Обзор Sekiro: Почему в этой игре вы не должны колебаться

Что на самом деле представляет из себя самое спорное творение Хидетаки Миядзаки

Sekiro - это песнь мечей. Даже их звону в игре, похоже, уделили немалое значение!
Sekiro - это песнь мечей. Даже их звону в игре, похоже, уделили немалое значение!

Sekiro: Shadows Die Twice – это очень противоречивая веха в истории японской студии From Software. Игра года по версии The Game Awards 2019, которую при этом очень многие критикуют за «излишнюю сложность». Мы ее тоже критиковали за некоторые проблемы. Но настало время оценить Sekiro в целом – со всеми ее «болезнями» и заслугами. И рассказать, что же она представляет из себя на самом деле.

Что хотел ей сказать Хидетака Миядзаки? А все очень просто.

Японское фэнтези

Сеттинг Sekiro – то, о чем стоит поговорить отдельно. С одной стороны, подача понятна – это такой Dark Souls или Bloodborne, только в антураже средневековой Японии. Тот же мотив проклятой крови, та же идея о том, что у спасения мира есть неподъемная цена. В данном случае – это проклятие бессмертия, которое дарует кровь Божественного наследника. Господина Куро, которому мы и будем служить до самого конца (или нет).

Иначе говоря, действие происходит как будто в реальной Японии, однако проклятие постепенно поражает все вокруг. Генитиро активно экспериментирует с Водами молодости (искусственной заменой «божественной» крови), и это порождает монстров. Одним из них в итоге становится и сам Генитиро.

Практически каждый персонаж в Sekiro – яркий и запоминающийся. Глава клана Асина – умирающий Иссин, у которого все еще хватает сил отлавливать вражеских шпионов. Резчик, обуреваемый сжигающей его изнутри яростью. Филин, который, несмотря на свое предательство Куро, не полностью растерял человечность. «Я побежден собственным сыном? Не так это и плохо…», - говорит он при второй встрече с ним в поместье Хирата.

Смерть Иссина - кульминация всей истории Sekiro
Смерть Иссина - кульминация всей истории Sekiro

И это еще одно важное отличие Sekiro. Здесь не просто нет категорий «добра» и «зла», как в Dark Souls и Bloodborne (например, сложно испытывать злобу в отношении несчастного Германа). Здесь каждый босс готов признать боевое превосходство Секиро – если, конечно, его удастся доказать. «Молодец!» - говорит нам воскрешенный Водами молодости Иссин. Перед тем как мы нанесем последний удар. И ты чувствуешь – от него услышать такие слова действительно многого стоит. И уважаешь этого достойного противника. И это отлично резонирует с самой идеей игры и лором.

Sekiro – это в том числе сюжетная история с четырьмя концовками, каждая из которых придает этому приключению совершенно особенное звучание. Да, спидранеры не любят эту игру за то, что для продвижения по сюжету приходится скипать кучу диалогов и подслушивать реплики. Но игры все же делают не для спидранеров. А те, кто пытается проникнуться Sekiro, найдут в этой истории особый эмоциональный опыт, ничуть не хуже, чем в Dark Souls.

Стелс, который мы заслужили

Именно с него и начинается наш геймплей – нам нужно невидимыми пробраться мимо стражников. И довольно быстро ты понимаешь, что что-то тут не так. Враги не видят тебя, даже если ты уже дышишь им в затылок или убиваешь кого-то в двух метрах от них. Быстро забывают о твоем существовании, стоит тебе просто присесть в какому-нибудь закутке. В 2019-ом году такой стелс можно было бы назвать настоящим позором.

Если бы не одно НО – в геймплее Sekiro такой убогий стелс воспринимается вполне нормально. Если бы враги были семи пядей во лбу, то на прохождение каждой локации по «инвизу» мы тратили бы кучу времени и сил. Что совершенно излишне в игре с уклоном в боевку. Так что в итоге стелс здесь воспринимается просто как нехитрая мини-игра, которая не дает нам заскучать во время очередного прохождения.

Разнообразие не завезли

Тут должен возникнуть логичный вопрос: а почему, собственно, мы должны заскучать? В Dark Souls же никакого стелса не было, и скучной она от этого не стала. И тут мы подбираемся к дизайну локаций «секиры».

В Sekiro Хидетака Миядзаки попытался совершенно по-новому подойти к геймдизайну. От былого разнообразия не осталось и следа. Поскольку в игре только одно оружие, не нужны кучи предметов для его улучшения. Остались лишь протезы, для прокачки которых выпадают ремесленные материалы.

Из-за этого поиск предметов, являвшийся важной составляющей Dark Souls, здесь зачастую себя не оправдывает. Вы можете проявить чудеса паркура, чтобы в итоге найти глиняный черепок. Конечно, исследование мира в Sekiro тоже является важным элементом. Нужно же обзавестись и самими протезами, и бусинами для прокачки здоровья и концентрации, а также важными расходниками – например, редким Божественным конфетти, без которого очень тяжело убивать призрачных противников.

Плюс к этому Миядзаки добавил вертикальность, которая изрядно разнообразила геймплей, позволив добираться до нужного места разными способами.

Но в целом по разнообразию прохождение локаций в Sekiro и близко не сравнимо с Dark Souls. Уже на НГ+ ты понимаешь, что все зачистил и все получил, так что «локи» становятся не более, чем промежутком между одним боссом и другим, который сам по себе не имеет никакой ценности. И да, это минус игры. Видимо поэтому разработчики и добавили в нее режим "Медитация над силой", благодаря которому вы можете в любой момент сразиться с боссом, которого уже победили раньше. И избавить себя от зачистки уже поднадоевших локаций.

Девайсы для протеза

Нельзя не сказать пару слов и о примочках для протеза. Их довольно много, и они действительно вносят в геймплей разнообразие. Но не потому что ты сперва побегал с одним девайсом, а потом с другим – так делать особо не получится. А потому что один девайс используется в одной ситуации, а другой – в другой.

Примочки протеза в Sekiro ситуативны. Копье позволяет быстро убить Обезьяну-стража во второй фазе, золотой зонт - спрятаться от прокаста Демона ненависти, а сюрикены - сбить на землю Госпожу Бабочку
Примочки протеза в Sekiro ситуативны. Копье позволяет быстро убить Обезьяну-стража во второй фазе, золотой зонт - спрятаться от прокаста Демона ненависти, а сюрикены - сбить на землю Госпожу Бабочку

Например, золотой зонт вам понадобится исключительно на боссе Демон ненависти, а копье – в основном на второй фазе босса Обезьяна-страж. Поймите правильно – никто не запрещает вам дубасить этим копьем (или любым другим протезом) каждого встречного противника. Но, во-первых, они убиваются и так, а, во-вторых – их использование затрачивает эмблемы духа, которые имеют свойство заканчиваться. Вот и получается, что практически все девайсы протеза очень ситуативны, и постоянно ими пользоваться не выйдет. Из универсального, пожалуй, можно назвать лишь петарды и сюрикены – их применяешь действительно часто.

А главное – ни один из этих девайсов не поможет вам убить босса. Скажем так – с ним вы убьете его чуть быстрее. Или умрете не сразу. Но победить сможете лишь в случае, когда досконально понимаете мувсет своего противника. И из этого вытекает, что по-настоящему распробуете протез вы ближе к НГ+, когда лучше освоите ключевые механики игры.

Боссы

Однако настоящую реиграбельность Sekiro могло обеспечить только одно – боссы. Так что на них «фромы» в этот раз сосредоточились особенно. И они сильно отличаются от «соулсовских».

Когда бьешься с боссом в Dark Souls, то уже после первого поражения примерно понимаешь, что и как нужно делать. При первой встрече с такими боссами Sekiro как Генитиро или Филин, ты вообще ничего не понимаешь. Они просто проходятся по тебе катком и кажется, что победить их невозможно. На самом же деле эти боссы даже в каком-то смысле проще «соулсовских». Попытаюсь объяснить почему.

