Сергей Прокофьев: как первая любовь может повлиять на всю жизнь

Сергей Прокофьева называют Моцартом двадцатого века. Он — автор саундтреков к фильмам Эйзенштейна, жизнерадостной оперы «Любовь к трем апельсинам», балета «Ромео и Джульетта» и Седьмой симфонии, которые были признаны шедеврами в мире классической музыки. Даже если вам кажется, что вы ничего про него не знаете, одну мелодию вы слышали точно: Прокофьевский «Танец рыцарей» звучит в песне Робби Уильямса «Party Like a Russian».

Сергей Прокофьев: как первая любовь может повлиять на всю жизнь

Первой серьезной любовью Сергея Прокофьева была Нина Мещерская, дочка одного из самых крупных промышленников в России. Они познакомились, когда ему было 19, а ей — 15.

Сестры Нина (слева) и Наталья (справа) Мещерские
Сестры Нина (слева) и Наталья (справа) Мещерские

Сергея в дом к Мещерским привел их общий друг в один из музыкальных вечеров. Знакомство сначала не заладилось: Ниночка в гимназии пролила на ладонь чернила и весь вечер пыталась это скрыть, а Сергей перед уходом насмешливо шепнул ей, что клякса вполне заметная.

Впечатление о Сергее у Нины сложилось двойственное: с одной стороны, его талант был очевиден, но с другой — были в нем и недостатки. Нина в своих мемуарах писала, что Прокофьев был избалован вниманием — от мамы, которая обожала единственного сына, от учителей в консерватории, которые называли его музыкальным гением уже в столь юном возрасте, от девушек-студенток, которые без конца звонили ему по телефону. Его внешний вид тоже отличался от того, что Нина с сестрой привыкли видеть в молодых людях: их окружали юноши в военных мундирах, а он щеголял в сюртуке, полосатых серых брюках, с белым платком в кармашке на груди, и — главная сенсация — он был надушен французскими духами.

Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев

Сергей стал появляться в доме Мещерских все чаще — и на музыкальных вечерах, и просто так: дошло до того, что он приезжал к Мещерским летом на дачу в Крым, где и начались первые попытки ухаживаний. Однако дальше ничего не зашло: лето закончилось, Нина с матерью и сестрой уехали в Швейцарию, чтобы поправить здоровье, и вернулись в Петербург только через пару лет, когда Нине уже было 18.

Прокофьев снова появился в ее жизни — но он, казалось, забыл о своих летних ухаживаниях. Теперь Сергей вызвался давать ей уроки музыки.

Их отношения стали развиваться летом 1914 года, когда Сергей приехал к Мещерским в Кисловодск. Там он занимался оркестровкой Симфониетты и продолжал давать уроки Нине. В доме, казалось, не замечали, как сблизились двое молодых людей, только сестра Нины недовольно морщилась.

Как-то раз Прокофьев подарил Нине рукопись его первой оперы «Маддалена» и сказал: «Вот самое дорогое, что у меня есть, я ее написал в двенадцать лет. Храни ее всегда, кроме тебя никому бы не отдал».

Мысли о браке у Нины и Сергея появились еще летом, когда они отдыхали в Кисловодске, но Нина боялась реакции родителей. В то время как раз началась Первая мировая, но Сергея на фронт не забрали — он был единственным сыном в семье. Прокофьев уехал в Италию, где познакомился с Дягилевым и начал договариваться о постановке своего балета «Ала и Лоллий».

Вернувшись из очередной поездки в Италию, Сергей предложил Нине как можно скорее венчаться и уезжать вместе с ним. Но ее родители не дали согласие на их брак — негоже связывать жизнь с музыкантом. Нина хотела сбежать из дома, но побег не удался. Потом – революция, гражданская война. Нина перешла Финский залив, чтобы попасть в Финляндию – шла пешком по тонкому льду. Ничего с собой она взять не могла, поэтому доверила рукопись «Маддалены» давней подруге. Потом связь с ней оборвалась, и Нина считала рукопись утерянной. Но уже после смерти Прокофьева она узнала, что «Маддалену» отправили вдове композитора. Нина закончила главу о Прокофьеве в своих мемуарах словами: «Даже этот поистине царский подарок я не сумела сохранить». За всю свою жизнь Сергей так больше и не увидел Нину.

Хотя они могли встретиться: в середине двадцатых, когда и Нина, и Сергей были в Париже, их приглашала к себе общая знакомая, оперная певица по фамилии Кошиц. Но Нина на встречу не приехала – у Сергея к тому моменту подрастал сын, рожденный в браке с Линой Кодиной, и Нина не видела смысла во встрече. «Я считала, что так лучше, во всяком случае, для меня...» – так Нина напишет в своих мемуарах. Уже потом она узнает, что Прокофьев ждал ее приезда весь вечер.

В конце тридцатых Сергей познакомится с молодой студенткой Мирой Мендельсон, с которой он и проведет последние годы свои жизни. Прокофьев как-то заметил, что Мира была очень похожа на Нину, его первую любовь. И самое интересное: Сергей тоже предложил Мире бежать вместе с ним, и на этот раз план сработал. Только ему уже было не 20, а 50. Она сбежала к нему в Ленинград, а он ушел из дома, оставив жену и двоих сыновей.

Мира Мендельсон и Сергей Прокофьев
Мира Мендельсон и Сергей Прокофьев

Забавно, но в Википедии на страничке Прокофьева нет ни слова о Нине, хотя любовь к ней повлияла на всю его жизнь.

Ещё больше историй из жизни Прокофьева вы можете узнать в нашем выпуске.

1717
9 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Ну тут скорее про такой незакрытый гештальт, который все-таки удалось закрыть последней любовью в виде Миры Мендельсон)

1
Ответить

Саундтреков

Пиздец блять… Почему не микс-стейпов? Композиция это блять называется

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Вот вы ребята пишите с таким воодушевлённым просто слогом про Сергея Сергеевича Прокофьев, а ваше быдлячество в таких вот мелочах заставляет задуматься - вы ради хайпа пишите, чтобы вас считали за невиданных эстетов классики или вам правда нравится творчество этого великого композитора? Складывается впечатление что всё же первое.

Ответить

ну я же пишу статью не для учебника по истории музыки. саундтрек — понятный всем термин, это музыкальное совпровождение фильма. конечно, можно так и сказать, "музыка к фильму", но смысл же не поменяется

Ответить