Как вести себя на стрессовом собеседовании

Как вести себя на стрессовом собеседовании

Стресс-интервью – это стиль собеседования, который компании используют для оценки реакции кандидата. Часто такие собеседования проводят для претендентов, в работе которых в любой момент может случиться что-то непредвиденное — от авиадиспетчеров до представителей сферы услуг. Цель работодателя — посмотреть на поведение соискателя в необычной рабочей ситуации: сможет ли он сохранить хладнокровие во время аварии, остаться вежливым и корректным при общении со скандалистом, разговорить молчаливого собеседника, быстро принять решение в нестандартной ситуации.

Эксперты расходятся во мнениях относительно эффективности традиционной модели стресс-интервью. Некоторые говорят, что есть преимущества в моделировании стрессового, но реалистичного рабочего происшествия, чтобы выявить навыки кандидата в решении проблем. Но практически все, в том числе и мы, согласны с тем, что использование любого уровня насмешек и унижений недопустимо и устарело.

Рассмотрим основные техники проведения стрессового интервью, используемые рекрутерами, и возможные варианты поведения на случай, если вы все-таки оказались на подобном собеседовании.

Хамство

Самый распространенный вариант стрессового испытания — особенно если соискателю предстоит работать с клиентами (менеджер по продажам, по работе с клиентами и проч.). Вам могут грубить, перебивать на полуслове, обвинять во лжи. Также рекрутер может вести себя откровенно пренебрежительно — переписываться с кем-то в телефоне, постоянно отвлекаться, а то и вовсе приступить к обеду прямо перед вами.

Как себя вести? Ваша цель — сохранять спокойствие. Будьте вежливы, не переходите границы приличия. Но дайте собеседнику понять, что вы профессионал и не дадите себя в обиду: «Почему вы повышаете на меня голос?», «Если вы голодны — мы можем сделать перерыв», «Если у вас есть дополнительные вопросы, задайте их, и я дам уточнения». После этого невозмутимо продолжайте прерванный диалог.

Пренебрежение

Тут возможны два варианта. Во-первых, рекрутер может вообще не обращать на вас внимания: не задавать вопросы, демонстративно не слушать ответы, держать долгие паузы. Или наоборот, ваш собеседник говорит сам, не давая вам и слова вставить — и при этом обвиняя в том, что вы не можете ответить: «Вы знаете, чем занимается наша компания? Ну конечно, ничего вы не знаете! А каков ваш опыт работы? Хотя, какой у вас может быть опыт работы!».

Как себя вести? В первом случае спокойно и четко рассказывайте о себе все, что считаете нужным. Поверьте, ваш собеседник все прекрасно слышит! В идеале — постарайтесь «зацепить» собеседника. Задавайте вопросы, на которые нельзя дать односложный ответ, интересуйтесь его мнением. Во втором случае невозмутимо дождитесь, пока поток красноречия рекрутера иссякнет, а потом изложите свою версию ответов на его вопросы.

Некорректные вопросы

Еще один метод выбить соискателя из колеи — это неуместные вопросы, иногда — за гранью приличия. Очень популярны вопросы про интимную жизнь, про ваш внешний вид, про личные переживания.

Как себя вести? Если рекрутер выходит за рамки профессиональных интересов, то вы не обязаны отвечать. Но игнорировать тоже не стоит. Если чувствуете, что вопросы вам неприятны и никак не связаны с рабочими моментами, так и скажите: «Извините, но этот вопрос не имеет отношения к моим профессиональным компетенциям, я не готов (не хотел бы) его комментировать». Не путайте некорректные вопросы с личными (есть ли у вас семья, когда планируете детей и проч.). Их работодатели задают не из праздного интереса.

Про вас «забыли»

Вы пришли на собеседование к назначенному времени, вас попросили подождать. И будто забыли про вас. При этом вы видите, что рекрутер на месте и явно не занят ничем важным.

Как себя вести? По этикету на деловую встречу разрешено опаздывать не более чем на 15−20 минут. Поэтому через 10−15 минут ожидания вежливо сообщите рекрутеру, а в его отсутствие — секретарю, что вы пришли вовремя, и уточните, что в этот же день приглашены на другую встречу и, если собеседование не начнется в ближайшие 5−10 минут, вы будете вынуждены уйти, так как не хотите опаздывать. Вас проверяют не на терпение, а на пунктуальность и самоуважение.

Бывают ситуации, когда у интервьюера действительно возникает срочная задача. Например, вы претендуете на позицию разработчика, пришли на собеседование с руководителем проекта, а он не может уделить вам время. Возможно, время вашего прихода совпало с непредвиденной ситуацией (возникли проблемы на сайте компании и проч.), и руководитель просто вынужден отойти на срочную планерку. В таком случае вас вежливо попросят подождать или предложат начать собеседование с заместителем. Не торопитесь уходить. Дождитесь интервьюера.

Авральная обстановка

Вашего рекрутера постоянно отвлекают коллеги, вокруг все бегают, шумят, суетятся. Вы не слышите половину вопросов и сами вынуждены буквально перекрикивать окружающих.

Как себя вести? Спокойно спросите у собеседника, нельзя ли поговорить в более спокойном месте. Если нет — вспомните, зачем вы пришли на интервью. Ваша цель получить работу. Поэтому сосредоточьтесь, абстрагируйтесь от окружающей обстановки и продолжайте беседу в предложенных обстоятельствах.

Странные требования

«Вы нам подходите, но…» — далее фантазии рекрутеров безграничны. Вас могут попросить перекрасить волосы, сделать тату, носить только розовую одежду, ездить на работу на велосипеде, встречать Новый год на работе и так далее.

Как себя вести? Никто не ждет, что вы согласитесь выполнить эти требования. Но рекрутеру интересно, как вы будете выкручиваться. Тут ваши союзники — дипломатичность, находчивость и чувство юмора.

Если же вы чувствуете стресс перед любым интервью, то вот несколько простых способов, чтобы подготовиться и сохранить хладнокровие:

Изучите компанию

Не думайте заранее, что вы идете на стрессовое интервью. Это добавит еще больше беспокойства к и без того нервной ситуации. Чтобы лучше понять, чего ожидать, спросите у рекрутера компании или вашего контактного лица, какой стиль собеседования вам следует ожидать. Вы также можете изучить информацию о компании в интернете, чтобы узнать, публиковали ли предыдущие кандидаты и сотрудники комментарии или отзывы.

Не торопитесь … и дышите

Это касается любого интервью. Не забывайте делать паузу и дышать. Если интервьюер задает быстрый темп, в него легко погрузиться. Если вам нужно время, чтобы восстановить самообладание, сделайте глубокий вдох и попросите повторить вопрос. Это даст вам время, чтобы успокоить нервы и подумать над ответом.

Практикуйтесь

Вы сможете лучше выглядеть на собеседовании, если заранее будете репетировать ваши ответы или чаще ходить на собеседования. Мастерство и спокойствие приходят с практикой. Мы часто замечаем, что первые интервью кандидатов (даже в рамках одного поиска работы) оказываются неудачными, однако затем они понимают, что от них ждут и начинают выглядеть гораздо лучше.

И самое главное, помните: если вы не преуспеете на некомфортном для вас собеседовании, это может быть к лучшему. Если позиция действительно требует от кандидата высокий уровень стрессоустойчивости, она может не подойти вам. Как и сама компания, использующая такую методику интервью.

11
Начать дискуссию