Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

Почему ведьмак Геральт - один из моих самых любимых героев, и чем меня так зацепили игры и книги, описывающие его приключения.

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

Впервые я познакомился с потрясающей вселенной Анджея Сапковского в легендарном 2007, когда вышла первая игра о похождениях ведьмака Геральта от никому неизвестных тогда (а теперь уже настоящих рок-звезд) польских волшебников из CD Projekt Red. Меня, в то время ещё зелёного и впечатлительного шестнадцатилетнего юношу, разумеется, очень заинтересовал образ потрепанного жизнью, брутального, меланхоличного и немногословного Белого Волка, за звонкую монету решающего проблемы простых работяг, попутно раздевая могущественных чародеек одним взглядом опасно сверкающих в темноте кошачьих глаз. Я начал следить за игрой ещё до ее выхода, благодаря часто мелькающей информации о ее разработке в различных журналах вроде "Игромании" и "Мира Фантастики". Статьи и превью обещали глубокий, проработанный мир темного фентези, множество интересных квестов, предполагающих свое прохождение в сложной, запутанной системе выборов в границах серой морали, колоритных и необычных персонажей, густую атмосферу и необычную боевую систему. И когда игра наконец вышла, я немедленно купил диск, запустил ее на своем системнике и увидел тот самый ролик со Стрыгой...

Ведьмак I

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

И это была просто бомба. Я до сих пор считаю вступительный ролик и главное меню первого Ведьмака одними из лучших за всю историю видеоигр. Это тот случай, когда разработчики за пару минут умудряются заинтересовать своей игрой ещё до ее начала - задать нужный тон настроения, эффектно представить главного персонажа и показать, что тебя будет ждать на протяжении следующих многих часов прохождения. Музыка в меню, постановка и графика самого ролика (это сейчас он уже не выглядит таким технологичным, а тогда это был просто обалденный уровень) - все это с ноги открывало дверь прямо в геймерское сердечко. А затем следовали многие часы потрясающе атмосферной игры, наполненной интересными персонажами и их личной драмой, квестами, в которых редко удавалось все вывести на счастливый финал, музыкой, удивительно точно отражающей настроение этой истории, и качественным дизайном локаций, влюбляющим в свои меланхоличные пейзажи за счёт грамотной работы художников, а не передовой графики.

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

Сейчас, оглядываясь на опыт прохождения первого Ведьмака сквозь время, я могу признать многие недостатки игры, которые вполне могут оттолкнуть тех, кто решится прикоснуться к ней только сейчас, или кого они разочаровали ещё в год выхода. В первой части действительно была довольно спорная боевая система, которая поначалу увлекала необычной идеей ритмичных ударов, но затем превращалась в банальное заклинивание врагов и медитирование на долгое проигрывание анимаций перуетов ведьмака. Различные боевые стойки тоже со временем начинали доставлять только лишнюю головную боль. Знаки были малополезны. Но наверное самое главное мое разочарование от игры сейчас - это скучный и очень вторичный глобальный сюжет.

Однако во время первого прохождения мне было в целом довольно интересно следить за историей, и, вдобавок, она прекрасно разбавлялась действительно потрясающими второстепенными квестами. И, конечно, безумно харизматичными персонажами. Простой крестьянин, или рядовой стражник, встреченный ведьмаком по мере прохождения основной сюжетной ветки, мог рассказать интересную историю и дать задание, часто приводящее к непредсказуемому финалу. Скупщик Талер, Винсент Мейс, ведьма Эбигейл, Микула, Моренн (о-о-о да), Алина, Калькштейн, бабка, не дающая Геральту перечпокнуться с Шани - все они остаются в памяти, будучи всего-лишь второстепенными героями, иногда завязанными на одном единственном дополнительном квесте.

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

Но тех же лестных слов, к сожалению, на мой взгляд, нельзя сказать о некоторых важных персонажах и основном сюжете - они не плохие, но как будто слишком обычные на фоне всего остального в игре. Вдобавок, если подходить к игре уже ознакомившись с книгами, начинаешь регулярно ловить ощущение déjà vu, понимая, что многие сюжетные линии и характеры персонажей списаны из книги и иногда даже намеренно перемешаны (что вообще-то не очень хорошо, если игра по хронологии идёт уже после книг). Альвин - по сути местная Цири, Трисс вдруг обретает характер и черты близкие Йеннифэр, откуда ни возьмись в игре появляется Профессор, а Азар Явед местами сильно напоминает Вильгефорца.

Но все эти шероховатости хоть и смазывали общее впечатление от игры, все же не портили ее на фоне всех значимых достоинств. У поляков все равно получилось великолепное, необычное произведение, с действительно интересными квестами, персонажами и своим неповторимым шармом и атмосферой. Темноводье из четвертой главы навсегда пленило мое сердце.

