Сильные женские персонажи?

Периодически в Интернет-дискуссиях на тему современного кино я встречаю аргументы из разряда "Вот раньше писали нормальных женщин - чего стоят одни Сара Коннор и Рипли!". Поскольку я эти фильмы периодически пересматриваю, то хочу напомнить тем, кто этого не давно не делал...

Чужой (1979)

в "Чужом" как минимум четыре человека погибли из-за кота и истеричных женщин.
в "Чужом" как минимум четыре человека погибли из-за кота и истеричных женщин.

Эллен Рипли - офицер безопасности на космической станции. Уточню, что данная должность, несмотря на свое название, не имеет отношения к физической охране. Речь идет об охране условий труда и соблюдении техники безопасности. Опишем ее ключевые действия по мере появления в фильме:

- после получения информации о неизвестном организме пытается действовать профессионально и не пропустить неизвестную фигню на корабль. Далее, когда это все-таки происходит, пытается проговорить с ответственными их мотивацию

- в планировании первой "операции" по поимке ксеноморфа Рипли не принимает никакого участия

- при планировании второй "операции" Эллен пытается вызваться добровольцем, но помимо этого также участия не принимает

- после смерти капитана, она предлагает придерживаться его плана, но уже полноценно принимает командование на себя и мотивирует команду

- от убийства андроидом ее спасают удачно подскочившие коллеги, никаких личных заслуг здесь не отметить

- далее следует важное управленческое решение: вместо того, чтобы помочь немногочисленным выжившим, Эллен решает поискать своего кота

- оставшись таким образом в одиночестве, Рипли сначала включает самоуничтожение, потом пытается выключить его, осознав, что пусть в спасательному шаттлу перекрыт

- и да, в финальной схватке она таки побеждает ксеноморфа с помощью интеллекта, профессиональных навыков и удачи

***

В целом , действия офицера Рипли можно считать в достаточной степени адекватными ситуации... За, пожалуй, исключением финального похода за котом. Интернет меня за такое растерзает, но все же когда выбор стоит между жизнью трех человек, включая твою собственную, и котом - выбирать нужно не кота. Но теперь мы переходим к Сарочке.

Терминатор (1984)

Харассмент на заводе
Харассмент на заводе

Итак, Сара Коннор - студентка, подрабатывающая официанткой в забегаловке. Рассмотрим и ее действия в таком же порядке:

- в ряде сцен Сару представляют зрителю этакой неудачницей: она опаздывает на работу, не справляется с задачами, ее динамят парни и она вынуждена отдыхать в пятницу вечером одна

- при первой встрече с киборгом-убийцей ее "спасает" эта самая нерасторопность, ну и вместе с ней Кайл Риз

- далее в рамках первой погони Сара (логично) истерит, не верит Ризу, пытается выпрыгнуть на ходу из машины

- при нападении на полицейский участок ее снова спасает Риз, которого она уже полностью списала как сумасшедшего. Ну и несколько десятков мертвых полицейских мужского пола тоже немного замедляют дорогу терминатора до цели

- в следующей сцене Сара слегка перебинтовывает Кайлу руку, через пару сцен по его инструкциям собирает бомбы

- в сцене финальной погони она ведет машину, что по итогу заканчивается автокатастрофой, затем немного реабилитируется, помогая Ризу встать на ноги и мотивируя его

- оборудование на заводе включает Риз, чтобы отвлечь терминатора, после чего довольно неумно умирает в попытке побить его арматуриной, не забыв все-таки засунуть последнюю бомбу Т-800 под ребра

- ну и далее, просто по ходу довольно беспорядочного отползания, Сара видит возможность придавить терминатора прессом

***

Если пожытожить - Сара Коннор в "Терминаторе" современно типичная damsel in distress, которую нужно спасать, и выживает она не по причине каких-то личных качеств, а сугубо благодаря внешней помощи. Помощиму жикофф, если быть более конкретным.

К чему я это все?

Я не пытаюсь сказать, что эти фильмы плохие. Отнюдь. Просто проблема заключается в том, что люди немного забывают, какими были персонажи оригинальных фильмов. И да, вы скажете - а почему ты не говоришь про сиквелы? Ведь именно они популяризировали этих героинь и вывели их на новый уровень.

Ну во-первых, сиквелы у обоих картин случились аж через семь лет после их выхода. Они были достаточно популярны и до этого - по крайней мере, в мире, а не у нас.

А во-вторых - потому что режиссер обоих сиквелов Джеймс Кэмерон, и мне хотелось бы запилить отдельный пост про то, что он сделал с идеями и образами оригинальных фильмов. Спойлер - я не очень высокого мнения о его творчестве.

Такие дела.

44
72 комментария

Терминатор (1984)

Вот именно что в терминаторе 1 Сара как раз СЛАБАЯ.
А во второй части они СИЛЬНАЯ.

Слабая аналитика, уровень дтф

5

Сильная и психопатка

Проблема современных "сильных" женщин как раз в том, что их делают унылыми Сьюхами, которые всегда прекрасны, всё знают, всё умеют, всё могут, всегда лучшие и т.д.
Рипли и Сара Конноры хороши именно тем, что они не идеальны. Да, они тупят, делают глупости, но когда надо могут отрастить яйца и стать сильнее. И при этом их произведения не унижают мужчин, показывая их беспомощными тряпками, как делают это современные поделки про гёрлс-паувер.
(я игнорирую все части Чужого и Терминатора дальше вторых, поэтому говорю про 1-2)

3

Проблема современных "сильных" женщин в том, что мы как со святым Граалем носимся с этими двумя примерами про Рипли и Коннор из нашего счастливого детства и противопоставляем им просто хуевые фильмы)

Очень удобно вспоминать лучшие примеры из прошлого и сравнивать их с худшими из настоящего)
Что тогда в кино было полно мерисьюшных унылых бабищ, что сегодня есть круто прописанные женские персы.

4

Рипли и Сара Конноры хороши именно тем, что они не идеальныДа, эт оверно, но у них и отсутствует арка "сильных персонажей", они тащемта просто выживают. Ты же помнишь, что "Чужой" - это слешер в космосе изначально?

В случае с Терминатором, Кэмерон - режиссер также и первой части. Чего сказать-то хотел? В первой части показывают даже не становление персонажа, а начало становления. Во второй части - уже зрелый персонаж.

2