От игрового бестселлера до военных разработок: связь Halo с армией США

От игрового бестселлера до военных разработок: связь Halo с армией США

Все сознательное время серия Halo воспринималось мной, как история о сражении космических солдатиков. О вкладе в развитие игровой индустрии или о глубоком лоре я не слышал, да и слышать, наверное, тогда не хотел. Зачем мне еще одна космоопера, если у меня уже был Warhammer? Закрыть этот гештальт я решил только в этом году, пройдя все игры в серии. Запуская предложенную мне в хронологическом порядке Halo Reach, у меня появилось ощущение дежавю, объяснение которому я смог найти только после концовки. Все, что происходило на экране, я уже как будто видел. И дело не в том, что 10 лет назад, я играл в Halo 4. Из нее я не помнил примерно ничего, в чем убедился при повторном прохождении. Все кат-сцены, диалоги и постановочные моменты казались мне знакомыми. И я понял! Все это я уже видел в бессчетном множестве американских фильмов: брифинг миссии в вертолете, напряженные перестрелки, самоотверженность и общие образы — все это уже как будто было. Вплоть до Halo Infinite я воспринимал серию, как американское кино о солдатах. Как оказалось, не безосновательно.

Приключение получилось очень запоминающимся
Приключение получилось очень запоминающимся

Изначально я думал, что знакомые образы — лишь отсылки на известные кинокартины, а техника и вооружение лишь косвенно похожи на существующие образцы. Но все куда сложнее. Серия Halo не просто пытается сделать «как в жизни». Вся франшиза выстроена вокруг конкретных вещей, которые, как оказывается, иногда очень выгодны американской армии. И сводится это не к прямой пропаганде ценностей, а к удивительному союзу, где игры Halo и вооруженные силы Соединенных Штатов Америки, напрямую влияют на развитие друг друга. Именно об этой истории сегодня и пойдет речь. Но прежде чем мы перейдем к интригам и технологическим прорывам, нужно обозначить, что из себя представляет типичное кино про американских солдат и как оно зародилось.

Во всем виноват Голливуд

Когда Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, в армию были призваны не только молодые мужчины и женщины. Голливуд тоже записался.

Таннер Миррлис, доцент кафедры коммуникации и изучения цифровых медиа в Технолог

До начала Второй мировой американский кинематограф занимался созданием развлекательных фильмов, которые должны были отвлечь горожан от каждодневной рутины. С началом военных действий появилась большая необходимость в поддержке американцами боевых действий. Так началась машина пропаганды, которая не прекращает свою работу и по сей день

В период между 1942 и 1945 проводилась жесточайшая цензура всех сценариев, в которых американцы относились к военным действиям негативно. Образ солдата должен был быть героическим. И тем, кто занимался созданием фильмов этот образ нужно было продать. Не удивительно, что военные переложили эту обязанность на плечи Голливуда. Ведь гораздо проще продать пропаганду, маскируя ее под развлекаловку, чтобы люди даже не поняли, что это была пропаганда.

Фильм не голливудский, но кадр классный
Фильм не голливудский, но кадр классный

Вторая мировая закончилась, но начались другие конфликты, каждый из которых сопровождался рядом сопутствующего кино. Такие фильмы могли служить заглушкой для неудач на фронте. Продюсеры пытались преподнести всё в нужном свете, замаскировать то, что не должны видеть мирные граждане.

Время от времени выходили картины, которые обличали все ужасы войны и делали «злыми» обе стороны конфликтов. Отличный пример — Апокалипсис Сегодня Фрэнсиса Форда Коппола, в котором обезумевший полковник США создал свое царство насилия из-за чего его приказано устранить его же стороне. Такое антивоенное кино, как правило, собирает большой ажиотаж и иногда поднимает волнения.

В противовес выступает развлекательное кино. Ему даже не обязательно быть основанным на реальных конфликтах. Действия могут проходить в космосе на вымышленных планетах, а врагом может служить раса инопланетных жуков.

