До чего же странная и удручающая критика Атомика

Я прошла игру на выходных, почитала рецензии и впечатления игроков, в основном западных, ведь местных я и так знаю по DTF, и удивлена.

Сама игра средняя, но меня как-то даже пугает, когда ее критикуют, скажем, за «слишком долгое вступление». Это же прямая цитата из Half-Life 1 и Биошоков. Прогулка по Челомею – украшение игры, она закладывает основы мира, попросту красива, делать ее было сложно и дорого. Ну и не каждая игра сразу кидает тебя в экшн, это нормально.

Ну красиво же.  И информативно.<br />
Ну красиво же.  И информативно.

Ругают сюжет, инвентарь, крафт-меню, но они в верхней части того, что принято сегодня в играх. До смешного: я включила себе фоном стрим Атомика с Яцзы и Фростом, и они почему-то прицепились к переключению на третье лицо в катсценах, но что в этом необычного?

Яцзы начинает Zero Punctuation про Атомик с того, что он «поддельный русский Биошок», а я еще помню, как хайпили We Happy Few как «новый Биошок», полностью игнорируя, что это рогалик от инди-студии. При этом We Happy Few заимствовала поверхностные вещи, настроение и эстетику, тогда как Атомик взял принципы, построил на них свое, и шлет Биошоку с родственниками по жанру письма любви. Почему вообще «копия», а не «игра, вдохновленная шедевром»? Последний Биошок, кстати, вышел 10 лет назад, у нас нет перебора в его жанре. И можно ли вообще критиковать за вторичность в году 2023 от Рождества Христова, когда индустрия наполовину состоит из соулслайков, а в оставшейся части правят бал франшизы и римейки?

Мир игры в обзорах называют bizarre, а особенно ругают Нечаева. Меня это огорчает, потому что напоминает о временах, когда Mass Effect 2 посчитали недостаточно эпичной. Позже маркетинг Сони объяснил людям, что камерные истории и спорные персонажи – круто, но было поздно, в Mass Effect 3 Шепард опять стал образцовым военным и космическим Иисусом. Так же и Нечаев мне кажется во многом движением вперед, которое публика пока отрицает. Герои неизбежно должны стать ближе современным людям, более выразительными. Сергей приятно живой, динамичный, его тупость позволяет органически лить экспозицию, закручивать интриги в сюжете без его участия. П-3 не оригинален в широком культурном контексте, потому что опирается на штампы из других видов творчества, он одновременно сказочный Иван-дурак и герой-попаданец из отечественного фэнтези, но для видеоигр его образ свеж. Только один раз где-то на РесетЭре, я увидела, как Нечаева хвалят за показ слабостей и эмоциональность. В остальном его образ пинают и почти что требуют осуждения.

Лимб Нечаева подчеркнуто сказочный, с пряничными домиками и русскими печами.<br />
Лимб Нечаева подчеркнуто сказочный, с пряничными домиками и русскими печами.

В ролике про Атомик Яцзы тоже сфокусировался на хейте Нечева, а сразу после выпустил Extra Punctuation про озвучку героев. Там он говорит, что время немого героя прошло, одобряет решение добавить реплики Айзеку в римейке Dead Space. Я лично не вижу проблем с немым героем, если его мнения ничего не решают, считаю, что лучше немой, чем раздражающий. Но геймеры наныли смену парадигмы, а теперь им не нравится разговорчивый П-3.

Да, он матерится, но он же отмороженный в прямом смысле киборг-вояка, бегающий от роботов-убийц. Вообще удивительно: насколько люди защищают мат от цензуры, настолько же они открещиваются от ругающихся героев. Я же сама стараюсь не ругаться, но занимаю сторону персонажей-матершинников, если их образы мне кажутся цельными. Да и иногда приятно хотя бы в игре примерить шкуру агрессирующего по уважительному поводу бугая! Достается в первую очередь спорным героям, как Данте из DmC и Фрей из Forspoken, но ставят им в вину именно речь, хотя запрос на ругательства персонажей органический– вон, в FFXVI команда хочет разрешить герою браниться.

Я видела в том числе и недовольство тем, что П-3 реагирует слишком как игрок. И-и-и… лучше было бы, чтоб противоположным образом? А что с мета-комментариями, как в каком-нибудь High on Life, они норм?

Неужели единственный приемлемый герой – это суровый Букер-Дженсен-Кратос? Неужели игры обречены до бесконечности воспроизводить одного и того же стоического мужика со сложным лицом и шершавым голосом? Для меня это проблема, я давно переела крутых хрипящих детективов.

Возвращаясь к вопросу ругани, я далеко не ее фанат и жестко против в общении со мной в жизни. Сама по себе она не плюс, но она может работать на персонажа. Фрей, по сюжету, бездомная гопница из банд, провалившаяся в волшебный мир, а Нечаев – ушибленный дуболом, вынужденный подчищать вилкой за умниками в советской НАСА. Важен не мат, важно то, что Нечаев вовлеченно реагирует, проявляет свою личность. Какой характер у Дженсена кроме как нордический? Какие у него интересы? Он собирает часы, но как это проявляется? Может ли он остановиться в Хэнша у витрины магазина для часовщиков и прикупить отверток? А Нечаев за сгущенкой пойти может.

Майор прочитал рецензии.<br />
Майор прочитал рецензии.

