Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 26-28

Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 26-28

Урок 26. Do, do, do, look out your back door (строчка в припеве песни Lookin' Out My Back Door группы Creedence Clearwater Revival, которую можно перевести как "Ду-ду-ду", поглядывая на черный ход!" - прим. перевод.)

После второго визита к Мод, когда она "ни хрена не слушает" ни одного его слова и настаивает, чтобы он посетил ее врача, Чувак едет домой в хорошем настроении. Он слушает Creedence Clearwater Revival, курит косяк и пьет пиво. Хотя он нарушает несколько законов одновременно, нам нравится наблюдать за тем, как он получает удовольствие - ведь это так необычно для него. Наблюдать за тем, как Чувак развлекается, все равно что смотреть, как Супермен стреляет лазерными лучами из своих глаз.

Можно спорить о том, почему Чувак так счастлив в этот момент - в конце концов, вполне вероятно, что несколькими минутами ранее доктор засунул палец в анус Чуваку, чтобы взять образец спермы (мы выясним это позже). Однако смешивать его хорошее настроение с клинической эякуляцией, которую произвел врач-мужчина средних лет, - это, конечно, перебор с точки зрения уступчивости Чувака.

Почему Чувак счастлив? Лучше было бы спросить: Почему нас удивляет безусловная радость? И почему мы сами не испытываем ее чаще? Даже в самой несчастной жизни есть так много того, что можно оценить. В конце концов, в его машине играет песня "Lookin' Out My Back Door", которая рассказывает о воображаемом параде причудливых видений, проходящих перед автором песен Джоном Фогерти, когда он позволяет своему разуму блуждать. Это одна из немногих классических рок-песен, воспевающих не только секс и его разновидности, но и благотворное влияние, которое воображение и медитация могут оказать на измученную душу. "Черный ход" в песне, несомненно, ведет в бессознательное. Но кто знает, может быть, это относится и к его анусу.

Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 26-28

Урок 27. Несколько бургеров, немного пива, немного смеха. Наши проблемы закончились, Чувак.

Вскоре после этого, отчасти из-за травки и пива, Чувак разбивает свою машину. Пытаясь выбраться из поврежденного автомобиля, он с удивлением обнаруживает скомканный кусок домашней работы, зажатый в сиденье. Это ключ к разгадке того, кто угнал его машину и, предположительно, скрылся с миллионом долларов! В традиционном фильме это был бы поворотный момент. Но в "Большом Лебовски" это просто еще один уморительный поворот не туда.

Имея в своем распоряжении больше ресурсов для расследования, Уолтер надевает деловой костюм и берется за дело - то есть выясняет, чья это домашняя работа и где он живет. Довольный тем, что им удалось вернуть деньги, Уолтер говорит, что их "неприятности закончились", предвкушая веселье, которым они вскоре насладятся после того, как закончат терпеть танцевальный квинтет Марти или, как выражается Уолтер, "вот это".

Этого, конечно, не происходит. Коэны не позволяют Чуваку более чем краткий миг удовлетворения или надежды, прежде чем снова и снова выдергивают ковер из-под его ног. И все же фраза "бургеры, пиво и смех" указывает на самую суть фильма: Да не было там никаких гребаных проблем, чувак! Ты заменил одну куклу на другую. Другими словами, все неприятности в фильме были созданы самими героями. А любое настоящее удовольствие, которое можно было найти в жизни, можно было недорого получить от бургеров, пива и смеха. И это до того, как в их жизни появился пресловутый миллион долларов. Давайте не забывать, давайте НЕ забывать... не забывать об этом.

То, что мы зациклены на жизни, не делает нас глупцами.

Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 26-28

Урок 28. У нас тут языковая проблема.

После того, как Уолтер и Чувак отвезли быстро разрушающуюся машину Чувака к его дому в Долине, они вошли в дом предполагаемого вора и столкнулись с 15-летним подростком, вывалив на него домашнее задание (в пластиковом пакете, для драматического эффекта) и требуя ответа. И тут происходит невероятное. В фильме, где все персонажи "болтают" без конца, ребенок, который имеет ответ на все вопросы (во всяком случае, части), не произносит ни слова, пока они здесь занимаются делом!