Речь, конечно, а Звездном десанте. Тезисно, фильм и Halo даже чем-то похожи. Общество в фильме максимально милитаризированно, служба в армии гарантирует гражданство, а образно она тяготеет к вооруженным силам США, хоть и преподносит это все с явной сатирой. И хотя в сравнении с оригинальным романом Звездный десант был упрощен в угоду экранизации, в обоих случаях описываются идеи о гражданской дисциплине, патриотизме и принадлежности к обществу, которые для армии остаются актуальными и по сей день

Фантастические фильмы могут не просто показывать борьбу, но и поднимать моральные и этические вопросы, связанные с войной. Как пример: использование детей в военных действиях. В Игре Эндера, человечество терпит поражение от очередной расы пришельцев и ее последняя надежда — дети. В рамках специального отбора группы детей тренируют не только физически, но и психически, а после отправляют их сражаться в симуляторе, на котором они должны выстраивать военные стратегии для борьбы с пришельцами. Как потом оказывается — симулятора никогда не было, а дети командовали настоящими войсками и одерживали как реальные победы, так и были причиной реальных смертей. В фильме исследуется тема манипуляции молодыми умами и того, как взрослые могут использовать детей для достижения своих целей.

Дизайн техники в <b>Аватаре</b>, очень похож на технику из <b>Halo</b>. Не зря Джеймс Кэмерон долго время был консультантом Bungie, по вопросам кинематографичности и научной фантастики.
Дизайн техники в Аватаре, очень похож на технику из Halo. Не зря Джеймс Кэмерон долго время был консультантом Bungie, по вопросам кинематографичности и научной фантастики.

Образ вояки в фантастике не всегда должен быть положительным. В Аватаре, который похож на Halo, американские военные — это алчные наемники, готовые уничтожать целые планеты в угоду собственной выгоде. Один из редких примеров, когда пришельцы более человечны нежели люди.

Каждый из этих фильмов представляет американскую армию в различных контекстах и с разными целями, но все они отображают военную мощь и дух боевого братства, свойственные этой организации. Переняло ли это Halo? Еще как.

Как и в пропагандистских фильмах о вооруженных силах США в Halo Мастер Чиф — солдат, героическая личность, готовый пожертвовать собой ради общего блага. Он — самоотверженный герой, который защищает не страну, а целую вселенную и образ жизни от инопланетных захватчиков — Ковенанта. Если в реалистичном военном кино солдаты США используют новейшие технологии для достижения поставленных целей, то в фантастическом, когда люди сражаются с расами многократно обогнавших их в технологическом развитии, одного супер технологичного костюма «Мьёльнир» (mjolnir) будет недостаточно. В таких случаях человечество делает большой упор на боевую тактику. Солдаты — опытные и эффективные бойцы, способные управляться с любым видом вооружения и подстраиваться под обстоятельства. А самое главное — сплоченные.

От игрового бестселлера до военных разработок: связь Halo с армией США

Важность командной работы — одна из главных тем пропагандистского кино. Как и в нем, в Halo часто подчеркивается значимость командного духа и связей, которые образуются между солдатами. Мастер Чиф тесно сотрудничает с солдатами, ИИ и внезапными инопланетными союзниками для достижения общих целей. Если мы говорим о мотивации людей в галактической войне, то очень часто их сплачивает патриотизм.

Проявление патриотизма есть как в Halo, так и во многих фильмах, начиная от серьезных — как Спасти Рядового Райана, в которых на полную раскрывается тема боевого братства. И заканчивая попкорновыми, как Трансформеры, в которых солдаты не будут задаваться моральными вопросами о чувствах жертв, Зачем, когда их противники — бездушные ходячие машины?

Почему-то, при старте работы с материалом, именно Трансформеры первыми пришли мне на ум.
Почему-то, при старте работы с материалом, именно Трансформеры первыми пришли мне на ум.

И хотя Halo, в первую очередь, развлекательный сериал, цель которого завлечь игрока экшеном и уместной драмой, иногда в ней всплывают размышления о долге или солдатской чести. Когда в Halo Infinite Чиф одерживает победу над главным злодеем, тот просит его рассказать всем, что он проиграл. Но проиграл с честью. Главный герой соглашается, чем вызывает непонимание у напарника. Почему он проявил сочувствие к такой твари? На что Чиф отвечает: «По сути, он был просто солдатом. Который надеялся, что поступил верно».

Уже исходя из общего набора тем и ситуаций, вырисовываются визуальный параллели, которые роднят постановочные сцены с кино. Речь о клише, которые остаются неизменными от фильма к фильму. Сколько раз вы видели в фильмах, когда солдата поражает пуля и его под руки ловит его товарищ? Или сколько было последних моментов, когда солдаты успевали подать друг другу руки или разминировать бомбу? Сколько мотивирующих речей вы слышали? Сколько просьб бросить раненых из их уст раздавались с экранов? Вот всего этого в Halo предостаточно.

От игрового бестселлера до военных разработок: связь Halo с армией США

Но это не значит, что она на 100% состоит из солдатской бравады и рутины военных сражений. В играх поднимаются интересные и важные вопросы о невозможной любви, об осознании ИИ себя как личности и о том есть ли разница между Спартанцами и бездушными машинами. Просто, сегодня важнее, что общего у франшизы с пропагандистскими фильмами и образом американских военных.

А с чего вообще люди взяли, что прообразом для Космического Командования Объединенных Наций — главной военной организации вселенной Halo — послужила армия США? В отличие от того же Warhammer с его огромным количество имперских миров, на каждом из которых полки имперской гвардии имеют уникальную тактику и обмундирование, масштабы Halo куда скромнее и каждый взвод солдат похож на предыдущий. Поэтому и вооружение, и форма у них плюс-минус одинаковая. И выходит так, что источниками вдохновения послужили именно американские разработки. Какие именно? Сейчас расскажу.

Какие вещи Halo взяла на вооружение?

Оружие

Нельзя с полной уверенностью сказать, что вооружение солдат в Halo полностью перекочевало от их американских коллег. В первую очередь, в Bungie стремились создать эклектичный образ основанный на реальных образцах оружия. С помощью этого разработчики пытались добиться эффекта узнаваемости и контраста. Если присмотреться, то вся броня и вооружение Ковенанта очень пестрая. На их фоне человеческая техника с ее зелено-коричневой цветовой гаммой выглядит очень привычно. Тем не менее почему-то, чаще всего стволы из Halo напоминают именно вооружение США. Вот несколько примеров:

Техника

Сражения на транспортных средствах — такая же неотъемлемая часть вселенной, как и Мастер Чиф. С поиском первоисточников к технике, все чуть сложнее, чем с оружием. Машины и самолеты в Halo имеют футуристический дизайн и с реальной техникой у них больше практические и и свойства. Попробую объяснить на примерах:Самое известное транспортное средство в серии игр Halo — внедорожник Вепрь (M12 LRV Warthog). Он напоминает два внедорожника, стоящих на вооружении США — Humvee (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle) и его более новый аналог JLTV (Joint Light Tactical Vehicle). Humvee разработан в 1980-х годах и был широко использован в военных конфликтах, таких как война в Персидском заливе и война в Ираке. Машина является многофункциональной и способной выполнять разные задачи, такие как перевозка грузов, транспортировка войск и медицинская эвакуация. Ну и конечно, на нее можно установить пулемет. JLTV был разработан в 2010-х годах и является более современной версией Humvee. Он предназначен для улучшения мобильности, защиты и оружейной мощи американских войск на поле боя. Оба этих джипа имеют сходства с Warthog. У них открытая задняя часть для перевозки грузов и вооружения, а также прочная конструкция для использования на далеких расстояниях в трудных условиях

Слева - Вепрь; сверху - JLTV; снизу - HMMWV
Слева - Вепрь; сверху - JLTV; снизу - HMMWV

Космический истребитель Сабля (FSS-1000) появляется только в Halo Reach и на нем проходит единственный бой в открытом космосе за всю историю франшизы. Прототипом для создания «Сабли» послужили два американских самолета — F-86 Sabre и F-100 Super Sabre. Для кого-то (для меня) эти названия могут ничего не значить, но для американского самолетостроения это две важнейшие вехи в развитии отрасли. F-86 Saber был первым американским истребителем, способным справиться с советскими истребителями МиГ-15. После он послужил прототипом для последующих истребителей и лег в основу F-100 Super Sabre. Его последователь стал первым американским истребителем, способным летать со сверхзвуковой скоростью.

Слева - FSS-1000; сверху - F-86 Sabre; снизу - F-100 Super Sabre
Слева - FSS-1000; сверху - F-86 Sabre; снизу - F-100 Super Sabre

Продолжим тему авиации. GA-TL1 Longsword — основная модель одиночных истребителей на защите человечества. Честно, я не помню его ни в одной игре, но изучая его появление, оказывается, что он был почти в каждой. Визуально истребитель похож на американский стелс бомбардировщик B-2 Spirit. Оба самолета выполнены в схеме «летающее крыло»

Слева - Longsword; справа - B-2 Spirit
Слева - Longsword; справа - B-2 Spirit

Д77-ВТ «Пеликан» хоть и выглядит крайне футуристично, но имеет много общих черт с американскими военнотранспортными самолетами C-17 Globemaster III и C-130 Hercules. У этих самолетов удлиненная форма фюзеляжа, подъемное крыло и четыре двигателя. Кроме того, у Пеликана откидные двери на задней части фюзеляжа, что позволяют быстро загружать и выгружать грузы и войска. Главная особенность Пеликана — возможность вертикального взлета. Она отсутствует у самолетов, но присутствует у конвертопланов. Так ближайшим к Пеликану родственником становится Bell V-22 Osprey.

Слева - Д77-ВТ "Пеликан"; сверху - C-17 Globemaster III; снизу - Bell V-22 Osprey
Слева - Д77-ВТ "Пеликан"; сверху - C-17 Globemaster III; снизу - Bell V-22 Osprey

Внешний вид и структура

Структура и внешний вид ККОН вдохновлены реальными вооруженными силами, в частности армией США. В ККОН есть звания, роли и должности, которые повторяют американскую иерархию званий, например, рядовые, сержанты и генералы. Форма высших званий космического флота аналогична форме ВМС США. А форма рядовых солдат похожа на американскую форму времен войны в Ираке.

С развитием мощностей у разработчиков появилась возможность делать форму солдат реалистичнее в каждой игре. Если изначально солдатики носили пластинчатую броню, то потом у них появлялись, ремни и подсумки, их броня становилось более реалистичной, а в Halo 3 на их шлемах появилось универсальной крепление, аналогичное введённому в то время в армии США. На него солдаты крепят прибор ночного видения. Таким образом, форма солдат совершенствуется одновременно и в реальной жизни и в виртуальной среде.
С развитием мощностей у разработчиков появилась возможность делать форму солдат реалистичнее в каждой игре. Если изначально солдатики носили пластинчатую броню, то потом у них появлялись, ремни и подсумки, их броня становилось более реалистичной, а в Halo 3 на их шлемах появилось универсальной крепление, аналогичное введённому в то время в армии США. На него солдаты крепят прибор ночного видения. Таким образом, форма солдат совершенствуется одновременно и в реальной жизни и в виртуальной среде.

Подход ККОН к боевым операциям часто повторяет тактику и стратегию, применяемую армией США. Использование комбинированного оружия, тактики отрядов и воздушной поддержки напоминают реальную военную доктрину. Супер солдаты спартанцы, занимающие центральное место в серии игр Halo, проходят интенсивную подготовку и процедуры аугментации, которые можно сравнить с элитными тренировками и процессами отбора в спецназ армии США.

Видимо кого-то в Министерстве Обороны так впечатлило увиденное, что они решили использовать игру для пропаганды армии.

Вербовка среди геймеров

Еще задолго до сотрудничества с Halo, армия США перед призывом развозила по населенном пунктам интерактивные аттракционы, которые через формат видеоигры позволяли почувствовать себя настоящим солдатом. Для участия в таком развлечении нужно было заполнить анкету, указать о себе всю информацию (даже сканы водительских прав) и пройти опрос о заинтересованности службы в армии. После прохождения аттракциона, все данные о физических навыках и ранее указанная информация, отправлялись в одну базу данных. Которая в дальнейшем использовалась для рекрутирования наиболее подходящих кандидатов.

Вооруженные силы США уже давно используют игры в своих целях. Начиная с аналогичной фильмам пропаганды про матерых американских военных. (Привет, Call of Duty и Battlefield), заканчивая играми-тренажерами, которые не только популяризируют армию в глазах будущих солдат, но и позволяют развить некоторые навыки. Самый известный пример — America’s Army.

America’s Army — игра в жанре военного симулятора, в котором игроки могут получить представление об опыте реальной службы. Играющие могут выбрать свою роль и выполнять различные задания — участвовать в боевых операциях, оказывать медицинскую помощь или проводить инженерные работы. С повышением уровня сложности возрастает необходимость в навыках стрельбы и командной работе. Игра абсолютно бесплатная и распространяется на официальном сайте. В первую очередь, игра используется для рекрутинга добровольцев и тренировки уже состоявшихся солдат, а уже во вторую — служит интерактивным развлечением.

Другой тип игр, используемых армией в своих целях — симуляция боевых и экстремальных условий из которых предстоит выбраться игрокам. Escape the Room и Escape the Base — рассчитаны на более массового пользователя. Игра проходит в комнате или на базе и имитирует боевую среду. Цель — выбраться из локации выполняя задачи: поиск скрытых объектов, декодирование сообщений, решение логических задач и другие головоломки, которые требуют тонкого анализа и логического мышления. Игры показывают важность и необходимость командной работы и направлены показать, что при службе в армии необходимы не только физические, но и умственные качества.

Guardian и Guardian Centers — имеют схожую концепцию, но используются профессиональными солдатами для совершенствования своих навыков. Еще одно главное отличие от «эскейпов» — в Guardian есть не только виртуальная, но и реальная среда. Считайте, что это военные квесты.

Guardian Training Center
Guardian Training Center

Какими бы крутыми симуляторами не были игры выше, главная их проблема — узконаправленность и общая непопулярность. Взамен America’s Army игроки могут поиграть в Arma, а экшен боевых действий испытать в популярных Call of Duty и Battlefield. Поэтому Министерство Обороны выбрало еще один способ пиара — реклама и спонсорство.

Армия США уже давно является спонсором крупных турниров по шутерам. Например — «Call of Duty Endowment (C. O.D. E.) Bowl»: это благотворительный турнир по «Колде», организованный фондом «Endowment» для поддержки ветеранов и рекрутинга новых военнослужащих. В рамках турнира участники сражаются друг с другом в виртуальных боях, а призовые деньги идут на поддержку ветеранов и их семей. А как обстоят дела со спонсорством турниров по Halo?

Американская армия стала главным спонсором первого турнира по Halo 3 в 2008 году. И сделала это на очень интересных условиях. Помимо того, что наряду с гражданскими в турнире принимали участие солдаты, по условиям контракта Bungie должны были разработать уникальные карты, на которых игроки в Halo 3 могли примерить на себя опыт службы в армии. Концепция даже в рамках этой статьи не нова, но чтобы в такой популярной игре? Режим получил название Halo 3: Believe. Запустить режим можно было либо на официальном сайте армии, либо кликнув по рекламе, которая судя по комментариям, долго красовалась на главном экране Xbox.

В рамках акции игрокам на выбор предоставлялось 3 школы: «Школа Снайперов», «Школа Тяжелого Вооружения» и «Школа Транспортных Средств». Одновременно обучаясь в этих школах и готовясь к турниру, игроки участвовали в розыгрыше призов. Ими были очки Microsoft Points (сумма выигрыша была эквивалентна 10$), а главный приз — лимитированный артбук к третьей части заверенный «Школой Снайперов». В перерывах между тренировочными миссиями крутили ролики с реальными солдатами, которые рассказывали о плюсах службы в армии. Как отмечает единственный источник, который я нашел, после проведения подобных акций, набор добровольцев на следующий призыв существенно увеличивался.

После этого момента, армия становилась не только спонсором множества турниров (в том числе самого крупного, главного и ныне существующего — Halo Championship Series), но и организатором собственных. В прошлом году например проходил Soldier Showdown 4. На примере последнего видно, что армия спонсирует не только Halo, но и многие другие дисциплины популярные среди аудитории. Но не Apex Legends, не Madden и ни одна другая игра не может похвастаться тем, что она напрямую влияет на развитие армии.

Спонсором прошлогоднего сериала от Paramount+, кстати, выступил Корпус Морской пехоты США
Спонсором прошлогоднего сериала от Paramount+, кстати, выступил Корпус Морской пехоты США

Из Halo в армию

В 2001 году во времена запуска Halo: Combat Evolved — боевые экзоскелеты были чем-то из области фантастики. Несмотря на то, что первые рабочие прототипы были придуманы еще в прошлом веке, широкое распространение они получают только сейчас. До брони Мастера Чифа нам, конечно, еще очень далеко, но отдельные компании идут к этому уверенным шагом.

Экзоскелеты DARPA (Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США) — самый простой и распространенный вариант. Их модель «Warrior Web» — это военный экзоскелет направленный на помощь солдатам. Он позволяет распределить нагрузку и сократить напряжение и усталость. А также снизить риск травм, увеличивая стабильность и баланс.

