"Нечто" разочаровывающее

Немного мыслей о том, как я пытался полюбить культовый фильм Джона Карпентера и у меня ничего не вышло.

"Нечто" разочаровывающее

Начать надо с того, что этот фильм его уже видел, лет 20 тому назад и запомнилось мне тогда из него крайне мало. Буквально пара сцен - с трансформацией собаки и коллективной проверкой крови, плюс, естественно, концовка. Согласитесь, немного странно, для такого эпохального и страшного фильма, буквально одного из столпов жанра, каким его большинство преподносят. Ну это ладно, но еще более странно, что мне за эти 20 лет так и не захотелось его пересмотреть. Ни разу. А ведь по идее там был хороший сюжет, плюс бодихоррор и слегка Лавкрафтовские мотивы, подкрепленные качественными "практическими" спецэффектами, что вроде как не могло оставить меня равнодушным. Тогда я не придал этому особого значения, но с тех пор, как вышел в инет, на многих сайтах я начал встречать бесконечные оды "Нечто", как самому страшному фантастическому хоррору всех времен и прямому конкуренту "Чужого". А некоторые люди даже ставили его выше, мол персонажи в "Нечто" ведут себя умнее, например, не разделяются, как в фильме Скотта, чтобы поймать неведомую инопланетную хрень бегающую по кораблю. Вполне справедливо, я полагаю. Вообще фэны "Нечто" вроде как до сих пор обсуждают сюжет, и ведут споры по поводу неоднозначности концовки. А еще по его мотивам выпускали комиксы и был написан как минимум один рассказ Питера Уоттса, показывающий происходящее в фильме уже с точки зрения самого пришельца и выворачивающий сюжет под совершенно иным углом. Так же именно под впечатлением от нетленки Карпентера создавался любимый многими Dead Space и отчасти многие Резиденты, не говоря уже об одноименной игре с довольно интересными механиками.

Скриншот из игры The Thing 2002 года.
Скриншот из игры The Thing 2002 года.

Да что там говорить, просто огромная куча произведений масскультуры использует цитаты и идеи из этого кино. Если кто-то говорит, что при создании своего проекта вдохновлялся The Thing, то уже заранее вызывает к себе внимание и уважение публики. Так что у меня, человека достаточно впечатлительного, под грузом этого коллективного авторитета мнений, сформировался образ эдакого идеального нф-хоррора на 10 из 10. А то, что он не впечатлил меня тогда, во время первого просмотра, так наверное, это я просто таким глупым звездюком был. Но вот незадача, желания пересмотреть это великое кино так почему-то и не возникало. Не последнюю роль тут сыграл тот момент, что фильмы Карпентера я вообще не очень понимаю, но "Нечто" я практически авансом записал в лучшие его работы, т.к. остальные, честно говоря, вообще не оценил. Ну и вот наконец, прочитав, что в этом году сабж наряду с Блейдраннером, отмечает юбилей, я решил, что время пришло. Фильм был скачан и отсмотрен от начала до конца, правда в силу обстоятельств просмотр пришлось дробить на части примерно по 20-25 минут по вечерам, так что получилось что я посмотрел своего рода мини-сериал о борьбе полярников с монстром из глубин космоса. И что я могу сказать: наверное, причиной всему слишком уж повышенные ожидания, взвинченные миллионом хвалебных отзывов, или же я так и остался глупым звездюком, но фильм опять не произвел на меня должного впечатления. То есть он крутой и для своего времени во многом, наверное, революционный, конечно. Но в том-то и дело, что для своего. Сейчас, в 2022-м году многим моментам из него приходиться делать скидку, и вживаться в шкуру зрителя из 90х, смотревшего это все в видеосалоне под названием "Тварь" или типа того :) В принципе, я ничего не имею против такого подхода, но все же хорошее кино, по-моему, должно смотреться круто и спустя десятилетия (см. упомянутого выше Блейдраннера), а если просматривая многие сцены, которые по задумке режиссера должны были, например, пугать, сейчас приходиться вежливо сдерживать смех, то это уже значит, что проверка временем не совсем пройдена. Да и не только пугать - тот же эпизод с гранатой из начала фильма тоже выглядит комично, хотя по идее на глазах зрителя происходит фатальное для персонажей фильма стечение обстоятельств. Но, безусловно можно записывать в большой плюс "Нечто" то, что он не является клоном другого успешного фильма о коварном и жестоком космическом монстре 79 года выпуска, а оригинальным произведением, хоть и уже второй по счету экранизацией книги Джона Вуда Кэмпбелла (которую я, признаюсь, так и не читал).

Один из вариантов обложки книги, показавшийся мне самым забавным.
Один из вариантов обложки книги, показавшийся мне самым забавным.

И кстати, я почему-то был уверен, что бюджет "Нечто" был ниже, чем у того же "Чужого", но по данным Вики и Кинопоиска выходит, что нет: 15 000 000 у Карпентера против 11 000 000 у Скотта, при этом "Чужой" все равно на мой взгляд выглядит более выигрышно именно за счет визуала и подачи монстра. Здесь же меня неприятно удивило, что довольно приличная часть хваленых "практических" спецэффектов (из-за отсутствия которых, насколько я помню, все так засрали приквел 2011-го) смотрится изрядно устаревшей. Особенно это касается демонстрации крупным планом плавящихся человеческих физиономий - вот там выглядит совсем грустно и без таких моментов, на мой взгляд было бы только лучше.

Вот, например, так мутирует один из героев...
Вот, например, так мутирует один из героев...
...а тут он, эм, продолжает мутировать.... Ну, такое, честно говоря.
...а тут он, эм, продолжает мутировать.... Ну, такое, честно говоря.

Монстра многие хвалят именно за то, что он не имеет единой формы и поэтому на протяжении фильма появляется в куче ипостасей. Другое дело, что не все они выглядят удачно, а некоторые сейчас смотрятся и вовсе несерьезно. Например, когда после сцены с дефибриллятором (тоже несколько забавной, на мой взгляд) из тела чувака вылупляется тот самый монстр с человеческой головой на длинной шее, которого так часто изображают на фанартах по этому фильму, то для меня он выглядит как какая-то карикатура на кровососа-империалиста (или милитариста) из советской газеты.

Какие же смешные у него эти торчащие зубки...
Какие же смешные у него эти торчащие зубки...
Я поленился проводить серьезный рисерч по-настоящему криповых вещей, так что вот вам Иосип Броз Тито в исполнении Кукрыниксов из журнала "Крокодил" за сентябрь 49 года - согласитесь, что он неплохо бы вписался в бестиарий The Thing :) 
Я поленился проводить серьезный рисерч по-настоящему криповых вещей, так что вот вам Иосип Броз Тито в исполнении Кукрыниксов из журнала "Крокодил" за сентябрь 49 года - согласитесь, что он неплохо бы вписался в бестиарий The Thing :) 

Апофеозом всего этого для меня был эпизод, когда мужика для сцены, изображающей ассимиляцию просто раздели до пояса, облили розовым киселем и опутали шлангами. Лучше бы этого кадра не было, честное слово, настолько он убого выглядел.

Краснеть за такое должны, я считаю, сами создатели фильма.
Краснеть за такое должны, я считаю, сами создатели фильма.

Что мне действительно понравилось, так это анимированные тентакли и всякие языки - смотрится даже сейчас очень пристойно, хотя, в принципе, понятно как это было сделано. И да, я в курсе про то, что мастеру по спецеффектам был на тот момент 21 год (как говориться, а чего добился ты и все такое) и что он вместе со всей остальной командой превозмогал страшные трудности, болел и жил на сьемочной площадке, но это опять же называется, делать скидку на что-то. Какая мне, как зрителю, в сущности, разница что творилось в процессе, если результат меня не впечатляет. Тут, конечно, найдутся люди, которые скажут, что я, очевидно, не понимаю прелести "практических" эффектов и пошлют меня смотреть современное кинцо с сиджиаем. Но в том то и дело, что я люблю аниматронику и даже стоп-моушен, а еще фильмы, где это действительно сделано хорошо. Чтобы не быть голословным приведу пару примеров, где практические спецэффекты меня действительно впечатлили: вот монстр из финала второй "Мухи", даром, что по сути просто чел в костюме, но выглядит реально мерзко и впечатляюще до сих пор. И даже, несмотря на то, что мы знаем, что это главзлодей, наказанный в общем-то по-справедливости, все равно такая его судьба выглядит ужасно.

Как говориться "не дай бог никому". Кадр из концовки фильма "Муха 2"  Криса Уоласа.
Как говориться "не дай бог никому". Кадр из концовки фильма "Муха 2"  Криса Уоласа.

Или вот другой пример, который пришел мне в голову уже сильно позже написания этого материала, но не вставить его сюда я не мог - это ребенок-мутант из "Головы-ластика" Линча. Причем фильм я смотрел уже вполне в зрелом возрасте, но это существо, состоящее по сути из одной открывающей рот головы и "кокона" из пеленки произвело на меня весьма отталкивающее впечатление. Не скажу, что сам фильм хорошо запомнился, но именно этот уродец, я считаю, в нем сделан на "отлично" и даже спустя десятки лет способен вызывать весьма дискомфортные ощущения у зрителя.

