Главная иллюзия ВандаВижен

Ждать в 2021 году от продукции Марвел какой-то высокой художественной ценности - как минимум переоценивать франшизу. Но чего точно нельзя отрицать - на фабрике супергероев работают крепкие сценаристы, которые хорошо знают, как работать с классической сценарной структурой. И ВандаВижен сериал, который сделан таким образом, чтобы затронуть тонкие струны чувств смотрящих. И в этом нет ничего плохого, так и работает хорошо написанный сериал.

Предупреждение: тут СПОЙЛЕРЫ.

Главная иллюзия ВандаВижен

Отношения этой пары всегда были на третьем плане MSU. Вот Ванда чувствует Вижена (на что есть отсылка в 8 серии), вот он спасает ее от завалов после убийства Альтрона, вот они по разные стороны баррикад во время Гражданской войны, а вот прячутся вместе после освобождения Ванды. Их роман всегда был приправлен щепоткой трагедии. А концовка Войны Бесконечности так и вообще выжимает педаль этой трагедии в пол. Рассмотреть их отношения в формате сериала и правда хорошая, довольно смелая идея. Очень уж нетривиально они выглядели на фоне остальных прилизанных парочек MSU.

Хвалить ВандаВижен хочется. Правда хочется. Ванда сразу обозначает - они хотят спокойствия и тишины, как обычная пара. Как обычная пара они участвуют в смешных типичных ситкомовских ситуациях. Причем, отказываться от своих сил и от сил Вижена Ванда не намерена. И это логично, без своих особенностей они - не они.

Главная иллюзия ВандаВижен

То, что именно Ванда контролирует этот мир становится ясно в первой серии, когда она приказывает Вижену помочь его задыхающемуся начальнику. Зрителя, конечно, пытаются дурить две первые серии, что Ванда тут не причем. Но в третьей все встает на свои места и показывает тот образ Ванды, которым мне хочется восхищаться. После всего ей пережитого (война, эксперименты, потеря брата и возлюбленного, обвинения в терроризме, сложность контроля силы и так далее) - совершенно логична ее трансформация из немного наивной оппозиционерки с силой, чьего потенциала она еще не понимает, в расчетливую психопатку, которая может и хочет создавать свой мир сама.

Три довольно крепкие серии показывают нам не только это. Вижен начинает подозревать - происходит что-то не то. Он не помнит ничего, кроме Вествью (что довольно неплохо намекает на то, что он - проекция сознания Ванды, ее воспоминания и сила камня разума), и не собирается подчиняться жене в полной мере (именно потому, что таким Ванда знает Вижена). Как у "нормальной" семьи, у пары появляются дети, но и дети своеобразные. Беременность Ванды проходит быстро, а близнецы - намек на то, что Ванда скучает по Пьетро. Она не знает, что такое, когда ребенок растет один. Вместе с этим мир становится цветным - Ванда все больше верит в свой мир и все больше им дорожит. К слову, визуализация схваток Ванды очень интересно сделана. Идея в массовом искусстве не новая (да-да, я о F.E.A.R. 3), но подано в уникальном ключе в рамках условного сеттинга ситкома 70ых.

Главная иллюзия ВандаВижен

И тут повествование рассекает Меч. Четвертая серия начинается с хаоса и суматохи возвращенцев после щелчка Таноса - и это один из самых классных моментов сериала. Но там появляется Моника Рембо. И, честно, главной функцией этого персонажа было исключительно попадание в пузырь Ванды и доклад обстановки. Вообще остается большим вопросом, как телепатка Ванда не обнаружила агента Меча и сильную ведьму у себя под носом. Особенно учитывая полный контроль ей всего Вествью, с прописыванием роли каждому персонажу этого шоу Ванды Максимофф. И этот момент всплывает один раз в разговоре между Моникой и Вандой, когда первая говорит "ну, ты допустила меня, ты была в моей голове, ты знала, что я агент Меча" - и это при всех вводных данных сериала звучит как дичь.

Вообще Моника Рембо, как и любой функциональный персонаж, плохо прописана и плохо мотивирована. Ее оголтелое желание помочь Ванде выглядит как попытка ввести хотя бы одного героя, который оправдает действия Алой ведьмы. Моника сама была под контролем Ванды. Она знает, что происходит с жителями Вествью. Финальная фраза Моники "они никогда не поймут, чего ты лишилась" фрустрирует. Да и ее способности выглядят как бог из машины и насильное введение в MSU еще одной темнокожей супергероини. Неинтересной и безыдейной. Встает вопрос, почему же тогда остальные жители Вествью не подвергались таким мутациям. Видимо, они не избранные для нанесения добра и причинения справедливости. Разумеется, все, к чему Моника стремится - удается и получается. Сбежать из лагеря? Найти космолет за хреналион долларов? Уклоняться от пуль аки агент Смит? Представляем вам новую супергероиню Марвел! Моника - почти классическая Мэри Сью, и ее наличие на экране просто бесит.

