NVIDIA устроила революцию? Анализ анонса GeForce RTX 4000⁠⁠

NVIDIA устроила революцию? Анализ анонса GeForce RTX 4000⁠⁠

Итак, Nvidia анонсировала новую линейку видеокарт GeForce 40. Напомню, что в предыдущем поколении AMD с помощью своей технологии апскейла FSR разделала в пух и прах их хваленую DLSS. Эксперты даже начали говорить о том что это полный провал концепции Nvidia – потому как DLSS работает на специальных тензорных ядрах, которые отжирают кучу места на чипе.

Да, они также используются и для помощи блокам рейтрейсинга, но это до сих пор слишком нишевое применение. Поэтому подход AMD, где обошлись общими вычислительными блоками, многие посчитали более соответствующим нынешним реалиям. Тем более что современные консоли также выбрали именно этот подход, сделав рейтрейсинговую супер-мощь видеокарт Nvidia еще менее востребованной.

Поэтому была интрига: как ответит Nvidia? Будет упорствовать с технологией тензорных ядер? Или отринет ересь и обратится к свету, вернувшись в лоно традиционных вычислительных блоков? В итоге Nvidia не подвела ожиданий, и выбрала третий путь — устроив еще одну революцию.

Она представила технологию DLSS 3.0, которая уже не просто растягивает картинку, генерируя дополнительные пикселы. Вместо этого она рисует целые кадры, увеличивая производительность в играх до 4 раз! Идеяаж подсмотрена у современных телевизоров: их «уплавнялки» тоже рисуют дополнительные кадры, повышая плавность изображения. Правда в динамических сценах эта технология начинает работать из рук вон плохо: информации для создания промежуточных кадров при скорости в 24 fps просто не хватает.

Однако игра — это совсем другое дело. У игровой «уплавнялки» есть возможность получать дополнительную информацию — в частности, данные об объектах и векторах их движения. Также в распоряжении DLSS есть на порядки больше вычислительной мощности, чем у процессоров ТВ. Эта мощность (305 триллионов операций в секунду) тратится на сравнительный анализ кадров для выявления сложных закономерностей между перемещениями пикселей и объектов (частиц, отражений, теней и прочего). Сопоставляя эти данные с данными о векторами движения, можно точно воссоздавать происходящие в сцене изменения геометрии.

По сути, эта технология снижает процессорозависимость любой игры. В разы! Процессору достаточно наклепать 20-30 кадров, создать "костяк" происходящего, а видеокарта своими мощностями дорисует нужный fps. В принципе, вся игровая индустрия уже давно подумывает как бы переложить задачи с тормозного процессора на шустрые видеокарты. И вот пожалуйста - максимально простое и элегантное решение, хоть и не радикальное. Конечно, освободившихся мощностей не хватит чтобы физику крутую запилить, или еще что. Но все же лучше чем ничего.

Ну и все это накладывается на прорыв в производительности железа. GeForce 4090 имеет аж 76 миллиардов транзисторов, 18 тысяч CUDA-ядер и производительность почти в 90 терафлопс. При этом энергопотребление составляет 450 Вт, всего на 100 Вт выше, чем у GeForce RTX 3090. Стоит это чудо 1600 баксов. GeForce 4080 с 16 ГБ стоит $1200 и потребляет 320 ватт. GeForce 4080 с 12 ГБ имеет вполне гуманный ценник в $900 и потребление в 285 ватт, при этом она в 2-4 раза производительнее 3080 Ti. Чем тяжелее сценарий (типа рейтрейсинга в 4К), тем больше превосходство. И да, это БЕЗ учета работы DLSS.

Вообще, все и так давно знали что Nvidia лишь притворяется. Они ушли далеко вперед от AMD, и лишь играли в конкуренцию, не желая усложнять самим себе жизнь. Но видать, AMD все же прижала их в этом поколении, и они решили показать, кто на рынке хозяин. Хотя инсайдеры клевещут что инженеры до последнего не могли решить, а не сделать ли им шину памяти поуже и самой памяти поставить поменьше? Так что, возможно, на характеристиках видеокарт еще успели сказаться последние события — и крушение рынка, и проблема с запасами 30-ой серии, и избыток заказанных мощностей на TSMC.

Как бы то ни были, презентация прямо порадовала. Скорость, цены, фишки, да еще умеренное энергопотребление - зря слушали инсайдеров, предсказывавших потребление в 800 ватт. Конечно надо подождать мнения экспертов и независимых тестов. Ну и реальных цен в магазинах заодно. Но в целом, похоже, технологии решили тряхнуть стариной и вспомнить славные деньки, когда такие революции случались каждые пару лет как по расписанию. Сегодня они случаются куда реже, но Nvidia показала что есть еще порох в пороховницах, ягоды в ягодицах и ежи в рукавицах. Ждем теперь, чем ответит AMD!

55
8 комментариев

Наивные лозунги. Вот как только выйдут в массы и с ними будет все ок, то тогда уже и оценивать можно будет.

Ответить

Чет походу ты плохо понимаешь что пишешь вообще, все в кучу намешано. Уже по первому абзацу:
1) ртх и тензорные ядра - разные вещи
2) у амд (и консолей, ибо там амд) тоже есть отдельные блоки в ГПУ для трассировки
3) у интела плюс к отдельным блокам трассировки еще и, как у нвидиа, так же отдельные аналоги тензорных ядер есть для их собственного аналога длсс
4) сами тензорные ядра вообще изначально для рабочих видеокарт и обсчета нейронок придумали, а не игр. Уже постфактум придумали, как их еще и в игры прикрутить. Да и ртх ядра используются для разной работы с графикой вовсю

В общем, по матчасти точно незачет.

Ответить

1. РТХ у Энвидиа без тензорных ядер не работает, они отвечают за обработку
2. Естественно есть, кто сказал что нет? Речь идет именно о наличии/отсутствии тензорных ядер
3. Да, Интел зря приписал, в первом варианте кстати и не было ее, не помню зачем потом вставил.
4. Верно, я об этом помнится еще несколько лет назад рассказывал, в обзоре двухтысячной серии :)

Ответить

Я чувствую Москву таки переименуют в Старые Васюки...

Ответить

Интересная статейка

Ответить

Ну как мне FSR будет более широко применятся из-за не такой сильной привязке к конкретной видеокарте, к тому же на консолях есть. Главное чтоб что-то из этого стало стандартом на выходе игр и соответственно быстрой адаптацией уже вышедших игр под эти возможности

Ответить

Посмотрим что AMD выкатит, если смогут повторить соотношение по производительности без лучей как в текущем поколении, при этом оставаясь в пределах разумного по габаритам, электрической мощности и теплу, а главное цене, имхо есть шанс укрепить позиции на рынке как минимум в нише бюджетных и компактных решений, да и за миддл поборются.

Ответить