Game Jam. Что это такое и с чем его едят?

Явление хакатонов уже давно известно даже обычным обывателям, далеким от IT-индустрии. Но немногие знают, что в gamedev это явление обрело собственную оболочку под названием Game Jam. Более того, игровой хакатон стал значимым инструментом для разработчиков: для кого-то это возможность перезагрузиться, для кого-то протестировать свой инди-проект, а для кого-то выделиться на рынке труда. Что такое Game Jam, как он проходит и к чему готовиться, если хочешь ворваться в эту авантюру, рассказываю в этой статье. #опыт #геймдизайн #gamejam

Game Jam. Что это такое и с чем его едят?

Как выглядит Game Jam

Если по умному, то game jam - это сбор разработчиков игр с целью разработки одной или нескольких игр за ограниченный промежуток времени (как правило, от 24 до 72 часов). А если по-человечески, то - это безумие разработки с бессонными ночами, без перерывов и передышек, с кучей споров и переделок, приправленное острым соусом из горящих и бабахающих пятых точек. Но как бы это не было странным, в результате вы получаете игровой проект, приятные воспоминания и пачку вдохновения для новых свершений, а при лучшем раскладе еще и призы для команды.

Если же оперировать сухими фактами, то мы получаем организованное мероприятие игровых разработчиков, в котором различные команды сражаются в разработке игры на заданную тему в ограниченный срок.

Сейчас, когда IT-индустрия шагает по планете широкими шагами, количество различных джемов разрослось до неприличных размеров. Но как и на любом рынке, есть яркие и заметные "игроки":

Game Jam. Что это такое и с чем его едят?

Три самых известных и популярных международных джемов, которые даже дали ход многим известным инди-проектам.

Распинаться о джемах не буду, ибо в сети существует много статей, в которых можно почитать о составе джемов. Куда более ценным, считаю, поделиться личным опытом и наработанными лайфхаками после участия в трех игровых хакатонах.

У самурая нет цели, только путь. Личный опыт

Небольшая предыстория: в 2020 году я решил стать геймдизайнером и из-за отсутствия релевантного опыта, принял решение об участии в Siberian Game Jam (подробнее об этом рассказываю в этой статье). Ранее локальный, сейчас уже известный по всей России джем, который проводится 2 раза в год - в ноябре и апреле. На разработку выделяется 72 часа, пул тем придумывают участники, а в день старта разработки Его Величество Рандом решает судьбу всех вписавшихся бедолаг.

Game Jam. Что это такое и с чем его едят?

Предупреждаю, рассказ может быть не слаженным, так как я буду периодически заскакивать вперед, объясняя как та или иная ошибка повлияла на процесс разработки в будущем.

Первый Jam

Итак, сентябрь 2020, я регистрируюсь на джем и понимаю, что начинающий гейм-дизайнер никому не впился даже на джеме. Сначала я огорчился и решил, что буду участвовать в соло. Начал изучать анимацию, unity, но понял, что за два месяца научиться чему-то дельному довольно сложно. В связи с этим, начал поиск сокомандников среди своих друзей и знакомых, и как не удивительно, нашел аж трех человек: 2 разработчика (PHP и Python) и одного художника.

Факт №1: Без опыта сложно найти команду. Лучше заранее найти единомышленников.

Конечно же, после регистрации мы забили на все и просто ждали начала мероприятия. Это было первой ошибкой, которую мы допустили. Мы абсолютно не позаботились о настройке Git'а для команды, не определились с flow процессов разработки, в общем пошли наобум. Единственное о чем мы позаботились, это нашли помещение, где разместиться с командой (пандемия, все онлайн, джем площадку не предоставлял). Факт того, что все были в одном месте - значительно упростило моменты с передачей данных, а вот отсутствие хотя бы минимальных регламентов превратило все в кашу: найти какие-либо файлы было крайне затруднительно.

Факт №2: Заранее подготовьте средства для разработки: GIT, облачное хранилище для проекта, опишите flow структуры хранения документов и т.д.

Факт №3: Рекомендую найти место общего сбора, бок-о-бок разрабатывать быстрее и проще.

Game Jam. Что это такое и с чем его едят?

Что ж, 1.5 месяца мы не делали ничего, чтобы хотя бы минимально подготовиться и наступил первый день перед стартом джема. Организаторы отобрали 10 (если я не ошибаюсь) лучших тем, из которых рандомно выберут тему джема. Естественно мы проигнорировали и эту возможность. В чем же была ошибка? Мы имели на руках ценный ресурс - как минимум одна тема станет темой джема. И за день до у каждой команды есть возможность устроить brainstorm на каждую тему и подготовить наброски GDD. Делать мы этого не стали, как следствие потеряли день на оформление конечной идеи.

Факт №4: Используйте все возможности, которые появляются до начала джема. Не откладывайте на потом, времени будет катастрофически мало.

