Считаете ли вы, что в произведениях классики есть пропаганда суицида среди детей и подростков?

Забавы ради сядьте и подсчитайте количество самоубийств, упоминаемых в произведениях школьной программы. Итак. Бедная Лиза утопилась, Ромео отравился, Джульетта закололась, Катерина из "Грозы" утопилась, Анна Каренина бросилась под поезд, Свидригайлов застрелился, Треплев из "Чайки" тоже застрелился, глупая Русалочка Андерсена превратилась в морскую пену, Снегурочка Островского растаяла, в общем, все умерли.

Интересно, задумывались ли люди, составляющие учебную программу, что давать детям книги, в которых суицид буквально воспевается - не есть разумно? То есть ребенку как бы подсказывают: смотри - вот есть такой простой выход из сложной ситуации!

Не бороться, не драться за себя зубами и когтями, не, в конце концов, послать нерадивого принца/любовника/мужа куда подальше и пытаться жить своей жизнью, - а просто уйти... туда, в темноту, в отсутствие всяких проблем... и жизни тоже... Что является серьезным заболеванием психики.

И что меня просто смешит (хотя это и невеселый смех) - когда речь заходит о детских суицидах, ПО КОИМ НАША СТРАНА ЗАНИМАЕТ ПЕРВОЕ МЕСТО В МИРЕ, наши государственные мужи орут, что вот-де в гадком интернете есть такие гадкие сайты, где, дескать, пропагандируют суицид - и все зло от них.

А протестировать школьные учебники на предмет пропаганды суицида они не пытались, а? Ведь это именно пропаганда. Суицид в большинстве упомянутых произведений опоэтизирован, приукрашен и представлен, как торт с розами.

Взять ту же романтизированную донельзя сказку о Русалочке. Мало кто знает, что в оригинале она не ради "чистой и искренней, не требующей ничего взамен, любви" человеком стала, а чтобы ещё и бессмертную душу получить, которой по определению у морских существ быть не может. Нечисть же!

Но Бабушка её сдуру проговорилась, что способ есть - достаточно добиться взаимной любви с человеком и ОБВЕНЧАТЬСЯ С НИМ В ЦЕРКВИ. То есть, просто ноги получить было явно недостаточно, да и самого главного морская Королева не сказала ей, что дело тут вовсе не в рыбьем хвосте, а в ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ, крещении и иже с ними связанное. Андерсен был у нас глубоко религиозен!

И наша девица, наслушавшись рассказов о недостижимом и прекрасном Царствии Божием - Рае - и поплыла к ведьме, как Элли/Дороти в своё время пошла к волшебнику Изумрудного города заветные желанья исполнять. Юношеский максимализм - он такой...

Два в одном, скорее три, прямо, как в песне, и всё только для себя заполучить: и бессмертную душу ей подавай, и верную взаимную любовь, и жизнь вечную вместо трехсот лет - не слишком ли жирно для тебя, девочка?!

Она там прям ТАК БЕЗМЕРНО страдала-страдала: и физически - мало того, что ноги все время кровоточили и болели при ходьбе, словно по лезвию шла, дык ещё и незадолго до этого её не просто голоса лишили, а ОТРЕЗАЛИ нафиг ЯЗЫК суровым ножом, безо всякого наркоза, НАЖИВУЮ!!!

А затем и морально - любовь оказалась не взаимна, осознание смерти, разочарование, безысходность... И тут впору бы Русалочке одуматься и вернуться назад, но нет - наша героиня совершила суицид, отказавшись от единственного и второго шанса на спасение, пусть и несколько жестокого, но ведь убийство человека для русалок - не уголовно-наказуемое деяние, у них - свои законы. Те же греческие Сирены всех топили, и ничего, не переживали даже...

Но в оригинале сказки для неё все заканчивается, как это ни странно, весьма благополучно - её жалеют Дочери Воздуха, и она получает шанс попасть в Рай и обрести душу, принося людям счастье. А могла бы ВООБЩЕ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ВСЕГО! И была бы иная мораль - многого хочешь - мало получишь, а то и вовсе кукиш с маслом...

Понятно, что во множестве экранизаций христианско-философский смысл сказки Андерсена был убран — немногие его поймут, да и прибыль вряд ли принесет. А вот любовная история с почти шекспировским финалом — дело другое.

И то возникает странная мораль - что не надо влюбляться от слова ВООБЩЕ и создавать семью, потому что это опасно для жизни! Что надо чуть ли не телепатически угадывать, какой именно человек тебя спас, и заключать брак только с ним.

Но больше всего здесь Принцу досталось. Да, он, конечно был эдаким эгоистом, но все же почему-то оказался ТААКИМ отпетым негодяем, который якобы предал несчастную Русалочку, сердце разбил, изменил и достоин чуть ли не неминуемой смерти. На самом деле, это не так.

Во-первых, он и знать ничего не знал о ней. Когда Русалочка спасла его, вообще в отключке лежал, и логично, что не помнил, как та девушка выглядела.А во-вторых, никаких обещаний Русалочке жениться на ней он не давал, да и не был ничем ей обязан.

Да его даже не волновало особо, как юная и хрупкая Принцесса смогла его вытащить во время шторма на берег и еще доставить прямиком в монастырь?! Она же ЧЕЛОВЕК, а не дочь Посейдона!

Превращаться в человека – это была исключительно инициатива Русалочки, на свой страх и риск. И как, черт подери, он должен был догадаться, что женитьба на другой убьет ее? Телепатией?!

Но кое кто, видимо, считает, что если девушка соблаговолила полюбить, то на ней непременно ОБЯЗАНЫ жениться. А если еще и спасла (ничем не рискуя, ведь русалка живет в море), так спасенный и вовсе должен стать ее рабом.

Вариант того, что мужчина может не ответить ей взаимностью и сам полюбить другую, в качестве нормы ими не рассматривается. За такую дерзость и «предательство» своей госпожи, по их мнению, убивать надо (а если не убила – ну такая прямо благородная, такая героиня!).

В некоторых отзывах к диснеевской «Русалочке» я видела высказывания вроде «здесь принц не такая сволочь как в оригинале». В оригинале он осмелился не влюбиться в русалку – да уж, и правда редкостная сволочь, заслуживающая не иначе как смерти.

Каждый человек сам выбирает себе супруга, хоть некоторые особо отмороженные и больные на голову феминистки считают, что мужской пол это низшая раса, которые такого права иметь не должны.

P.S. Жаль, что сёстры Русалочки и Морской Царь вот НИ РАЗУ не догадались и не договорились морскую ведьму прикончить! Глядишь, и дочка царская была бы спасена, и проклятие неминуемой гибели снято, все счастливы, все довольны, и обошлось бы все без лишней крови…Но, что есть, то есть…

В конечном итоге, стоит признать, что даже диснеевская «Русалочка» по сравнению с первоисточником намного лучше. Не только из-за качества картинки, песен, юмора или счастливого конца. Дело не в этом.

Хоть там и довольно примитивная любовь на основе внешности, но детям хотя бы не внушается мысль «любовь – это плохо». Которую мы видим в большинстве экранизаций, включая аниме.

Покойным Ромео и Джульетте прозревшие родственники обещают воздвигнуть памятник из золота. Представьте ребенка, которого все обижали, он тоже хочет, чтобы обидчики его прозрели и скинулись на памятник из золота. Каренину все оплакивают, о Катерине рыдает прозревший муж, обидчик бедной Лизы мучается раскаянием, словом, все вдруг прозрели... Ну это ж приятно, когда твои обидчики прозреют?!

В свое время Гете написал "Страдания бедного Вертера", который страдал, страдал, а потом покончил жизнь самоубийством. И то же самое: раскаяние обидчиков; невеста, променявшая его на другого, рыдает, а сам Вертер лежит тААААкой красивый, весь в цветах, ну просто пирожное с кремом. То, что в реале обидчики редко раскаиваются, а чаще не раскаиваются вовсе, и что труп суицидника выглядит обычно не очень аппетитно - не, не слышали.

Но дело не в этом: после выхода этого романа по Европе прокатилась волна самоубийств, и, натурально, самоубийцами были молодые люди, которых бросили невесты и вообще все обидели.

Подражание? Не совсем, просто из тысячи людей всегда найдется тот, кому сейчас очень плохо. Потом это пройдет, но сейчас плохо. И в таком состоянии его стоит только слегка "подтолкнуть".

Просто, чтобы решиться на роковой шаг, в сознании подростка должна быть установка, что всегда можно от всех своих проблем уйти в окно, и это не только не слабость, а чуть ли не героизм и подвиг - А ЧО???? Джульетте, блин, можно, Ромео можно, Катерине, Лизе, Анне Карениной, Русалочке и прочим можно, а мне нельзя, что ли?

Это явление даже получило название "синдром Вертера" - одно лишь упоминание о факте самоубийства в СМИ всегда вызывает "шлейф" самоубийств подражательного свойства.

То есть если погибший - старик, то идет волна самоубийств стариков, если женщина - то женщин, если подросток - то подростков... И при чем тут, скажите мне, сайты суицидников в Интернете? Их еще найти надо. А школьный учебник сам тебя найдет...

Блин, все эти произведения школьной программы были написаны, во-первых, для взрослых людей, в расчете на зрелое сознание и зрелую психику. Совать это детям, нисколько не думая о последствиях - хамская тупая безответственность.

Их надо просто тупо убрать из программы. Просто тупо заменить на книги, герои которых боролись за себя в самых отчаянных ситуациях, не теряя при этом оптимизма. Вон, Робинзон Крузо, пусть и по своей глупости, но тоже оказался в отчаянном положении, не так ли? - а боролся.

А вы как считаете?

22
2 комментария

Интересное размышление. Вообще, когда я проходил эти произведения в школе никаких мыслей о суициде не возникало. Из тех с кем я общался, об этих героях у нас был один вывод на всех - "вот дебилы, чего им не жилось?"
Но определённо вся эта литература для людей 30+ как минимум (как и классическая музыка). Или же нужно её давать с пояснениями и рассуждениями (хотя это не правильно имхо).
Полностью согласен, что программу надо пересматривать и давать жизнеутверждающие, героические произведения. Только вот есть уже другие опасения. Что навыбирают современные чиновники?

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить