Drive to Survive

Drive to Survive

Мне всегда нравился спорт, причем не только состязаться самому, но и смотреть за соревнованиями. Есть нечто особенное и необъяснимое простыми словами в том чтобы наблюдать за тем как люди в борьбе преодолевают себя и достигают цели. В то же время спорт в том виде как я его смотрю всегда требует много времени, я просто не вижу смысла следить за чем-то не будучи вовлеченным на все сто и не стараясь быть в теме как можно больше. Поэтому в свое время я бросил смотреть футбол и смотрел только то что было по настоящему мне интересно. Такими видами спорта для меня стали UFC, Dota 2 и CS. Я смотрел их больше десяти лет, но в прошлом году после крайнего The International, я охладел к Доте, к тому же и играть я бросил уже давно и стал разбираться все хуже. Контру я тоже уже посматриваю не так часто и основой для меня стали MMA. И вот в прошлом году я решил начать смотреть что-то еще, а точнее Формулу-1. Мне всегда были интересны гонки, но гоночных соревнований бесконечное множество, поэтому выбор пал на самые популярные и престижные то бишь королевские гонки. Но просто так вкатываться с бухты-барахты я не стал и пошел по легчайшему пути - через сериал Drive to Survive от Netflix. И он меня захватил по максимуму: великолепная съемка, упор на водителей как персонажей, вездесущая драма и так далее. Единственное чего не хватало это самого гоночного аспекта и за этим я решил наконец начать смотреть сами гонки. Как оказалось, 2021 год был возможно самым лучшим временем влиться в Ф1, невероятнейший сезон, безумный накал страстей, которым не нужна никакая «добавка» от Netflix. Да, я узнал со временем, что Netflix очень любят приврать в своей «документалке», создать драмы на пустом месте или вообще исказить события. Но я все же считаю что Drive to Survive это хорошая стартовая точка несмотря на его недостатки. Естественно весь адреналин от гонок побуждает самому испытать нечто подобное и для этого есть удобный вариант в виде игр от Codemasters. В октябре 2021 я впервые сел играть в F1 2019, благо она была доступна в Game Pass и сразу влюбился. Мне очень зашло то как игра пытается полностью копировать спорт со всеми его мелочами и при этом по полной можно кастомизировать свой игровой опыт. Это то чего я всегда хотел от других моих любимых гонок будь то Gran Turismo или Forza Motorsport, но в них такие вещи как квалификации и практики были больше уделом сетевых побоищ, а я не особо люблю гоняться в онлайне. Но больше всего мне понравился ИИ. Боты в гоночных играх это извечная проблема, они либо слишком агрессивные и таранят игрока либо слишком слабые и пропускают тебя при любом маневре. В играх Ф1 они практически нашли идеальный баланс в их поведении: они активно прессуют, умеют атаковать и при этом стараются соблюдать правила и уважать соперников. По моему опыту, боты в Формуле это лучшие боты в гоночных играх.

Поиграв достаточно в F1 2019, я еще немножко попробовал F1 2020 и пока остановился, так как на горизонте маячила Gran Turismo 7. Ради нее я решил наконец обзавестись рулем и выбор пал на Thrustmaster T300RS. К сожалению, в GT7 снова придерживались принципа «догоняющего» в гонках, поэтому накатав порядочное количество часов я решил вернуться к Формуле, теперь уже к действующей итерации в лице F1 2021.

Переход с геймпада к рулю в Формуле оказался куда сложнее нежели в той же GT7 и в то же время интереснее для меня. Поэтому что не лететь сразу в карьер(у), я начал сюжетный режим и это был очень неплохой «начальный» опыт, хоть многие фанаты очень не любят этот режим, мне он зашел. F1 2021 отличался еще одним важным моментом от прошлой части - своими знаменитыми адскими поребриками. Местами даже небольшое касание могло раскрутить болид, приходилось тестировать где можно заезжать на них, а где лучше держаться подальше, а это сильно влияло на скорость прохождения поворотов. Некоторые поребрики так вообще превратились в Сингапурскую рогатку.

Сингапурская рогатка - это секция из поворотов(шикана) на Сингапурской трассе, где поребрики были расположены так узко и высоко, что при касании болид мог просто подлететь как на пружине и улететь в бордюр либо же повредить подвеску. В 2013 году наконец трек перекроили и избавились от печально известной рогатки.

Но пора уже начинать полноценный сезон и о нем как раз дальше пойдет речь.

Я не лютый «симуляторщик», поэтому я играю с помощниками. Я использую ABS(да позор мне, но педаль тормоза даже в GT-версии не самая удобная), помощь на питстопе и гоночную линию, но ее по большей части для того чтобы понять когда мои соперники тормозят чтобы не врезаться в них, так как в отличие от обычных машин у болидов Ф1 нет стоп-сигналов. Все остальные параметры я ставлю на симуляцию если возможно. Дистанция гонок 25%. Сложность ИИ поставил на 60 из 110 для пробы. 16 заездов.

Среди команд я выбрал Haas, потому что сразу в топы залетать скучно, хочется немного и побороться, плюс моим сокомандником будет никто иной как Никита Мазепин.

HAAS - американская команда в Ф1, один из последних новичков. Их старт был довольно неплохим, но чем дальше тем становилось хуже. В 2021 году они поменяли своих водителей на новичков, среди которых был Никита Мазепин, отцовская кампания которого Uralkali стала основным спонсором. Правда из-за ковида новый регламент перенесли на 2022 и Haas решили обойтись в сезоне 21 года болидом 20 года, а все финансирование сосредоточить на болиде для сезона 22 года. Поэтому в сезоне 2021 года они были худшей командой из всех, по большей части из-за болида, но и в порядочной степени из-за неопытных водителей, среди которых самым печально известным как раз стал Никита Мазепин.

Старт сезона

Первая гонка как всегда в сезоне Бахрейн. Сразу же не понравилось что практику урезали по программам, теперь их выдают рандомно, а я всегда любил тренировку где узнаешь трассу. Квалификация далась очень просто, аж на 0.8 секунд впереди.

Практика и квалификация это мероприятия предшествующие гонке. Практика по большей части нужна для подбора правильных настроек болида, в то время как квалификация нужна для определения позиции гонщика на старте гонки. В игре практика представляет собой набор так называемых тренировочных программ - эдакие челленджи, среди которых есть задача поставить быстрейший круг или же проехать идеально трассу по чекпоинтам. Квалификация бывает полноценной либо урезанной. Полноценная состоит из трех сегментов, в конце первых двух из которых выбывают 5 самых медленных гонщиков и уже в последнем сегменте будет решаться судьба первых 10 водителей. Урезанная представляет собой просто один круг в котором вам нужно показать лучший результат и он станет финальным.

Старт гонки выдался плохим, так как я впервые стартую со сцеплением, в итоге я сразу откатился на четвертое место. Гонщиков из Ред Булл, Макса Верстаппена и Чеко Переза я смог обойти, а вот водителя Мерседес Валттери Боттаса не догнал и пришлось устроить ему андеркат. После этого он висел на хвосте все время, но победа была моя. В общем, боты показались слишком легкими, поэтому я поднял сложность до 80.

Испания меня встретила дождем. Сразу в практике я понял куда попал - мой темп годился лишь для 19 места, в итоге на самой квалификации я приехал 20. В первых же поворотах в гонке я улучшился до 17 места и начало сохнуть. Мои стратеги(и я) прозевали шанс переобуться на круг раньше и в итоге я выехал с питстопа 18 на медиуме.

Питстоп в Формуле считается обязательной остановкой если гонка не происходит в дождь. Поэтому вокруг вашего питстопа вам нужно строить стратегию с шинами. Шины бывают трех видов - жесткие, средние и мягкие. Чем жестче шина тем слабее у нее сцепление с трассой, а значит ниже скорость. Но чем мягче комплект резины тем быстрее он изнашивается, делая ваш болид все более неуправляемым. Поэтому стратегия в гонке заключается в том чтобы подобрать идеальный комплект резины и выбрать правильный тайминг когда нужно будет переобуться, учитывая время пистопа, ошибки механиков, расположение ваших соперников и другие мелочи. Если вы едете позади, то у вас есть возможность совершить андеркат - уйти на питстоп раньше вашего соперника, а потом на более свежих шинах сократить разрыв так чтобы времени между вам не хватило ему на питстопе чтобы выйти впереди вас.

Внезапно меня начал догонять Никита, он ехал ощутимо быстрее и пару раз пободавшись с ним я сдал позицию. Почему-то в быстрых поворотах он мог ехать full flat как говорится, мне же надо было скидывать ногу с педали газа, сцепления не хватало совсем. Даже Джордж Рассел на Уильямсе начал меня догонять, но его я сдержал добыв «почетное» итоге 19 место из 20.

Борьба с Мазепиным

Поставлю ботов на 70, хоть я и еду примерно на уровне Haas 2021 года, но все же хочется хоть немного сражаться за позиции, а не плестись сзади, еще и замедляясь из-за синих флагов.

Full flat - гоночное выражение, обозначающее что ты можешь пройти быстрый поворот при полностью зажатой педали газа.

Флаги же в гонке бывают красные, желтые, синие, черные и зеленые. Красные обозначают что на трассе произошла сильная авария и гонка ставится на паузу. Желтые флаги бывают когда произошел гоночный инцидент но не слишком опасный, и они показываются на определённом секторе трека где проезжающие гонщики должны значительно снизить свою скорость. Синие флаги машут круговым которых лидеры гонки обгоняют, дабы они их пропустили вперед. Черные флаги показывают гонщику как знак дисквалификации за серьезные нарушения правил. Ну а зеленые флаги уже обозначают возобновление гонки в ее обычном режиме.

Монако. Анор Лондо Формулы-1 или же «королева флэшбеков». Трасса на которой малейшая потеря концентрации может привести к поцелую с бордюрами, а обгонять там весьма тяжело из-за очень узкого пространства. Ботов я забыл поставить ниже на практике и квалификации и, как результат, я приехал последним, отдельное спасибо очередному дождю. В самой гонке я решил попробовать свою стратегию, начав на медиум шинах и под конец переобуться на софты. Я планомерно поднялся до 17 места, но каким-то макаром повредил переднее крыло(даже сам не заметил где) и до своего питстопа я как Фернандо Алонсо из Альпин в 2022 году держал позади себя оставшихся очень злых пилотов.

Крыло попрощалось со мной

В итоге вышел с питстопа 20-м, но у Рассела сдох болид и я приехал 19. Плохой результат, но это Монако, к тому же с квалификацией в дождь, что все еще является большой сложностью для меня, флешбеков было заюзано сверх много. Обычно я использую флешбеки только когда по глупости улетаю либо когда-меня отвлекают и возвращаясь в гонку теряю концентрацию и тоже улетаю.

Также как например в Форзе или других гонках от Codemasters, игрок может отмотать время и вернуться в гонку до аварии или еще какого-либо неприятного происшествия. В игре можно регулировать количество флэшбеков либо же вовсе их отключить.

Баку. Многие считают ее Анор Лондо 2, но на деле трасса, по крайней мере для меня, ощущается куда проще. Большая часть проблем ее состоит в том что многие водители просто летят в повороты чтобы попытаться обогнать, тем самым создавая аварийные ситуации. Теперь в практике и квалификации при порядочном усилии я могу даже залетать в топ три, но все же квалифицировался только пятым из-за своих ошибок. В первых же поворотах я улучшился до 3 места, но из-за того что чуть сильно «послал» в одном повороте я опять повредил крыло.

Повреждение крыла на словах может иногда звучать как что-то незначительное, однако конструкция болидов сделана с расчетом на то, что все детали влияют на аэродинамику очень значительно. Поэтому если даже у вашего крыла отломался небольшой кусок с краю это вполне может повлиять на вождение кардинальным образом, например некоторые повороты перестанут даваться вам full flat или вообще придется тормозить там где раньше не было необходимости делать это вовсе.

Самый медленный питстоп в моей жизни

Я заехал на пистоп на 4 кругу и это стоило мне аж 9.6 секунд из-за замены крыла. Выехал на 19 месте и благодаря тому что все ушли на питстоп, прорвался на 9 позицию и оттуда уже пошла гонка. Но независимо от сложности, у меня был все еще слабый болид и поэтому на прямых меня начали обгонять, сначала Шарль Леклерк на своей Феррари, а потом и Пьер Гасли из Альфа Таури с Даниэлем Риккьярдо из Макларена. Мне удалось их обойти, но прям на финишной прямой меня таки сделал Даниэль. За такое неуважение он становится моим новым Немезисом.

Немезис (он же соперник) это другой гонщик в пелетоне которого вы выбираете себе для сравнения ваших показателей, будь то ваша позиция в гонке и так далее. За победу над своим соперником вы получаете очки для развития болида.

Канада. Обычно я катаю одну тренировку, а вторую пропускаю, но тут я узнал что теперь практики можно симулировать и они тоже будут давать очки для разработки болида. Моя глупость стоила мне очень много.

Разработка болида очень важная часть игры, которая будет непосредственно влиять на вашу скорость в гонках. Выполняя разные мероприятия вы получаете очки для покупки запчастей и тоже самое делают ваши конкуренты поэтому чтобы не отставать вам нужно добывать очки всеми возможными способами.

Квалификация была очень простая и хоть под конец начинало капать я таки взял поул. В гонке начал на софте и все было хорошо кроме прямых где меня сильно обгоняли. Я пропустил семикратного чемпиона Льиюса Хамильтона и Чеко, а Макс все пытался устроить дайв, но в итоге это вышло ему боком и он поломался. Леклерк тоже меня догнал, и мне пришлось буквально лететь чтобы в одном повороте его грамотно подрезать. Шарль отстал, но сзади уже пристроился Ландо Норрис на своем Макларене, которого я таки смог сдержать.

Поул-позиция - первое место в квалификации и она же первая стартовая позиция в гонке.

Поль Рикард во Франции или же «глаза во все стороны» из-за необычной цветовой палитры на треке. Практика была хорошей, но на квалификации меня просто уничтожили прямые и я смог занять только 10 позицию. В гонке я смог сначала обойти двоих, но Даниэль начал наседать, а впереди был DRS-паровозик из Гасли, Норриса и Карлоса Саинза которых я не мог догнать. Дэн смог меня один раз обойти, но я практически моментально вернул позицию. Мазепина в итоге дисквалифицировали(прям как в жизни!), а Ландо задев поребрик сделал 180. Даже боты как оказалось не застрахованы от этого.

«Глаза во все стороны»
«Глаза во все стороны»

DRS или же Drag Reduction System это технология позволяющая на определенных участках трассы, если соперник перед вами находится в районе одной секунды, открыть заднее антикрыло тем самым увеличив прилично свою скорость. В современной Формуле практически большая часть обгонов совершается именно благодаря DRS. DRS-паровозик же это группа гонщиков которые находятся друг от друга в районе секунды, но никто не может обогнать первого и поэтому они за ним плетутся сдерживая друг друга без возможности продвинуться.

В Сильверстоуне только в квалификации заметил что из движка пошел дым. Занял 8 место и решил поехать так. Инженер с первых секунд начал нагнетать что двигателю крышка, но ехал более-менее нормально.

Чух-чух!

Прямо перед питстопом устроили борьбу с Алонсо и когда заехали внезапно показали желтые флаги и анонсировали VSC. Естественно все гонщики воспользовались бесплатным питстопом и я с трудом опять пробрался на 8 место. Вот только моя максимальная скорость была всего 285 км/ч из-за проблем с движком и Гасли воспользовался моей слабостью на прямой. Позади был Ланс Стролл из команды Астон Мартин, который почему-то еле ехал и держался в 8 секундах отрыва вплоть до финиша.

Hard racing mate!

VSC - Virtual Safety Car. Когда на трассе происходит большая авария или же машина выходит из строя из-за поломки и находится в пределах трека включается режим красного флага и гонка ставится на паузу в том смысле что никому нельзя обгонять никого и необходимо удерживать скорость ниже определенной дельты. Есть настоящая машина безопасности которая выезжает на трассу и гонщикам нужно ехать за ней паровозом либо же виртуальная где просто первый гонщик так сказать заменяет машину безопасности. Также эта ситуация позволяет «бесплатно» совершить питстоп в некоторых случаях, так как все едут медленно и питстоп не затратит слишком много времени.

В Венгрии я таки заменил много деталей, благо без штрафов. В квалификации меня ждал мой самый тяжелый соперник - дождь. Машина управлялась просто отвратительно, любое касание гашетки в повороте и я улетал. В итоге заслуженное 17 место. В гонке дождя не было и я смог сразу же прорваться на 11 позицию. В схватке с Юки Цунодой я добыл 10 место, а потом Норрис опять развернулся и я стал девятым. На последнем круге инженер внезапно начал говорить что с движком проблемы, хотя с чего им быть ведь движок стоял новый.

Спин от Ландо

Командам в Формуле разрешается использовать детали болида такие как например двигатель или коробка передач в ограниченном количестве для замены без штрафа. Если же происходит превышение лимита замены запчастей, то гонщика штрафуют по позициям - от пяти до отбрасывания на самое последнее место.

Прошла половина сезона и настало время переговоров за контракты. В Haas конечно было забавно ездить, но все же есть намерение выиграть сезон и поэтому я перешел в Феррари. Можно было сразу податься в Ред Булл или Мерседес, но это было бы слишком легко, а с Феррари хоть какой-то челлендж. К Никите в команду перешел Джордж, а Леклерка вообще понизили до Уильямса. Машина по разработкам осталась та же, что меня удивило. Шансы на победу все еще есть.

Оу еееее
Оу еееее

Настало время Спа, одной из любимейших и быстрейших трасс в календаре. Уже в практике я понял что теперь у меня зверь, а не болид, который и на прямых рвет и в поворотах держится хорошо. Без проблем взял поул. В гонке Норрис на первом же кругу пытался подрезать, но слишком перестарался и потерял место сразу же. Неожиданную проблему доставил потом Себастьян Феттель который зачем-то перед своим питстопом агрессивно защищал позицию, очень странно что боты так делают. Победа была очень легкой, а отрыв составил аж 8 секунд. Пришло время бороться за титул.

Себ дрался за позицию так будто это был уже финальный круг

Зандвоорт считается новой трассой, хоть на ней давным-давно проводились уже соревнования. В квалификации удивил Ред Булл который в поворотах был быстрее меня, в связи с чем занял только вторую позицию на стартовой решетке. Но в гонке это нивелировалось почти сразу, Макса обошел уже на втором круге. Возможно из-за того что трасса новая, боты еще не приучены ездить на ней хорошо и в последних поворотах зачем-то припускают газ, когда там можно лететь на всех порах. Снова первое место.

Монза, известная своим Shadow Realm в первом повороте, где неопытные гонщики не рассчитав тормозной путь правильно устраивают массовый завал. Квалификация была несложной, несмотря на дождь, а вот в гонке почти сразу из движка пошел дым. До питстопа это не создавало проблем, но там меня задержали аж на 2.9 секунды и на аутлапе на холодных шинах мне встретился мой старый знакомый Никита, который ни в какую не хотел сдавать свою позицию. Таким образом после всех питстопов я обнаружил что скатился на четвертое место, два из которых я сначала смог отобрать, но Ландо на прямой сделал мой поломанный болид и тем самым я вкатился на подиум последним.

После выезда с питстопа начинается так называемый аутлап - гонщик в этом круге пытается как можно быстрее разогреть свои шины. Холодные шины не дают нужного сцепления и это чревато тем что в повороте можно просто улететь с трассы.

Пришло врем ехать домой, а точнее в Сочи. Многие считают ее скучной трассой, но мне нравится. В квалификации обещали тучи, но ни капли не выпало. Заменив все неисправные детали машина просто полетела, выигрыш был с огромным отрывом. Правда в одном моменте Антонио Джовинации чуть не вдавил меня в бордюр в повороте, боты конечно иногда могут очень агрессивно гонять.

Время лететь в Японию, на знаменитую Сузуку. Для меня этот трек всегда был сложным из-за змейки, где надо очень правильно играться педалями. Поул-позиция и снова хорошая гонка, правда в этот раз Боттас очень сильно поджимал сзади вплоть до питстопа, но потом не смог уже меня догнать. Под конец гонки я услышал четыре главных слова: Хэмильтон выбыл из гонки. Разрыв до лидеров начал сокращаться сильнее.

Mercedes 2016 Flashback

Мельбурн на удивление выдался насыщенным. В практике не удавалось хорошо потренироваться из-за трафика, потому что ботам выезжающим из гаража пофиг что ты на быстром круге. К тому же у меня сломалась коробка передач, а именно стала вылетать вторая передача из-за чего медленные повороты стали проблемой. Квалификация тоже далась тяжело, так как первый поворот я проходил плохо, но все же смог опять взять поул. В гонке до самого питстопа меня люто прессовали гонщики сзади, но потом на выезде из питстопа Хамильтон сдуру влетел в Боттаса и сломал себе крыло, откинув в итоге себя в самый конец пелетона. Боттасу тоже это столкновение не сыграло на руку, так как со временем у него обнаружился прокол шины. В итоге обе серебрянных стрелы вне очковой зоны, а Себастьян впервые на подиуме с 1976 года.

Льиюс наверное ожидал что Боттас по привычке уйдет с траектории и пропустит его

Во время практики или же квалификации можно попасть в трафик из машин которые либо находятся на аутлапе либо же просто только готовятся начать свой быстрый круг. Иногда такое происходит даже когда вы едете свой быстрый круг и попав в трафик вам придется либо умело увернуться от других болидов либо бросить попытку.

Снова новый трек, на этот раз Джедда. Катался на ней впервые и какая же крутая трасса оказалась, стены прям летят в тебя, Валттери был прав. Поул позиция далась очень нелегко. До питстопа я ехал как всегда, но потом из-за небольшой задержки Феттелем меня начал догонять Боттас. Сдерживать его было очень непросто, причем уже начали догонять и Макс с Льиюсом. На финиш мы так и заехали паровозиком.

Настало время последней гонки. У Верстаппена 234 очка, у Хамильтона 217. Математически я мог еще победить, но для этого Макс не должен приехать вторым, а я обязан выиграть.

Ситуация в чемпионате перед последней гонкой
Ситуация в чемпионате перед последней гонкой

В каждой гонке первые 10 мест получают очки в общий зачет чемпионата. Распределение очков от первого до последнего места идет в таком порядке: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. К тому же можно получить одно дополнительное очко за быстрый круг, но только если вы финишировали в первой десятке.

К тому же последний трек это Абу-Даби в котором я не очень силен из-за медленной змейки. Медленные повороты вообще для меня всегда проблематичны на руле. К тому же здесь есть одни из самых адских поребриков, касаться которых очень страшно. Но как оказалось на квалификации ботам змейка давалась тоже непросто и они сильно теряли время, тем самым обеспечив мне очередной поул. Это повторилось и в гонке и мне надо было очень хорошо проезжать первый сектор чтобы увеличивать разрыв, так как на прямой меня догоняли невероятно быстро. Сначала Боттас попытался, но был наказан на прямой правда благодаря DRS и обильному расходованию ERS. Когда батарея иссякла, Чеко смог опередить меня, но в повороте зачем-то вывернул колеса в меня, поломал себе крыло и был растерзан в клочья на очередной прямой.

But if you close your eyes…

Одна из самых важных технологий в современной Формуле это ERS(Energy Recovery System). Собирая кинетическую энергию с помощью торможения и тепловую из-за нагрева, гонщик заряжает батарею которая при применении дает ему сильный буст по мощности. Правильное расходование батареи и ее своевременная зарядка одни из ключевых техник в заезде. Когда батарея разряжена у гонщика на задней части болида загораются красные индикаторы, тем самым позволяя водителю позади поймать нужный момент для своей атаки.

Боттас изо всех сил рвался за мной, но так и не обогнал меня, победа была моя. Ну а где же Макс? А ему прямо перед гонкой заменили двигатель и получив штраф он стартовал с конца и так и не смог добраться до подиума. Спасибо Ред Булл за победу, Форца Феррари!!!

По последним гонкам может показаться что выигрывать было легко, но на деле я очень сильно потел чтобы победить, выжимая из болида максимум, постоянно повышая свой темп и стараясь обгонять строго по правилам. К тому же не считая сюжетного режима, это мой первый опыт на руле в Ф1, плюс новые трассы, так что в целом челлендж был вполне себе.

Мисс Монако - первая чемпионка в истории Формулы-1!
Мисс Монако - первая чемпионка в истории Формулы-1!

Следующий сезон это уже совсем другой разговор. F1 2022, новый регламент с новыми болидами которые стали тяжелее и самое главное - VR-режим, то чего многие ждали очень давно. Я планирую проехать в шлеме полный сезон, где-то усложнить игру еще и получить новый крутейший опыт.

88
Начать дискуссию