Главная иллюзия ВандаВижен

Гораздо более приятными персонажами второго плана становятся Джимми Ву и Дарси Льюис. Возможно это потому, что их характеры и особенности писали более талантливые люди, чем те, кто занимался проработкой Моники. Дарси так вообще могла взять на себя весь функционал агентессы Меча - и стало бы только лучше. Но Дарси хоть и женщина, но квоты сами себя не закроют. Эти двое выпутываются из сложных ситуаций не благодаря всемогущей руке сценаристов, а благодаря своим умениям и смекалке. И у обоих персонажей есть своя харизма, что тут скрывать.

Пятая серия приносит нам формирования ЗЛОДЕЙСКОГО ЗЛОДЕЯ в лице руководителя Меча, который не намерен разговаривать с Вандой и намерен ее устранить. В чем проблема? Поясню.

При захвате заложников (а ситуация в Вествью очень это напоминает) обязанность спецслужб не допустить агрессии захватчика. Даже если у захватчика есть в анамнезе акты агрессии (помним, да, взрыв в Гражданской войне, который случился по вине Ванды? К нему местный Злодеус Злей апеллирует), основная задача - наладить диалог. Иначе могут погибнуть люди. Это базовая модель поведения. Таковы протоколы.

И тут руководитель организации типа Меча нарушает это правило, пытаясь устранить Ванду огнем на поражение, не разобравшись в ситуации. Этот поступок, как и противодействие Дарси и Джимми (Монику я не учитываю, она по картонности не уступает своему начальнику) просто мешает воспринимать его всерьез. У Марвел в принципе проблемы со злодеями. Не картонными можно назвать только Земо и Таноса, еще притянуть Кингпина из Сорвиголовы и Пурпурного человека из Джессики Джонс, но два последних тайтла делались не под строгим надзором Фабрики грез гигантской мыши.

Но пока вернемся в Вествью. Суровость происходящего нагнетается к концу пятой серии, когда Вижен восстает против Ванды. Эту ситуацию чуть-чуть разбавляет явление камео всея фанатского комьюнити (Эвана Питерса, разумеется), но конфликт переходит в следующую серию.

Главная иллюзия ВандаВижен

А в следующей серии сценаристы вписывают крайне криповый момент с окраинами Вествью, где жизнь как будто замерла. Приходишь в ужас от осознания масштаба того, что творит Ванда. И это же как-то должно выстрелить правда? Там же Ванда раздвигает границы своего мирка, чтобы спасти рассыпающегося на куски Вижена, и начинает терять контроль над пространством вокруг. Оно и очевидно - у нее уходит слишком много сил на поддержание всей иллюзии, плюс ее явно угнетает конфликт с Виженом.

Под конец седьмой серии Ванда наконец обнаруживает, что ее подруга Агнес - на самом деле мощная ведьма Агата, которая прибыла в Вествью для наблюдения за Вандой и похищения ее сил. Как-то она умудрилась обмануть Ванду - допустим, тут я хотя бы могу сделать скидку на то, что Агата мощная ведьма. И под ручку две ведьмы отправляются в самую поганую серию ВандаВижен.

Главная иллюзия ВандаВижен

Почему я так характеризую восьмую серию так? Потому что тут происходит объяснение, почему Ванде нравятся те или иные сериалы, в стиле которых велось повествование в сериях. Агата же ищет момент, в котором пробудились силы Ванды. А я предлагаю вот что.

Представьте, что каждая серия, посвященная тому или иному сериальному сеттингу, начинается с малюсенького флэшбэка из жизни Ванды. Без объяснений (потому что зритель не идиот), просто добавить раскрытия персонажа, указать ключевые точки ее становления. Не тычками зрителю в морду, а через банальное визуальное повествование. Показывай, не рассказывай - ведь так работает базовое правило повествования любого визуального контента, не правда ли? И насколько сильнее был бы эффект от этих флешбеков. Кусочки Ванды, которые собираются в мозаику под названием Алая ведьма.

Главная иллюзия ВандаВижен

Но нет. Зритель, в представлении Марвел или Диснея (как говорится, выбирайте то, что больше бесит) идиот. Поэтому нужны персонажи-экспозиция и серии-экспозиция. На мой взгляд, из объяснительной восьмой серии стоило оставить только визит Ванды в Меч и превращение Вествью в ее личное шоу.

Трагедия Ванды - понятна и ощутима. Я в первый раз при просмотре ревела, а во второй прослезилась. Это магия хорошего сценария - когда сцены РАБОТАЮТ. Но когда рядом с этими сценами есть сцены фрустрирующие - удовольствие переходит в злость и раздражение.

Истинным мотивом сесть за этот текст стало вот что. Выше я писала о том, что Ванда имеет весь потенциал стать антигероиней или даже злодейкой. Ее прошлое, ее потери, ее трагедия, ПТСР, бегство от реальности и осознание своей силы делают из нее крутого, интересного и харизматичного персонажа. Но только в том случае, если это все со знаком минус.

Что мы получаем. Двух злодеев - ЗЛОБНОГО главу Меча (который ну просто говнюк, без причин) и Агату Харкнесс, которая обдурила Ванду, сама придумала свою роль и начала все разведывать, а еще сделала Пьетро дубль два (тоже допущение - напомню, Ванда телепат).

Когда Агата впервые проявила себя, я подумала "о, это воплощение темной стороны Ванды, которое она из себя вытолкнула? прикольно!", но нет. Это отдельная злодейка, и ее существование нужно для того же, для чего существует глава Меча и Моника.

Выставить Ванду жертвой обстоятельств и героиней.

Главная иллюзия ВандаВижен

В конце сериала нам на абсолютно серьезных щщах проталкивают мысль о том, что Ванда жертвует созданными ей Виженом и детьми ради Вествью. Но это противоречит всему, что нам показывали до этого. Поясню.

Горожане живут по сценарию Ванды. Их личности заменены на персонажей, придуманных Ванда на основе клише, которые она почерпнула из сериалов. Они видят ее кошмары, когда Ванда позволяет им уснуть (а кошмары, судя по всему, там жуткие, учитывая все пережитое ей). По сути, Ванда устроила свой кукольный театр, взяв как марионеток целый город. И в финале вместо абсолютно заслуженного наказания (хотя бы лишения семьи), она получает нравственную победу над Агатой и сбегает.

И самое паршивое в том, что это и есть основная задача шоу. Потому что каждый сценарный ход, все последовательности сцен и событий, серия с флешбеками под финал - сделаны именно для того, чтобы оправдать все действия Ванды. Якобы, она не знала и желала добра.

Главная иллюзия ВандаВижен

Нет. На примере Моники - она понимала все. На примере ее первого явления к Мечу - ни капли не раскаивалась и намеревалась продолжать играть живыми куклами в выдуманном маня-мирке. "У меня есть все, и я не позволю вам это отнять" - именно эту фразу она говорит, отдавая Мечу поломанный дрон.

А теперь давайте снова представим: мы живем в мире, в котором у Диснея есть яйца и они не боятся поднимать темы безумия, насилия и терроризма. Представьте, как за разум Ванды борются Вижен и Агата, две части ее сломанной психики в то время, пока сама Ванда оберегает себя от реальности в своем пузыре. И она мечется то к одному, то ко второй, продолжая отрицать смерть Вижена и не желая возвращаться в реальность. И в конце, когда она все же порядке проигрывает, в ее разуме появляется хрупкий баланс. Ванда смиряется со смертью Вижена, отвечает для себя на вопрос, кто она такая и готова идти дальше.

Выводы? Все, что есть в ВандеВижен сделано не случайно. Структура мини-сериала позволяет сделать повествование глубже и объемнее фильма. Я понимаю людей, которым нравится этот сериал. При его пересмотре я навыделяла столько положительных пунктов - гораздо больше, чем отрицательных. Но одна огромная корневая проблема и еще несколько чуть менее глобальных, но не менее бесячих, не позволят мне полюбить этот сериал. И не потому что я не могу отключить мозг и получить удовольствие, нет.

Я очень не люблю, когда меня обманывают. Dixi.

12
10 комментариев

Мягко говоря, заебали вы нахуй, "кинокритики" хуевы

Тонна воды ни о чём, просто пересказ сюжета + фантазии о своём манясериале "а вот я бы сделал уух" 

3
Ответить

Чел, ты видать читал не тем местом. Но, все мы не без недостатков, так что мир тебе :3

Ответить

Мне понравилось, как они делали отсылки на тв шоу прошлых лет. Ну и взаимотношения главных героев раскрыли более-менее. Все остальное показалось довольно скучным.
Но это только первые попытки в сериалы. Мне кажется, в будущем сюжеты будут намного лучше (если сделают новое поколение героев интересным).

2
Ответить

Отлично, прочитал и наконец-то можно не смотреть эту дичь )) спасибо за понятное и интересное изложение.

1
Ответить

Начал я читать и сразу закончил, потому что сериал не смотрел. Такое ощущение, что это просто пересказ сюжета.

Ответить

MSUДальше не читал

Ответить

Ну что ж, по крайней мере "Локи" получился значительно лучше. Так глядишь с очередной попытки и сделают хороший сериал :)

Ответить