Очередная упущенная возможность, будь она не ладна, и наступает день Х. Организаторы объявляют тему джема и начинается разработка. Если бы мы заранее позаботились о черновиках, то сейчас бы запустилась активная работа, но к сожалению только сейчас мы начинаем генерить идеи.

Процесс brainstorm'а знаком каждому - все участники команды на 15-20 минут уходят в чертоги разума и генерируют все свои безумные идеи. В момент придумывания важно отбросить все сомнения и уверенно писать все, что взбредет в голову.

Факт №5: Пиши все, что только всплывет в твоем воображении.

После креатива вся команда садится за "круглый" стол и каждый питчит свою идею. Пока один говорит - остальные отмечают для себя, какая идея зацепила больше всех. В результате какая-то одна задумка стреляет сильнее остальных, она и уходит в работу. В процессе отбора идеи может показаться, что придуманная игра слишком банальна, и по итогу разработки вы получите тоже самое, что и у остальных. Это огромное заблуждение. Как показывает практика трех джемов - все, на наш взгляд, банальные, но крутые задумки не были исполнены ни одной командой.

Факт №6: Шанс того, что ваша игра будет такой, как у всех, стремится к нулю. Не бойтесь делать то, что кажется банальным.

Game Jam. Что это такое и с чем его едят?

Также не стоит забывать про ограниченное время, AAA проект за 3 дня вы не соберете, а значит, должно быть что-то простое и увлекательное, с нестандартным подходом. Позже расскажу о наших проектах с джема, чтобы вы понимали - гениальность в простоте.

Итак, основной посыл игры сформирован, а значит время разбирать задачи и приступать за разработку. В первый день все проходит гладко: разрабы пилят прототип, художники собирают ассеты, пишется нарратив. Все здорово и весело. Но наступает второй день разработки и тут начинаются психологические качели, а именно приходит ложное понимание, что "игре чего-то не хватает". Самая опасная ловушка, которая губит и тормозит процесс разработки. Появляются хотелки: а давайте сделаем так, а давайте уберем это и заменим на вот это, а давайте переиграем историю и т.д.

Факт №7: Не позволяйте внутреннему критику мешать работе. Соберите утвержденный скелет, доведите его до конца, и если останется время - добавляйте новые фичи.

В итоге, осознав бессмысленность всех споров, команда вернулась к текущим задачам и продолжила придерживаться первоначального концепта. Тем не менее, время на обсуждения было потрачено, что оставляет неприятный шлейф. Второй день близится к вечеру, а вот проект не близится к финалу, начинается "эпоха" горящих жопок. И к сожалению, этого фактора не избежать: ощущение того, что вы ничего не успеваете, летящие в пропасть всевозможные задачи и сроки - это неотъемлемая часть разработки на джеме.

Факт №8: Не успевать на джеме - это нормально.

Второй день плавно перетекает в третий, появляются первые проблески в проекте, но работы еще вагон и маленькая тележка. Ощущение того, что игра не будет готова к сроку поглощает всю команду и вызывает самое нелогичное решение из всех - а давайте соберем еще один более простой проект. Гениально, не правда ли? (нет). PHP-разработчик пересаживается на новую идею, и начинает пилить web-game. Крайне повезло, что разработчик опытный и в сжатые сроки он успевает сделать играбельный прототип, на который начинают вешаться бесплатные ассеты. С горем пополам, удается завершить оба проекта за 20 минут до отгрузки, на тест времени конечно же не остается, нужно срочно оформлять страницу на itch.io. Здесь хочется выразить отдельное спасибо организаторам, потому что оформление страницы адекватно можно сделать на следующий день после сдачи игры в конкурсный production.

Итог: две игры участвуют в конкурсе. Не плохой результат для молодой команды, которая впервые взялась за разработку игры. Но расслабляться рано - наступает период голосования участников за приз зрительских симпатий. В работу вступает коммьюнити-менеджмент. Чем больше играешь в чужие игры, оставляешь оценок и отзывов, тем больше получаешь обратного фидбека на свою игру. Как следствие, повышаешь популярность собственного проекта. Очень простой и понятный алгоритм.

Факт №9: После отгрузки джем не заканчивается. Важно играть в чужие проекты и оставлять честный фидбек.

Теперь остается только дождаться результатов от профессионального жюри.

В первый джем наш второй проект, который был сделан в последний день, получил множество положительных отзывов и оценок. Секрет успеха был в нестандартном подходе и юмористической упаковке игры. В тему джема "Электрификация" мы решили сделать элементарный симулятор электрошокера, в котором можно только нажимать на одну кнопку и ничего больше. Но перед началом игровой сессии мы запускали пафосное, мощное превью в игре, что и создавало юмористический диссонанс. Как результат игра была номинирована на лучший звук и лучший нарратив.

Game Jam. Что это такое и с чем его едят?

Вдохновленные jam-движением мы зарегистрировались и весной 2021 с простым планом - повторить безумие второго проекта, только добавить в него больше игровой сессии. Теперь в тему "Подводные города" мы написали простейшую механику опросника с разными концовками и также добавили пафосное и яркое начало перед игрой. Как результат: кубок за лучшее чувство юмора, и победа в самой значимой номинации "Какая-то шляпа".

Game Jam. Что это такое и с чем его едят?

Удар под дых или как мы провалили третий джем

После успеха на втором джеме, мы твердо решили, что хотим побороться за более основательные номинации. План был простой: собрать команду больше из свободных агентов на новом джеме и сделать что-то крупное и более сложное.

Все пошло по одному месту, так как формирование команды мы начали из первых же кадров, которые регистрировались на мероприятие. Как окажется после, основной поток участников регистрируется за 2 недели до начала. Также, мы не имели представления в каком стиле планируем делать игру и в каком жанре, поэтому наша команда была сборной солянкой из различных специалистов. Когда пришло понимание, что и как будем создавать, пришлось с частью людей попрощаться.

Факт №10: Если набираете команду самостоятельно, не спешите с выбором участников.

Факт №11: Заранее определяйте направление, в котором будете вести разработку, для большего понимания требуемого состава команды.

Тем не менее, в этот раз команда насчитывала 9 человек, вместо 4-х. 3 разработчика, 3 художника, геймдизайнер/нарративщик/балансер, геймдизайнер/саунддизайнер/аниматор, тестеровщик/левел-дизайнер/менеджер. Состав был такой, что казалось победа у нас в кармане, что было очередным заблуждением, так как художники были спецами разных стилей, геймдизайнеры вечно не могли устаканить финальный концепт, а разрабы решили писать код по уму и красоте. В результате, с пеной у рта, кое-как удалось выкатить один проект из двух, так как второй так и не успели собрать, а по итогу игра затерялась в массе других проектов. В этот раз ушли ни с чем, зато какие были надежды.

Факт №12: Подбирать участников команды желательно схожих по стилям, видениям и мышлению. Перед тем как позвать кого-то в команду, пообщайтесь с кандидатом, расскажите, что хотите получить в результате, убедитесь что между вами возникла химия.

Факт №13: Не стоит полировать игру до блеска. 97% игр джема с багами и неточностями, такая вот суровая реальность разработки за 3 дня. Чистый код, детализированный до мелочей арт и анимация в точности повторяющая жизнь - излишество и роскошь.

Game Jam. Что это такое и с чем его едят?

Даже активная деятельность по оценке чужих проектов не спасла положение дел. Более того, после изнурительной четырёхдневной работы меня срубила усталость и температура взяла курс на 38 по Цельсию. Стоило взять выходной.

Факт №14: После джема берите себе день отдыха, как завершающую точку всего безумия. Не пожалеете.

Но отчаиваться мы не собираемся, и конечно же ворвемся на джем и в четвертый раз.

P.S. Наши проекты + проект победитель джема, чееек

Ноябрь 2020: Zeus Simulator (наш проект) / Minner's Hope (winner)

Апрель 2021: Poseidon Simulator (наш проект) / Trash Atlantis (winner)

Ноябрь 2021: Buddha Simulator (наш проект) / SnowStormS (winner)

7 проблем - 1 jam

Зачем тратить свои выходные на изнуряющую разработку, спросите вы? Все очень просто:

1. Если ты начинающий специалист, Game Jam - лучшее средство для пополнения портфолио и понимания, как ведется разработка игры. Благодаря участию в джеме, я нашел работу, когда начинал.

2. Если ты действующий специалист и работаешь на одном проекте, джем отлично встряхнет твой мозг.

3. Нетворкинг в самом лучшем его виде.

4. Для инди-разработчиков, возможность протестировать как свой продукт, так и команду в экстремальных условиях.

5. Для кого-то джем может стать отправной точкой для новой идеи. Например, всеми известный Surgeon Simulator был создан в рамках Global Game Jam 2013.

6. Возможность получить новый опыт и знания. На последнем джеме, я экстренно изучал 2D-анимацию для наших игровых проектов. Полезный опыт, хочу вам сказать.

7. Крутые воспоминания, собственный игровой проект на выходе и просто развлечение для гиков.

8. Соревновательный интерес и азарт. На некоторых джемах можно побороться за весомые призы.

Итог

Резюмируем.

Стоит ли участвовать в Game Jam? Однозначно стоит.

В каком джеме участвовать? В любом. Количество джемов растет и каждый найдет себе хакатон по вкусу.

Что нужно для участия? Энтузиазм и дух авантюризма. А если воспользоваться лайфхаками из статьи, тогда джем пройдет еще веселее и продуктивнее.

Нет ничего лучше, чем встряска и выход из зоны комфорта, а в качестве награды крутые воспоминания и новые знакомства.

P.S.

Если эта статья была для тебя полезной, ну или хотя бы интересной, ставь стрелку вверх и подписывайся на мой блог!

Game Jam. Что это такое и с чем его едят?
1919
Начать дискуссию