“Полибий, описывая римскую армию около 160 г. до н.э., сообщает, что минимальным имущественным цензом для службы в армии является сумма в 4000 римских ассов (Polyb., VI, 19, 2). Эта сумма в 2,5 раза ниже той, которую указывает Ливий. Расхождение цифр исследователи считают результатом понижения имущественной планки для военнообязанных граждан V разряда. Э. Габба предложил датировать это мероприятие началом II Пунической войны. Он указал на данные Ливия о призыве пролетариев на военную службу в 217 и 214 гг. до н.э. и на неожиданное отсутствие этих данных для последующего времени. Ливий сообщает о призыве вольноотпущенников, об освобождении рабов, но ничего не говорит о римских пролетариях. Это умалчивание объясняется понижением имущественной планки для военного набора, что позволяло сенату рекрутировать верхушку пролетариата без объявления чрезвычайного положения. Скорее всего, пролетарии служили легковооружёнными велитами, впервые появившимися на кампанском театре военных действий в 212 г. (Val. Max. II, 3, 3). Сумма в 4000 ассов также не является окончательной. Цицерон в середине I в. до н.э. утверждает, что граница между гражданами V имущественного класса и пролетариями проходит по сумме в 1500 ассов (Cic. De Rep., II, 40; Gell., XVI, 10, 10) 3). Хотя Цицерон приписывает подобное положение вещей эпохе Сервия Туллия, очевидно, что уменьшение указанной Полибием суммы ценза в 4000 римских ассов произошло только во второй половине II в. до н.э. Чрезвычайно заманчивым представляется связать это мероприятие с действиями Мария, но наиболее распространённой к настоящему моменту является другая гипотеза. Э. Габба предложил датировать это событие 123 г. и связать его с военным законодательством Гая Гракха. Привлечение пролетариев к военной службе дополнялось законами о вооружении рекрутов за государственный счёт и о минимальном призывном возрасте в 17 лет, что должно было защитить новый класс военнообязанных от злоупотреблений (Plut. Grach., 26, 5). В 109 г. некоторые из этих законов оказались отменены (Asc. In Corn. P.54, 25), однако нижняя планка призывного разряда так и осталась на уровне 1500 ассов.
1. Здесь я остаюсь при своём. Я не могу и не хочу воевать за абстрактную чистоту знания. Ни меня, ни всей РАН на это не хватит. В рамках общения с моими читателями я высказал свое частное мнение. Я его никому не навязываю.
2. Суть не в названии, а в том, что финикийцы и есть Ханаан. Называйте как хотите, но это так. Те же люди, в тех же городах занимались тем же: молились, строили корабли, торговали. В основных и не основных городах.
3. National Geographic: "Финикийцы научились у них строить гавани, причалы, доки и пирсы. Народы моря, как и финикийцы, были отличными мореплавателями."
Ну значит великий воитель Тутмос III высаживал своих воинов в города Леванта без причалов и пирсов. Просто выгрузил где зря, а торговля "улубурунскими кораблями" столетиями обходилась без портовой инфраструктуры. У египтян была, у минойцев была, а дикие хананеи сидели "народы моря" ждали.
Ну вот снова все, и без того неясные, "народы моря" в кучу.
Никакого скачка в развитии кораблестроения не наблюдалось. Что там куда скакало не ясно. Как я помню Вы на полном серьёзе вот такое писали: "...использовали квинкверемы (пентеры – 5 рядов вёсел) и квадриремы (4 ряда вёсел, длина весел до 15 м)." Пять рядов вёсел! Поэтому я здесь даже комментировать не буду.
4. Про "народы моря" ох как многие писали, пишут и будут писать. И споры будут еще долго.
5. "Неплохого, но в некоторых моментах спорного автора" имею честь знать лично. Человек Пальмиру спасал, до определённых событий из Италии не вылезал. Однозначно на острие науки. Но за него отвечать не могу - вне пределов моей компетенции.
Срача не будет. До своей аудитории в 500 человек я свою мысль донёс. Аудитории автора в 5000 человек здесь и 50 000 на Пикабу моё мнение не имеет ценности.
Серьёзно, на том же Дзене историю Рима по 5 пыльным источникам по кругу снова и снова десятки авторов транслируют.
Вот эт я понимаю срачи на пдф пошли
Если их научный спор не будет похож на этот, можно даже не начинать.
Не знаю как вы, а я не буду обманывать себя и пойду читать спор "у кого дружок оказался не пирожок" или что-нибудь в этом духе
Скучал по такому с моменты выпуска с истфака)
Лучи добра и поддержки авторам
Братва не стреляйте друг в друга, а делайте вместе контент!
Я предлагаю чтобы они схлестнулись на последок в дуэли на Диком западе