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

Ведьмак II

К моменту выхода второй части я уже мог считаться заядлым фанатом Ведьмака. Первая игра была пройдена несколько раз на все возможные варианты концовок (и конечно собраны все эротические карточки), прочитаны вдоль и поперек все книги и статьи о лоре Ведьмака, выучены названия всех ведьмачих школ, знаков, государств, главных политических деятелей... В общем впитал все, что мог.

Нужно ли говорить о том, насколько сильно я ждал продолжение одной из своих любимейших игр?

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

И для меня вторая часть вновь стала настоящим откровением. Потому что при всех своих немногочисленных недостатках и смещенном фокусе на политические интриги, Ведьмак II все равно ощущался настоящим прорывом во многих аспектах. К созданию продолжения CD Projekt Red подошли основательно и с большими амбициями, собираясь сделать из своей новой игры настоящий ААА-блокбастер. Технически вторая часть была улучшена во всем - отличная графика (хоть и слишком цветастая и непривычная для мира Ведьмака), новый уровень постановки, масштабные локации, новая боевая система, зрелищные битвы с боссами, ещё более нелинейный сюжет и квесты.

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

"Убийцы королей" нравится мне ни чуть не меньше остальных игр серии. Я всегда с большой теплотой вспоминаю о второй части, поскольку в нее были бережно перенесены все главные достоинства оригинала, которые, вдобавок, были дополнены красивой графикой и более увлекательной боевой системой. Новые персонажи просто сочились бешеной харизмой - Вернон Роше, Йорвет, Лоредо, поразительно отвратительный Детмольд, Саския. У поляков вновь получилось прыгнуть выше головы и на этот раз они так же прописали всем второстепенным героям действительно интересные сюжетные линии и черты характера. Квесты запоминались своими нетривиальными задачами и снова предлагали совершенно разные пути прохождения.

Шутка ли, CD Projekt Red даже пошли на беспрецедентно смелый шаг и написали два абсолютно разных вторых акта: в зависимости от выбранной в начале игры стороны Йорвета или Роше, игроку доставались для прохождения абсолютно уникальные сюжетные задания, квесты и локации. Да так вообще никто не делает до сих пор, они же просто психи! Вот почему, играя во второго Ведьмака, получалось проникнуться персонажами и выборы вариантов диалогов и квестов действительно ощущались значимыми. Мир игры действительно был живым и интересным.

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

Да, к сожалению, я вновь не могу назвать однозначно удачной основную сюжетную линию, немного не подходящую книжному образу Геральта, но при этом она действительно неплохо прописана и не копирует фрагменты из книг. Так что спишем его внезапное увлечение политическими интригами на недавнюю амнезию.

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

С визуалом вышла похожая ситуация - он получился интересным и самобытным (ни за что не соглашусь с некоторым распространенным мнением, что во второй части получился образ типичного дженерик фентези), но довольно далеко ушел от оригинального мрачного и реалистичного средневековья - что поначалу, конечно, вызывало лёгкое чувство диссонанса. Но какие там были деревья в лесу! Все локации были яркими, разными и запоминающимися. Какой потрясающий дизайн персонажей! Костюмы чародеек, дизайн монстров - только дракон получился какой-то совсем уж обычный, - все это хотелось разглядывать на протяжении всего прохождения, делать скриншоты и ставить их на рабочий стол. Постановка тоже в этот раз была на уровне - во время пролога, когда Геральт выходил из шатра прямо в разгар сцены осады замка ЛаВалетт, натурально падала челюсть от красоты и масштаба разворачивающихся событий (хотя на самом деле она отпадала ещё двумя минутами ранее во время постельной сцены с Трисс). А Трисс... Сцены в эльфийских банях... Если вы не испытывали ни малейшей тени сомнения при выборе Йеннифэр в третьей части, вы наверняка просто не играли во вторую.

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

В общем в этот раз CD Projekt Red снова удивили геймерское сообщество своими фантастическими амбициями и крейсерской скоростью, с которой они двигались по пути к созданию игры мечты. Ко второй части Ведьмака можно было предъявить некоторые претензии, относящиеся к неидеальной боевой системе и местами неровному темпу повествования, но все же это был большой шаг вперёд для польской студии и отличная игра. Сейчас мне кажется, что в Ведьмаке II они в том числе приняли одно очень верное и взвешенное решение - не делать полноценный открытый мир, а сосредоточиться на развитии идей первой игры и создании плотного, красивого сиквела, позволившего им обкатать новую боевую систему, движок, прокинуть на будущее несколько сюжетных линий и заработать денег для по-настоящему масштабной третьей части.

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

Ведьмак III

Игра, которая навсегда вписала имя разработчиков в историю.