Кадр из фильма Дэвида Линча "Голова-ластик". 1977 год и бюджет всего 10 000 долларов, а выглядит крипово даже сейчас. Линч гений?
Кадр из фильма Дэвида Линча "Голова-ластик". 1977 год и бюджет всего 10 000 долларов, а выглядит крипово даже сейчас. Линч гений?

Как видите, ничего такого, примеры довольно мейнстримные и впечатлить меня не трудно, лишь бы было сделано с "душой" и определенной долей креатива. Так вот, ничего похожего по уровню в "Нечто" я так и не увидел. Просто качественные для своих лет спецеффекты, но ничего пугающего или дискомфортного. Причем 20 лет назад мои ощущения были такими же. Возможно, проблема во мне.

Конечно, дело еще в том, кого что пугает больше и я понимаю, что сама идея у фильма Карпентера действительно мощная - раз уж чудище может принимать любые формы, в том числе и человека, то ваш бро-полярник может через секунду отрастить себе из любого места зубищи и тентакли произвольной формы и размера и откусить вам какое нибудь лишнее.. место. Причем в фильме есть такая мысль, что он настолько хорошая копия, что сам даже не догадывается об этом до поры. Естественно, при таком раскладе атмосфера на станции становится все менее дружественной.

Обстановка накаляется... ну, вы поняли, это шутка сейчас была... мда.
Обстановка накаляется... ну, вы поняли, это шутка сейчас была... мда.

Хотя, справедливости ради, никакой химии между этими мужиками я не увидел и как они друг к другу относились до начала всего этого дерьма фильм совершенно не раскрывает. Да и ярких характеров как таковых тоже особо не наблюдается. Вот, например, протаг у нас МакРиди - ну, ок, мы узнаем, что это настоящий крутой мужик, он часто пьет виски, не любит проигрывать в шахматы компьютерам (которых, судя по его реакции, на станции так много, что можно, не задумываясь пускать их в расход), носит смешную шляпу и пилотирует вертолет... Ну как-то и все, особо сказать о его персонаже больше нечего.

А еще в фильме есть сцена, где МакРиди сидя за столом буквально нюхает грязные и рваные мужские кальсоны - да, этому есть сюжетное объяснение, но выглядит все равно забавно.
А еще в фильме есть сцена, где МакРиди сидя за столом буквально нюхает грязные и рваные мужские кальсоны - да, этому есть сюжетное объяснение, но выглядит все равно забавно.

С остальными персонажами еще хуже - выглядят обитатели станции, плюс-минус колоритно, но по характерам там почти полный ноль, это буквально "Мужик 1", "Мужик 2" и т.д. Даже когда нам показывают их досуг, это напоминает скорее не живых людей, а игровых неписей, имитирующих что они увлеченно играют в карты и катают шары в бильярде.

Хочется пошутить, что такой унылой компании была бы даже полезна небольшая "встряска".
Хочется пошутить, что такой унылой компании была бы даже полезна небольшая "встряска".

Запоминаются только парочка нег..кхм, афроамериканцев, за счет более-менее выразительной мимики и пары эксцентричных выходок, а все остальные вообще как-то meh. На этом фоне выглядит разумным решение сократить число людей из оригинального рассказа до 12 человек. Вот только их все равно вышло много и что с ними всеми делать, по ходу так толком и не придумали. А в эпизодах на открытом воздухе, где все они носят очки и заматывают лица вообще зачастую не ясно кто есть кто.

МакРиди и два каких-то мужика (я правда сходу не назову кто из них кто).
МакРиди и два каких-то мужика (я правда сходу не назову кто из них кто).

И, естественно, когда само нечто начинает их убивать и всячески адаптировать, то эмоций никаких по этому поводу не испытываешь. Во всяком случае кричать "О нет они же убили лучшего персонажа" точно не хочется, потому что таковых в фильме в общем-то и нет. Более того, я до той самой сцены с проверкой крови не мог запомнить как кого зовут и когда, например, герои находят обгоревший труп убитого за кадром полярника, а рядом оплавленные очки, то я сразу и не понял кто это вообще был (хотя его имя произносят в этой сцене), т.к. очки носят несколько персонажей. Ну ладно, если брать экипаж "Ностромо", то там тоже запоминались по сути только главная героиня, ее котик и андроид с начинкой из спагетти - какие-то яркие характеры появились у второстепенных персов только во второй части у Кэмерона, так что тут можно сказать ничья.

Дальше немного спойлеров.

Буду закругляться: финал фильма в целом хороший, правда то, что происходит до - т.е вся вот эта беготня с подрывом станции и преследование оставшихся героев монстром в теле одного из персонажей, выглядит откровенно скомканно и слабо (сцена, где он хватает за лицо одного из людей, опять таки вышла довольно нелепой) а стычка с "финальной формой" пришельца непростительно коротка. Сам монстр в своем последнем выходе на сцену смотрится вполне убедительно, но его показывают буквально пару секунд в полутьме и я, например, только с третьего раза успел разглядеть на его голове половину человеческого лица, а не только одну большую пасть с зубами.

Эту красоту можно толком разглядеть только на стопкадре.
Эту красоту можно толком разглядеть только на стопкадре.

А вот сама концовка с диалогом двух последних выживших, действительно хорошо передает всю безнадежность их положения, не зависимо то того, какой версии трактовки финала вы придерживаетесь. И титры под монотонно-зловещую музыку Эннио Морриконе (кажется, за нее фильм номинировали на "Золотую малину", и на мой взгляд, совершенно зря), еще более усилили это впечатление.

Собственно, сама тема финальных титров.

В общем, во избежание недоразумений, поясняю, что этот пост я накропал не для того, чтобы что-то развенчать, ниспровергнуть или обосрать. Это не наброс, а просто мои личные впечатления от первого, по сути, "взрослого" просмотра данной картины. И если вы - ярый фантат фильма и пересматриваете его по несколько раз в год (месяц, день), имеете на полочке альтимейт 4к HD версию со всеми интервью и допами и фигурки всех персонажей, то ради бога, я за вас искренне рад, так как сам хотел бы полюбить его, но вот не сложилось. И писал я это все в первую очередь для людей попроще, например тех, кто фильма не видел (поэтому я как мог старался не заспойлерить в тексте все подряд), но клюнул на бесчисленные положительные отзывы и культовый статус. Такой человек может вообразить себе невесть что, а потом разочаруется. Так делать не надо. Я считаю, что лучше подходить к нему с умеренными ожиданиями и тогда вы увидите просто очень достойное для своих лет кино, что уже не мало, со своими плюсами и минусами и что в итоге перевешивает, каждый пусть решает сам.

Чувствую себя как-то примерно так сейчас.
Чувствую себя как-то примерно так сейчас.
55
38 комментариев

1. Вместо полноценного погружения в сеттинг и атмосферу смотрел малюсенькими кусочками в разные дни

2. Имел крайне завышенные ожидания по отношению к очень старому фильму

Интересно, что же могло пойти не так...

3

1. Я после трудодня обычно быстро становлюсь никакой к вечеру, так что до меня, как ни странно, лучше доходит именно так, порциями минут по 20, чем когда пытаюсь смотреть одним махом, поминутно вырубаясь.
2. Мои ожидания завышены все-таки не на пустом месте, и не мной, а обществом, слагающим этому фильму оды, как чуть ли не лучшему в своем жанре до сих пор. + Чужой все же постарше, хоть и не существенно. Как-то так.

Один из моих любимых фильмов, но согласен с некоторыми пунктами. Возможно основная причина по которой не понравился фильм - ты слишком много о нем знаешь, и это даже не про спойлеры, а про то как фильм сняли, как отреагировали в своё время, что люди о нём сейчас думают, возможно ещё и статьи читал. Также повышенные ожидания тоже внесли свою лепту скорее всего. Мне когда я впервые посмотрел фильм было около 12-14 лет, и я о нём ничего не знал, и я кайфанул, потому что это было что-то оригинальное, то чего раньше не видел. Вообще, к фильмам Карпентера надо относится проще, они в первую очередь берут своей атмосферой и сюжетными фишками, а не какими-то интеллектуальными ходами, скрытыми смыслами и т.д.

2

Ну, да согласен, но я особо скрытых смыслов то и не искал, просто видимо действительно перечитал и переслышал о нем хвалебных отзывов, и это боком вышло. Ну и еще фильм немного "не попал" в меня.

Ущемлёныши с синдромом утёнка заминусили парня, а между тем критика вполне по делу. Но я всё равно очень люблю Нечто, это прорывной хоррор своего времени.

2

Да, норм, понятно что тему я выбрал не самую благоприятную. Но все равно спасибо!

с критикой всё по делу
но тут, мне кажется, любовь немного по-другому работает - надо просто представить, что фильма не было, его никто не снимал, и Курт Рассел не собирал анализы с огнеметом в руке

1