И хоть бы где написали про смену жанров. Ведь открытый мир в Атомике – это выживач с глобальными паззлами на местности. А в Полигонах они попробовали в Портал. Геймплейно не получилось, а вот атмосферы – ложкой ешь.

Некоторые претензии игроков попросту странные, и происходят скорее из общего негатива по отношению к игре. Такова, скажем, жалоба на необходимость открывать двери, ведь это основа прогрессии для многих игр, вспомните Dead Space, Resident Evil, Silent Hill. Трудно серьезно воспринимать недовольство невозможностью сохраняться везде, когда в игре щедро рассыпаны точки сохранения и даже есть несколько слотов, а текущий стандарт индустрии вообще-то – один сейв с ограничениями.

При этом мало отражения в отзывах находят QOL-решения в игре. Хотя бы перчатку-пылесос некоторые хвалят, а ведь свободный респек, прослушивание архивов на бегу и работа с руками героя в игре всем на зависть. В другой игре отметили бы до 6 видов экипированного оружия. Синергия между навыками хоть слабая но есть, и от иммерсива игра унаследовала общую вольность перемещения и взаимодействия с миром. Нечаева, например, никогда не запирают в горящем Москвиче, его всегда можно бросить, майор свободно плавает, его действия не прерываются автоматически.

Основные элементы экосистемы: Волан, Гриф, и генератор, название, которого я так и не запомнила.<br />
Основные элементы экосистемы: Волан, Гриф, и генератор, название, которого я так и не запомнила.

В Атомик Харт хватает проблем: баги, сюжетные неувязки, отсутствие обучения, малое разнообразие врагов и геймплейных ситуаций. Отсутствует повествования через среду: плакаты и вещи разбросаны по уровням случайным образом, крайне редко складываются в историю даже в сюжетно важных локациях. В инвентаре нет подписей у предметов и автосортировки. Под конец игры я боялась любой сложной геометрии, так часто в ней застревала, а последние Полигоны искала по гайдам. Четыре вида замков, возможно, слишком много. Открытый мир спорный и недоделанный, вождение вообще ужасно. У меня есть вопросы по количеству мата и домогательствам Элеоноры. Я даже не в восторге от использования музыки в отличие от многих.

Маяк изнутри. Что тут слоник и чертежи делают?<br />
Маяк изнутри. Что тут слоник и чертежи делают?

Но также Атомик Харт – редкая новая IP, невиданный доселе мир с трипл-А визуалом. Игра дарит свежие впечатления. Ок, сказывается политика, но у меня вообще ощущение, что я перестала понимать реакции прессы, это лишь один из примеров. Хорошо-хорошо, мотивация играть тоже может быть разной, и не всех привлекает погружение в новые вселенные. Все равно Восторг и Колумбия считались раньше вершинами игровой индустрии, ведь это уникальные, насыщенные визуально и тематически сетинги. Mundfish создали свой, разве это не достойно восхищения? Российский игрок читает их работу как интертекст, получает удовольствие от отсылок, а для иностранного – это возможность получить новый опыт, погрузиться в чужую культуру, редчайшая и на неплохом техническом уровне. И ее встречают с недоверием, презрением, негативом. Не ее одну за последнее время, хоть и, возможно, хуже других. Только что Хогвартс потонул в скандале, и про Forspoken писали дичь, мол, «недостоверно передана суть американской пенитенциарной системы».

Ладно даже глупость про восхваление СССР в игре про истребление злых советских роботов, проданной как антиутопия, квакающей как антиутопия, отсылающей к антиутопиям. Люди явно ничего не знают про российский постсоветский постмодерн, и не узнают, хотя игра давала шанс. Меня беспокоит, что не принят сам отход от привычных формул, отрицается более непосредственный и приземленный герой, не вызвало отклика окно в новый культурный пласт, почти никто не отходит от конъюнктуры. Люди не смотрят на суть и контекст – что это первая игра студии, что они пробовали разные жанры, осмыслили их по-своему и связали. Интересно же наблюдать, как находят или не находят в игре отражение разные принципы дизайна: так, например, вентиляция в Атомике круглая, а не квадратная, потому что круги и шары основа стиля. Даже Грангер спрашивал в комментах (без негатива к нему, он у нас последний, надо беречь Грангера), почему надо обращать внимание, что игра дебютная. Но игры делают люди. В кино нормально интересоваться состоянием режиссера, в музыке мы отслеживаем, протрезвел ли солист, в живописи выделяют периоды.

Короче, я не чувствую в отклике на Атомик Харт понимания игр, любви к ним. А что есть анализ без любви? И если так топить новое, избегать любопытства, индустрия задохнется.

Конечно, если долго копать, можно найти и осмысленные, глубокие мнения, в том числе позитивные. Исключения есть, но общий дискурс разочаровывает.

Я не могу сказать, что впечатления от мира Атомик для меня именно приятные. Вселенная игры мне показалась болезненной и жуткой. Но я понимаю, что она как-то повлияла на мои заплывшие мозги, заставила чувствовать, запомнилась. И мне кажется, что это оценили на релизе недостаточно. Есть что-то неправильное в критике, которая понимает только знакомое, ну, может, японцам еще все прощает по традиции, и то в рамках их собственных жанров.

В общем, если даже диалоги с мертвыми типа обсуждения Буравов с их настройщиком – это фу и bizarre, а не wow, индустрия еще долго будет биться в самоповторах, ведь получается, что широкая аудитория готова принимать только старое и знакомое. И это мне не нравится.

595