Как снять Примариса по технологии 19 века?

Здравствуйте, дтферы! Сегодня я хочу рассказать о своём хобби – фотосъемке на стекло по старинной технологии амбротипии.

Об этой методике фотографии узнал благодаря Заку Снайдеру, он очень хотел показать как можно более старые снимки Чудо-Женщины, чтобы подчеркнуть её влияние на историю нового времени. Для этого идеально подходил период Крымской войны. Именно Крымская война стала первой войной, которую запечатлели на фотографии.

Во время продакшена Лиги справедливости Зак вместе с мастером альтернативной фотографии Стивеном Беркманом (Stephen Berkman) сделали этот снимок на стекле.

Крымский интернационал
Крымский интернационал

Снимок был сделан по методу амбротипии (мокро-коллодионный процесс), который изобрёл в 1850 году Фредерик Арчер.

К сожалению, от Крымской войны отказались в пользу более известной Первой мировой. На мой взгляд, подобный интернационал и сеттинг были бы более интересными для сольника Дианы. Ох, а какой ядреной клюквы можно было навернуть!

В любом случае, меня очень заинтересовал снимок. Начал искать что это за метод и как его можно воспроизвести. Я когда-то занимался наукой, но причинам глобального распила и невезения, вылетел из этой области. А лапки то чешутся по исследованиям, экспериментам и чего-то такому эдакому.

Довольно быстро нашёл в интернете информацию на сайте фотографа Алексея Алексеева, там есть и описание процесса, и рабочий рецепт. Вообще благодаря нему, и ещё нескольких энтузиастов в России вполне успешно существует субкультура фотографов-коллодионщиков. К сожалению, точное количество коллодионщиков в России не известно, по моим прикидкам не более 70-150 штук. Большая часть находится в Москве и Питере.

Первом делом нужно было раздобыть всё необходимое оборудование: фотоаппарат, кюветы и реактивы.

Вначале прикупил простенький деревянный ФКД 24х18, друзья отдали старые советские кюветы, а вот с реактивами было сложно. Часть реактивов запрещены для бытового использования, пришлось включать доморощенного химика и подбирать аналог. На это ушёл целый год, в итоге у меня единственный в мире рецепт коллодия с яблочным ароматом, сделанным из безопасных и доступных реагентов.

Традиционно первый снимок - снимок из окна. 
Традиционно первый снимок - снимок из окна. 
Спустя полгода
Спустя полгода
Год спустя
Год спустя

Процесс оказался крайне капризным и не предсказуемым. Но в тоже время удивительным по качеству и атмосфере снимков. Цифровые снимки, сканы, типографская печать не может передать такого качества, которое ты видишь в живую, держа в руках амбротип. Это то, что потеряло наше поколение – видеть по-настоящему высокую детализацию фотографий!

Я рассмотрел амбротипы под микроскопом. Разрешения зерна оказалось менее 0,005 мм! Если перевести снимок в цифру, то это будет гигапиксельный снимок! А может быть я и лукавлю, стоит перепроверить и посчитать. Будет интересно взглянуть на ваши расчёты в комментариях.

Снимок фотослоя под микроскопом
Снимок фотослоя под микроскопом
Фотографическая коморка
Фотографическая коморка
Кроп предыдущего снимка, размеры букв на снимке 0,3 мм, прекрасно читаются под лупой
Кроп предыдущего снимка, размеры букв на снимке 0,3 мм, прекрасно читаются под лупой

Снимки не имеют привычного плёночного шума, по шкале ISO амбротип имеет чувствительность в районе 0,5 – 3 ISO. У стандартной фотоплёнки Kodak ISO 100.

Соответственно требуется очень много света. Выдержки на улице в ясную погоду составляют 1-3 секунды при диафрагме 22. В помещении, 2-3 минуты при той же диафрагме.

Амбротипы чувствительны к синему и УФ спектрам, в результате красный цвет выглядит как чёрный, синий как белый. В сочетании с текстурой коллодия, а также специфическим артефактам и дефектам изображения, получаются снимки со своим особым характером и атмосферой. Настоящая старина.

Бастет
Бастет

Кратко расскажу, как проводится процесс.

