Из грязи в князи или игра, которая смогла стать одной из лучших партийных ролевых игр со времен Baldur’s Gate II

Обзор Pathfinder: Kingmaker без спойлеров.

Из грязи в князи или игра, которая смогла стать одной из лучших партийных ролевых игр со времен Baldur’s Gate II

Pathfinder: Kingmaker — первая изометрическая партийная ролевая игра, в которой используются правила настольной ролевой игры Pathfinder от Paizo Publishing. В свою очередь, Pathfinder основывается на дополненных и пересмотренных правилах Dungeons & Dragons третьей редакции.

Разработка игры

Разработчиками игры является команда Owlcat Games, которые далеко не новички в создании игр. В своё время они участвовали в разработке таких игр, как Heroes of Might and Magic V, Аллоды Онлайн, Skyforge и Silent Storm.

17 мая 2017 года состоялся анонс игры, а немного позже под патронажем материнской компании MY.GAMES (Mail.Ru) на Kickstarter стартовала краудфандинговая компания по сбору средств на создание игры с конечной целью в 500 тысяч долларов. Цель была достигнута менее чем за сутки, а завершилась компания суммой в 909 057 долларов, в которой приняли участие 18 351 спонсоров.

В последствии Owlcat Games стали независимой игровой студией, а права на издание игры сначала перешли к Deep Silver, а затем к Prime Matter — издателям, входящим в медиаконцерн Koch Media.

В разработке игры принимали участие:

  • Руководитель проекта: Александр Мишулин (Heroes of Might and Magic V, Silent Storm, Аллоды Онлайн, Демиурги)
  • Сценаристы: Александр Комзолов (серия книг Prime World) и Крис Авеллон (Fallout 2, Planescape: Torment, Neverwinter Nights 2, Fallout: New Vegas, Pillars of Eternity, Tyranny и т.д.)
  • Композиторы: Дмитрий Dryante Макаров, Дмитрий Силантьев, Инон Зур (Baldur’s Gate II: Throne of Bhaal, EverQuest II, все Fallout от Bethesda Softworks, Dragon Age: Origin и т.д.) и Михаил Котов.

Релиз игры состоялся 25 сентября 2018 года и сопровождался огромным количеством ошибок и недоработок. Большинство игроков на старте игры жаловались на дисбаланс игры, многочисленные проблемы игрового дизайна, нерабочие квесты и невозможность пройти игру до конца.

Одной из причин всех проблем было то, что разработчики попытались без изменений, адаптации и упрощений перенести правила настольной ролевой игры в компьютерную игру. Но, игрокам оказалось очень сложно вникнуть в ролевую систему, которая никогда прежде не была представлена в компьютерных играх.

Особенно сильно это сказывалось на новичках ролевых игр, которые не могли пройти даже пролог на лёгком уровне сложности. Также, проблем доставил глобальный дисбаланс игры, когда монстры в самом начале игры могли уничтожить всю партию игрока за несколько игровых раундов.

Игроки, заметившие будущий потенциал игры, отложили её до того момента, пока не будут исправлены ошибки. Но, были и те, кто начал возвращать средства за купленную игру.

С момента релиза команда разработчиков регулярно выпускала обновления игры. Их вышло более 40, из-за чего игру первое время называли «Patch Finder». Последнее обновление вышло 27 мая 2021 года и обновило игру до версии 2.1.7b. Забегая вперёд, скажу, что игра так до конца и не избавилась от всех технических проблем.

В последствии игра получила пошаговый режим боя, поддержку пользовательских модификаций и была портирована на PlayStation 4 и Xbox One / Series.

Ролевая система

Как уже было сказано выше, игра основывается на правилах настольной ролевой игры Pathfinder. И её использование, как это не парадоксально, оказалось как благословением, так и проклятием для игры. Pathfinder: Kingmaker — первая компьютерная игра, использующая эту ролевую систему и многие игроки столкнулись с её сложностью уже на этапе создания персонажа.

