Волшебная кнопка или история о том, как я создал плагин для Zbrush

Привет, меня зовут Влад. Мне очень нравится 3D графика в современных играх и особенно персонажи. В настоящее время являюсь начинающим 3D художником по персонажам. Кроме этого, я главный и единственный разработчик плагина Smart Modeling для программы Zbrush. И, как и большинство, я нигде не учился этому, не проходил никакие платные курсы, я лишь смотрел различные стримы на YouTube, общался с другими 3d'шниками, читал различные статьи, вот собственно и все обучение.

Разработкой плагина я занимаюсь уже около года и за это время он невероятно вырос и был значительно улучшен. Не хочу хвастаться, но мне действительно удалось создать отличный продукт, который экономит время 3D художников, что, в свою очередь, позволяет им создавать больше моделей без какого-либо труда и конечно же зарабатывать больше. Звучит как рекламный ролик, но это объективно так.

Почему именно Zbrush? Как и многие начинающие 3D артисты я перепробовал огромное количество программ, прежде чем определился с направлением в 3D и соответственно софтом, который будет удобен для меня. И слово "удобен", пожалуй, здесь ключевое. Мы часто слышим, что Zbrush это стандарт индустрии. И несмотря на то, что на сегодняшний день у этой программы множество конкурентов, она все равно остается лучшей для скульптинга. Но является ли она удобной. Ответ однозначный - нет! Управление не такое же как в аналогичных программах, и даже в версиях 2022 года его по - прежнему невозможно изменить. Возможно, это фишка программы. А интерфейс... Вы видели что-нибудь ужаснее большого количества менюшек, огромного количества подменюшек и просто гигантского количества кнопок и ползунков? Функционал невероятно обширный, но интерфейс интуитивно совершенно непонятен для новичков. Вспоминается кабина пилота любого современного самолёта или космического корабля.

Волшебная кнопка или история о том, как я создал плагин для Zbrush

А теперь самое интересное, включаем видеоролики различных трюков и фишек в Zbrush на YouTube, и получаем длинную цепочку действий, что-то вроде: "откройте это меню, а в нем вот это подменю, нажмите здесь кнопку, затем в другом подменю выставляем вот такие настройки, затем в третьем двигаем вот эти и вот эти ползунки" и так далее, и такое объяснение алгоритма действий и настроек обычно длится около 5-10 минут, а иногда и дольше, и это просто для того, чтобы получить какой-нибудь элементарный результат. Знакомо?Создавая персонажей, я заметил одну особенность, алгоритм моих действий часто повторялся, при этом у меня уходило очень много времени на "путешествие" по менюшкам Zbrush и мне захотелось как-то автоматизировать этот процесс. Я узнал, что есть такой язык программирования или лучше наверное сказать скриптования - ZScript, на логике которого по сути и создан сам Zbrush.

Волшебная кнопка или история о том, как я создал плагин для Zbrush

Я начал изучать его, хотя программистом я не являюсь. Вначале своего пути я рассуждал так, мне нужно как-то создать пару кнопок, в которые вложить скрипт действий и настроек. Изучение Zscript не было простым, ну во-первых потому, что в интернете не было уроков на русском языке, во-вторых мне не у кого было спросить, когда у меня что-то не получалось, а, учитывая, что я не программист, такое случалось постоянно.

Волшебная кнопка или история о том, как я создал плагин для Zbrush

Zscript довольно капризный язык, пропустив всего одну запятую или скобку, Zbrush выдаст ошибку, и как правило, без объяснения причин или с объяснением, которое понимают видимо исключительно сами разработчики. А когда у вас около 5 - 7 тысяч строк кода вместе с комментариями конечно, то найти ошибку довольно проблематично. Плюс внесение любых изменений в код требует перезапуска Zbrush. Во время тестов и изменения кода, я перезапускал его сотни и сотни раз, это был тот ещё кошмар.

Итак, в самом начале я создал две свои умные, как я их называю, кнопки, вложил в них скрипты действий и настроек, и был горд собой. Тогда это были просто безликие кнопки без каких-либо иконок, и находились они в нижней части экрана. В процессе создания персонажей мы постоянно самообучаемся, ежедневно просматривая видеоуроки и стримы в YouTube. И мне пришла идея, раз я уже умею создавать такие вот умные кнопки, так почему бы не записывать скрипты действий всех этих трюков и фишек. В общем, я встал, так сказать, на путь программирования, ну или на небольшую его дорожку.

Волшебная кнопка или история о том, как я создал плагин для Zbrush

Мне нравится слово пресеты. В музыке пресеты треков - это шаблоны, которые могут быть использованы для вновь создаваемых треков или существующих треков такого же типа. Я захотел создавать пресеты в 3D, которые будут экономить время и нервы любого пользователя. И со временем у меня накопилось достаточно большое количество таких пресетов.Параллельно я покупал различные плагины для Zbrush, изучал что они делают и главное, как они это делают. Я запоминал алгоритм их действий и пытался воспроизвести, при этом я находил их недостатки, устранял их, улучшал их, делал по своему, и добавлял самые лучшие и интересные функции в свой плагин.

Итак, я выпустил первую версию - Smart Modeling v.1. Мне нужно было помимо функциональности кнопок, как-то выделить кнопки плагина на фоне других кнопок. Не знаю, возможно мне в тот момент захотелось съесть апельсинов, но я решил, что оранжевый цвет и крупные кнопки точно сделают своё дело. Забавно то, что они сделали. Первая версия прекрасно продавалась на различных площадках, но что я только не слышал в личных сообщениях на счёт огромных оранжевых кнопок. Самое смешное, что когда я выпустил вторую версию и полностью изменил дизайн плагина, первую версию продолжали покупать, моё предположение, это все оранжевые кнопки.

Что умеет делать плагин в его самой первой версии?

Это практически весь змоделлер, я создал пресеты для кнопок для удобства, умная авторетопология, можно контролировать авторетопологию просто рисуя маской на поверхности модели, пресеты для дайнамеша, умный дивайд, сглаживает, но сохраняет форму, умная детализация позволяет усилить детали всего одной кнопкой, пресеты для симуляции одежды, создание vdm кистей 1 кнопкой, умное скрытие сабтулов, достаточно поставить кнопку на горячую клавишу и при наведении курсора на сабтул нажимать, он скрывается, быстрая развёртка всего 1 кнопкой для нанесения шума или текстуры на юви, ну и конечно умный экстракт, который позволяет делать очень хорошую сетку для моделирования, умный динамический булеан, позволяет делать идеальные вырезы.

Smart Modeling v.1

После успеха первой версии, я поспешил улучшить плагин, переработал дизайн, хоть это конечно громко сказано, Zbrush сильно ограничивает в этом отношении разработчиков количеством допустимых пикселей, но главное дополнил многие функции. И после первой версии я стал получать сообщения о том, что плагин классный, но очень сильно не хватает туториала. У меня не самый лучший английский, поэтому я решил использовать Google переводчик, в который напечатал текст, и для озвучки использовал женский голос бота из Telegram, который был похож на настоящий, хотя моментами проскакивала роботизированная составляющая. Затем я записал видеоролик и наложил озвучку. В целом, получился более или менее понятный туториал.

Smart Modeling v.2

Разработка на этом не прекращалась. У меня уже был по сути полноценный плагин. Нужно было лишь систематизировать все ещё больше и многие функции дополнить. И я выпустил 3 версию. Быстро замоделил логотип, и пользуюсь им до сих пор. Людям он уже как-то запомнился, и я решил его больше не менять. 3 версия была просто ударной, потому что аналогов моему плагину не было в мире. Он так много всего умел и все эти функции были в одном плагине. Я чистил код снова и снова, тестировал умные кнопки сотни раз в различных проектах, и они показывали себя превосходно.

Smart Modeling v.3

Я все продождал улучшать плагин, дополнять его, и осознал, что нужен новый туториал. В этот раз я пошёл по тому же пути, но голос взял уже мужской, он не звучал как робот, поэтому выбор пал на него. Так вышла версия 4.

Smart Modeling v.4

По сути, 4 версия уже была близка к завершению моих идей, я пересматривал десятки разных плагинов, брал у них все самое лучшее, реализовывал эти функции в своём плагине.

Наткнувшись на один плагин, связанный с созданием low poly волос, тех что делаются плашками, я решил добавить и эту функцию. Но на отдельную версию это не тянуло, поэтому я выпустил версию 4+. Выпустил новый ролик с описанием только этой добавленной функции.

Smart Modeling v.4+

Всего я создал 5 версий плагина. Последнюю, 5 версию плагина я выпустил совсем недавно. И она получилась действительно потрясающая. Я создал мини Zbrush внутри самого Zbrush.

Smart Modeling v.5

Ни одна из версий так сильно меня не радовала, как последняя. Мне удалось охватить практически все: скульптинг, полигональное моделирование, а также множество различных фишек Zbrush, таких как авторетопология, создание кривых где угодно и как угодно, пресеты для Zmodeller,скульптинг, полностью основанный на морфах, различные кисточки с морфами, работа с созданием игровых волос, пресеты для симуляции одежды, и работа со всеми сабтулами одновременно, и много много других функций. Больше не нужно тратить время на запоминание сотен алгоритмов действий и настроек, плагин делает всю техническую работу за художника, оставляя время на творчество. Нажал умную кнопку, получил результат после автоматически выполненных десятков действий и настроек, и продолжаешь творить дальше.

Smart Modeling v.5

Smart Modeling - это плагин, который помимо уникальных функций, придуманных лично мной, включает в себя также лучшие функции других плагинов, которые были изменены и доработаны. Конечно, я могу часами рассказывать о его достоинствах, но лучше один раз увидеть и попробовать, чем сто раз услышать. Я вложил душу в этот плагин и всегда очень рад любой поддержке.

3434
9 комментариев

Респект)
Трудно представить сколько труда вложено в эту работу.

4
Ответить

Спасибо большое. Да, я очень много трудился, очень старался, и это стоило того. Моделирование и скульптинг в Zbrush превратились в удовольствие.

2
Ответить

Интересный материал. Несколько советов.
1. В превью тексте лучше убрать приветствия и оставить текст по существу про статью.
2. Какую-то картинку вывести (напротив пикчи в меню звёздочку нажать), а то пост в ленте теряется.

3
Ответить

Спасибо. Обязательно воспользуюсь вашими советами.

Ответить

Мощно! Жоский!

1
Ответить

Спасибо)

Ответить

Великолепная работа, которая вывела Зебру на новый уровень.

1
Ответить