1. Оборудование

Для создания фотографии используется следующее оборудование:

1) штатив – 8 кг;

2) фотоаппарат ФКД 24х18, объектив Индустар-37 вместе с кофром для переноски – 10 кг;

3) Канистра с водой 15 л – 15 кг (наполненная);

4) Канистра для слива отходов 15 л;

5) Мобильная палатка для проявки – 7 кг (если фотографировать на улице);

6) Ванна для проявки – 2 кг;

7) Кюветы для фиксирования, проявки и разлива коллодия – 1 кг;

8) Химические реагенты: нитрат серебра – 800 мл; коллодий фотографический 200 мл; фиксаж 0,5 л; проявитель 0,5 л.

Итого: 45 кг.

Съемка на улице, фотоаппарат ФКД 18х24
Съемка на улице, фотоаппарат ФКД 18х24

Интересный факт, термин «снято» в фотографии остался как рудимент. Раньше надо было снять крышку с объектива и замереть, а после экспонирования закрыть объектив. Сейчас крышки одевают только для защиты объектива, съемка происходит с помощью затворов, встроенных в объектив.

2. Приготовление реагентов:

1) необходимо разбавить медицинский 4% коллодий этанолом и диэтиловым эфиром или секретным яблочным аналогом до 2%;

2) полученный 2% коллодий солят йодидом калия, кадмия, аммония и/или бромидом калия, кадмия, аммония в определенном соотношении. От соотношения солей зависит светочувствительность амбротипов, срок годность раствора и текстура плёнки коллодия;

3) приготавливается раствор нитрата серебра, необходимая плотность раствора 1,08 г/л;

4) приготавливается проявитель на основе хлористого железа, уксусной кислоты и сахара;

5) приготавливается фиксаж на основе тиосульфата натрия.

3. Подготовка стекла:

1) стекло режется под формат камеры (4х6 см, 18х13 см, 24х18 см, 30х40 и тд). Стекло должно быть тонким до 2 мм по толщине;

2) стекло тщательно промывается смесью ПАВа, мела и этилового спирта, малейшие пятна и пылинки приводят к образованию артефактов изображения.

4. Процесс съемки:

1) подготавливается сюжет, ставится освещение. Света нужно очень много! Выдержки большие. В помещении минимум 3-7 секунд. Это очень серьёзное испытание для моделей, поэтому на старых снимках, когда выдержки были ещё больше (от тридцати секунд до полчаса), модели имели чрезвычайно суровые и серьёзные лица.

В данном случае я решил сфоткать Примариса.

У меня нет фотостудии, фотографирую прямо в коридоре :)
У меня нет фотостудии, фотографирую прямо в коридоре :)

2) производят полив стеклянной пластинки коллодием. С этого момента есть около 10 минут на то, чтобы сделать снимок и проявить его. После образования коллодионной плёнки, пластинку опускают в кювету или специальную ванну, заполненные нитратом серебра. Через 2-4 минуты пластинка достаётся и с помощью кассеты помещается в фотоаппарат. Производят съемку. Затем в тёмной комнате проявляют снимок, промывают пластинку, фиксируют изображение и вновь промывают. После того, как пластинка высыхает, она закрашивается черной краской или лаком со стороны фотоэмульсии. В результате получается амбротип.

Полив коллодия на стекло
Полив коллодия на стекло
Вставка сенсибилизированного (чувствизированного) стекла в кассету
Вставка сенсибилизированного (чувствизированного) стекла в кассету
Готовый амбротип, двукратное макро.
Готовый амбротип, двукратное макро.
Дарт Вейдер
Дарт Вейдер

Вот такое вот у меня хобби. Если блог понравится, то в следующий раз расскажу про голографию.

ЗЫ это моя первая статья на ДТФ, вполне возможно что не разобрался с инструментарием и оформлено всё ужасно :)

Ибо у меня руки крюки
Ибо у меня руки крюки
4747
22 комментария

Крутой лонг, спасибо.

На такой аппарат, да какой нибудь косплей по рдр2 снять и продавать в ультра коллекционках

3
Ответить

Я сиди проджект ред писал предложение сделать голограмму Джони Сильверхенда, проигнорировали. В прочем об этом в следующий раз.

2
Ответить

Да, косплееров надо.

2
Ответить

Такое возможно только с благословения Императора

2
Ответить

Терранские архивные пикты стало быть

2
Ответить

Пикт примариса с помощью археотеха!

2
Ответить

Это было охуенно!

2
Ответить