От игрового бестселлера до военных разработок: связь Halo с армией США

Его старший брат — TALOS находится пока лишь в стадии разработки, но хватает и одного взгляда, чтобы оценить его футуристический дизайн. Именно так и выглядят штурмовые отряды в Halo! Заявленные характеристики тоже выглядят фантастически:

  • Полная баллистическая защита носителя.
  • Использование «Жидкой брони» на основе неньютоновской жидкости
  • Низкое энергопотребление
  • Светошумовая скрытность (Ждем стелс режим)
  • Интегрированные системы термо и биомедицинского контроля.
  • Встроенная система первой помощи
От игрового бестселлера до военных разработок: связь Halo с армией США

Да, перезаряжающиеся щиты не завезли, но чем не костюм Спартанца? К сожалению, проект пока не выглядит перспективным. Дело в баснословной стоимости производства и слишком большом расходе энергии. Пока еще не изобретен такой компактный источник энергии, который позволил бы спокойно перемещаться в таком костюме. Там где экзоскелеты только пытаются, одна разработка уже плотно вошла в наш мир, и в этом есть большая заслуга Halo.

Визор спартанского шлема — уникальная вещь, которая и цель задания подскажет, и состояние здоровья отобразит и голограмму выведет. Незаменимая штука в войне будущего. Хотя. Уже не такого уже и будущего.В 2014 году, на выставке E3, посетители могли поучаствовать в уникальном аттракционе Halo 5: Guardians & Warzone Еxperience. Киллер фичей были очки дополненной реальности HoloLens, разработанные Microsoft. Студией, в руках которой находится Halo. Гости могли прогуляться по коридорам космического корабля, а самое крутое — поучаствовать в брифинге, который проводила Сара Палмер — один из знаковых персонажей для франшизы. Все было выполнено посредством голограммы, которая выводилась прямо на очки участникам. С помощью пальцев игроки могли взаимодействовать с интерфейсом на информационном столе. И боже, как же это круто выглядит.

Спустя 4 года, в 2018 году Министерство обороны США заключает с Microsoft сделку на разработку и поставку HoloLens для военных целей. Сумма контракта составляет 480 млн долларов. И это одна из самых крупных сделок для Microsoft. Шлема уже используются американскими военными, и то что раньше было развлечением, сейчас окупает свои вложения в полевых условиях. Военные используют очки для обучения новичков: например, когда надо изучить первую медицинскую помощь или основы ремонта. Но также они активно применяются в боевых действиях. В режиме реального времени на экраны выводится вся актуальная информация о местонахождении и численности противника, а еще они позволяют оперативно координировать действия солдат.В моменты затишья, с помощью очков возможно проецировать план местности и на голограмме выстраивать дальнейшие действия. Что это, если не будущее?

А самое главное, что почувствовать на себе будущее может каждый желающий. С лишней половиной миллиона в кармане. Hololens 2 свободно продается в специализированных магазинах, и поверьте — это незабываемый экспириенс. Особенно если это ваше первое знакомство с дополненной реальностью.Hololens 2 работают на операционной системе Windows, а это значит, что в них предустановлен голосовой помощник Cortana (главный искусственный интеллект в серии Halo). Помощник с помощью голосовых команд может выводить информацию на дисплей, взаимодействовать с голограммами и давать краткие сводки по запросам. Но САМОЕ главное. Вы можете сказать: «Привет, Кортана» и вступить с ней в диалог. А это значит, что каждой хоть на мгновение, но может почувствовать себя Мастером Чифом.

4444
14 комментариев

Одна из моих любимых франшиз. Знаете почему я ее выбрал? Из всех она отличалась удачей.

3
Ответить

Наверное из-за крутого ганплея, интересного сюжета, а самое главно - из-за разнообразного дизайна уровней.

Ответить

Разрабы говорили, что узнали про f2000 уже постфактум, а ar15 тут вообще не к месту (на самом деле есть нюанс, но про него скорее всего никто не знает)

1
Ответить

врут

Ответить

Тем не менее почему-то, чаще всего стволы из Halo напоминают именно вооружение США???

Ответить

Одна из самых любимых серий, спасибо

Ответить

С поиском первоисточников к технике, все чуть сложнее, чем с оружием.Тут могу ошибаться, но вепрь изначально делали как футуристическую версию хаммера, так как тот в то время был на хайпе. JLTV тут очевидно не при чём, так как дизайн вепря появился до этой машины.

Ответить