Расцвет и забвение советской архитектурной монументальности

Кажется, что любая игра, так или иначе напрямую затрагивающая СССР, во многом передаёт атмосферу и самобытность этого государства в первую очередь через специфическую архитектуру. Начиная с Red Alert и заканчивая вступлением Atomic Heart. При этом мало просто продемонстрировать, например, типовую застройку. Тот же City-17, хотя и навевает мысли о советском наследии, всё же может быть обычным восточноевропейским городком. Нет, чтобы приём сработал безотказно, разработчики используют максимально узнаваемые образы, основанные на принципах монументальности и величественности, преобладавших в советской архитектуре в середине прошлого века. Но откуда взялись такие идеи и почему про них со временем забыли? Что ж, пост именно об этом.

Расцвет и забвение советской архитектурной монументальности

Итак, перенесёмся в 20-е годы прошлого столетия на руины Российской Империи, где только закончилась Гражданская война и начало существование советское социалистическое государство. И чтобы понять, какую роль в его становлении играла архитектура, надо признать, что СССР был первым в своём роде цивилизационным экспериментом, призванным не только привести к мировой революции, но и едва ли не вывести новый вид homo. Естественно, что подобный подход требовал перекройки абсолютно всех сфер жизни, не говоря уже об искусстве. И если уж в ход пошли, например, кинематограф и литература, то, разумеется, архитекторы просто не могли остаться в стороне. Новому государству требовалась новая инфраструктура, подчинённая новым идеологическим требованиям.

Одним из первых веяний стало появление так называемых Домов/Дворцов Культуры. Кому как больше нравится. Своим рождением ДК обязаны ноябрьскому декрету Совнаркома от 1920 года об образовании Главполитпросвета. С этого момента в ДК начали переориентировать ещё имперские так называемые Народные дома, в своё время выполнявшие схожие просветительные функции. Однако, уже через несколько лет для этих целей возводятся новые здания, выполненные в стиле конструктивизма.

Дом Культуры им. Горбунова 
Дом Культуры им. Горбунова 
Клуб фабрики им. Петра Алексеева
Клуб фабрики им. Петра Алексеева
Клуб Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев
Клуб Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев
Клуб фабрики «Свобода»
Клуб фабрики «Свобода»

Как не сложно заметить все эти здания примерно объединяют схожие черты - строгие линии и подчёркнутая геометричность. Как я и упомянул выше, эти здания являются образцом конструктивизма, направления в искусстве, зародившегося в первые годы существования советского государства. Мало того, можно сказать, что конструктивизм являл собой идеальный образец именно пролетарского искусства. Видите ли, перед советским гражданином лежала тяжёлая задача осуществления мировой революции и построения коммунистического общества, у него просто не было ни времени, ни ресурсов на создание чего-либо, не несущего прямой, функциональной роли для общего дела. Ещё раз: в ход шло всё. Без исключений. Если какой-либо образец искусства не нёс практической пользы, на него просто не тратилось времени. И с такой точки зрения, конструктивизм был логичным порождением своей эпохи. Главная его формула: максимальное слияние функциональных и идеологических принципов.

Дворец Труда, проект братьев Весниных, один из первых образцов сформировавшегося конструктивизма
Дворец Труда, проект братьев Весниных, один из первых образцов сформировавшегося конструктивизма

Впрочем, советская архитектура так и осталась бы нагромождением кубов, если бы не влияние ещё одного стиля - рационализма. Без всякого сомнения, по количеству реализованных проектов, рационализм безнадёжно проигрывал конструктивизму, хотя и основывался на схожих принципах. Однако, этот стиль начал формироваться ещё в 18-м веке, а значит мало соответствовал духу передового государства. К тому же, рационалисты всё же уступали конструктивистам в готовности бросить абсолютно всё на алтарь функциональности. Впрочем, у них было одно преимущество - ориентация на психологическое восприятие пространства. Т.е. именно то, что остаётся в памяти, после взгляда на образцы советского монументализма. Да-да, что-то неуловимое, захватывающее дух в, казалось бы, обыкновенном нагромождении геометрических фигур - это и есть искорка рационализма, в которой всё-таки нуждалось советское государство, ищущее идеологическую основу для оправдания своего превосходства.

Южный вестибюль станции метро "Красные Ворота"
Южный вестибюль станции метро "Красные Ворота"
Центральный телеграф
Центральный телеграф
Хавско-Шаболовский жилой массив
Хавско-Шаболовский жилой массив

И если уж речь зашла об идеологическом превсходстве, нельзя обойти стороной такой эпохальный проект, как Дом Советов. Лучше всего его охарактеризует предложение Кирова:

О нас много говорят, нас характеризуют тем, что мы с быстротою молнии стираем с лица земли дворцы банкиров, помещиков и царей. Это верно. Воздвигнем же на месте их новый дворец рабочих и трудящихся крестьян, соберём всё, чем богаты советские страны, вложим всё наше рабоче-крестьянское творчество в этот памятник и покажем нашим друзьям и недругам, что мы, «полуазиаты», мы, на которых до сих пор продолжают смотреть сверху вниз, способны украшать грешную землю такими памятниками, которые нашим врагам и не снились.

