Шахматы 9000+

Существует много вариантов шахмат. В них меняется расстановка фигур, форма и размер поля, появляются новые фигуры и правила, меняется кол-во игроков, и так далее. Попробуем разобраться во всём поподробнее.

Шахматы 9000+

Этот пост в некоторой мере является попыткой рассмотреть существующие варианты и разложить их по полочкам. Тут собраны различные идеи, мои и найденные в сети, которые мне понравились.

В шахматы можно добавить самые разные дополнительные правила или новые фигуры, но стоит помнить что даже маленькие изменения сильно влияют на геймплей, баланс сил на поле, поэтому скорее всего не все представленные идеи являются играбельными в полной мере. Но они могут натолкнуть вас на более удачные задумки.

Для начала кратко обозначим ключевые особенности шахмат:

  • Открытая информация — в игре нет рандома, все элементы игры изначально расположены на игровом поле
  • Одинаковые наборы фигур — 2 игрока получают равные силы в начале игры, размещенные на симметричном поле
  • Все фигуры равны по потенциалу — любая фигура, независимо от её силы, может уничтожить любую фигуру противника (нет хп и урона)
  • Есть ключевая фигура «Король», к которой привязано условие победы

Посмотрим что из перечисленного можно изменить и преобразить.

Игровое поле

Шахматы 9000+

1. Размер поля. Самый простой способ изменить игру. Существуют шахматы от мини поля 3х3 клетки и до бесконечности.

2. Форма поля. Тут тоже все просто, поле может быть в виде квадрата, прямоугольника, круга, бублика, и т.д.

3. Форма клеток. Обычно используются квадратные, иногда шестигранные (гексагональные) клетки, и другие формы.

4. Свойства клеток. Некоторые клетки на поле могут быть особенными (и выделяться цветом или символом). Например, захватив их, игрок получает некое преимущество или ресурсы, или же фигуры на этих клетках получают усиление (например дальше ходят и атакуют, или же не могут быть атакованы пока находятся на этой клетке).

5. Нейтральные объекты или препятствия. Если поле большое (больше чем 8х8), то будет уместно в начале партии сгенерировать на случайных клетках несколько препятствий (к примеру это будут деревья или нейтральные фигуры «мобы»). Препятствия мешают фигурам ходить и атаковать, являются прикрытием в тактических маневрах, и могут быть срублены любой фигурой.

6. Ресурсы. Так же можно генерировать различные ресурсы на поле, не только в начале игры, но и в процессе. Ресурсами могут быть монетки, кристаллы маны, бонусы и т.д. которые в дальнейшем расходуются игроками на покупку дополнительных фигур, карт заклинаний или чего-то еще. Ресурсы не являются препятствиями и никак не мешают перемещению фигур. Чтобы собрать ресурс, надо остановиться на клетке на которой он находится.

7. Замкнутое поле. Противоположные границы поля виртуально соединены, то есть фигуры могут выходить за границу поля и появляться с противоположной стороны. Данное правило довольно мозголомное, поэтому скорее подойдет для шахмат с маленьким полем и небольшим количеством фигур.

8. Королевская битва. Чтобы уменьшить вероятность ничьей в игре, можно заставить игроков двигаться к центру поля за счет постепенного обрушения крайних клеток. Важно чтобы между маркером «эта клетка скоро обрушится» и самим обрушением было пару ходов, для того чтобы игроки успели переместить фигуры. Если фигура не успела уйти, то она погибает вместе с уничтоженной клеткой.

9. Разрушаемое поле. Еще один вариант уменьшаемого поля. Все клетки поля имеют запас прочности — когда на клетку наступает фигура, та клетка трескается, если с треснутой клетки ушла фигура, то клетка разрушается. Однако эта механика очень быстро сокращает площадь поля, и вряд ли подойдет для маленького или среднего размера поля. Впрочем, клетки могут автоматически восстанавливаться через несколько ходов или по какому-то другому триггеру.

10. Вертикальное поле. Представьте стеллаж из икеи со множеством квадратных ячеек, и уменьшите его до размера игрового поля. Ячейки это клетки и в них располагаются фигуры. Главная особенность такого поля — действие гравитации. Если под фигурами образовались пустые ячейки, фигуры автоматически переместятся вниз.

11. Несколько полей. Как насчет шахмат с подземельем? К примеру срубленные фигуры отправляются в «ад», на нижнее поле, на котором идёт параллельная игра. Если же фигура зарубила кого-то в аду, то она возвращается на верхнее поле. Однако такая механика порождает множество непростых игровых ситуаций, для которых потребуется тщательно прописать правила.

Узор хода и узор атаки

Шахматы 9000+

У каждой фигуры есть узор хода и узор атаки. Обычно они совпадают, но это не одно и то же. Это заметно на примере пешки. Пешка может идти прямо, но атакует по диагонали. У неё разный узор хода и атаки, и эту особенность можно использовать для создания новых фигур.

Однако эту часть поста мы благополучно пропустим, потому как не сложно придумать огромное количество самых разных узоров хода и атаки, и нет необходимости их все перечислять.

Механики

Шахматы 9000+

Какие механики в принципе возможны на поле с фигурами, кроме уже знакомых перемещений и атак:

  • Дистанционная атака — фигуры с дистанционной атакой не рубят врагов в классическом смысле, вставая прямо на их клетку, а убивают на расстоянии. Поскольку способность довольно сильная (ведь фигура не рискует попасть под размен), то её стоит как-либо ограничить, к примеру для активации выстрела необходимо потратить ману.
  • Пуш — некоторые фигуры могут не рубить, а толкать (как свои, так и чужие фигуры), и более того, выталкивать за край поля, тем самым уничтожая фигуры противника.
  • Вынужденная атака — некоторые фигуры могут играть роль приманки и обязывать игроков атаковать их, если приманка находится на линии атаки. А другие фигуры могут быть столь яростными, что обязаны атаковать, если на их линии атаки есть фигура соперника.
  • Отскок — некоторые фигуры могут делать дополнительные ходы, отскакивая от фигур своего цвета. Отскок не является атакой и не причиняет вреда фигурам.
  • Скольжение — некоторые фигуры могут двигаться по прямой или по диагонали исключительно до упора (до края поля, или другой фигуры, или препятствия), и не могут остановиться на пол пути, они двигаются пока не упрутся во что-то.

Новые фигуры

Шахматы 9000+

Здесь представлены только идеи фигур, без подробностей и деталей, т.к. идеи можно достаточно по-разному адаптировать к игре. По той же причине не указаны узоры хода и атаки. Ниже перечислены условные названия фигур и их особенности:

Шут. Копирует узор хода или атаки ходившей перед этим фигуры.

Призрак. Может проходить сквозь препятствия и фигуры (как союзные, так и вражеские).

Ловушечник. Если противник может атаковать Ловушечника, то он должен атаковать. Если противник может атаковать Ловушечника двумя или более фигурами, он может выбрать какой фигурой атаковать.

Берсерк. Если Берсерк может атаковать вражескую фигуру, то он должен атаковать. Если Берсерк может атаковать несколько вражеских фигур, вы можете выбрать какую из них атаковать.

Сторожевая башня. Не может передвигаться. Дистанционно атакует клетки вокруг себя.

Телохранитель. Не может атаковать. Не может быть срублен. Ходит как конь. По сути это ходячий щит для короля.

Страж. Не имеет узора хода, только узор атаки. Соответственно Страж перемещается только когда атакует.

Некромант. Атакует дистанционно. На месте уничтоженной Некромантом фигуры появляется зомби. Зомби ходит на 1 клетку по прямой в любую сторону и атакует на 1 клетку по диагонали. Если вы ходите фигурой зомби, то вы можете походить всеми своими зомби за один ход. Если зомби может атаковать фигуру противника, то он должен атаковать. Если Некромант погибает, то все созданные им зомби уничтожаются в тот же ход.

Друид. Атакует дистанционно. На месте уничтоженной Друидом фигуры появляется дерево. Дерево является обычным препятствием и может быть срублено любой фигурой.

Ниндзя. Атакует на 1 клетку в любую сторону. Перемещается на любую свободную клетку поля (вообще на любую, главное чтобы клетка была пустой).

Бомбермэн. Не может атаковать. Вместо атаки вы можете активировать способность взрыва. Взрыв уничтожает все фигуры (и вражеские и союзные) и препятствия на 8 соседних клетках вокруг Бомбермэна, при этом Бомбермэн тоже уничтожается. Кроме того, взрыв активируется автоматически если уничтожить Бомбермэна (фигура срубившая Бомбермэна также уничтожается взрывом).

Грибник. Грибник создает жетоны грибов на клетках по которым он прошел. Любая фигура наступившая на клетку с жетоном гриба делает еще один ход (жетоны работают и на свои и на чужие фигуры). При активации гриба, жетон убирается с клетки.

