Происшествие в стране Мульти-Пульти

Происшествие в стране Мульти-Пульти

В прошлом году легендарной студии «Союзмультфильм» исполнилось 85 лет. Нам юбилей интересен в первую очередь тем, что по этому случаю издательство Bubble выпустило сборник коротких историй «СоюзМультКомикс». Увы, он вышел без особого шума и потому просто потерялся в потоке прочих релизов. Так что, скорее всего, вы его пропустили. И это грустно. Ведь над изданием работали популярные отечественные авторы и художники. Да и сам выбор историй так велик, что при первом знакомстве глаза начинают разбегаться. Кажется, авторы не обошли вниманием ни один популярный до сих пор мультфильм — со страниц книги на нас смотрят любимые с детства герои. Правда, слегка повзрослевшие. И потому их особенно хочется выслушать, чтобы узнать, что они делали всё то время, пока мы становились старше.

Происшествие в стране Мульти-Пульти

Вот только путешествие в волшебную страну по дороге из жёлтого кирпича начинаешь с изрядной долей скепсиса. В самом деле, сколько уже было сделано попыток воскресить «старые серии»? И чем это в итоге обернулось? Можете с ходу вспомнить хоть одну удачную? «Ну, погоди» перезапускали несколько раз. И каждая новая серия не выдерживала даже самой ласковой хулы. Причём это касалось даже тех двух эпизодов, в создании которых принимал участие сам Вячеслав Котёночкин. Что уж говорить о сериях, снятых прочими режиссёрами. Новые приключения Бременских музыкантов и Буратино зритель встретил достаточно прохладно. Резкой критике подверглось и сериальное Простоквашино. Пришествие на российские экраны японского Чебурашки сопровождалось диковинными танцами вокруг авторских прав. Естественно, после всего этого волей-неволей начнёшь сомневаться в успешности проекта. И нужно отдать должное авторам сборника — все сомнения рассеиваются практически с первых страниц.

Происшествие в стране Мульти-Пульти

Фабула незатейлива — вообще-то сборник прекрасно мог существовать и без сквозного сюжета, но авторы для чего-то решили сшить всё между собой грубыми нитками (ох уж эта мода на мультивселенные). В результате главными героями становятся Кот и Пират из мультфильма о Голубом Щенке. Да-да, те самые, которых озвучивали Андрей Миронов и Михаил Боярский. В мире, где правят любовь и дружба, им не нашлось места, вот бедолагам и пришлось мыкаться от одного мультика к другому в надежде отыскать для себя уголок. В происходящее они стараются особо не вмешиваться, наблюдая за всем со стороны. Читателю тут предлагается незамысловатая забава — «отыщи Пирата и Кота» в каждой истории. Сделать это не то чтобы очень просто, всё-таки каждый автор старался по мере возможности сохранить стилистику оригинала.

Происшествие в стране Мульти-Пульти

Тем не менее, в фантазии авторы решили себя не ограничивать. Но тут стоит оговориться, что в рамках задания «сочинить продолжение известного мультика» особо не разгуляешься. И потому все истории можно разделить на три условные группы. К первой отнесём фантазии на тему повзрослевших героев. Какими бы они стали? Чем бы занимались? Алиса Селезнёва вместе с Говоруном бороздят просторы бескрайнего космоса, охотясь на пиратов. Волк и Заяц объявили перемирие и теперь носятся сломя голову в поисках своих пропавших детей. Хоккеисты «Метеора» отчаянно пытаются найти новую работу, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Забава, памятуя о женском счастье, нарожала детишек. А повзрослевший Малыш готовится к сдаче очередных экзаменов. И только нестареющий Карлсон всё так же устраивает ночные забеги по крышам, распугивая местных жуликов.

Происшествие в стране Мульти-Пульти

К группе номер два можно отнести авторов, пытающихся сделать комикс максимально приближенным к оригиналу. Пожалуй, работа в рамках этой группы была наиболее трудной. Ведь при написании сценария нужно было действовать очень аккуратно, создавая историю не хуже той, что была рассказана до тебя. При этом здесь особенно чётко была бы заметна любая фальшь. Чуть-чуть допущений, и читатель отвернётся от комикса, распознав в нём подделку. Поэтому Алексей Замский очень бережно копирует шутки Григория Остера. И пусть этим шуткам не хватает абсурдистской элегантности, они всё равно смотрятся весьма уместно и способны вызвать улыбку. А музыкальная сказка от Артёма Бизяева, набившего руку на «Нечистой силе», которая также была посвящена музыке, смотрится органичнее «Новых Бременских». Да и новые приключения котёнка по имени Гав идеально вписываются в координаты знакомого двора, несмотря на то что они стали значительно сложнее, нежели знакомый нам поиск неприятностей.