Для человека, привыкшего использовать язык (как и оружие) для того, чтобы доминировать над другими людьми, упрямство является непростительным нарушением правил ведения боя - помните, что для Уолтера нигилизм хуже нацизма, потому что даже злой аргумент предпочтительнее, чем вообще никакого. Отказ малыша Ларри играть по правилам Уолтера, естественно, приводит Уолтера в бешенство. "У нас тут языковая проблема!" - кричит он, прежде чем выйти на улицу, чтобы наказать его, разбив новенький "Корвет", который, как он думает, Ларри купил на часть миллиона долларов. Эхом здесь звучит жестокая угроза, с которой начальник тюрьмы обратился к Хладнокровному Люку: "У нас тут неспособность к общению" ("Хладнокровный Люк" - драматический фильм 1967 года режиссёра Стюарта Розенберга по одноимённому роману Донна Пирса с Полом Ньюманом в главной роли, - прим. перевод.). Другими словами: Проблема в том, что вы отказываетесь позволить мне властвовать над вами. И на самом деле, малыш Ларри предвещает последующую сцену, в которой Чувак делает точно то же самое. Малыш Ларри может на самом деле оказаться Малышом Лебовски на подходе.

Во многом весь фильм можно рассматривать как экзегезу "языковой проблемы", против которой выступает Уолтер. Хотя Уолтер возмущен тем, что Ларри не отвечает ему, сам он никогда не позволяет никому не соглашаться с ним. Что толку вступать в дискуссию с тем, кто уже провел свою линию на песке? Несмотря на то, что он якобы является "гребаным тупицей", малыш Ларри оценил свое положение и рефлекторно решил, что в общении со своими противниками он должен использовать джиу-джитсу. Это немое эхо принципиального "К черту!" Чувака перед Большим Лебовски.

Возможно, это связано с тем, что его так искусно обманули, что здесь мы впервые видим Чувака совершенно не в своей тарелке.

Безусловно, это его самый нечуткий момент в фильме; он опускается настолько низко, что проклинает молодежь перед умирающим отцом, и даже утверждает, что они "знают", что Ларри взял деньги! Чувак, ты ведешь себя очень не по-чувачески. К счастью, эта короткая история с Чуваком длится недолго.

Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 26-28

Как показывает современная политика и опросы Гэллапа (Gallup, Inc. - американская аналитическая и консультационная компания, базирующаяся в Вашингтоне, округ Колумбия. Основанная Джорджем Гэллапом в 1935 году, компания стала известна своими опросами общественного мнения, проводимыми по всему миру, - прим. перевод.), очень немногие люди сдвигаются со своих жестко охраняемых позиций и даже не прислушиваются к аргументам других. Как пишет Стивен Кови в книге "Семь привычек высокоэффективных людей", мало кто действительно слушает друг друга. Применять "эмпатическое" слушание - значит понимать, что общение гораздо сложнее, чем просто серия знаков, сигналов и символов. Если кто-то не готов слушать, зачем тратить свою энергию? В дудеистской версии этой пошлой поп-песни можно сказать следующее: "Ты говоришь лучше всех/Когда ничего не говоришь/Как каменная стена" (возможно, имеется в виду песня кантри-певца Кита Уитни When You Say Nothing at All из альбома Don't Close Your Eyes 1988 года, в которой есть строчки "You say it best/When you say nothing at all", - прим. перевод.).

И все же понимание языка как подвижного, творческого процесса, с которым нужно играть и сражаться, - это первый шаг к тому, чтобы стать чуваком. Не хитрый лингвист, но милый, Чувак играет со словами и фразами, как будто они являются частью какой-то сумасшедшей игры, повторяя то, что он подслушал у других персонажей фильма, постоянно изобретая идеи для новых ситуаций. Другие персонажи используют язык и разговор агрессивно. Например, Уолтер направляет все разговоры в сторону войны во Вьетнаме, Мод использует язык как метод социального расслоения, а Джеки Трихорн использует разговор лишь как инструмент отвлечения и манипуляции. Но Чувак использует его для поиска синтеза. Заимствуя идеи и фразы у других персонажей, он сплетает из нитей чужих утверждений своего рода эпическую укуренную поэзию.

Конечно, не только Чувак повторяет реплики других персонажей. Во вселенной "Большого Лебовски" некоторые фразы и слова, такие как "китаец", "просто жить", "язык нашего времени", "где деньги, Лебовски?", "эта агрессия недопустима", "не смешно", "твой ответ на все", "ничего не похерено", "делай как знаешь, чувак" и т.д. плавают вокруг и населяют мозг персонажей, как духи. Каждый раз, когда фраза повторяется в другом контексте, это помогает понять, насколько мы являемся продуктом нашей культуры, а не наоборот. Тем не менее, Чувак, кажется, ориентируется в этом потоке странных клише с большим изяществом, чем остальные, используя их осторожно и на расстоянии вытянутой руки.

Авторы: их архичувачества Оливер Бэнджамин и Дуэйн Ютси

Перевод: преподобный Деня Нейман (Денис Новиков)

1.3K1.3K показов
392392 открытия
11 репост
Начать дискуссию