Мой монах/паладин перед финалом игры
Мой монах/паладин перед финалом игры

Следует учесть, что чем выше игрок выбирает уровень сложности игры, тем тщательнее необходимо продумывать развитие персонажей. Также, приходится учитывать сопротивления и урон монстров, чтобы подобрать правильную тактику для их уничтожения.

Например, тролли имеют регенерацию и не умирают от физического урона, а просто падают без сознания, регенерируют и снова нападают. Окончательно убить тролля можно только с помощью огня или кислоты.
Например, тролли имеют регенерацию и не умирают от физического урона, а просто падают без сознания, регенерируют и снова нападают. Окончательно убить тролля можно только с помощью огня или кислоты.

Также, необходимо тщательно подумать над тем, во что одеть персонажей и чем их вооружить. Иногда в битвах участвуют несколько разных монстров с разными характеристиками, поэтому на ранних этапах игры, до появления заклинаний защиты от стихий и/или мировоззрения, приходится менять доспехи с соответствующей защитой.

Каждый новый уровень главный герой и его напарники получают возможность поднять те или иные навыки и боевые черты, а на 4, 8, 12 и 16 уровнях можно на 1 единицу поднять одну из основных характеристик персонажа — Силу, Ловкость, Выносливость, Интеллект, Мудрость или Харизму. Уровень главного героя и всех соратников поднимается одновременно, а если принять в команду нового соратника, то его уровень поднимется до уровня главного героя.

Всего в игре представлено 11 видов навыков (в настольной игре их 35), которые используются в диалогах и при взаимодействии с внешним миром. При этом, если в группе находится несколько персонажей, то при проверке навыка используется значение того персонажа, у кого он самый высокий. Бонусы к навыкам можно получить от расы, класса, используемых предметов и съеденной еды во время привала.

Своему герою я качал навык убеждения
Своему герою я качал навык убеждения

Боевые черты бывают как индивидуальные, так и групповые. Например, групповая черта «Координация маневров» позволяет проводить боевые маневры вместе со своими союзниками, получая бонус мастерства +2 ко всем проверкам боевых маневров. Этот бонус увеличивается до +4, когда персонажи пытаетесь вырваться из захвата.

Из грязи в князи или игра, которая смогла стать одной из лучших партийных ролевых игр со времен Baldur’s Gate II

Во время путешествий по открытому миру Украденных Земель персонажи игрока устают и им необходимо поспать, иначе они получат снижение некоторых характеристик. Можно переночевать в немногочисленных тавернах или устроить привал прямо в какой-нибудь локации (где это разрешено), разведя костер и развернув палатки.

Из грязи в князи или игра, которая смогла стать одной из лучших партийных ролевых игр со времен Baldur’s Gate II

Во время привала все члены отряда игрока принимают самое активное участие — кто-то готовит ужин, кто-то маскирует и охраняет лагерь, а кто-то идет на охоту. Готовить можно по самым разнообразным рецептам, которые можно найти в процессе прохождения игры и у каждого соратника игрока есть свои любимые блюда, которые повышают те или иные характеристики.

Магия в игре представлена в виде 8 школ магии и делится на:

Из грязи в князи или игра, которая смогла стать одной из лучших партийных ролевых игр со времен Baldur’s Gate II
  • Мистические заклинания, которые используют барды, магусы, чародеи, маги и их производные. Несколько заклинаний они получают бонусом при повышении уровня, остальные же придётся заучивать с магических свитков. Это наиболее эффективные и разрушительные виды заклинаний, но имеют один недостаток — при чтении заклинания в доспехах существует шанс его провала. Также, использование заклинания можно прервать атакой. При использовании некоторых боевых черт эти недостатки можно незначительно компенсировать.
  • Сакральные заклинания, которые используют жрецы, друиды, инквизиторы, паладины, рейнджеры и их производные. Для таких заклинаний нет штрафа при использовании брони и большинство из них нельзя прервать атакой.
Из грязи в князи или игра, которая смогла стать одной из лучших партийных ролевых игр со времен Baldur’s Gate II

В игре присутствует огромное количество магических предметов, свитков и жезлов, с помощью которых могут использовать заклинания даже те классы, которые не способны творить заклинания. Достаточно лишь развить им навык «Использование магических предметов». Свитки можно использовать только один раз, после чего они исчезают, а различные магические предметы можно использовать несколько раз.

