«Камон Камон»: диалог с детьми в эпоху новой этики

«Камон Камон»: диалог с детьми в эпоху новой этики

Стареющий радиожурналист Джонни, работает над проектом – интервьюирует одаренных детей по всей стране. Джонни одинок, похоже у него никого нет в жизни, ему не с кем поговорить. И следующий раз остановившись в очередном отеле, когда грустные воспоминания прошлого накроют волной, а кричащая пустота номера станет невыносимой – он с тоской позвонит сестре (Вив) . Окажется, что родственники не разговаривали больше года и где-то далеко под приветливой маской таятся: боль, стыд и разочарования.

Вив попросит брата присмотреть за ее сыном Джонни, пока она пытается присмотреть за психически нестабильным экс(?) -мужем, сбежавшим в другой город.

Герои фильма не то чтобы люди страдающие, но определенно хандрящие в своей меланхолической повседневности. Режиссер фильма Майк Миллс умело создает этот общий экзистенциальный фон жизни, который сам собой напитывает характеры глубиной. Но его интерес не в том, чтобы начать препарировать душу персонажей, развивая внутреннею драму. Миллса интересуют люди, человеческие отношения, вопросы социума, в котором мы живет и пытаемся ориентироваться.

Миллс никогда не был радикалом, если он и допускал в своих работах политические высказывания, то делал это очень осторожно и умно. Однако, он никогда не скрывал и не маскировал свои предпочтения. Камон Камон – это фильм о диалоге с детьми в эпоху «новой этики», причем сам режиссер не остается холодным наблюдателем, который разглядывает процессы под микроскопом, он его часть. Идет ли речь о воспевании или о честной фиксации настоящего, каждый сможет решить для себя сам, но в чем автору нельзя отказать, так это в бытовой правдивости.

Повседневность Миллса, вещь достаточно мрачная и тяжелая, сопряженная с вечными проблемами, стрессами, изматывающей суетой. Но в ней есть и место новом открытиям, маленьким свершениям, неожиданной искре счастья. Свежий взгляд на настоящее, вырывающий из посредственности бытия, сопряжен с детским, невинным взглядом на мир. Однако в этой невинности, Миллс не усматривает наивности, а наоборот источник большой мудрости.

Это мысль вполне укладывается в представление «новой этики»: Каждый важен, каждый имеет право на мнение, чувства и не должен стыдиться того, что гложет его изнутри. В признании внутренней слабости, ее демонстрации и сокрыта внутренняя сила. Это иное отношение к вещам, событиям, людям, в эпоху, когда принято говорить, а не молчать, лишает налета высокомерия и сближает людей. Однако, обратная сторона явления: растерянность и неуверенность, которой, как и принято теперь, делятся с друг другом герои фильма. Все живут надеждой, но не имеют понятия как жить в этом мире и в чем искать стабильность – остается лишь полагаться на интуицию и внутренний компас.

Нельзя сказать, что в своей работе Миллс оказывается непогрешим. Приятная, обволакивающая атмосфера его фильмов все еще на месте, но иногда кажется, что «Камон Камон» страдает от недостатка динамики и не содержит в себе чего-то примечательного, запоминающегося. Хотя на эту роль может претендовать дуэт Хоакина Феникса и Вуди Нормана, исполнившие роли дяди и племянника. Их взаимодействие в кадре легко и непринужденно, что аж веет теплотой с экрана. Хоакин Феникс вообще кажется идеальный кандидат на главную роль. Его вне экранные инициативы, зоо, эко и прочий активизм, демонстрирует деятельностную приверженность идеям «новой этики», так что во многом Хоакину следовало оставаться на площадке самим собой.

Несмотря на все плюсы, ожидаешь, что «Камон Камон» уделит больше времени раскрытия внутреннего мира детей. К сожалению, в этом аспекте, кино не демонстрирует особой глубины и изобретательности, как это было в шедевре Вима Вандерса «Алиса в городах», с которым часто сравнивают ленту. Миллсу не удается добиться такой же экранной убедительности, или даже той убедительности, которая ему удалась в прошлой картине (Женщины XX века) . Но это не значит, что «Камон Камон», не заслуживает внимания, напротив его хочется рекомендовать, ведь не так многим режиссерам есть что сказать своему зрителю. Миллс, определенно, в числе немногих.

Автор: Яков Угода

88
1 комментарий

Зачем такой простой сюжет усложнять, он усложнен?

Ответить