Как выглядит политика в мире Genshin Impact
Тейват - заповедник экзотических политических режимов. Сегодня разбираю Мондштадт
Недавно в знаменитой китайской гача-песочнице Genshin Impact вышло обновление, добавившее на карту Тейвата новый регион - Фонтейн, мир водного архонта Фокалорс. На волне любопытства я вернулась в заброшенную год назад игру и вспомнила, что набегала в Генше на 50-й уровень мира. Захотелось что-нибудь по этому поводу написать на ДТФ, но не делать же очередной разбор достоинств местных вайфу или обзор лучших сетов артефактов?
Потому я хочу порассуждать о том, что в этой игре действительно может удивить, а именно - политика и государственный строй регионов, которые посещает главный герой - Путешественник/Путешественница. Лор Геншина, на мой вкус, тяжеловесен, растянут и перегружен кучей бесполезных финтифлюшек, но придумывали его явно неглупые люди. Они сделали множество порой весьма остроумных отсылок к мировой истории, культуре, а главное - политике. В результате местные политические реалии - пожалуй, самый интересный элемент сюжета.
Оглавление
Политика в Геншине? Чего?
Вряд ли авторы планировали, что в игре про кошкодевочек и мальчиков в колготках кто-то всерьёз заинтересуется административным делением Инадзумы или разделением властей в Фонтейне, но вот она я, анализирующая тейватскую политику. Дело это непростое, так как большая часть лора рассказывается в диалогах, а они вызывают острое желание скипнуть их все до единого. Тем не менее, если отвлечься от болтовни Паймон про еду и не вдаваться в личную трагедию каждой летающей тыквы из сумерского леса, а охватить континент широким взглядом, окажется, что политическое устройство посещаемых Путешественником стран совершенно удивительное, и, подобно научным открытиям, заслужившим Шнобелевскую премию, сначала вызывает желание покрутить пальцем у виска, а потом заставляет задуматься.
В Тейвате вы встретите такие государственные строи и системы власти, которым нет аналогов не то что в реальном мире, но даже и в большинстве фентези-вселенных. При этом мейн-квесты почти всегда завязаны на разрешении глобального политического конфликта и касаются порой весьма любопытных политфилософских концепций.
Хотела написать лонгрид, но поняла, что он будет неподъёмным, если охватывать все открытые на данный момент регионы. Поэтому я намерена сделать серию постов. Один пост - один регион - один уникальный государственный строй. Я проанализирую, как выглядит политика, государственное и административное устройство и религия в каждом регионе, а также разберу отсылки к реально существующим политическим реалиям, нынешним и прошлым. Начнем с первого и самого простого региона на карте Тейвата - Мондштадта.
Немного общих положений
В земном мире у большинства цивилизаций есть мифология - набор представлений о древних временах, когда история была неписаной, а информация передавалась устно. В эти легендарные времена народами правили боги. В какой-то момент боги отошли от дел, передав свои полномочия простым смертным правителям, которые - вот совпадение - как правило дети или внуки этих богов. Так началась писаная история и правление людей. Пожалуй, самый известный пример подобной легенды о передаче власти - Япония, в которой императорский род до сих пор считается прямым наследником богини солнца Аматэрасу.
Однако, на земле переход от божественных правителей к земным случился очень давно, еще в конце Бронзового века. Мир Геншина же как раз находится в процессе этого перехода. Местные божества - архонты - постепенно отходят от дел, передавая бразды правления обычным людям. Где-то, как в Мондштадте, этот переход прошёл быстро и безболезненно. Где-то, как в Ли-Юэ, не обошлось без скандала и политического кризиса. Наконец, в таких регионах как Инадзума или тот же Фонтейн, архонты никуда не уходили и продолжают активно участвовать в местной политике.
А теперь посмотрим, как обстоят дела в Мондштадте.
Мондштат - вольный квазинемецкий средневековый город
Мондштадт - первый регион, открывающийся игроку на карте Тейвата. Он же самый простой в освоении. Здесь мы встречаем Паймон и начинаем путь к вершинам славы. Ставки ещё не высоки, а потому и вся местная история несерьёзная и сказочная.
Стилистически Мондштат напоминает тридевятое королевство: он компактный, лесистый и отличается типично западнофольклорными локациями - логово страшного волка, логово дракона, какие-то античные руины. Есть даже местная Одинокая гора - Драконий хребет. Основная сюжетка - тоже вполне классическая история про победу рыцаря над драконом. Правда, дракона нужно не уничтожить, а всего лишь образумить и вернуть на светлую сторону.