Типичный босс Sekiro – это просто набор действий, которые антагонист может совершать в разных вариациях. На каждое действие нужно реагировать соответствующим образом. На выпад – контр-атакой микири. На серию быстрых ударов – точным их отражением. На сильный взмах перед собой – прыжком и ударом по носу. Да, боссы молниеносны, и делать все это не так просто.

Но это уже дело техники – если ты понял, как работает этот босс, то ты его убьешь. Даже если бросишь игру на год, а потом снова включишь, чтобы вновь сразиться с Филином. Он уже обречен. Потому что ты знаешь что и как нужно делать.

И даже Демон ненависти, который явно задуман как босс «а-ля Dark Souls», на самом деле тоже довольно предсказуем. В отличие от некоторых боссов DS, которые просто жахают атаками на полкарты. Этим, он, кстати, похож на дракона Мидира из Dark Souls 3, как и Обезьяна-Страж. Эти боссы кажутся сложными, пока ты просто не поймешь, как они работают. И после этого убиваются с первого-второго раза.

«Колебаться - значит проиграть!»

Эту фразу в разных вариациях нам говорят разные персонажи на протяжении всей игры. Но смысл один, и он очень четко сформулирован: если ты боишься противника, если не понимаешь что в точности нужно делать… то ты не убьешь босса.

В этом принципиальное отличие Sekiro от других игр «фромов». В Dark Souls ты мог постоянно перекатываться и надеяться на то, что в этот раз тебе повезет. Ты мог забыть половину движений босса, и все равно его победить за счет перекача или магии. В конце концов, ты мог призвать фантомов и завалить врага кучей тел.

Филин-отец считается одним из сложнейших боссов игры, но и он лишь набор действий, которые вполне реально запомнить
Филин-отец считается одним из сложнейших боссов игры, но и он лишь набор действий, которые вполне реально запомнить

В Sekiro ты с боссом один на один. А сама боевка игры такова, что играть от защиты просто не получится. Вы можете прыгать от деда Иссина хоть до бесконечности. Но какой в этом прок, если вы не можете наносить урон?

Вы можете попытаться наносить ему урон. Но часто это делать не получится, и, стараясь сбить полоску хп противнику, вы, скорее всего, быстрее лишитесь своей.

Так как быть? Учите мувсет противника. Тесните его, уверенно заполняя полоску концентрации. Да, с первого раза не получится – может, с первых десятков раз. Но потом вы поймете, насколько все просто и поединок с каждым боссом Sekiro превратится в удовольствие, к которому вы будете возвращаться снова и снова.

И в этом главное достижение Хидетаки Миядзаки, то, ради чего он делал эту игру. В Sekiro он реализовал лаконичную и по-своему идеальную боевую систему. Здесь нет ничего лишнего - только звон клинков и сила вашего характера.

Фраза «Колебаться – значит проиграть» идеально описывает суть боевки Sekiro. Здесь не просто нужно быть быстрым, как в Bloodborne. Здесь нужно быть агрессивным и уверенным в своих силах. И такое единение лора игры и игровой системы – это действительно потрясающий уровень геймдизайна. За который прощаешь Sekiro все ее проблемы.

Оригинал материала - на моем канале в "Дзене":

1111
16 комментариев

Игра не сложная. Просто все привыкли к перекатам и щитам в Dark Souls, Bloodborne, а тут тебя заставляют играть по таймингам. Именно другие правила боя и вызывают такую бурю эмоций и криков, что она просто нереально сложная. Я пока не привык к тому, что просто нужно следить за ударами и попадать в тайминги, страдал шо писец и дропал пару раз, но в итоге прошел до конца и вот жду свободного времени, чтобы Иссина, наконец-то, убить.

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Дропнул игру на обезьяне :(

Ответить

Вернись! Дропни, когда их две 😉

5
Ответить

я поначалу тоже. Но я люблю игры фромов, поэтому потом все-таки вернулся и въехал в эти механики. Для меня оно того стоило

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить