Что не так с вампирами?

Сегодня у нас супергероика от практически флагманов индустрии - компании Sony Pictures. Основанная на комиксе об одноимённом антигерое, с бюджетом в 75 миллионов, CGI-графикой и именитыми актерами. От режиссёра Даниэля Эспиносы («Живое», «Код доступа Кейптаун») и сценаристов, номинированных на «Золотую малину» за «Богов Египта» Мэта Сазама и Берка Шарплеса.

Морбиус (2022)
Морбиус (2022)

Осторожно, впереди спойлеры!

У Майкла Морбиуса (Джаред Лето) редкое заболевание крови. Ребенком он знакомиться в больнице со своим будущим другом Майло (Мэтт Смит). О них заботится директор учреждения и их приемный отец Эмиль Николас (Джаред Харрис). Видя незаурядный интеллект Майкла, Николас отправляет его на учёбу в медицинский университет. Проходит много лет, Морбиус становится известным специалистом, который исследует заболевания крови. На деньги своего друга Майло он целенаправленно и самозабвенно ищет лекарство от их общего недуга. Но постепенно эксперименты приобретают сомнительный и опасный характер, включают опыты с использованием ДНК летучих мышей.

Такая завязка у 104-минутной картины во франшизе «Вселенная Человека-паука от Sony». На данный момент в её рамках снято 3 фильма - «Веном 1,2» и «Морбиус». Последний неоднократно откладывался и переносился из-за пандемии. И, возможно, картине следовало бы подождать ещё несколько лет. Десятков лет.

Главная проблема фильма - история. И это не удивительно: за плечами сценаристов такие картины как «Могучие рейджеры», «Боги Египта», «Последний охотник на ведьм» и «Дракула». Историей о валашском князе, любителе кольев, уже пытались заложить основу Тёмной Вселенной компании Universal, но это не особо получилось. И вот теперь, спустя 8 лет, в рамках другой вселенной еще один вампирский фильм.

Что же мы видим? Главного героя без предыстории, которому мы не можем сопереживать. Буквально два раза нам пытаются показать доктора Майкла Морбиуса с человеческой стороны - он дарит больной девочке оригами, дежурит у её кровати. Но кажется, что всё это сделано мимоходом, как формальный маркер хорошего гуманного человека. Даже наёмников он убивает исключительно неправильных, плохих. Они настолько отвратительны и кровожадны, что играют в карты, грубо разговаривают и оскорбляют коллегу доктора Морбиуса - Мартину Бэнкрофт (Адриа Архона). По словам агента ФБР Родригеса (Аль Мадригал), за убитыми в любом случае есть грехи, и по ним никто горевать не будет. Сказать, что это работает на пользу истории, всё равно, что утверждать, что картина полна неожиданных поворотов.

Ох уж эти генетики!
Ох уж эти генетики!

Вводят в тупик способности главного героя. С одной стороны, особое место в фильме уделено науке и научному подходу. Складывается впечатление, что сценаристы хотели рационализировать вампирскую тематику, например, как в «Ложной слепоте» Питера Уоттса. Но сделано это непоследовательно. Почему герой умеет летать? Почему вокруг него присутствует дымка? Почему он управляет летучими мышами? Откуда их столько в нью-йоркском метро? Почему ожила возлюбленная доктора? Не думайте, что картина попытается ответить на эти вопросы. Максимум что вы услышите, это ирония над наивными представлениями о вампирах (святая вода, солнечный свет).

Но антагонист такой же фрагментарный. Это человек, о котором мы знаем ещё меньше. Он противостоит главному герою, только потому, что фильму нужен злодей. Ближе к финалу нам абсолютно всё равно, удастся ли доктору-вампиру одолеть своего визави, выживет ли возлюбленная и погибнет ли приёмный отец. События, которые должны наполнить историю драматизмом и глубокими переживаниями, воспринимаются как обязательное приложение к коротким экшен-сценам.

Он тоже доктор
Он тоже доктор

Ладно, например, сюжет и выписанные герои - это не то, чего ждёшь от супергеройского боевика про вампиров. Что насчёт экшена? А с ним всё ещё хуже, чем со сценарием. Сразу бросается в глаза отсутствие крови. Например, в начальной сцене первого «Блэйда» в клубе больше красного, чем во всём «Морбиусе». Это, конечно, весьма странно. Желание оставить рейтинг PG-13 приводит к тому, что мы видим лишь редкие красноватые пятна на шеях жертв и слышим заявления агентов ФБР, что тела обескровлены. Таким образом, в фильме о вампирах нет крови, можно сказать, он обескровлен (парам-парам-пам-фьють). Зато в изобилии присутствует красный свет. Им залиты дороги, светятся вывески. Но естественно, это спасти не может, создать нужной атмосферы - тоже.

Красный цвет, всё что напоминает о вампирской теме
Красный цвет, всё что напоминает о вампирской теме

В фильме есть отсылки, причем такие тонкие, что если вы не фанат вампиров, разглядеть их трудно. Сцена с кораблем напоминает начало романа Брема Стокера «Дракула», а название корабля «Мурнау» - отсылка к режиссёру «Носферату». Возможно - это дань уважения, возможно - небольшой реверанс критикам, дескать: «Мы в курсе, что мы сниманием, а вдохновение черпали тут».

По итогу, это странный, невнятный фильм на вампирскую тематику. Если бы не его связь с мультивселенной, по всей видимости, история доктора Морбиуса была бы закончена. Но появление в сцене после титров Стервятника обрекает нас ещё как минимум на один невнятный фильм в будущем.

4 из 10

55
2 комментария

Морбиус собрал кассу в миллиард долларов в параллельной вселенной. Да будет Морбаллион у нас!

5
Ответить

С вампирами давно было что то не так, со времен расцвета жанра вампирского декаданса, когда образ ходячего трупа кровососа начали романтизировать в угоду женской аудитории, создавая некий ходячий комплекс всех не реализованных сексуальных фантазий. Та же Энн Райс начала за здравие, показав кровососов натуральными упырями, совершенно спокойно убивающие целые семьи и лишь притворяющийся людьми, продолжив жуткой хуергой в виде Истории Похитителя Тел, где небезызвестный Лестат Де Лионкур, впадает в тоску от одиночества, страдает от угрызений совести и состоит в половых отношениях с женщиной, а далее этот тренд подхватили не менее талантливые писатели у которых вампиры предпочитали скорее трахнуть кого ни будь нежели пустить в пищу.

2
Ответить