Гарри Поттер - плохое фэнтези. Эссе
Случилось мне не столь давно посмотреть впервые за всю жизнь сагу о Поттере почти целиком, за исключением последнего фильма - уж слишком мне стало неинтересно. А вот что интересно так это вслух порассуждать о глубокой дефектности историй о Гарри Поттере с точки зрения высокого фэнтези, где каждый элемент и явление имеют причину быть. Историй именно в их кино-эквиваленте - книжек про мальчика-волшебника я не читал, и что из сказанного мной далее может быть применимо в том числе к ним, зритель пусть решает сам. Никого не стремлюсь оскорбить, да и фильмы не самые плохие, тем не менее оглашаю свой приговор.
Сразу обозначу свой главный тезис - "Гарри Поттер" это произведение с совершенно нефункциональным миром, который способен существовать лишь в поле зрения главных героев, подстраиваясь под их нужды и под запросы приключенческого фэнтезийного жанра в целом. Это свойство, характерное для формата сказки, где фантастическое допущение является не сопутствующим атрибутом приключения, а напротив, находится во главе всего. Всегда найдётся условная мантия невидимка - нужный предмет или ситуация, правило мира, которым можно будет в последующем и пренебречь, а то и вовсе нет никаких правил, и полотно реальности держится на одном лишь утверждении, что это просто так. Далее пойдём по пунктам.
- Волшебники. Мы знаем разные адаптации этого явления в фэнтези и фантастике, от рождённых под путеводной звездой до отмеченных касанием Варпа, но много ли было книг или фильмов, где волшебников додумались бы сделать отдельной нацией. В "Гарри Поттере" додумались. Маги и маглы - по существу одни и те же люди, но первые владеют магией, а вторые нет. При том это не просто номинальное разделение - они живут отдельными сообществами, имеют совершенно разную культуру и даже государства (или квазигосударства - этих сраных магов не понять). И вот вопрос - как это вообще устроено применительно к волшебникам? Магия это наследственный признак? Это какой-то ген, отвечающий за колдунства? Вопрос более чем резонный, ведь вся сказка про Поттера это в том числе аллегория на борьбу с фашизмом как с идеей, в том числе идеей этнического и имманентного превосходства одних над другими. Если уж среди нации волшебников фигурируют такие понятия как "грязнокровка", то хорошо бы понимать, как к этому прилагается магический дар.
2. Мало того, что сами волшебники это целая фантастическая нация, так они ещё и живут в насквозь таком же фантастическом мире. И этот самый мир - он вообще где? Он часть нашего, но скрыт от людских глаз? Вот этот самый мир с оборотнями, драконами и огромными плотоядными пауками - он одно общее с нашим, или как? Если туда можно доехать на поезде и даже долететь на машине, то выходит, что так. Значит, эти проклятые колдуны ведут свои подковёрные войны прямо у нас на пороге? А может это вовсе резервация для всей этой фантастической нечисти, всех этих кентавров, троллей и прочих мозгошмыгов?
3. Мозгошмыги, и прочая волшебная утварь. Для начала, у Гарри Поттера рак мозга - или что ещё такое мозгошмыги, как не это? Но диагностировать на весь колдунский мир такое может лишь одна странная девочка, да и самому Гарри никакого дела до этого нет, так что живём. Волшебный сеттинг это, пожалуй, самая большая проблема всего произведения - потому что его главная цель всегда удивить, но никогда что-то объяснить.
Фильм только и делает, что потрясает своего читателя, швыряя ему в лицо всё больше и больше волшебной дряни, будь то орущие растения, живой лес вокруг школы, который ещё и населили плотоядные пауки - а всем похуй, абсолютно - летающие машины и прочие зачарованные агрегаты человечества, говорящие картины, орущие книги, всевозможные сказочные народы вроде кентавров, которые, вообще неясно, на каких правах здесь существуют - в общем, магическое наполнение абсолютно всего, вплоть до ебала Рона Уизли, что только в этом легендариуме может быть.
4. Как следствие волшебного мира - сама магия и её воздействие. Идёшь такой посрать в мире Гарри Поттера, а там на туалетную бумагу наложено заклятье, тебя начинает бить припадок и тебе срочно нужно принять живую мармеладку со вкусом волос Рона Уизли, чтобы, короче, излечиться. Огромное число способов победы над соперниками и расправы над врагами, от которых в показанном волшебном мире просто-напросто нет никакой защиты. Спасает лишь то, что волшебники скудоумны и почти никогда не используют большую часть своего арсенала, во всяком случае на постоянной основе. Мне вспоминается "Варкрафт 2" - там есть гномы-шахиды, которые взрываются и наносят огромный урон, и есть заклинание невидимости. Так вот, в "Вакрафт 2" эта комбинация не работает и шахид тотчас взрывается, потому что иначе это было чрезмерно убойное оружие и оно разрушило бы весь баланс видеоигры - в Гарри Поттере это сработало бы с абсолютным успехом, если бы хоть кто-нибудь до него додумался бы. Типа, зачем нам придумывать систему безопасности против мимикрида-репликанта, который принял облик одного из нас - здесь всего лишь оборотные зелья готовят вообще все, кто хочет. А ещё любовные зелья - серьёзно, Рыжего опоили снадобьем, принудив влюбиться против его воли, и никто за такое не понесёт ответственности? Так можно?
Про ведения боя в "Гарри Поттере" всем и так хорошо известно - по сути, волшебная палочка это автомат, что и продемонстрировали в прошлом херовые игры по франшизе, внезапно представшие шутером от третьего лица. И из всего умопомрачительного многообразия атакующих заклинаний, которые мы видели в кино, видеоиграх, книгах, волшебники из "Гарри Поттера" используют одно-два-три. Волшебная импотенция какая-та, в "Доте 2" магические битвы зрелищнее выглядят, я ж не говорю про полноценные РПГ.
5. Министерство магии. А ведь где-то между рядами этого бреда в "Гарри Поттере" существуют ещё и органы государственной власти. Про само государство многозначительно умалчивается - платят ли его граждане налоги, содержат ли армию? Вряд ли содержат, иначе бы со столь страшной угрозой как Волдеморт не пришлось бы сражаться школьникам. Обычно в фэнтези-вселенных всегда есть специализированные организации или подразделения, чьё призвание бороться с опасными магами - как то Храмовники в "Dragon age", например, или охотники на ведьм какие-нибудь. Но не здесь, нет. "Ооо, Волдеморт так опасен, если б был хоть кто-нибудь, кто мог бы нас спасти". Зачем вообще нужно Министерство магии этой вселенной? Организовывать отправку поезда до вокзала маглов? Или чтобы показать, что после сказочного Хогвартса, где всё ново и удивительно, следует типичная унылая бюрократическая работа? Мне и в реальном мире её хватает, как говорится. Ну и да, в этом их магическом мире много тайного и страшного, что требуется прятать и охранять - никто не прячет и не храняет, я уверен, Волдеморт иди бери.
И, да, эти идиоты на полном серьёзе пользуются всевозможными каминами для перемещения в пространстве. Как превратить что-то причудливо-забавное в будничную рутину. "Это вы, маглы, используете камины, чтобы отапливать дома, а мы так путешествуем, нам нравится". Ну, хоть не через сапог. Кстати, в последних фильмах герои вообще положили на эти "традиционные" способы телепортации и просто начала "трансгрессировать" через пространство. А чё, так можно было?
6. Мораль в Гарри Поттере. Это история про важность дружбы, про силу любви, про незначительность происхождения и про то, что человека определяют его поступки. Я, по большей части, согласен - я это всё увидел. Но как это уживается с тем, что у них в туалете много лет живём призрак мёртвой девочки. Может кто-нибудь уже упокоит его? Сколько можно страдать? Дамблдор, конечно, тот ещё архитектор судеб, через систему поощрения и невмешательства позволивший Поттеру состояться как личности, но директор школы из него конечно херовый, тут ничего не сказать.
Кстати, по поводу моральности. Армия, как мы выяснили, магическому миру не нужна - школьники справятся сами, а вот кто нужен, так это тюремщики. Тюремщики, которые даже не люди, а какие-то Призраки Кольца, или вроде того, которые натурально высасывают из людей жизнь. В этих фильмах я видел вещи и погуманней - стирание памяти, например.
Всё названное я считаю комплексными проблемами произведения, а ведь в фильмах было гораздо больше бреда и поменьше. Впрочем, к тому же маховику времени скептически относятся и сами поклонники франшизы. У Гарри Поттера в банке лежит целое состояние, но он продолжает жить с ненавистными родственниками вместо того, чтобы купить себе избушку, как у Уизли. Что происходит в 1-й части "Даров смерти", вообще лучше не думать - какой-то столб света возник аккуратно возле Поттера, и ровно там оказался так нужный ему меч, и Уизли, потерянный пол фильма назад, тоже здесь - зелья тупых сюжетных поворотов накатали, не иначе.
Это то, что запомнилось мне более всего. Что-то мог забыть, в чём-то мог ошибиться. Итог свой я привёл выше - Гарри Поттер запал в души миллионов поклонников сказочностью своего мира, но эта сказка пуста и декоративна, а ближе к концу франшизы начинает разваливаться сама собой, превращаясь в ту самую бездушную рутину и уже не иносказательную, а самую настоящую борьбу с фашизмом. И всё-таки, произведение неплохое. Ужасно переоценённое, но неплохое.