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

Когда пошли первые скриншоты, трейлеры и информация о большом, бесшовном открытом мире, даже не верилось, что CD Projekt Red смогут все это вытянуть, не потеряв в качестве проработки квестов, диалогов и главного сюжета. Графика поражала своей красотой, а локации обещали быть просто огромными и завораживающе красивыми.

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

И у них в очередной раз все получилось. Ведьмак III действительно эталонная игра в открытом мире. Я даже не знаю точно, сколько часов суммарно провел в игре (сначала она была куплена в GOG, а потом и на PS4 уже со всеми дополнениями), но одназначно больше, чем в любом другом single player проекте. Потому что от нее невозможно оторваться: в ней практически нет скучных, или однотипных квестов, бессмысленных диалогов или неинтересных персонажей, плохо проработанных безжизненных локаций и бесполезного гринда. Ты просто заходишь в игру, и она не отпускает тебя, пока не дойдешь до финальных титров.

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

Открытый мир в Дикой Охоте действительно отлично работает. Разработчики потрудились наполнить мир разнообразными квестами, в которых действительно интересно разбираться и следить за развитием их сюжетов. Живописные места, по которым путешествует Ведьмак всегда хочется рассматривать - художники уже в который раз отлично отработали весь материал, и даже самый неприметный лесок на горе кажется красивым и не похожим на остальные локации. Меня почему-то ещё с первой части особенно привлекали всяческие отмели близ рек, деревушки и болота - есть в них какая-то таинственная атмосфера опасности и, одновременно с тем, умиротворённости.

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

И конечно во всех этих красотах обитает расширенный бестиарий опасных тварей, с которыми предстоит столкнуться нашему герою - многие из них (как например всеобщие любимцы - утопцы) перекочевали из предыдущих игр, и к ним прибавились новые хорошо зароминающиеся монстры вроде Грифона, Лешего и Игоши (он поразительно отвратительный, пугающий и кринжовый одновременно). А не опасные чудища получились ещё лучше! Чего только стоит бесподобный Ивасик, генерирующий мемы так же естественно и непринужденно, как собственные любимые дела по утру. Переживал за его судьбу больше, чем за Цири.

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

О квестах даже говорить нечего - их просто нужно пройти самому, чтобы увидеть множество замечательно проработанных историй, в которые окунаешься с головой, забыв о линии основного сюжета. Очень жаль, что на момент выхода удовольствие от диалогов с персонажами в русской озвучке сильно портила автоматическая система синхронизации речи - было сложно проникнуться чарующими речами Трисс, когда она начинала тараторить так, словно мечтала скорее залезть Геральту в штаны, - но всё-таки эта мелочь не могла помешать с интересом узнавать персонажей, их проблемы и личные истории.

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

И в этом вся соль игр CD Projekt Red - у них получаются действительно живые, проработанные персонажи, мир в который веришь, и который безумно интересно исследовать. Каждая новая открытая локация - всегда интересна и по-своему красива. Каждый персонаж - действительно не похожая на других NPC личность, со своим характером и предысторией. Квесты выполняются не потому, что Геральту нужна новая броня (хотя и за этим тоже, да), а потому что они увлекают и предлагают необычные варианты прохождения. И все это дополняется действительно выдающимся, ярким музыкальным сопровождением, отлично дополняющим атмосферу польского фентези и эффектной боевой системой, затягивающей в процесс ещё сильнее.

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

Мне совершенно не нравится ругать эту игру. Я прекрасно понимаю, что основная сюжетная линия вновь меркнет на фоне побочных квестов. Что боевая система и в целом все RPG элементы работают не идеально. Техническое состояние игры на выходе оставляло желать лучшего. И Йеннифэр в третьей части я просто не могу выносить дольше пары диалогов, и в целом она кажется мне не похожей на свой книжный прообраз ни внешностью, ни характером. Даже сам Геральт к финальной части довольно сильно отдалился от своего каноничного образа.

Но всё-таки Ведьмак III это действительно штучная игра - ее невозможно спутать с другими представителями жанра, она наполнена неповторимым живым очарованием, собственным уникальным стилем, атмосферой и увлекательными историями. Боже, да в конце концов CD Projekt Red даже сделали вполне себе игру внутри игры и развили ее в полноценную франшизу (чёртовы карточки)!

И если мне вдруг захочется за что-то по-настоящему пожурить всю трилогию - так это за то, что она все же не настолько хороша, как книги.

Книги

Ода Ведьмаку. Ностальгии пост

Книги - краеугольный камень всей этой счастливой истории моего увлечения Ведьмаком. Потому что именно в них я познакомился с тем самым Геральтом, потрясающим Лютиком, опасно-притягательной Йеннифэр, и другими персонажами, навсегда оставшимися у меня в памяти.

С книгами мое знакомство началось ещё во время прохождения первой игры - меня настолько заинтересовали герои, что очень захотелось узнать, откуда же они появились, их предысторию и в целом, что же это за книжное произведение такое, "Ведьмак". До игровой адаптации я, к сожалению, абсолютно ничего не знал ни о книжном цикле, ни о ее создателе, Анджее Сапковском, - думаю, как и многие другие фанаты. И каково же было мое первое впечатление? Это просто восторг.

Мне бы хотелось сразу отвесить нижайший поклон Евгению Вайсброту, поскольку в том числе благодаря его переводу я утонул в этом произведении с первых же страниц. Это ощущалось как настоящая магия - бурный поток напечатанных слов просто захватил меня и унес в потрясающую историю, наполненную глубокими, живыми характерами героев, опасными приключениями, интригами, и настоящей магией.

Первые две книги, "Последнее желание" и "Меч предназначения" показали мне по-настоящему интересного и живого героя фентези-романа. Геральт Сапковского, будучи наделён сверхчеловеческими способностями, никогда не стремился стать мессией-спасителем или изменить мир. Его жизнь часто была связана с различными приключениями и опасностями, но благополучно выходить из них ему помогали вовсе не сверхъестественная реакция, магия и эликсиры, а простая человеческая смекалка, опыт, крепкий моральный стержень и искреннее желание помогать людям (каким бы странным это ни показалось для профессионального мясника, убивающего чудовищ за деньги).

Я перечитывал книги много раз, и все равно снова и снова с удовольствием погружался в его истории. О проклятом косматом борове, нашедшим свое спасение от одиночества в объятьях вампира. Об опасной, но дьявольски притягательной чародейке, одержимой идеей подчинить джина. Об очаровательной молодой поэтессе Эсси Давен по прозвищу "Глазок" и неуклюжих попытках князя Агловаля завоевать расположение сирены. "Последнее желание" и "Меч предназначения" - это те самые фентезийные романы, в которых скрывается нечто вечное, существующее за пределами борьбы добра и зла.

И история Геральта не заканчивается на первых двух книгах. Как только на страницах появляется Цири, цикл небольших рассказов трансформируется в более сложную и масштабную историю.

Знаю, что многие читатели были огорчены такими переменами, уводящими простые, ламповые ведьмачьи рассказы в сторону длинного и сложного сюжета, проходящего сквозь грязные дворцовые интриги, жестокие войны, кровь и смерти любимых героев. Но я безумно люблю эти книги. А все потому, что несмотря на то, что пан Анджей в последующих главах немного смещает фокус с самого Геральта на остальных героев и глобальные события, эта история все ещё остаётся потрясающим, цельным произведением, в котором самым важным элементом являются взаимоотношения между людьми - их прочные, неразрывные связи, переплетенные жизни и сложные моральные выборы и последствия, с которыми придется столкнуться главным героям. Цири, Йеннифэр, Лютик, Кагыр, Мильва, Ангулема, Шани и вампир Регис - все они подарили мне множество незабываемых эмоций, я искренне переживал за их судьбы и верил в этих героев. Каждый из них прошел свой путь, так или иначе соприкоснувшись с ведьмачьим предназначением, и сыграл значимую для меня роль в этом произведении. А отношения между Геральтом и Цири действительно стали чем-то большим, чем обычная родственная связь.

Для меня история Ведьмака - один из тех случаев, когда влюбляешья в произведение с первого взгляда и навсегда оставляешь его в своей памяти. Как настольная книга, в которую возвращаешься раз за разом, чтобы вновь окунуться в теплые воспоминания и эмоции, испытанные в первый раз. Геральт - герой, за которым я с удовольствием и неподдельным интересом наблюдал на протяжении всего его пути. И я безумно рад, что когда я вновь захочу погрузиться в эту историю, меня будут ждать эти прекрасные книги и игры. Va faill, Gwynbleidd, и до скорой встречи.

11K11K показов
1.7K1.7K открытий
55 комментариев
Ответить

Первая часть вообще дико меметичная) там каждую вторую фразу можно в золотой фонд волчьих цитат забирать)

Ответить

я залетевший в двойку после 1-3:

Ответить

Да многие так делают, кстати) меня вообще удивляет, что у второй части какая-то не самая хорошая репутация, ее обычно реже всего вспоминают, хотя когда я проходил ее после первой, был в восторге)

Ответить

Болота - самые крутые локации в игре. Помню в 3 части, когда приходишь туда музыка ещё меняется и ты как будто чувствуешь опасность))) в 3 раз что-ли придется проходить....

Ответить

Я наоборот в них какой-то свой чилл ловил) типа когда уже подустал разбираться со всеми этими проблемами - берешь меч, топаешь на болота и идёшь жарить шашлыки с друзьями утопцами под веселую музычку)

Ответить

Первая часть моя самая первая и самая любимая 🥰

Ответить