Райан Гослинг в фильме: «Драйв»

Свежий обзор несвежего артхауса для масс.

Знакомы ли вы с жанром неонуар? А с классическими американскими символами мужества и стойкости? Как превозмочь себя и не опускать руки, что бы не случилось? Знакомьтесь, или открывайте заново: Фильм «Драйв» (2011).

Райан Гослинг в фильме: «Драйв»

Откуда идет вдохновение?

Для начала отгадайте загадку: бессмертный безымянный воин, лаконичный, без прошлого, без страхов. Кто это? Любители кино уже догадываются, что ответов несколько. Это и «Телохранитель» Акиры Куросавы, и, адаптированный для западного зрителя, герой Клинта Иствуда, меткий стрелок в пончо из долларовой трилогии. Для них не существует преград, из любой передряги они выходят чистыми, и для зрителя не секрет, что они победят, вопрос лишь как.

Чуть позже выходит фильм про другого культового персонажа: разъезжающий по прогнившему городу в поисках счастья, таксист Де Ниро. Он встречает девушку, которая может подарить душевный и физический комфорт, вылечить одиночество. Но ничего не получается, а в конце фильма водитель возвращается к привычной жизни. От себя сбежать невозможно, вот что демонстрирует фильм, только если не инициировать внутренние перемены.

Синтезом перечисленных выше идей становится персонаж Райана Гослинга.

Человек, взявшийся из ниоткуда, с превосходным набором боевых навыков, бесстрашный, справляется со всеми, кто встает на его пути. Также лаконичен и чужд морали, он сражается не за правое дело, как самурай и ковбой, но использует навыки в собственных интересах.

<i>Заметно и опосредованное заимствование образов.</i>
Заметно и опосредованное заимствование образов.
Райан Гослинг в фильме: «Драйв»

Как и таксист, он имеет здоровый багаж внутренних проблем. Он водит автомобиль по погрязшему в грехах городу, мечтая однажды обрести душевный покой. И у него практически получается – девушка Айрин (созвучная с Айрис из «Таксиста») является панацеей от всего негативного, что содержит в себе персонаж Гослинга. В отличие от персонажа Де Ниро, у него получается найти с ней общий язык, и девушка становится ключом к переменам внутри водителя.

Николас Виндинг Рефн также визуально отсылает нас к «Таксисту», водители едят один и тот же торт.
Николас Виндинг Рефн также визуально отсылает нас к «Таксисту», водители едят один и тот же торт.
Райан Гослинг в фильме: «Драйв»

Почему скорпион?

Фильм много бы потерял, если бы все было так просто. В его основу легла притча о скорпионе и лягушке, в которой насекомое желает пересечь реку на спине земноводного. Однако, в силу своей натуры, скорпион жалит лягушку и оба идут ко дну. Водитель, с полным амплуа неразрешенных проблем, носящий знак скорпиона на своей «рабочей» куртке, жалит Айрин, потому что от собственной натуры не убежишь. Любопытно, но Айрин показывают всегда на фоне теплых тонов, а водителя — холодных. Так режиссер подчёркивает, что они противоположны. Однако в знаменитой финальной сцене, водитель наконец переходит в палитру Айрин. Все заканчивается не трагично, потому что персонаж Гослинга не повторяет путь Тревиса, ведь он знает о своих демонах и принимает решение бороться с ними. Вторую половину фильма можно представить как искупление грехов, совершенных в прошлом и настоящем, сделавших его тем, кто он есть, и, когда наконец все мафиози мертвы, водитель получает еще один шанс, уезжая в темноту, с которой все и началось, развеивая ее светом фар надежды на лучшее будущее.

Фильм тяжел для восприятия из-за базирования на уже готовых персонажах, например, подобно лаконичному Клинту Иствуду, Гослинг говорит буквально несколько предложений в ходе всего фильма. Сложный киноязык через дуализм света и темноты, типичный для жанра неонуара, использование в основном мимики для передачи эмоций, пояснение происходящего через музыкальные композиции, отсутствие выдающихся боевых сцен и, наоборот, слишком жестокие, кровавые моменты — все это отпугивает зрителя, не включающего аналитический аппарат во время просмотра фильмов.

Спасибо, что прочитали, смотрите хорошие фильмы! Если вам понравилось, то напишу еще лонгрид про какой-нибудь кинофильм.

5252
29 комментариев

Вижу гусьлинга, ставлю минус

5
Ответить
27
Ответить

Интересный разбор фильма) Честно, когда смотрел не задумывался над такими смыслами, но фильм очень зашел. Возможно своей музыкой и атмосферой, визуально так же выглядит шикарно, чувствуется стиль. Фильм вроде бы неспешный, но несколько раз "ускорялся" (сцены погони вначале и в конце), были так же и неожиданные моменты.
Таксиста пересматривал в прошлом году, до этого считал его немного занудным, но в этот раз погрузился полностью. Прямо прочувствовал помутнение главного героя.

Посоветуйте таких же фильмов ?

5
Ответить

В том-то и фишка, что сложно посоветовать «такие же фильмы», потому что Драйв - достаточно уникальное произведение в плане сочетания содержания (сюжет/подтекст/герои) и обёртки (аудио-визуал). В повествовательном плане многие его сравнивают с Таксистом, но не менее релевантный пример - первый Брат. А неон+синтвейв настолько популяризированы сабжем, что в 10ые стали чуть ли не пошлым штампом. Из более-менее незаезженных (и неплохих) фильмов могу посоветовать триллер Гость 2014.

5
Ответить

Дружище, спасибо! Фильмов вроде «Таксиста»? Он основан на старом вестерне «Искатели», но довольно автобиографичен. Порекомендовать такое же непросто. «Джокер» вдохновлялся «Таксистом». В целом любое неонуар произведение берет свои корни тут: «Семь», «Бойцовский клуб», «Бегущий по лезвию».
Если понравился «Драйв», гляньте еще что-нибудь от Николаса Виндинга Рефна, например «Неоновый демон». Он много внимания уделяет красоте и атмосфере.
Также можно посмотреть «Водитель» (1978), им тоже вдохновлялись, а Квентин Тарантино считает его "одним из самых крутых фильмов всех времен".

2
Ответить

Пересмотрел художественный фильм "Драйв" уже 47 раз, всем рекомендую.

5
Ответить

Обзор понравился, я сейчас доебусь конечно, но скорпионы это не насекомые

5
Ответить