Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 32-34

Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 32-34

Урок 32. Не обращайся с вещами как с женщинами, чувак.

Очнувшись в кабинете начальника полиции Малибу, Чувак узнает, что Джеки Трихорн вызвал полицию, потому что на его вечеринке он вел себя "неподобающе". Все еще находясь под воздействием наркотического коктейля, Чувак бормочет: "Джеки Трихорн обращается с вещами как с женщинами, чувак". Как мы уже упоминали выше, какой фрейдистский промах может лучше подытожить фетишизацию и сексуализацию технологий в последующее десятилетие и в 2000-е годы?

Несколько раз в фильме Чувак оказывается случайным пророком. Так же как он видел, куда движется наша агрессия, указывая 11 сентября 1991 года в своем чеке, когда он смотрел, как Буш-старший объявляет войну Ираку в начальной сцене, так и его гибкий ум предчувствует, что ждет мир, когда речь заходит о сексе и коммерции. В 1990 году (когда должен был состояться фильм) и даже в 1998 году (когда он был снят) мир еще не представлял себе, до какой степени люди будут "относиться к вещам как к женщинам", то есть как к объектам желания.

Помните, что до выхода iMac в 1998 году большинство гаджетов были желанны исключительно за их утилитарную экономичность, а не за их "сексуальную" эргономику. Как дела с развратом, Джобси? В наши дни он повсюду. Только четыре непоколебимо ироничных глаза братьев Коэнов увидели бы, что увлечение гаджетами - это разновидность порно, а не просто канал для его распространения. И это круто. Но опасность технолюбви та же, что и опасность порно: а именно, отрыв от более естественного образа жизни, который дает возможность человеку чувствовать себя здоровым и счастливым.

Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 32-34

Урок 33. Поддерживай свой разум в тонусе.

Чувак возвращается в свой дом и обнаруживает, что Джеки Трихорн перерыл его в поисках пропавшего миллиона долларов. Но наконец-то Чувак получает свой день под солнцем - или, скорее, под луной. Мод ждет его там и приглашает вступить в "естественное, пикантное предприятие". Вы имеете в виду соитие? О, да, мистер Лебовски.

Именно в уютном, туманном, посткоитальном послевкусии собачьего дня (dog-day - на сленге означает самый жаркий или тяжелый день, - прим. перевод.) Чувак, наконец, разгадывает тайну всего дела о похищении. Инь и янь соединяются, чтобы все упорядочить. Изменчивая, попеременно возбудимая и восприимчивая натура Чувака дала ему гибкость, чтобы "приступить к делу". И это повышает шансы на зачатие. Хотя он утверждает, что именно "строгий режим приема веществ" поддерживает его разум достаточно гибким, чтобы разобраться в этом "сложном деле", мы знаем, что вещества - это не просто дурь или выпивка. Нет, Чувак просто обдолбан жизнью, и именно "лимберальное" мышление (речь идет о развитости у Чувака лимбической системы - совокупности ряда структур головного мозга, которые имеют большое значение для возникновения и обработки эмоций, а также мнемических процессов, - прим. перевод.) позволяет ему видеть лес за деревьями так, как это невозможно для всех остальных участников фильма, слишком "трезвых" для этого.

Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 32-34

Урок 34. Ты чертовски прав, мы живем прошлым.

Когда Мод рассказывает Чуваку, что у ее отца нет собственных денег, и вообще он всю жизнь был неудачником в бизнесе и во всем остальном, Чувак понимает, что его разыграли как дурака. Да не было у него никаких денег! Большой Лебовски присвоил деньги и дал Чуваку пустой чемодан, чтобы тот отдал его похитителям. Внезапно мир стал прямо-таки библейским: кроткий возвысится, гордец будет низложен. Когда Чувак возвышается, Большой Лебовски оказывается низложенным. А еще лев ложится в постель с ягненком. И вскоре мы узнаем, что есть еще и Малыш Лебовски, который будет рождаться из поколения в поколение.

Более того, как бы подчеркивая ветхозаветный характер всего этого нового дерьма, впоследствии раскрывается тайна еврейства Уолтера. И именно здесь проясняется весь размах и масштаб фильма. Оказывается, "Большой Лебовски" еще больше, шире и глубже, чем мы могли себе представить.

Поскольку его сломанная машина не может доехать до Пасадены, Чувак снова обращается к Уолтеру, требуя, чтобы тот подвез его, даже если это Шаббат, еврейский день отдыха. Уолтер соглашается, но жалуется, что это не такая уж срочная ситуация, чтобы нарушать строгие законы трехтысячелетней давности. Тут Чувак наконец-то бьет Уолтера по самому слабому месту, указывая на то, что он на самом деле не еврей, что он принял иудаизм, чтобы угодить своей бывшей жене, и придерживается старозаветной религии только для того, чтобы сохранить связь со своей утратой.

Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 32-34

В этот момент легко увидеть, что это просто забавный маленький кусочек развития характера - что одержимость Уолтера иудаизмом - это просто произвольное отражение того, как он все еще грустит о разводе пятилетней давности. Но в фильме, где Чувак одет как библейский Иисус и соблюдает моральный кодекс Назарянина; в котором на самом деле есть развращенный персонаж по имени "Иисус"; в котором персидские ковры, вавилонские зиккураты, еврейские традиции и ханаанский пейзаж Лос-Анджелеса играют столь важную роль, трудно не увидеть в этом не только средство "свернуть все это", но и "свернуть" последние "3 000 лет прекрасной традиции".

Как Чувак не желает слепо плыть по "волне будущего", отвергая большую часть кодекса прогресса, так и он остро осознает калечащую тяжесть истории. Идеология во всех ее формах - это пагубное сочетание "жизни гребаным прошлым" и тревожных попыток оседлать "волну будущего". Как и многие популярные гуру самопомощи, Чувак проводит большую часть своего времени, живя в своем "времени и месте" и с осторожностью заимствуя из других временных зон, чтобы вдруг не перейти в зависимость от какой-то экзистенциальной надстройки.

Таким образом, именно здесь братья Коэны предоставляют самый широкий угол зрения во всем своем кинематографическом наследии. Когда Уолтер кричит: "3000 лет прекрасной традиции, от Моисея до Сэнди Куфакса (Сэнди Куфакс - американский игрок в бейсбол, играл на позиции питчера, стал самым молодым игроком, когда-либо избранным в национальный бейсбольный Зал славы, - прим. перевод.)... Ты чертовски прав, я живу прошлым!", широта того, что они передают, кажется довольно ошеломляющей. Кажется, что, как и Уолтер, мы тоже живем прошлым, привязанные к мировоззрению, от которого отвыкли. Это все часть нашей больной цивилизации!

За исключением незначительных изменений, Америка и большая часть западной цивилизации по-прежнему оперируют древним мировоззрением, зародившимся на заре западной культуры, которое довольно устарело и, возможно, не приспособлено для нашего времени и места. Мы должны двигаться дальше и оставить его позади, если хотим вступить в Новую Чуваческую Эпоху (the New Dude Age - аналогия с Нью-Эйдж, "новой эпохой" - общим названием совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. В более узком смысле этот термин используется для описания идеологически и иногда организационно связанных религиозных движений, идеологи которых оперируют понятиями "Новая эра", "Эра Водолея" и "Новый век", а также иногда именуют себя таким образом, - прим. перевод.).

Авторы: их архичувачества Оливер Бэнджамин и Дуэйн Ютси

Перевод: преподобный Деня Нейман (Денис Новиков)

1.4K1.4K показов
164164 открытия
11 репост
Начать дискуссию