Фокусник. Ходит как ферзь и атакует как конь. При атаке Фокусник не рубит фигуру, а вместо этого перемещается на её клетку, при этом перемещая фигуру на свою клетку. Фокусник может атаковать фигуры противника и союзные фигуры.

Гипножаба. Фигуры противника, которым угрожает Гипножаба, не могут ходить и атаковать. Фигура находится под угрозой, если находится на линии атаки Гипножабы и в её прямой видимости (например если фигура «А» прикрыта фигурой «Б», то на фигуру «А» не действует эффект Гипножабы).

Змей. Ходит и атакует на 5 клеток по вертикали и горизонтали в любую сторону, при этом может менять направление движения в любой момент. Может атаковать не более одной фигуры за ход. После атаки может продолжить движение, если он прошел менее 5 клеток в этом ходу.

Морф. Срубив фигуру, превращается в её копию, при этом сохраняя способность морфинга и свой цвет.

Полиморф. Срубив фигуру, приобретает её способности, узор хода и атаки в дополнение к уже имеющимся способностям и узорам. Может атаковать союзные фигуры.

Пузырь. Не может атаковать. При перемещении Пузырь способен толкать фигуры (как свои, так и вражеские) на своем пути по направлению своего движения. Фигура, вытолкнутая за край поля, погибает.

Джаггернаут. Ходит ровно на Х клеток по прямой, ни больше, ни меньше (Х - фиксированное значение). Джаггернаут уничтожает всё на своем пути, и врагов, и своих, и препятствия.

Гаргулья. Имеет 2 состояния: может являться неуничтожимым препятствием или фигурой. Изначально является препятствием. Чтобы сменить состояние Гаргульи, надо потратить Х маны. Состояния Гаргульи можно менять неограниченное кол-во раз за партию.

Единорог. Ходит и атакует как конь, но без прыжка (не перепрыгивает через фигуры и препятствия). Срубив фигуру противника, Единорог может атаковать еще раз в тот же ход (только атаковать, но не ходить), количество атак в ход не ограничено.

Ограничения способностей. Некоторые способности фигур могут быть слишком мощными и их нежелательно иметь с самого начала игры. Ограничить способности поможет механика «маны». Для активации способностей фигура должна накопить ману. Мана копится за какие-либо действия — за уничтожение фигур соперника или за сбор магических кристаллов на поле и т.д. Либо же ману накапливает сам игрок и затем расходует на способности своих фигур.

Короли

Шахматы 9000+

Королей выделим в отдельную категорию, поскольку это особенные фигуры и должны ожидаемо масштабно влиять на игру. Выберите короля перед началом партии:

Король-тиран. Дает вам способность рубить свои фигуры. Жестоко, но порой эффективно. Когда король-тиран рубит фигуру (не важно свою или вражескую), он получает жетон силы. Жетоны силы расходуются на дополнительные ходы Королем-тираном.

Царь-полководец. Дает вам способность — если вы ходите пешкой, вы можете походить всеми своими пешками за один ход. Атаковать можно только одной из пешек за ход.

Король-друид. Дает вам способность ходить деревьями (напомню что деревья это препятствия на поле). Дерево ходит на 1 клетку по диагонали. Дерево может быть срублено любой фигурой. Кстати, если оба игрока владеют Королями-друидами, то деревья будут их общими фигурами.

Император. Вместо хода пожертвуйте любую свою фигуру, и поставьте на ту клетку Сторожевую башню. На первый взгляд кажется способность не очень выгодная, но можно поискать синергию с другими фигурами.

Король-маг. Дает всем фигурам своего цвета способность «супер рокировки» — фигуры могут меняться местами (подробнее об этой способности ниже).

Король-рыцарь. Имеет способность «Отражение атаки» — первая в партии фигура, атакующая Короля-рыцаря, автоматически погибает. Пока Король-рыцарь имеет эту способность, он не обязан уходить от шаха.

Принц. Вместе с Принцем на поле ставятся два Оруженосца. Если вы ходите Принцем, то в тот же ход вы можете сходить Оруженосцами.

Принцесса. Вместе с Принцессой на поле ставятся две Служанки. Все втроем они выглядят одинаково. Только владелец Принцессы знает, где настоящая, а где Служанки. Служанки являются обычными фигурами и не обязаны уходить от шаха.

