Гарри Поттер - плохое фэнтези. Эссе

Все псайкеры, несанкционированные Адептус Астрателепатика и сопротивляющиеся требованиям уполномоченных слуг Императора, подлежат незамедлительному уничтожению. Предпочтительно в очищающем пламени священного прометия. 
Все псайкеры, несанкционированные Адептус Астрателепатика и сопротивляющиеся требованиям уполномоченных слуг Императора, подлежат незамедлительному уничтожению. Предпочтительно в очищающем пламени священного прометия. 

Случилось мне не столь давно посмотреть впервые за всю жизнь сагу о Поттере почти целиком, за исключением последнего фильма - уж слишком мне стало неинтересно. А вот что интересно так это вслух порассуждать о глубокой дефектности историй о Гарри Поттере с точки зрения высокого фэнтези, где каждый элемент и явление имеют причину быть. Историй именно в их кино-эквиваленте - книжек про мальчика-волшебника я не читал, и что из сказанного мной далее может быть применимо в том числе к ним, зритель пусть решает сам. Никого не стремлюсь оскорбить, да и фильмы не самые плохие, тем не менее оглашаю свой приговор.

Сразу обозначу свой главный тезис - "Гарри Поттер" это произведение с совершенно нефункциональным миром, который способен существовать лишь в поле зрения главных героев, подстраиваясь под их нужды и под запросы приключенческого фэнтезийного жанра в целом. Это свойство, характерное для формата сказки, где фантастическое допущение является не сопутствующим атрибутом приключения, а напротив, находится во главе всего. Всегда найдётся условная мантия невидимка - нужный предмет или ситуация, правило мира, которым можно будет в последующем и пренебречь, а то и вовсе нет никаких правил, и полотно реальности держится на одном лишь утверждении, что это просто так. Далее пойдём по пунктам.

  1. Волшебники. Мы знаем разные адаптации этого явления в фэнтези и фантастике, от рождённых под путеводной звездой до отмеченных касанием Варпа, но много ли было книг или фильмов, где волшебников додумались бы сделать отдельной нацией. В "Гарри Поттере" додумались. Маги и маглы - по существу одни и те же люди, но первые владеют магией, а вторые нет. При том это не просто номинальное разделение - они живут отдельными сообществами, имеют совершенно разную культуру и даже государства (или квазигосударства - этих сраных магов не понять). И вот вопрос - как это вообще устроено применительно к волшебникам? Магия это наследственный признак? Это какой-то ген, отвечающий за колдунства? Вопрос более чем резонный, ведь вся сказка про Поттера это в том числе аллегория на борьбу с фашизмом как с идеей, в том числе идеей этнического и имманентного превосходства одних над другими. Если уж среди нации волшебников фигурируют такие понятия как "грязнокровка", то хорошо бы понимать, как к этому прилагается магический дар.
Иногда магия это просто магия, а иногда это патология доминантных генов
Иногда магия это просто магия, а иногда это патология доминантных генов

2. Мало того, что сами волшебники это целая фантастическая нация, так они ещё и живут в насквозь таком же фантастическом мире. И этот самый мир - он вообще где? Он часть нашего, но скрыт от людских глаз? Вот этот самый мир с оборотнями, драконами и огромными плотоядными пауками - он одно общее с нашим, или как? Если туда можно доехать на поезде и даже долететь на машине, то выходит, что так. Значит, эти проклятые колдуны ведут свои подковёрные войны прямо у нас на пороге? А может это вовсе резервация для всей этой фантастической нечисти, всех этих кентавров, троллей и прочих мозгошмыгов?

3. Мозгошмыги, и прочая волшебная утварь. Для начала, у Гарри Поттера рак мозга - или что ещё такое мозгошмыги, как не это? Но диагностировать на весь колдунский мир такое может лишь одна странная девочка, да и самому Гарри никакого дела до этого нет, так что живём. Волшебный сеттинг это, пожалуй, самая большая проблема всего произведения - потому что его главная цель всегда удивить, но никогда что-то объяснить.

Фильм только и делает, что потрясает своего читателя, швыряя ему в лицо всё больше и больше волшебной дряни, будь то орущие растения, живой лес вокруг школы, который ещё и населили плотоядные пауки - а всем похуй, абсолютно - летающие машины и прочие зачарованные агрегаты человечества, говорящие картины, орущие книги, всевозможные сказочные народы вроде кентавров, которые, вообще неясно, на каких правах здесь существуют - в общем, магическое наполнение абсолютно всего, вплоть до ебала Рона Уизли, что только в этом легендариуме может быть.

Твоя курица всё ещё живая
Твоя курица всё ещё живая

4. Как следствие волшебного мира - сама магия и её воздействие. Идёшь такой посрать в мире Гарри Поттера, а там на туалетную бумагу наложено заклятье, тебя начинает бить припадок и тебе срочно нужно принять живую мармеладку со вкусом волос Рона Уизли, чтобы, короче, излечиться. Огромное число способов победы над соперниками и расправы над врагами, от которых в показанном волшебном мире просто-напросто нет никакой защиты. Спасает лишь то, что волшебники скудоумны и почти никогда не используют большую часть своего арсенала, во всяком случае на постоянной основе. Мне вспоминается "Варкрафт 2" - там есть гномы-шахиды, которые взрываются и наносят огромный урон, и есть заклинание невидимости. Так вот, в "Вакрафт 2" эта комбинация не работает и шахид тотчас взрывается, потому что иначе это было чрезмерно убойное оружие и оно разрушило бы весь баланс видеоигры - в Гарри Поттере это сработало бы с абсолютным успехом, если бы хоть кто-нибудь до него додумался бы. Типа, зачем нам придумывать систему безопасности против мимикрида-репликанта, который принял облик одного из нас - здесь всего лишь оборотные зелья готовят вообще все, кто хочет. А ещё любовные зелья - серьёзно, Рыжего опоили снадобьем, принудив влюбиться против его воли, и никто за такое не понесёт ответственности? Так можно?

Про ведения боя в "Гарри Поттере" всем и так хорошо известно - по сути, волшебная палочка это автомат, что и продемонстрировали в прошлом херовые игры по франшизе, внезапно представшие шутером от третьего лица. И из всего умопомрачительного многообразия атакующих заклинаний, которые мы видели в кино, видеоиграх, книгах, волшебники из "Гарри Поттера" используют одно-два-три. Волшебная импотенция какая-та, в "Доте 2" магические битвы зрелищнее выглядят, я ж не говорю про полноценные РПГ.

Гарри Поттер - плохое фэнтези. Эссе

5. Министерство магии. А ведь где-то между рядами этого бреда в "Гарри Поттере" существуют ещё и органы государственной власти. Про само государство многозначительно умалчивается - платят ли его граждане налоги, содержат ли армию? Вряд ли содержат, иначе бы со столь страшной угрозой как Волдеморт не пришлось бы сражаться школьникам. Обычно в фэнтези-вселенных всегда есть специализированные организации или подразделения, чьё призвание бороться с опасными магами - как то Храмовники в "Dragon age", например, или охотники на ведьм какие-нибудь. Но не здесь, нет. "Ооо, Волдеморт так опасен, если б был хоть кто-нибудь, кто мог бы нас спасти". Зачем вообще нужно Министерство магии этой вселенной? Организовывать отправку поезда до вокзала маглов? Или чтобы показать, что после сказочного Хогвартса, где всё ново и удивительно, следует типичная унылая бюрократическая работа? Мне и в реальном мире её хватает, как говорится. Ну и да, в этом их магическом мире много тайного и страшного, что требуется прятать и охранять - никто не прячет и не храняет, я уверен, Волдеморт иди бери.

И, да, эти идиоты на полном серьёзе пользуются всевозможными каминами для перемещения в пространстве. Как превратить что-то причудливо-забавное в будничную рутину. "Это вы, маглы, используете камины, чтобы отапливать дома, а мы так путешествуем, нам нравится". Ну, хоть не через сапог. Кстати, в последних фильмах герои вообще положили на эти "традиционные" способы телепортации и просто начала "трансгрессировать" через пространство. А чё, так можно было?

Гарри Поттер - плохое фэнтези. Эссе

6. Мораль в Гарри Поттере. Это история про важность дружбы, про силу любви, про незначительность происхождения и про то, что человека определяют его поступки. Я, по большей части, согласен - я это всё увидел. Но как это уживается с тем, что у них в туалете много лет живём призрак мёртвой девочки. Может кто-нибудь уже упокоит его? Сколько можно страдать? Дамблдор, конечно, тот ещё архитектор судеб, через систему поощрения и невмешательства позволивший Поттеру состояться как личности, но директор школы из него конечно херовый, тут ничего не сказать.