Сюжет

Вся сюжетная линия игры развивается вокруг главного героя — освободителя, а затем и правителя Украденных Земель. А начинается она с того, что прежние правители этих земель призвали авантюристов всех мастей для уничтожения опасного преступника Рогача и его банды, которые терроризируют местное население. А главным призом за его уничтожение станет титул барона Украденных Земель.

В ходе этой операции игрок научится основам ролевой и боевой системы игры, а также приобретёт первых соратников, а в её финале получит баронство. С этого дня придётся не только изучать мир игры, выполнять задания, но и следить за благополучием своего баронства и его жителей.

С великой силой приходит и великая ответственность
С великой силой приходит и великая ответственность

По мере прохождения сюжета, игроку предстоит исследовать огромное количество локаций, побывать в параллельном мире, испытать любовь и предательство. Перед ним, то и дело, будут вставать моральные дилеммы и только от игрока зависит, какой он сделает выбор — основанный на мировоззрении главного героя или на сиюминутной выгоде. При этом, каждый шаг и каждое действие главного героя либо сразу отразятся на дальнейшем прохождении игры, либо аукнутся немного позже.

Мировоззрение в Pathfinder: Kingmaker — не пустой звук. Оно используется в проверках диалогов и продвигает сюжет в зависимости от морального выбора игрока. Также, на мировоззрении главного героя основывается политика созданного им государства. При несовместимости мировоззрений среди соратников главного героя и/или его государственных советников, могут возникнуть различные трудности — от ссор до смерти ключевых персонажей.

Управление государством

Украденные Земли, вид с высоты птичьего полёта.
Украденные Земли, вид с высоты птичьего полёта.

По-моему, это одна из самых неоднозначных механик игры. Сразу после получения баронства, игроку предстоит заботится как о собственном благосостоянии, так и о благополучии своего государства и его подданных. Всё это реализовано через карточки событий, у которых есть определенное количество дней, за время которого на них нужно среагировать.

Интерфейс управления государством - карта территории, карточки событий, список государственных советников и возможность просмотра показателей государства.
Интерфейс управления государством - карта территории, карточки событий, список государственных советников и возможность просмотра показателей государства.

Для этого нужно назначить государственных советников, которые будут отвечать за то или иное направление в развитии государства на соответствующих должностях:

  • Население (Регент)
  • Лояльность (Канцлер)
  • Армия (Генерал)
  • Экономика (Казначей)
  • Религия (Верховный жрец)
  • Внешняя политика (Дипломат)
  • Стабильность (Хранитель)
  • Магия (Магистр)
  • Культура (Куратор)
  • Шпионаж (Министр)
Страница выбора советников
Страница выбора советников

Советниками могут стать как соратники, которых вы встретите по ходу прохождения игры, так и второстепенные персонажи. В последствии, советников можно менять. Если вовремя не назначить советника на возникшее событие в течении определённого времени, то оно останется нерешённым и принесёт с собою какие-то проблемы — от уменьшения показателей государства, до его разрушения и преждевременного окончания игры. Уровень советника, а заодно и направления, за которое он отвечает, можно и нужно повышать до максимального 10 уровня развития.

В этом и кроется проблема данной механики — чтобы назначить советника на решение события, нужно прибыть в столицу государства. А если игрок увёл партию главного героя на другой конец карты, то переход до столицы может занять несколько дней и это без учёта случайных встреч с монстрами.

На более поздних этапах игры в столицу для этого можно не возвращаться, а в настройках игры можно назначить автоматическое управление государством и/или сделать государство неразрушимым. Но, как мне кажется, это недоработки игрового дизайна.

Момент присоединения новой территории, отображаемый на карте государства
Момент присоединения новой территории, отображаемый на карте государства

На странице управления государством можно присоединять к своему государству новые территории, строить поселения и улучшать уже отстроенные. И начать это делать придётся со столицы, которая на старте игры будет обыкновенной деревней. В последствии, баронство станет королевством, а столица будет улучшена до города.

Застройка поселения Клыкоград (названия поселений можно изменять)
Застройка поселения Клыкоград (названия поселений можно изменять)

Также, на каждой из 12 присоединённых территории можно будет построить по одному поселению. Каждое здание в поселениях повышает тот или иной показатель государства. При строительстве важно учитывать расположение зданий для получения тех или иных бонусов.

Соратники

Всего в игре 16 соратников (12 в основной игре, 2 в дополнении The Wildcards и 2 в дополнении Varnhold’s Lot), которых можно встретить по ходу прохождения игры:

  • Воин Валери, всегда готова защитить своих друзей.
  • Бард Линдзи, добровольно согласилась стать летописцем вновь созданного государства. Она всегда старается находить компромиссы, устраивающие всех участников спора.
  • Варвар Амири, всегда и везде доказывает своё превосходство над мужчинами и предпочитает действовать на пролом.
  • Жрец Тристиан, последователь Сарэнрэй, посвятивший свою жизнь заботе о людях.
  • Маг/вор Октавия, всегда ищет мирный путь решения любых проблем.
  • Магус Регонгар, вспыльчив и решителен.
  • Жрец Харрим, последователь Гротуса, склонен к необычным, но эффективным решениям.
  • Инквизитор Джейтал, избранница богини Ургатоа, действует решительно и предпочитает жестокие и кровавые методы, внушающие врагам ужас.
  • Алхимик Джубилост Нартроппл, беспринципный и аморальный.
  • Рейнджер Экандейо, старается избегать лишних конфликтов.
  • Вор Нок-Нок, обычный гоблин.
  • Кинетики Канера и Каллике, сёстры — тифлинги, объединенные одной судьбой.
  • Колдун Тартуччио, временный соратник на время Пролога игры.
  • Вор Маэгар Варн, барон Варнхолда и правитель Дунсварда.
  • Маг Сепал Лорентус, советник Маэгара Варна.

Каждый из соратников имеет свой характер, предпочтения в еде и свой взгляд на мир и действия главного героя. Почти с каждым из них можно завести роман. У каждого соратника есть личный квест, при завершении которого соратник может сменить мировоззрение, что-то приобрести или погибнуть.

Помимо соратников, встречающихся в игре по сюжету, можно создать наёмников, которые будут удовлетворять всем требованиям игрока, но не будут иметь предыстории и личных квестов. Создание наёмников аналогично созданию персонажа игрока.

При планировании состава группы нужно учитывать как мировоззрение её участников, так и их отношение друг к другу. В отряд можно принять не более 5 спутников.

Что понравилось

  • Потрясающий сюжет игры, который захватывает с самого начала и не отпускает до финала. Здесь есть всё — любовь и дружба, предательства и преступления, неожиданные повороты и не очевидные откровения. А вкупе с проработанной ролевой системой, этот тандем поднял планку сюжетных ролевых игр на немыслимую высоту.
  • Огромный потенциал для реиграбельности, потому что в Pathfinder: Kingmaker интересно играть как добрыми, так и злыми персонажами. Выбор игрока, основанный на мировоззрении главного героя, почти всегда ведёт к различным вариантам развития сюжета и уж точно к различным вариантам финала.
  • Живые и тщательно прописанные характеры соратников с интересными личными квестами, раскрывающими их личность.
  • Функциональный дизайн пользовательского интерфейса, стилизованный под старинные книги с вензелями и виньетками. Единственное, что не понравилось — расположение иконок заклинаний на панели игрока и на боковой панели экрана.
  • Великолепная озвучка персонажей, выражающая все оттенки передаваемых ими эмоций и характера. Особенно хотелось бы отметить озвучку Линдзи.
  • Отличный саундтрек, задающий тему как отдельных локаций, так и всей игры в целом.
  • Приятная и не бросающаяся в глаза графика даже во время битвы нескольких магов, поливающих друг — друга различными заклинаниями. А все эти мелочи, вроде плескающихся в воде рыбок или падающих листков с деревьев делают мир игры живым.
Из грязи в князи или игра, которая смогла стать одной из лучших партийных ролевых игр со времен Baldur’s Gate II

Что не понравилось

  • Механика управления государством, из — за которой на ранних этапах игры приходится бросать все дела и возвращаться в столицу.
  • Технические проблемы, связанные с загрузкой локаций. Но, это проблема игрового движка Unity, а не разработчиков. Единственный вариант решения этой проблемы — приобрести накопитель на SSD, но увы и ах.
  • В связи с вышеперечисленным пунктом, хочется сказать отдельное «спасибо» дизайнерам игры за квест «Дом на краю времени», где приходится производить загрузку одной и той же локации несколько раз.
  • Технические ошибки с появлением квестовых локаций на карте государства, из — за чего я не смог выполнить некоторые квесты.
  • Неправильно рассчитанный тайминг внутриигровых эвенов, из-за которых я не успел поднять характеристики государства и уровень персонажей до максимального уровня.
  • Время от времени попадаются одни и те же локации, особенно во время случайных встреч.

Подводя итог, хочется сказать, что для меня эта игра оказалась той самой, которая возвратила меня во времена Baldur’s Gate II. Теперь его можно оставить позади и начать ежегодно перепроходить Pathfinder: Kingmaker. Или, по крайней мере, перепройти ещё раз, чтобы получить все достижения. Увидимся в мире Голариона!

220220
305 комментариев

1. Нельзя романсить Амири.
2. Затянутость игры.
3. Управление королевством сделано плохо, слишком много всего нужно решать за раз, попросту не успеваешь всё сделать.
4. Нельзя романсить Амири.

52

За Амири обидней всего

3

Не отказался бы и от Линдзи или Джейтал, а то с романами в игре всё тухло.

5

-ужасно сделаны квесты, когда не знаешь что делать и как.
-лимит времени
-глюки, которые ломают квесты

4

Я не в курсе про игру вообще, но благодаря статье выбор сделан мой уже заранее - сестрички ( ͡° ͜ʖ ͡°)

4

2 и 3 не особо волнует, а вот 1 и 4 это критично.

1

1. Королевство душит.
2. Скорость игры душит, анимации бега и боя будто в киселе, без спидхака играть чистое мучение.
3. Напарники душат, большую часть из них я бы предпочел собственноручно отпиздить, чем таскать с собой.
4. Ужасно скучная итемизация, всю игру стакаем плюсы, радости от лутинга никакой.
5. Игра чудовищно затянута, спустя 60 часов прохождения я просто был выжат этой бестолковой историей и комплексно душащим геймплеем.
6. Заложенная в непосредственно в оригинальный материал мина повесточки на корню рушит погружение, и без того несимпатиные мир и персонажи вызывают физическое отторжение. Во второй части, судя по тому что я читал и видел, все будет еще хуже. ГОРАЗДО хуже.

Мне не нравится новая школа «трушных» РПГ, но ДОС и Столбы я, плюясь и скрипя зубами, таки прошел. На ПФ у меня просто не хватило ресурсов организма, я неиронично ненавижу эту игру.

41