Происшествие в стране Мульти-Пульти

А вот в третьей группе авторы себя уже ничем не ограничивали. Наоборот, эпатаж был объявлен главной целью. Потому мы имеем бой гигантских монстров, в чертах которых угадываются Чебурашка и Крокодил Гена. Или инфернальные кинговские нотки в рассказе о деревне Дяди Фёдора. А Евгений Яковлев смело смешивает «Каникулы Бонифация» и «Монстров на каникулах». Но дальше всех заходят Кирилл Кутузов и Евгений Киямов в комиксе «Подкрепление». Привычный образ медвежонка с опилками в голове здесь гиперболизирован настолько, что кажется, будто Винни-Пух может поглотить весь мир. Особым украшением истории стала пародия на «Озимандию» Перси Шелли. Это сильно контрастирует с теми незамысловатыми пыхтелками-сопелками в интерпретации Бориса Заходера, которые мы знаем наизусть. Впрочем, образ Винни-Пуха уже давно и прочно приобрёл философский флёр, так почему бы ему не цитировать английскую поэзию?

Происшествие в стране Мульти-Пульти

Увы, как это всегда бывает с антологиями, сборник получился весьма неоднородным. Алексею Волкову и Алексею Горбуту откровенно тесно в рамках отведённых страниц. Взявшись за историю повзрослевшей Алисы Селезнёвой, они отдавали себе отчёт, что повторить эпичность мультфильма «Тайна третьей планеты» у них вряд ли получится. И потому ограничились лишь вступлением-завязкой к новому большому космическому приключению. Однако даже этих зарисовок хватает, чтобы Горбут продемонстрировал талант художника. Его ретростилистика идеально подходит к произведениям Кира Булычёва. И если когда-нибудь в «Союзмультфильме» захотят экранизировать оставшиеся повести об Алисе, то они просто обязаны позвать Горбута работать над графической частью мультфильма.

Происшествие в стране Мульти-Пульти

А вот история Евгения Яковлева, наоборот, пробуксовывает, и это при том, что она начисто лишена диалогов. Финал встречи льва Бонифация с монстрами из фильмов ужасов считывается практически сразу, и лишние страницы на пути к развязке искусственно замедляют темп короткого анекдота. По сути, таким же анекдотом является и комикс о Чебурашке. Два здоровенных кайдзю выясняют отношения в лучших традициях японских фильмов о гигантских монстрах. Причина их ссоры весьма тривиальна, но авторы вынуждают читателя ломать голову над тем, что же заставило бывших друзей биться посреди города, сея вокруг хаос и разрушения. При этом сам экшен по структуре весьма прост. Ему не хватает той изобретательности, которую можно было найти, например, в «Продуктах 24» от дуэта Терлецкий — Бизяев.

Происшествие в стране Мульти-Пульти

Пожалуй, наилучшим комиксом в сборнике можно назвать «Настоящее призвание» Владимира Лопатина. Так получилось, что именно здесь удачно сошлись форма и содержание, авторский стиль повторил рисунок оригинала, а сюжет смог добавить дополнительных красок… в фильм «Майор Гром». Помните незадачливых грабителей банка в костюмах хоккеистов? Так вот, это были вовсе не костюмы. И Лопатин с радостью объясняет, как ребята докатились до такой жизни. Естественно, с изрядной долей юмора. В общем, перед нами готовая новая серия о похождениях хоккеистов клуба «Метеор». Осталось только снять.

Происшествие в стране Мульти-Пульти

Стоит также отметить комикс «Отцы и дети» Александра Куликова (сценарист) и Валентина Поткина (художник). За тургеневскими аллюзиями скрывается очередная серия «Ну, погоди!». Только на этот раз повзрослевшие Волк и Заяц гоняются не друг за другом, а за своими детьми-племянниками. При этом Куликов сразу же нарушает концепцию сериала и позволяет героям вести задушевные беседы. Новое время диктует свои правила. И это отчётливо видно в эпизоде со съёмками клипа, где в окружении местечковых Little Big Волк затягивает «У попа была собака». Собственно, подобные мелочи и делают этот комикс таким примечательным. Авторы щедрой рукой рассыпают ворох отсылок на предыдущие «классические» выпуски. В результате создаётся впечатление, что ты находишься перед замысловатой мозаикой, каждый осколок которой отражает прошлое. Но вместе эти кусочки создают картину настоящего. А то, что сейчас играет Little Big, так и Юрий Антонов в своё время был модным. Вот только мода меняется, а герои остаются. И это их главная суперспособность.

«Скажите, это для детей?», — задала вопрос девушка на кассе. Да, для детей, но не для всех. Этот сборник для нашего внутреннего ребёнка, который когда-то за неимением альтернатив полюбил отечественную анимацию и жадно ждал каждой трансляции, отмечая в программе телепередач кружочком время показа. Мы стали старше и почти утратили с ним связь. И сегодня, благодаря издательству Bubble, мы сможем вспомнить об этом и купить заветный билетик в страну под названием Детство.

Константин Большаков, ComicsBoom!

Специально для магазина 1С Интерес.

99
2 комментария

Приятный обзор. Заинтересовало. Но сколько там историй? Сколько страниц? Какой формат? Чуть бы больше технический информации, которой и на сайте нет.

1
Ответить

Формат: 165х200. Количество страниц: 192. А вот по кол-ву историй не подскажу. Был в руках этот комикс, снимал как раз видео для карточки товара на сайт, но содержание забыл отснять...

Ответить