О сценарных тропах и кризисе фэнтези-штампов

Res Ludens в Телеграме — подписывайтесь!

К моему личному сожалению, многие игровые сценаристы при создании фэнтезийных вещей постоянно обращаются к новоделу второй половины двадцатого века, наподобие того же «Властелина колец» и подражателей. Серьезно, вся эстетика закрытых шлемов и злодейских(тм) шипастых доспехов, все эти орки-гномы-эльфы, Страшно Могущественные Артефакты и прочая эстетика, популяризированная Dungeons and Dragons — жуткий моветон уже лет двадцать как. Тем страннее, что эти штампы все еще берут на вооружение, никак не пытаясь обыгрывать или деконструировать. Эльфы у нас непременно вырождающиеся страдальцы с аристократическим профилем и экзистенциальным кризисом, а гномы — сплошь грубые каменотесы-кузнецы, большую часть которых пожрал какой-нибудь опциональный Балрог. Мобильный гейминг, насколько видится, особенно грешит такими связками.

Хочется сделать годное фэнтези без навязших в зубах типажей? Ответ очевиден — обращайся к народному фольклору. Пропп, Кэмпбелл и Элиаде давно расписали символику условно-сказочных сюжетов и все классические фольклорные ситуации. Вот сценаристы третьего Ведьмака позволили себе обратиться не к эпическим тропам с толкиновской моралью, а взяли старых-добрых братьев Гримм и хорошенько их обыграли. Пряничный домик и три ведьмы из шотландских легенд? Отлично, будет у нас. Витязь на распутье и сделка с дьяволом? И из этого сочиним охапку прекрасных заданий. Обман черта? Прекрасно, берем. Сказка о поющих костях? Обыграем и сунем в сайдквест. В результате каждая история выглядит самобытно (чем многие РПГ ой как не могут похвастаться), а понимающий игрок еще и слезу пустит в некоторых моментах.

Конечно, сейчас игры взрослеют куда стремительнее, чем это было пресловутые 15-20 лет назад. Мы видели и уникальную Disco Elysium, и рассказывающий странные истории Cultist Simulator, и много чего еще. Но нелишне будет напомнить, что истории, которые рассказывают игры, теперь имеют новую планку качества. Ходульными сюжетами уровня D&D уже не отделаешься — игроки достойны большего.

2
1 комментарий

Одна вода, субъективщина и вкусовщина.

Громоздкие доспехи всегда смотрятся хорошо в фэнтези. Тот же 3й ведьмак который ты упомянул - там теже доспехи. Дикий гон(в оригинале) - копирка Назгулов и Саурона.
Тот же 3й ведьмак, где ты хвалишь за фривольность в выборе именно того что нравится именно ТЕБЕ имеет все теже атрибуты Сапковского, который тот взял еще у прародителя фэнтези.
Высшие эльфы - красивый диалект, аристократические черты лица, долголетие и покорность традициям.
Не знаю до чего ты докапался. Хочешь нео фэнтези где злодей будет в обтягивающих лосинах, с эльфийскими ушами, черной кожей, азиатским лицом, плеткой вместо меча и голыми сосками вместо нагрудника?
Спасибо но я лучше 999й раз пересмотрю тот же властелин колец.
Вот в лиге легенд добавила чемпиона, виего, выглядит как эмо бой с смешным мечом. Сколько срача было.
Всем нравится больше Мордекайзер, но именно виего выбрали антогонистом 2х ивентов.
Крч, спасибо но пусть фэнтези остается фэнтези.

1