Королева. Как правило существует какой-то лимит на количество одинаковых фигур в отряде. Королева позволяет игнорировать это ограничение. Если вы взяли Королеву, то вы можете собрать отряд из одинаковых фигур.

Способности данных королей являются лишь примерами и не сбалансированы относительно друг друга.

Заклинания

Шахматы 9000+

Кроме фигур могут быть и другие способы влияния на игру, скажем так «поддержка с воздуха».

Представим что игроки имеют карты заклинаний на руках. Заклинания имеют стоимость (т.е. для разыгрывания требуется определенное кол-во маны). Каждый ход игроки получают 1 единицу маны. Использование заклинания не затрачивает ход — можно и фигурой сходить и заклинание сыграть. Сколько карт, где их брать, и как это всё работает, пока не важно, тем более это можно реализовать по-разному. Главный вопрос — какие заклинания органично впишутся в шахматы? Вот несколько базовых идей:

  • Заморозка. Замороженная фигура не может ходить и атаковать, а также не может быть срублена. Эффект заморозки действует Х ходов, где Х это фиксированное значение или значение зависящее например от количества затраченной на заклинание маны.
  • Создание барьера. Создайте на любой свободной клетке дерево (препятствие). Или же препятствие может быть не обычным, если обычные препятствия можно рубить, то заклинание может создавать например неуничтожимый барьер.
  • Жертва. Убить конкретную фигуру противника было бы слишком просто и эффективно. Вместо этого заклинание заставит оппонента пожертвовать любую фигуру на его выбор.
  • Полет. Целевая фигура получает полет до конца партии. Фигура с полетом может проходить через клетки с другими фигурами или препятствиями, а также «вставать» на уничтоженные (разрушенные) клетки.
  • Телепортация. Переместите целевую фигуру на любую свободную безопасную клетку. Безопасной клеткой является клетка, на которой целевая фигура не угрожает вражеским фигурам, а вражеские фигуры не угрожают целевой фигуре.
  • Призыв. Создайте на любой свободной безопасной клетке фигуру «Name» (в зависимости от силы заклинания это может быть простая пешка или более сильная фигура). Безопасной клеткой является клетка, на которой созданная фигура не угрожает вражеским фигурам, а вражеские фигуры не угрожают созданной фигуре.

Режимы игры

Шахматы 9000+

Помимо новых фигур и особенностей игрового поля можно добавить новые режимы игры:

1. Асимметричные армии. Что если у игроков будут уникальные наборы фигур — у одного одни фигуры, у другого другие? Звучит круто, хотя тут большой минус в том, что игрокам придется запоминать и учитывать в 2 раза больше узоров и свойств фигур.

2. Билдинг. Каждой фигуре присвойте стоимость в зависимости от её силы, а перед игрой выдайте игрокам равное кол-во очков на закупку своей армии. С расчетом на примерно 8 фигур, не считая пешек.

3. Скрытая расстановка. Перед началом партии игроки в тайне от соперника расставляют фигуры на своей половине поля в любом порядке.

4. Открытая расстановка. Перед началом партии игроки по очереди ставят фигуры на поле начиная с королей. Причем не обязательно выставляться только на своей половине поля. Но нельзя выставить фигуру на клетку, с которой она угрожает хотя бы одной вражеской фигуре. Партия начинается когда все фигуры выставлены.

5. Подкрепление. В процессе партии игроки могут выставлять на поле дополнительные фигуры. Где их брать? Например покупать на общем для всех игроков рынке. На что покупать? Как вариант, давать монеты за уничтоженные фигуры противника, чем сильнее фигура, тем больше монет. Подкрепление может быть выставлено на контролируемые вами клетки (т.е. на клетки находящиеся под атакой ваших фигур).

6. Супер рокировка. Очень удобное правило для режимов с маленьким полем (6х6 и менее) — условно назовем его «супер рокировка» — это правило позволяет «атаковать» свои фигуры, при «атаке» обе фигуры (атакующая и атакуемая) меняются клетками. Можно выводить короля из под шаха таким образом. Идеальное правило для тесной игры.

7. Битва с боссом. В этом режиме игрок «А» владеет полноценным отрядом (но в нем нет короля или же король не является ключевой фигурой), а игрок «Б» владеет одной фигурой (Боссом). Босс ходит как ферзь, и обладает как минимум одной способностью — он ходит 2 раза подряд (например он может 2 раза сходить, или атаковать и сходить, или сходить и атаковать, или 2 раза атаковать). Цель игрока «Б» — уничтожить все фигуры противника. Игроку «А» для победы надо уничтожить Босса или собрать Х магических кристаллов. Кристаллы спавнятся на случайных клетках поля каждый ход. Босс тоже может собирать кристаллы для своей прокачки.

Дополнительные цели

Шахматы 9000+

Допустим что мат вражескому королю это не единственный способ выиграть. Ведь хорошо когда в игре есть несколько путей к победе. Главное чтобы все цели были сбалансированы и примерно одинаково достижимы. Давайте посмотрим что тут можно придумать:

  • Контроль территории. Контроль ключевых клеток на поле в течение Х ходов подряд приносит победу. Значение Х должно быть достаточно большим, чтобы у проигрывающего игрока была возможность подготовить контратаку.
  • Захват территории. При перемещении фигуры по полю все пройденные клетки перекрашиваются в цвет владельца этой фигуры. Чтобы победить, надо перекрасить в свой цвет 2/3 клеток поля. Клетки могут перекрашиваться в цвета оппонентов неоднократно.
  • Сбор магических кристаллов. На случайных клетках поля с определенной периодичностью появляются магические кристаллы. Чтобы получить кристалл, надо встать на клетку с кристаллом своей фигурой. Возможен вариант когда кристалл не переходит непосредственно к игроку, а хранится на фигуре, и соответственно может быть перехвачен противником при её уничтожении. Побеждает игрок набравший Х кристаллов.
  • Подвиг короля. Когда ваш король рубит фигуру противника, вы получаете жетон славы. Получив 3 жетона славы, вы побеждаете в этой партии. Думаю суть тут ясна — рискнуть королем ради победы.

Впрочем, дополнительные цели могут быть просто квестами, и приносить не победу, а какие-либо ресурсы, помогающие достичь главную цель - мат королю соперника.

Итог

Шахматы 9000+

Комбинируя различные идеи, можно собрать, как в конструкторе, свою версию шахмат. Главное постарайтесь избежать перегруза правил и «паралича выбора», когда перед игроком возникает слишком много возможностей или угроз, которые невозможно учесть и просчитать за разумное время. Кроме того, незнакомые фигуры, новые способности и правила создают высокий порог вхождения и могут отпугнуть неподготовленного игрока. В общем, будьте аккуратны при конструировании своей версии игры.

Бонус

Шахматы 9000+

Безумные и странные фигуры с сомнительными способностями:

Плотоядная слизь. Плотоядная слизь занимает 4 клетки (квадрат 2х2). Ходит и атакует на 1 клетку в любую сторону, при этом перемещаясь целиком. Уничтожается по частям (состоит соответственно из 4 частей). Если Плотоядная слизь была атакована в предыдущем ходу, то в этом ходу она не может ходить и атаковать. Может регенерировать (восстанавливать отсутствующую часть когда уничтожает вражескую фигуру).

Перевертыш. В начале каждого вашего хода автоматически превращается в новую фигуру. Начинает как конь, затем становится слоном, затем ладьей, затем ферзем, затем снова становится конем и так далее в таком же порядке.

Доппельгангер. Изначально не может ходить и атаковать. Каждый раз когда вы теряете фигуру, Доппельгангер становится её копией.

Разрушитель. Когда Разрушитель уходит с клетки, та клетка разрушается. На разрушенную клетку нельзя встать, через неё нельзя пройти (но можно перепрыгнуть ходом как у коня).

Паук. Изначально ходит и атакует на 1 клетку в любую сторону. На клетки с Пауком кладутся жетоны паутины. Паутина является препятствием для всех фигур кроме Паука. Пересекая клетку с паутиной, фигуры обязаны остановиться на ней. В свой ход Паук может переместиться и атаковать любую клетку на которой есть паутина.

Попрыгун. Ходит и атакует через одну клетку в любую сторону. Однако атакует он нестандартным способом: чтобы срубить фигуру, Попрыгун должен перепрыгнуть её.

Названия фигур вымышлены, возможные совпадения случайны.

В комментариях предлагайте свои варианты необычных фигур, не обязательно имбовые, можно бесполезные, наиболее интересный вариант получит небольшой приз.

Ссылки по теме

Шахматы 9000+
  • Вики статья о различных вариантах шахмат
  • Хороший пост на тему шахматных вариантов
869869 показов
205205 открытий
2 комментария
Ответить

Хорошая статья, спасибо.

Ответить