасты, кто вкладывал последние силы в свои идеи. Были крупные игроки, кто умудрялся выдавать годноту. Были ремейки, ремастеры, переосмысления и опыты, которые били по кошелькам издателей и разработчиков достаточно, чтобы включились нужные рефлексы, уберегающие от дальнейших ошибок в этой сфере. Мы просто шагнули от деревянного колеса, к камере и протектору. Улучшили сцепление с окружающей средой, добавили мощей, но всё так же стоим в пробках, попадаем в аварии и катимся по той же самой землице, потому что не умеем летать, потому что для полёта нужно разбираться в аэродинамике и нужны совсем другие инженеры, чтобы строить столь комплексные суда.

"Перегорел" - подумают некоторые. Странно, подумаю я, запуская в очередной раз игру в которой с удовольствием проведу десяток часов. Такую как Darkwood, а может поиграю в RDR2, а может позалипаю в Навуходоносоре , а может и в Лиге, может и Апекс погоняю, в очередной раз попробую пройти Дум (2016), накоплю денег на дополнение для МХ:В и к этому времени закончу на 100% основную часть, или всё же дойду до того чтобы запустить Cruelty Squad, или найду напарника для Ready or not. По мнению одних, подобные игры не идут ни в какое сравнение с падением Артаса, с физикой HL или с эмоциями, которые они испытывали при прохождении Макса Пейна, по моему мнению, все эти игры не хуже и развили или развивают они достаточно хорошо свои темы, чтобы "здесь и сейчас" считать их лучше чего бы то ни было еще. Но это всё еще не полёт.

И я еду по этой пустыне вдаль, и вижу как серая полоса дороги на горизонте изгибается к вечернему небу. И я думаю, что взлечу в конце этого пути.

1717
16 комментариев

Смотрю тебя слова ноунейма за живое задели

2
Ответить

Это мнение которое разделяют многие и даже не старички, подпитывая индустрию силами плодить говно. "я приучаю людей к правильным играм" говорили в том посте. Роблокс хуйня, по мнению правильных игроков. Мобильные игроки неправильные и прочая подобная хуета. Просто хотелось сказать. Сказал.

8
Ответить

PS1портативки NintendoИ сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что ничего принципиально в игровой индустрии не изменилось, кроме доступа покупателей к информации.Nintendo больше не делает ни портативки, ни игры для портативок. Playstation кардинально изменила курс.
Если это не принципиальные изменения, тогда я не знаю, что такое принципиальность.
Безусловно, в зависимости от личных вкусов и предпочтений, на уровне индивида изменений может не быть.
Но если говорить про индустрию, то изменилась она кардинально.

3
Ответить

Nintendo больше не делает ни портативки, ни игры для портативок.

Эмммм....Свитч теперь настольная консоль?

Playstation кардинально изменила курс.

Только в продаже железа. Ну и предыдущие наработки заставили её углубиться в визуальную часть игр, а не геймплейную, чтобы лучше продаваться массам, чтобы массы лучше усваивали.
Ну и сторонние разработчики всё же появляются на консолях и несут за собой всё те же старые IP из начала 2000х, только теперь с лучшей графикой.
Кардинально индустрия не может поменяться. Некому её основу менять. Всё идёт по накатанной и по другому вырулить не сможет, потому что не продашь это просто так. Еще больше усечений по оси геймплея, потому что его углубление не делается руками геймдизайнеров или просто дизайнеров, или маркетинговой командой.
Индустрия просто раздувает свою оболочку.

Ответить

Кмк, многие недовольны тем, что современные игры редко удивляют.
Отсюда все эти "раньше было торт, а сейчас не торт".
Отчасти так потому, что старики и правда многое видели, попробуй уже их удивить. Но лишь отчасти.

Лично меня в современном игропроме больше всего удручает то, что за двадцать лет не появился норм ИИ в играх. Крутят графен, а толку мне от этого никакого.
Хочу умных компов в стратегиях (особенно в 4х, чтоб играть было действительно интересно), хочу нормальную реакцию на мои действия в РПГ (как нпс, так и мира в целом).

Дайте мне умных компов блять, хочу ёбаную симуляцию.
Извините.

2
Ответить

Чтобы ИИ заиграл новыми красками нужна динамичная система поведения. Чтобы не нужно было писать в районе кода, что это "мирный житель", а после удара это "войн нахуй" поэтому теперь он дерётся.
Для обработки динамики нужны будут свои "тензорные" ядра под ИИ, как вариант, отдельный чип на материнской плате или прямое подключение к серверу. Проблема здесь в масштабировании, потому что ИИ будет расширяться тем больше, чем дальше будет двигаться игра и ему нужно совмещать кучу факторов в лейте какой-нибудь 4х стратегии и это еще не говоря о факторе ошибки, потому что если он будет ебать как в шахматах, волей-не-волей придётся учить просто те же самые шахматные паттерны которыми и будете пользоваться.

Ответить

Сарафанный отбор сарафанным отбором. Но.
Подозреваю, что многие владельцы сегодендей в свое время перепробовали по паре сотен говноигр, о которых забывали через пол часа, как о недоразумении.

Собсно, я с цитатой, триггернувшей автора на сей пост, тоже не согласен. Считаю, что раньше игры были куда более всратые и кривые, но нас было легче удивить и мы были готовы сильней выкладываться ради этого.
Проходили же JRPG на японском не зная языка. %)

1
Ответить