Импланты и иероглифы

Почему киберпанк так сильно пропитан японской культурой.

Технический прогресс дошёл до уровня искусственного интеллекта. У людей повсеместно встречаются кибернетические импланты, которые можно купить на любом рынке. Мегакорпорации на пару с преступными синдикатами контролируют неоновые мегаполисы кажется вечной ночи, в которых лоск высоких технологий находится через дорогу от грязных трущоб. Именно такие ассоциации возникают при слове «киберпанк».

Импланты и иероглифы

«High Tech, Low Life». Критерий Гарденера Доуза, редактора и рецензента книг одного из столпов жанра — Уилльяма Гибсона, — который ёмко характеризует дух и атмосферу киберпанка. Жанра, формировавшегося в восьмидесятых на волне развития науки и технологий как рефлексия и страх перед будущим. Жанр-предупреждение людям о потенциальном вреде такого развития. Пусть такой вид киберпанка сформировали и не его основоположники, со временем именно такие образы создали последователи.

Импланты и иероглифы

Обычно произведения киберпанка не привязаны к конкретным регионам и свидетельствуют о мире победившей глобализации. Но кое-что всё-таки бросается в глаза: обилие (чаще всего японских) иероглифов практически везде. Корпорации нередко носят японские названия, на огромных рекламных банерах красуются гейши, а герои едят восточную еду. Или, более конкретные примеры: группа Samurai Джонни Сильверхенда из Cyberpunk 2077 и класс «уличный самурай» в Shadowrun. Или, если вспомнить классическую литературу жанра, действие Нейроманта происходит в японской Тибе. Что же так могло повлиять на творцов того времени?

Взлетающий дракон

Сейчас, думая о киберпанке, чаще всего вспоминаются именно азиатские города развитых стран: Токио, Осака, Пекин, Гонконг, Сеул. Сосредоточия промышленных и технологических прорывов, ставшие яркими, богатыми, но перенаселёнными мегаполисами с достаточно сильным социальным расслоением населения. Но так было далеко не всегда. И первой страной, показавшей необычайно высокий рост уровня развития, стала Япония.

Токио начала ХХ века
Токио начала ХХ века

До середины прошлого века Япония была феодальным милитаристским и очень закрытым государством из-за проводимой политики. Но поражение во Второй Мировой войне и последующая американская оккупация стали шоковой терапией для всего народа. Однако из этого были сделаны довольно неожиданные выводы: японские элиты пришли к заключению, что если их победили, значит методы врага правильные и более выгодные. Так, убрав катану в ножны, а сами ножны куда подальше, японцы из воинственных самураев решили стать миролюбивыми дипломатами и торговцами. Вместе с этим последовало множество социальных и политических преобразований, появление у всех граждан Японии новых свобод и прав. Того, что стало началом «Японского экономического чуда».

Токио в середине ХХ века
Токио в середине ХХ века

По мере восстановления экономики и промышленности Япония к 52-ому году вернулась к довоенному состоянию среднеразвитой страны. Вместе с этим начался культурный обмен знаниями: американские и европейские организации приглашали японские делегации на бизнес-курсы, где делились практическими знаниями. И тут проявилась удивительная обучаемость японцев, который стремились быстро применить полученные знания на практике. Интересной также оказалась и стратегия в производстве: японские корпорации долгое время вместо собственных исследований скупали права и лицензии на существующие разработанные продукты и часто производили усовершения.

Корпоративный дракон

Но всё это не сработало бы без тесного сотрудничества правительства и бизнеса. В таком симбиозе вырабатывался единый общий курс последовательного развития страны от переработки материалов к производству уже непосредственно потребительских товаров, таких как бытовая техника и автомобили. В фильме «Назад в будущее» (действие которого происходит в том числе в пятидесятых) можно вспомнить довольно негативное отношение к японской продукции, сравнимое с оным к китайской примерно в нулевых нашего века. И это правда, в те времена товары японского производства считались дешёвыми и некачественными. Исправить такое отношения также стало одной из целей правительства и бизнеса. Сделать так, чтобы «японское» значило «качественное».