Очевидно, возведение такого сооружения не могло быть чем-то заурядным. И не смотря на авангардные решения в проектировании прочих объектов, Дворец Советов стал прорывным и ознаменовал собой переход к той самой советской монументальности, какой мы её знаем.

Расцвет и забвение советской архитектурной монументальности
Проект А. Жукова и Д. Чечулина
Проект А. Жукова и Д. Чечулина
Проект И. Жолтовского
Проект И. Жолтовского
Проект В. Щуко и В. Гельфрейха.
Проект В. Щуко и В. Гельфрейха.
Итоговый проект. Б. Иофан, В. Щуко, В. Гельфрейх.
Итоговый проект. Б. Иофан, В. Щуко, В. Гельфрейх.

Как видно, Дворец Советов резко контрастировал с утилитарными кубическими проектами конструктивистов. Здесь преобладала ребристость поверхностей и выраженная ярусность. Позже, решения, использованные при его проектировании лягут в формирование сталинского ампира, что хорошо заметно по внешнему виду некоторых высоток.

Расцвет и забвение советской архитектурной монументальности

По стечению обстоятельств, Дворец Советов так и не был возведён. Изначательно стрительство планировалось на месте снесённого храма Христа Спасителя. Взведение фундамента закончили к 1939 году, а дальше началась война, фактически поставившая крест на этом проекте. На его месте в 1958 году сначала открыли бассейн "Москва", а после закрытия оного, построили храм Христа Спасителя, внешне идентичный уничтоженному.

Бассейн "Москва"
Бассейн "Москва"

Впрочем, строительство и архитектурное развитие не были поставлены на паузу во время попыток воздвигнуть Дворец Советов. Разобравшись с первоочередными задачами по запуску основного государственного функционала, СССР перешёл к следующему этапу, заключавшемуся в проведении индустриализации, что в свою очередь привело к массовому строительству населённых пунктов, расположенных вокруг промышленных предприятий. В дальнейшем подобные образования получили название соцгородов.

Расцвет и забвение советской архитектурной монументальности

В архитектурном плане продолжали доминировать конструктивисты. Они воплотили в жизнь ещё несколько проектов, таких как библиотека им. В.И. Ленина и Дом Совета труда и обороны (нынешнее здание Госдумы). Как видно, оба здания стилистически перекликаются с итоговым проектом Дворца Советов и сложно отрицать взаимное архитектурное влияние.

Библиотека им. В.И. Ленина
Библиотека им. В.И. Ленина
Дом Совета труда и обороны
Дом Совета труда и обороны

Постепенно конкуренцию конструктивизму начинает составлять традиционализм, постепенно возвращающий в обиход старые решения, такие как повсеместное использование колоннад. Чего, кстати, не смогла избежать и вышеупомянутая библиотека им. В.И. Ленина. Также, нельзя не отметить дом на Моховой (в том числе известный как Интурист), спроектированный Иваном Жолтовским.

Расцвет и забвение советской архитектурной монументальности

Отличительной особенностью этого здания является то, что оно выполнено в классическом конструктивизме, но имеет абсолютно бессмысленный и вычурный фасад, более характерный для дореволюционных проектов. Так или иначе, этот дом можно считать одним из первых фактов слияния конструктивизма с другими архитектурными течениями.

После 1945 года СССР, наконец, обрёл своё безоговорочное право на идеологическое превосходство по праву одной из стран-победителей во Второй Мировой войне. Естественно, что это не могло не отразиться на архитектуре, которая усилила разворот, заданный традиционализмом и привела в итоге к сталинскому ампиру, основанному на принципах монументализма, величественности, восхваления героических подвигов и возрождения огромной страны из пепла войны. Собственно это как раз именно то, что нам и демонстрируют в большинстве случаев, желая отразить культуру СССР 50-х годов.

Здание МИД
Здание МИД
Главный павильон ВСХВ
Главный павильон ВСХВ
Здание МГУ
Здание МГУ

Таким образом, советская архитектура прошла путь от невзрачного кубизма до неоготических дворцов. Конец этому процессу был положен постановлением «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» в 1955 году. Дальнейший курс предполагал массовую типовую застройку с одной стороны, и высокотехнологичные и минималистичные проекты с другой.

Монументальность же осталась памятником одной империи, построенной на руинах другой.

229229
95 комментариев
1000 ₽

Товарищ, партия выдать вам кондитерское изделие с дырка внутри

20
Ответить

Я не совкодрочер, но когда я вижу огромную статую Ленина на вершине ебучево дворца императора вселенной, то мне становится жалко, что его не построили.

85
Ответить

грунты говно

6
Ответить

любитель гигантизма? не компенсируешь ли часом чего?

2
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

А ещё есть такое чудо из того же периода - Дворец культуры и науки в Варшаве

18
Ответить

Комментарий недоступен

27
Ответить