Кстати, по поводу моральности. Армия, как мы выяснили, магическому миру не нужна - школьники справятся сами, а вот кто нужен, так это тюремщики. Тюремщики, которые даже не люди, а какие-то Призраки Кольца, или вроде того, которые натурально высасывают из людей жизнь. В этих фильмах я видел вещи и погуманней - стирание памяти, например.

Заклинание изгнания нежити на эту херню работает?
Заклинание изгнания нежити на эту херню работает?

Всё названное я считаю комплексными проблемами произведения, а ведь в фильмах было гораздо больше бреда и поменьше. Впрочем, к тому же маховику времени скептически относятся и сами поклонники франшизы. У Гарри Поттера в банке лежит целое состояние, но он продолжает жить с ненавистными родственниками вместо того, чтобы купить себе избушку, как у Уизли. Что происходит в 1-й части "Даров смерти", вообще лучше не думать - какой-то столб света возник аккуратно возле Поттера, и ровно там оказался так нужный ему меч, и Уизли, потерянный пол фильма назад, тоже здесь - зелья тупых сюжетных поворотов накатали, не иначе.

Это то, что запомнилось мне более всего. Что-то мог забыть, в чём-то мог ошибиться. Итог свой я привёл выше - Гарри Поттер запал в души миллионов поклонников сказочностью своего мира, но эта сказка пуста и декоративна, а ближе к концу франшизы начинает разваливаться сама собой, превращаясь в ту самую бездушную рутину и уже не иносказательную, а самую настоящую борьбу с фашизмом. И всё-таки, произведение неплохое. Ужасно переоценённое, но неплохое.

44
16 комментариев

Мне в целом история не очень. Какая то слащавая и персонажи такие же. Причем еще в подростковом возрасте началось отторжение. ВК хотя бы крут миром а Дюна моралью а тут и ни того и ни другого

1
Ответить
Автор

Мораль в "Поттере" конечно есть, но из-за того, что логика вымышленного мира разваливается от всякого неудобного вопроса, но и звучит она неубедительно.

1
Ответить

TLDR опять кому-то покоя не даёт зашедшая детям по всему миру сказка, слегка оттолкнувшаяся от реальности

1
Ответить
Автор

Покоя не даёт. Спать не могу, есть не могу - настолько покоя не даёт.
Что за аббревиатура, не знаю, правда. Но покоя не даёт.

Ответить

Чевапч, ничего что фильмы всегда не объясняют тонны лора, чтобы не грузить народ? Ну, это помимо того что это подростковое фентези и оно не обязано быть охуенно лорным и подробным с древом эльфов до 10го колена как у толкиена. Но даже так. в книгах большая часть твоих претензий поясняется:

1. Магами могут быть и магллы, гермиона из семьи маглов. Магией могут владеть все, это скорее социальное разделение, чем разделение по умениям. Хотя фаны и роулинг теоретизируют про гены и что изначально вообщевсе магами были, потом маглы забыли прост.

2. Да это мир до которого можно доехать и пешком дойти. Но все крупные магические скопления (хогвартс, чемпионаты по квиддичу) ограждаются защитными заклинаниями, если туда маглы заходят, то они забывают что видели, у них срочно появляются дела и желание съебать подальше. + В 4 и 5 книге вообще говорится, что правительство англии в курсе про мир волшебников, просто скрывает. Министр англии и министр магии во время возвращения волан-де-морта в 5 книге были на связи.

3.4.5.6.7 Блядь, иди читай короче, я тебе что википедия? Доебался до книги по фильму, молодец.

1
Ответить
Автор

А, ну раз оно подростковое, то хер с ним - ничто не истина, всё дозволено. И уж стоило бы найти в фильме время на проговаривание самых важных вещей.
1. Магами могут быть и магллы, гермиона из семьи маглов. Магией могут владеть все, это скорее социальное разделение, чем разделение по умениям. Хотя фаны и роулинг теоретизируют про гены и что изначально вообщевсе магами были, потом маглы забыли прост.Это не я назвал Гермиону грязнокровкой, и я не я вывел из этого целый сюжет.
3.4.5.6.7 Блядь, иди читай короче, я тебе что википедия? Доебался до книги по фильму, молодец.Ну да, я ничё такой мужчина. Молодец, красавец.

Ответить

Каждому произведению - свой возраст.
Ещё про Колобка эссе бы написал, камон.

Ответить