Само название "Мондштадт" говорит о том, что авторы вдохновлялись поздним европейским средневековьем, причем конкретно немецким. На это также указывает архитектура зданий с характерными каркасными конструкциями - фахверком, каменные стены города и элементы латных доспехов в одежде местных рыцарей. Храм архонта Барбадоса недвусмысленно отсылает к готическим соборам. Впрочем, штаб-квартира Ордо Фавониус выглядит совсем не средневеково: она обставлена скорее в стиле Эпохи Просвещения.
Храм Барбатоса и Храм Девы Марии перед Тыном в Праге
Элементы одежды местных героев, такие как корсеты, ботфорты или нечто вроде фрака с пелериной, как у Джин, отсылают к ещё более поздним эпохам, вплоть до Наполеоновских войн. Но к какой эпохе отнести местный государственный строй?
Наряд Джин пелериной напоминает английский плащ, а белыми рейтузами - мундир наполеоновского солдата
Административное устройство и экономика Мондштата
Мондштат - совсем маленькая страна, состоящая, по сути, из одноимённого города, расположенного на Сидровом озере, плюс окрестности. Это типично для Средневековья. Государство в тот период - это просто территория, которую под силу контролировать её владельцу-феодалу, а силы феодалов были скромными.
В таких условиях отдельному городу ничего не стоило обрести самостоятельность: немного денег на вооружённую охрану - ополчение или наёмников - и вот ты уже в состоянии отбивать поползновения окружающих графов и епископов на твои земли и вести самостоятельную политику. Так и появились вольные города на земле, а в мире Геншина - Мондштадт. “Городской воздух делает свободным” - говорили средневековые горожане. Как бы подчеркивая этот тезис, Мондштадт носит титул города ветров.
На окружающих землях должны жить крестьяне, чтобы поставлять горожанам продукты, и, видимо, в Мондштадте эту задачу выполняет деревня Спрингвейл.
Ещё за городом, в своём поместье, как и подобает дворянину, живёт Дилюк. Беря в расчёт, какой славой пользуется местное вино, как популярны в городе питейные заведения и какой не дурак выпить местный архонт, можно с уверенностью сказать, что производство и продажа алкоголя - основа Мондштадтской экономики. А поскольку из виноделов известен лишь Дилюк, то он, вероятно, монополист, настоящий магнат. Удивительно, как он ещё не прибрал к рукам и не засунул к себе в карман всю городскую верхушку.
Объяснить это, впрочем, можно тем, что Дилюк - выходец из старой аристократии, а она находится в жесточайших контрах с текущим руководством города - рыцарями Ордо Фавониус. Те не подкупаются, видимо, из принципиальных соображений.
Государственное устройство Мондштата
Единственный известный нам государственный институт в Мондштадте - орден рыцарей Ордо Фавониус. Высшая должность в ордене - магистр. Эту должность сейчас занимает Джинн. Круг полномочий магистра неизвестен, но в именном квесте мы могли увидеть, что Джин аж падает в обморок от переработок - по всей видимости, она не только руководит делами ордена, но и решает различные гражданские вопросы. Странно, что для таких дел в Мондштадте нет чего-то типа городского магистрата. Возможно магистрат просто входит в структуру Ордо Фавониус, однако, известные нам должности в ордене - горничная, библиотекарь, скаут, рыцарь - это скорее наименования членов организации, чем чиновников и административных служащих.
С другой стороны, в штате ордена есть офицеры, таки как Кэйя. По всей видимости, офицеры руководят солдатами, патрулирующими улицы города. Таким образом, Мондштат располагает собственными вооруженными силами. Они явно немногочисленны - средневековые государства не могли себе позволить большие армии. Очевидно, боевого крыла Ордо Фавониус хватает только на то, чтобы обеспечивать порядок в пределах города. Малейшая внешняя угроза, вроде дракона - и уже требуется подкрепление. С таким состоянием армии Мондштат ещё не завоёван соседями, вероятно, лишь потому, что им хватает внутренних конфликтов.
Итак, мы имеем уникальный пример государства, управляемого не королём, не советом господ и даже не собранием горожан - а рыцарским орденом. История знает подобный пример - Тевтонский орден, и его осколок - орден Ливонский, с которым в своё время воевал Иван Грозный.
Сейчас странно такое даже представить - это как если бы Москвой и прилегающими землями управляла казачья дружина. Но это вполне логично для Средних веков, когда государства в современном понимании не существовало. У кого есть хоть клочок земли, с которой он может собирать дань или получать прибыль и которую может защитить от набегов соседей - тот и государство. Этим “кем-то” может быть кто и что угодно: граф, магистр ордена, архиепископ или народное вече. Мондштадт существует примерно на тех же основаниях, так что, если сопоставлять с земной историей, находится по уровню политического развития где-то в XIII веке.
Политический режим Мондштадта
Трудно сказать что-либо определенное о политическом режиме в Мондштадте, но судя по всему, он довольно либерален, особенно в текущий момент. В Ордо Фавониус набирают по эгалитарному принципу, а значит, стать частью городского управления потенциально может каждый. Горожане, судя по всему, довольны политикой Ордо Фавониус, какой-либо оппозиции и недовольных режимом групп населения не видно.
В прошлом, однако, недовольные были. Ранее в Мондштадте всем заправляла аристократия. Она занимала все высшие государственные должности и поддерживала рабовладение. Орден Ордо Фавониус, чью социальную основу составляют, по всей видимости, выходцы из городского среднего класса, пришел к власти именно на волне борьбы со старой аристократией.
Вряд ли отвоевать у дворян позиции было бы просто, если вообще возможно. Аристократы по своей сути потомственные военные, и они легко бы наваляли вчерашним гончарам и пекарям, взявшимся за рогатины. Однако, выскочкам из мидлл-класса помог сам архонт Барбатос, бог ветров и свободы, спустившийся с небес. Жаль, на Земле такого не случается.
В итоге Ордо Фавониус победил старые дворянские роды, и было это давно, поскольку сейчас орден уже и сам неплохо военизировался.
Что стало с побежденным дворянами, история умалчивает, но даже если их и вырезали, то не подчистую - в Мондштадте до сих пор живут некоторые их представители, такие как Эола и Дилюк. Впрочем, ни на какую политическую власть они не посягают, занимаются частными делами, и только элементы их одежды - шпоры у Эолы и эполеты у Дилюка - намекают на воинственное прошлое их социального класса.
Религия
Местное божество - архонт воздуха Барбатос - на данный момент отошел от управления регионом, отдав власть Ордо Фавониус. Теперь Барбатос бегает по городу в облике мальчика Венти, пьет вино, тренькает на лютне, короче, приятно проводит время. Тем не менее, в городе все ещё существует религия Барбатоса и соответствующий храм. Судя по его роскоши и размерам, а также народной любви, в котором купается главная монашка Барбара, религия Барбатоса в Мондштате популяра. Правда, её основные постулаты и символ веры не ясны. Но, зная Венти, можно предположить, что Барбатос завещал своим последователям ни о чем не париться, пить вино, играть на лютне и вообще чувствовать себя свободно. Какая идеология может быть более подходящей для вольного города.
Выводы
Мондштат - пример нетипичного даже по средневековым меркам государства. По сути это вольный город, управляемый рыцарским орденом. В реальном мире средневековья это было бы хрупкое государственное образование, которое соседи давно уже попытались бы купить или отжать, как это и произошло с землями реальных рыцарских орденов. Но в мире Тейвата у окружающих государств еще более странные политические режимы, и целый ворох внутренних противоречий, так что вольному городу ветров, сидра, одуванчиков и травы-валяшки ничего не угрожает.
В следующий раз я разберу Ли Юэ - регион, который выглядит как чинное китайское средневековье, а на самом деле является корпоративной киберпанк-утопией в обертке либертарианского феминизма.
Топовый пост, который поднимает как раз самую интересную и недооцененную в гашне тему. Тоже задумывался, насколько проработана (или непроработана) здесь политика и экономика, и надо признать, что хойоверсы делают это скорее хорошо, чем плохо, логику можно проследить в каждом регионе.
Сценаристы в генишне конкретно и правда хуевые, я уже на втором году игры задолбался читать +- одно и то же с минимальными вариациями. Всех толковых посадили писать лор ебучих артефактов и тысячи распиханных везде книг, чтоб интересную историю запрятать подальше. В этом плане стар рейл как отдушина с частыми отсылками на поп культуру и смешные диалоги
неожиданно. я думала, в старрейле будет та же духота
Как раз таки родственники Эолы посягают на власть, правда с довольно плохим успехом благодаря ГГшке и самой Эолке :)
И правда, но как то прямо невнятно посягают. Я из того квеста вообще долгое время думала, что все эти терки с родами остались в далеком прошлом, а Эолка просто ностальгирует
1) Великие архонты, которые разрулят все что угодно.
2) Нищий богач, Бессильный тиран, Трап алкоголик.