«Доисторическая планета» — самые реалистичные динозавры в истории кино и старомодная подача материала

В своё время ведущий Дэвид Аттенборо отказался озвучивать «Прогулки с динозаврами» так как не хотел работать с «фикцией», но спустя годы поменял своё мнение

«Доисторическая планета» — самые реалистичные динозавры в истории кино и старомодная подача материала

23 мая на Apple TV+ стартовала «Доисторическая планета» — самый амбициозный документальный сериал о динозаврах из когда-либо созданных (Джон Фавро — в продюсерах, Ханс Циммер — композитор, за кадром — голос Аттенборо, бюджеты — гигантские, научные данные — корректировались прямо по ходу съёмок). На момент написания этого текста вышло четыре эпизода из заявленных пяти (финал сезона — 27 мая), но их уже вполне достаточно, чтобы сделать выводы — в основном восторженные.

Почему восторженные? Потому что мы такого действительно ещё не видели. Даже в голливудских блокбастерах динозавры ещё не были такими реалистичными и детализированными.

Картинка вызывает удивление

Само собой, иллюзия всё ещё не безупречна. Где-то создателей подводит качество анимации, где-то — цифровой motion blur, где-то — не совсем точные отражения в воде. Но многие кадры тут почти невозможно отличить от реальных съёмок — даже при просмотре на большом экране в максимальном разрешении.

Справедливости ради, в «Доисторической планете» динозаврам не нужно есть людей, крушить дома и переворачивать машины, но, возможно, как раз поэтому и они выглядят куда более живыми, чем монстры из какого-нибудь «Мира Юрского периода».

Шерсть и перья в сериале вызывают недоумение — настолько они реалистичны
Шерсть и перья в сериале вызывают недоумение — настолько они реалистичны

Большую часть времени команда сериала использует настоящие локации и вписывает в них CGI-животных. При таком раскладе обычно наиболее важным оказывается освещение 3D-модели — оно должно в точности совпадать с таковым в оригинальной сцене. И тут авторы творят чудеса – цифровые создания вписаны в сцены почти идеально. И при просмотре в HDR10 или Dolby Vision эффект становится только сильнее, а не наоборот.

«Доисторическая планета» — самые реалистичные динозавры в истории кино и старомодная подача материала
«Доисторическая планета» — самые реалистичные динозавры в истории кино и старомодная подача материала

Авторы «Планеты» пока не говорят о том, как они достигли таких результатов, но речь идёт о лучшей на сегодняшней день попытке воспроизвести документальные природные съёмки с помощью компьютерной графики.

Цифровые животные правдоподобно взаимодействуют с окружением, оставляют после себя следы и пыль, задевают деревья при ходьбе, а порой их «снимают» как бы издалека — в кадр попадает растительность в расфокусе, которая только усиливает эффект присутствия.

«Доисторическая планета» — самые реалистичные динозавры в истории кино и старомодная подача материала
Дейнохейрус — один из самых необычных динозавров сериала. Он больше тираннозавра и похож на утконоса
Дейнохейрус — один из самых необычных динозавров сериала. Он больше тираннозавра и похож на утконоса

Подача материала — уж очень старомодная

Вполне очевидно, что Apple и «Би-би-си» хотели сделать документальный фильм для всей семьи — развлекательный и максимально доступный, но именно это решение как будто сдерживает его потенциал.

Закадровый текст, который читает Дэвид Аттенборо (в русской озвучке — Николай Дроздов), по большей части давит на эмоции, а не выдаёт интересные научные данные. Почему велоцираптор выглядит в кадре именно так? Действительно ли он умел использовать свои крылья и хвост, чтобы замедлить падение с большой высоты? В самом фильме лишь показывают и ограничиваются ремаркой про необходимость перьев для сохранения тепла.

Велоцираптор по актуальным научным данным
Велоцираптор по актуальным научным данным

Первый эпизод «Доисторической планеты» начинается со сцены, где тираннозавр плывёт по океану, что сразу настраивает на правильный тон: нам будут показывать знакомых динозавров в нетипичных для них ситуациях.

Но предысторию этого фрагмента приходится узнавать в интервью с создателями — в нём они рассказывают, на какие данные полагались при разработке шоу. Гипотеза о плавающих тираннозаврах появилась из-за строениях их мышц и поведения их дальних родственников — современных птиц. Кроме того, археологи находили следы их когтей на дне достаточно глубоких водоёмов.

И вот такая недосказанность преследует зрителя «Доисторической планеты» на каждом шагу. Как они это поняли? Откуда они это узнали? Это гипотеза или подтверждённый факт?

«Доисторическая планета» — самые реалистичные динозавры в истории кино и старомодная подача материала

Проблему можно было бы решить, если бы Apple запустила вместе с сериалом подкаст или сняла фильм о создании — где реалистичных CGI-монстров можно было поставить рядом с людьми для демонстрации масштабов и заодно раскрыть научную подоплёку.

«Прогулки с динозаврами» вышли в 1999 году, и авторы «Доисторической планеты» настолько сильно хотели воспроизвести их вайб, что и подачу материала взяли старомодную. Хотя в ней, конечно, есть и свой шарм — без большого количества контекстной информации ты сильнее погружаешься в происходящее на экране.

И хоть авторы и пытались показать максимум непривычных ситуаций, примерно наполовину сериал состоит из клише документалок о дикой природе: самка покинула гнездо, и его разграбили, травоядный отбился от стада и оказался съеденным, хищный гигант потерял лидерство в стаде после драки с молодняком... Впрочем, эпизоды с сексом тираннозавров или охотой в горящем лесу всё-таки перекрывают все банальности.

«Доисторическая планета» — самые реалистичные динозавры в истории кино и старомодная подача материала

Стоит ли смотреть «Доисторическую планету»? Если вы любите динозавров, у вас таких вопросов наверняка не возникает. Конечно, стоит. Одной только картинки в этом сериале достаточно для того, чтобы отбить потраченное время и деньги (Apple TV+ пока что вполне легально существует в России). Это выдающееся визуальное достижение и в то же время актуальный срез научных представлений о динозаврах.

В «Планете» они кажутся особенно реалистичными не только потому, что графика стала лучше, но и потому, что у многих из них появилось оперение – в роли гигантских птиц они куда ближе к современным животным и нашим представлениями о них.

А что касается повествования... в этом есть свои плюсы и минусы. После просмотра каждого эпизода мне тут же хочется начать читать что-то по теме – и если не в этом смысл таких сериалов, то в чём ещё?

381381
213 комментария
150 ₽

Вадим, что с тобою?
Видимо все плохо, держи!

39
Ответить

И хоть авторы и пытались показать максимум непривычных ситуаций, примерно наполовину сериал состоит из клише документалок о дикой природе: самка покинула гнездо, и его разграбили, травоядный отбился от стада и оказался съеденным, хищный гигант потерял лидерство в стаде после драки с молодняком...

Дикие животные, почему вы такие банальные? Где месть за семью? Разборки двух уличных банд рапторов? Охота на тиранозавра небинарным аллозавром? Похищение спрятанных под водой сокровищ плезиозавра доисторическими акулами.

350
Ответить

Почему-то не удивился, увидев автора статьи.

76
Ответить

Зумерская картина мира (а зумер - как говаривал классик - это состояние ДУШИ) через призму марвелопомойки и с нетфликсориентирами. Что ещё ждать от Елисратова?..

27
Ответить

Надо было, как в мультсериале "Первобытный" Тартаковского.

14
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить