реклама
разместить

[Когнитивочка] Эвристика доступности

Люди очень плохо оценивают вероятности событий. Давайте проверим. Как вы думаете, какая вероятность выше: погибнуть от нападения акулы или от удара деталью, отвалившейся от самолета?

Какая вероятность смерти выше?
От нападения акулы
От удара деталью, отвалившейся от самолета

Одна из причин, почему у людей все плохо с оценками вероятностей — это эвристика доступности. Википедия утверждает (как обычно, сложными словами), что эвристика — это совокупность приёмов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Или если более простыми словами, эвристика — это когда мы используем интуицию и предположения, чтобы сделать что-то быстрее.

Есть, например, эвристические алгоритмы. Один из самых популярных эвристических алгоритмов в разработке игр — это алгоритм поиска пути A* (читается «а-стар»). Автор взял алгоритм Дейкстры, добавил в него эвристическую фунцию, и алгоритм стал работать быстрее. Еще эвристика используется в шахматных ботах. Вместо того, чтобы перебирать все существующие ходы, они используют эвристику, чтобы не проверять заведомо провальные варианты (эвристика нулевого хода).

Наш мозг тоже использует эвристики, чтобы быстро принимать решения. Чтобы оценить вероятность какого-то события нужно обладать некоторой статистической информацией: сколько всего было определенных событий и сколько из них были с конкретным исходом. У нашего мозга, очевидно, нет такой информации, поэтому он берет ее из того, что знает: из новостей, популярной культуры, собственной эрудиции и личного опыта. Это и есть эвристика доступности: чем проще человеку вспомнить примеры или упоминания какого-то события, тем выше он оценивает вероятность этого события.

Но эвристика не всегда приводит к правильным результатам. Алгоритм A* использует предположение, что если идти в сторону цели, то придешь быстрее. В целом, это так, но из-за этого алгоритм может просто упереться в стену и потом пытаться ее обойти (хотя даже в этом случае он будет быстрее, чем алгоритм Дейкстры, но сейчас не об этом). А в шахматах иногда приходится пожертвовать фигурой, чтобы потом получить инициативу и выиграть. Если неаккуратно использовать эвристики, то можно пропустить такие возможности для хода.

То же самое и с мозгом — из-за эвристики доступности он очень много косячит. На наши оценки вероятностей могут влиять обычные новости. Самолеты нам кажутся более опасными, чем они есть на самом деле, потому что каждую катастрофу обсуждают в новостях. А вот автомобильные аварии на дорогах случаются гораздо чаще, но в новостях про них почти не говорят. Интуитивно мы понимаем, что в авариях погибает больше людей, но вот оценить порядок мы не можем, у нас не достаточно статистических данных для этого.

Вернемся к опросу из начала статьи. Большинство людей считает, что от нападения акул погибает больше людей, чем от падения на человека детали, отвалившейся от самолета. Агрессивность акул уже намертво закреплена в популярной культуре, а вот про смерть от удара деталью самолета я ни одного случая не знаю. А оказывается, что от них погибает гораздо больше людей. Шанс погибнуть от нападения акулы — 1 к 300 миллионам, а от детали самолета — 1 к 10 миллионам, т.е. в 30 раз выше (статистика из 2004 года).

Средства массовой информации со своей гонкой за инфоповодами только усугубляют это. Если только и делать, что писать про клятых СЖВшников, то всем будет казаться, что СЖВ повсюду. Ну и реклама тоже делает свое дело. Если меня спросят о чем-нибудь про мобильные игры, то первое, что придет мне в голову — это Raid: Shadows Legends, просто потому, что их сейчас рекламируют из каждого утюга (и я, получается, тоже это сейчас сделал). Очевидно, не стоит меня сейчас спрашивать о какой-либо аналитике мобильного рынка — у меня нет статистических данных, а эвристика доступности все только испортит.

[Когнитивочка] Эвристика доступности
2222
реклама
разместить
15 комментариев

Вернемся к опросу из начала статьи. Большинство людей считает, что от нападения акул погибает больше людей, чем от падения на человека детали, отвалившейся от самолетаБольшинство людей к морю/океану никогда не поедут, следовательно, у них чисто гипотетической вероятности погибнуть от акулы нет, а самолёты постоянно над нами летают, соответственно, вывод очевиден)

4

Блин.
Большинство людей к морю/океану никогда не поедут

5

Да, все так. Ты начал размышлять, а размышления - это главное средство в борьбе с когнитивными искажениями. 

1

Описаны здравые вещи, но пример с акулами и деталями самолетов сложно оценить, так как статистика она хитрожопая сука) Сколько рандомных островитян и прибрежных жителей стран третьего мира сжирают акулы? Никто не знает, всем насрать на страны третьего мира.

С кусками падающих самолетов в этом плане намного проще.

Так я буду продолжать топить за акул!

2

В статье, откуда я взял вероятности, написано: "Не принимайте эти цифры близко к сердцу. Как известно, 43% всей статистики выдумано, а остальная часть - ложь".

2
Прекрасная игра, но есть проблемы: оценки Civilization VII — 81 балл из 100

Кому-то она показалась «той самой „Цивой“», а кому-то — очень скучной.

Прекрасная игра, но есть проблемы: оценки Civilization VII — 81 балл из 100
3232
55
11
11
11
Ладно
реклама
разместить
Геймдиректор Elden Ring Nightreign: «роглайк»-механики отлично дополнили кооперативный формат игры

Интерес к экшен-RPG большой — она уже в топ-5 самых желанных игр Steam.

Геймдиректор Elden Ring Nightreign: «роглайк»-механики отлично дополнили кооперативный формат игры
5252
4646
99
44
22
22
11
Еще 1
Жаль игра не очень , по крайней мере второй соулс лучше
«Соник 3» занял второе место в списке самых кассовых экранизаций видеоигр за всю историю

Приключенческий фильм собрал в прокате 462 миллиона долларов.

«Соник 3» занял второе место в списке самых кассовых экранизаций видеоигр за всю историю
5656
77
77
44
33
11
Варкрафт жалко. Это определенно лучший фильм по играм.
Разработка следующей Mass Effect всё ещё находится на этапе препродакшена

Статус игры подтвердил руководитель проекта.

Разработка следующей Mass Effect всё ещё находится на этапе препродакшена
228228
6767
2626
2121
88
44
22
Еще 3
Всем будет лучше, если игра так и останется в препродакшене
Capcom обновила данные по продажам своих игр — у ремейка Resident Evil 2 больше 15 миллионов копий

А у Dragon’s Dogma 2 уже 3,5 миллиона.

Capcom обновила данные по продажам своих игр — у ремейка Resident Evil 2 больше 15 миллионов копий
130130
2020
55
33
11
Хорошей хорошести хорошие хорошести хорошей хорошо..ХОРРРОХХЪЫЫВХЗАХВЫХЫХЫХХХЪЪХОООООООООООООООООО.....
Это обязано стать шаблоном для мемесов
Это обязано стать шаблоном для мемесов
131131
9292
2525
66
44
33
22
После этого замки на головы надевают
Примите её в семью?

Не успел я выйти от продавца (к слову, он оказался очень приятным человеком), продавшего мне GTX 970, как на моих глазах появились слёзы от осознания того факта, что я наконец-то смог заполучить её.

С родной коробкой и полным комплектом.
107107
2828
1515
99
22
11
11
11
11
11
11
Отличный выбор, бро! Теперь купи машину времени, вернись назад и станешь топчиком!
[]