Производство на заводе Honda
Производство на заводе Honda

Постепенно японские предприниматели начали отходить от лицензирования и начали по своим наработкам и улучшениям существующих технологий развивать собственные разработки. Этому способствовали, помимо общей трудолюбивости и обучаемости японцев, открытие исследовательских институтов, спонсирование науки государством и то, что страны запада продавали свои патенты и лицензии за очень небольшие деньги, не рассматривая Японию как конкурента.

В шестидесятых рост экономики достиг своего максимума. В результате Япония не просто оправилась от поражения в войне, но и стала второй экономикой мира. Помимо вышеописанного этому способствовали и другие факторы. Например объединения производителей, поставщиков ресурсов, продавцов и банков в крупные корпоративные холдинги и конгломераты — Кэйрэцу. Которые при этом были тесно и взаимовыгодно связаны с правительством. И которые давали своим работникам гарантии пожизненной занятости. Для японцев такое является скорее нормой из-за многовековых традиций и практик построения общества. Что отразилось и на новых реалиях индустриальной страны.

Начало рабочего дня на производстве в Японии
Начало рабочего дня на производстве в Японии

Так, например, у новых работников зарплата максимально низкая, но постоянно растущая с выслугой лет. Попытка сделать человека максимально лояльным работодателю. Задача сделать фирму второй семьёй. Также любопытно, что хоть на первый взгляд устройство экономики Японии кажется довольно свободным, на деле так и оставался госкапитализм, который определял план производства бизнесу. Однако этот план составляли в первую очередь не политики, а представители корпораций. Из-за этого санкции за невыполнение шли не от самого государства, а от других корпораций, что зачастую было куда опасней.

Неоновый дракон

Однако киберпанк — это не только и не столько научная антиутопия про контролирующие всё и вся корпорации, сопротивление из маргинальных слоёв чересчур расслоившегося общества и предупреждение об опасности технологического развития. Это ещё и эстетика. Мрачная и гнетущая эстетика темноты и тесноты бетонных коробок бесконечного города, в котором неоновый свет рекламных экранов кажется что заменяет солнечный свет. Основные цвета: оттенки и смеси синего и красного (иногда другие) на тёмном фоне. Конечно же, есть произведения, в которых действие происходит в основном днём, но нередко можно встретить реакцию на них «это не киберпанк». Настолько неоновая эстетика переплелась с этим жанром.

Altered Carbon
Altered Carbon
Blade Runner 2049
Blade Runner 2049
Ghost in the Shell
Ghost in the Shell

Корни этой эстетики лежат прежде всего в десятилетии, в котором сформировался жанр киберпанка. Несмотря на то, что неоновые лампы были изобретены ещё в конце 19-ого века, их повсеместное применение в качестве не просто элементов освещения, а как способ создания визуальных композиций, началось несколько позже. В 1910 году французский учёный и инженер Жорж Клод на выставке Grand Palais представил публике композицию из синих и красных аргоновых и неоновых ламп. Это зрелище поразило многих посетителей своим «неземным» светом, в том числе и друга Жоржа предпринимателя Жака Фонсекью. Годом позже он оформил патент на неоновую рекламу, а позже открыл компанию по созданию новинки. Ближе к 30-ым годам технология развилась и в США, начиная потихоньку заполонять улицы американских городов.

Пример американской неоновой вывески
Пример американской неоновой вывески

Но потом случилась Вторая Мировая война, которая пошатнула экономики многих стран, что сказалось и на неоновых вывесках. Из-за особенностей конструкции их достаточно дорого производить и обслуживать, что сказалось не только на создании новых, но и на поддержке в рабочем состоянии старых. И до нового развития в восьмидесятых неоновый свет приобретёт упаднический оттенок злачных мест городов вроде дешёвых пивнух и стрип-клубов, став на некоторое время символом безвкусицы и декаданса.

Однако в восьмидесятые яркий газовый свет стал потихоньку возвращаться в новом амплуа художественного приёма голливудских режиссёров. В основном благодаря этому именно эти года у нас сейчас ассоциируются именно с неоновыми вывесками.

Пока в городском окружении западных стран неон отживал своё, в стремительно развивающейся Японии он получил своё новое рождение и заполонил крупные города страны. Интересно, что одной из первых крупных неоновых реклам стал большой логотип Sony в центре токийской Гиндзы — крупного торгового квартала.

Гиндза в 1965 году
Гиндза в 1965 году
Та самая вывеска Sony
Та самая вывеска Sony

Также неотъемлемой частью Японии того времени стал высокие темпы урбанизации и роста населения, на который жилищный фонд городов, некогда состоящих исключительно из невысоких деревянных домов, не успевал реагировать. Примерно в те же пятидесятые-шестидесятые крупным японским городам стало не хватать площади и появилась явная проблема перенаселения. Решали её довольно радикально: строя дома ввысь и оставляя как можно меньше пустого незанятого пространства, оставляя его достаточно только для того чтобы люди и машины могли пройти и проехать. И со временем ситуация только усугублялась, порождая всё больше затмевающих небо небоскрёбов и узких неоновых переулков.

Импланты и иероглифы
Импланты и иероглифы
Импланты и иероглифы
Импланты и иероглифы

В страхе перед драконом

Как жанр киберпанк зародился в США восьмидесятых и, безусловно, впитал много реалий страны того времени. Но так почему же бездушные корпорации страшного мира будущего носят чаще всего именно японские имена? Трудно сказать наверняка и без спекуляций, но скорее всего причиной стал страх. Боязнь нового успешного конкурента, который совершенно не похож на тебя. Опасения, что именно он окажется победителем в этом противостоянии и придётся принять его правила игры. Жизнь, которая для западного свободолюбивого общества казалась корпоративным рабством среди гнетущих тесных бетонных коробок. В мире, где каждый из нас всего лишь ещё один элемент в базе данных для власть имущих.

Американца тех лет эта картина могла повергнуть в шок
Американца тех лет эта картина могла повергнуть в шок

При этом такое представление другой культуры было скорее неосознанным и просто подходящим для идеи произведения как практически её живое воплощение. Но в то же время нельзя отрицать, что страх США перед стремительным развитием Японии имел место. И многие даже не киберпанковые произведения были им пропитаны. Можно вспомнить, например, экранизацию комиксов Каратель 89 года, в которой Френк Касл объединяется с мафией чтобы противостоять якудзе, отбросив свои идеалы. Или довольно популярный в то время шаблон персонажа «богатый японский бизнесмен», который нередко выступает антагонистом.

Tetsuo: The Iron Man
Tetsuo: The Iron Man

Интересно, что в самой Японии жанр приняли достаточно тепло и, как обычно случается со всем попадающим с запада в эту страну, переделали под себя. На становление поджанра «японский киберпанк» повлияли западные фильмы вроде «Голова-ластик», «Видеодром», «Муха» и «Бегущий по лезвию». Основой японского видения этого жанра стал больше трансгуманизм нежели противостояние корпорациям. Основные персонажи часто проходят через различные метаморфозы биотехнического и кибернетического характера. А так как изначально это был достаточно арт-хаусный жанр, многие произведения полны экспериментальных приёмов используемых медиумов и абстрактности происходящего.

Так одним из самых ранних примеров японского киберпанка можно считать мангу Акира в 82 году, экранизация 89 года которой стала международным феноменом и обрела культовый статус.

В особенности данный кадр
В особенности данный кадр

Будучи выпущенными для внутреннего рынка, произведения японского киберпанка соответственно были полны собственных реалий. И с обретением популярности за пределами страны приёмы из этих картин начали смешиваться с исходным жанром, что только усиливало влияние японской культуры в восприятии киберпанка массами и прочно закрепило иероглифы и лапшу в этом сеттинге.

2424 показа
8.3K8.3K открытий
1111 репостов
36 комментариев

Изначально вообще писал для #CyberWeeb, но потом понял что из виабу тут лишь мимолётное упоминание одного тайтла, лол.

Ответить

Виабу в моем понимании - все что связано с Японией. Статью не читал еще, но после беглого взгляда думаю для конкурса подходит.
Я бы добавил теги конкурса если хочешь участвовать.

Ответить

Пост огонь!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

@Аниме Аниме @Layben что думаете?

Ответить

Спасибо

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить