Тезис о сущности красивого, и о культуре в целом

Красота объективна, ибо обусловлена единой природой вещей. Человек называет красивым то, что похоже на него, представляет его лучшую сторону. Красивое это следствие понимания себя, и вместе с тем тяга к экспансии во внешний мир - воплощение в жизнь личных убеждений о безупречности формы и естества, прежде всего собственных. Любыми доступными методами, в частности, посредством традиционного искусства, нацеленного на запечатление апофеоза человеческой природы - в живописи, в скульптуре, стихах и музыке, даже в архитектуре.

Постмодерн значительно расширяет границы прекрасного, но в то же время искажает их, превращая субъективные пристрастия и перверсии в самостоятельную систему взглядов, романтизируя и превознося намеренные отклонения от единой для всего человечного непоколебимой нормы. И на самом деле это прекрасно, ибо культура столь же предельна, сколь узки её рамки и принципы, но обратной стороной такого процесса является опасность подмены, когда первоначальная человеческая суть будет смещена его вычурным и эпатажным подобием, а новое репрессивное искусство, исходящее из деструктивных и чуждых природе человека интересов господствующих радикалов, провозгласит начало новой деспотии над образом жизни и поведения. Миру новой этики и морали, ибо идея и её выражения всегда первичны в нашем сознании перед всяким свершением.

Искусство это отражение человека и провозвестник общественной свободы - оно не может быть репрессивным, потому что утрачивает своё созидательное начало и становится инструментом пропаганды. Оно же и не должно быть конечным, потому что с его границами кончается и рост человеческого сознания, глубина понимания им устройства жизни. Искусство это и господин, и инструмент, и ничто меньшее, чем результат слияния двух этих крайностей.

Общество порождает культуру, которая это самое общество и воспитывает. В том числе потому представления о красивом так отличаются от народа к народу, от эпохи к эпохи. Но если умозрительно отринуть это всё, то останется тот самый человек, ищущий в мире отражение самого себя. Будучи идеей умозрительное, изоляция человеческого существа от всей его культурной составляющей возможным не представляется. Но это та системообразующая идея, вокруг которой развивается каждая известная человеку культура - вокруг культа самого себя.

Можно отрицать роль и влияние тех или иных культурных революций и значимость характерных для каждой эпохи символик. Но нельзя отрицать то, что во все времена люди жили, творили, убивали и умирали прежде всего за мысль, донесённую до них надлежащим образом. А самая сильная мысль всегда самая красивая и близкая нашему естеству.

Тезис о сущности красивого, и о культуре в целом
666666 показов
179179 открытий
47 комментариев

Постмодерн значительно расширяет границы прекрасного, но в то же время искажает их, превращая субъективные пристрастия и перверсии в самостоятельную систему взглядов, романтизируя и превознося намеренные отклонения от единой для всего человечного непоколебимой нормы.

Но ведь и задолго до постмодерна люди разных культуры считали красивым разное. То есть нет никакой "непоколебимой для всего человечества нормы". Появление культуры как таковой начало стремительно эти "единые нормы" ломать, так как культурный код формировался у каждого социума свой.

Ответить

Объективизация красоты претит логике.
Сорян, но это самая бесполезная идея.
Лучшее, что можно сделать в этом вопросе — обратиться к статистике. И взять за норму то, что признано большинством. В общем как это и работает )

Ответить

Так противоречит логике, или выбор статистического большинства?

Ответить

Но большинством где?
Большинством на планете? Большинством среди представителей своей расы? Большинством в своей стране? В своем городе? На раёне?

Ответить

Я бы поспорила с этим тезисом. Но нужно ли спорить, если сам этот не случившийся спор будет доказательством того, что отношение к прекрасному и его восприятие могут быть различными?

Ответить

Лишь в зависимости от того, в качестве кого вы собрались спорить - в качестве личности, отягощённой опытом жизни, культурным окружением и личными потрясениями, либо в качестве человека, свободного от всякой культурной надстройки и оков личного субъективизма.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить