Как «Компьютерные Homo neanderthalensis» вымирают и вместо них приходят «Мобильные Homo sapiens idaltu»

Нет, я понимаю, что такое эволюция, но может мне кто-нибудь объяснить, что такое информационная эволюция?
Нет, я понимаю, что такое эволюция, но может мне кто-нибудь объяснить, что такое информационная эволюция?

Информационная революция произвела большие изменения для новых поколений. Это стало очень популярной темой для психологов и социологов. А также привело к использованию таких ярлыков, как «Цифровые аборигены», «Поколение сети», «Поколение Z» или «Миллениалы». Эти основные моменты определяют жизнь молодых людей в эпоху новых технологий. И знаете что? Эта система обозначений устарела. Безбожно и окончательно. Наблюдая за молодым и старшим поколениями, раньше я ясно видел разницу. Но время идет и я часто сталкиваюсь с взаимодействием между новейшими цифровыми аборигенами и классическими цифровыми иммигрантами. И в виде этого взаимодействия полностью игнорируется пласт поколения под названием… м… …а впрочем, давайте начнём с основ…

Запомните эту картину, освежите знания и будет проще наблюдать изменения
Запомните эту картину, освежите знания и будет проще наблюдать изменения

Откуда все идёт? Термин «Цифровые аборигены» был предложен Марком Пренски, писателем и популяризатором технологий обучения и просвещения, в статье Digital Natives, Digital Immigrants (2001). По мнению Пренски, люди, родившиеся в конце прошлого века, отличаются от всех остальных. Такой вывод он сделал, глядя на школьников и студентов 2000-х годов. Они живут в окружении компьютеров, видеоигр, музыкальных подписок, видеокамер, мобильных телефонов и Сети — и все перечисленное становятся неотъемлемой частью их жизни. Таких людей Пренски и предложил назвать «цифровыми туземцами» — носителями родного для них цифрового языка компьютеров, видеоигр и Интернета.

«В результате наличия такой плотной цифровой „окружающей среды“ и постоянного взаимодействия с ней, мышление сегодняшних студентов и процедуры обработки информации принципиально отличаются от способов мышления и информационных процессов их предшественников».

- Марк Пренски

Все остальные поколения, появившиеся на свет и выросшие до конца XX века, Марк Пренски предложил назвать «цифровыми иммигрантами». Данное понятие относится не только к совершенно неадаптированным к новым технологиям людям, но и к тем, кто усердно пытается вникнуть в происходящее и даже добивается в этом успеха.

Вот они! Вот они - наши предки! Сложно даже представить что они работали с WEB 1.0...
Вот они! Вот они - наши предки! Сложно даже представить что они работали с WEB 1.0...

Согласно теории Пренски, у «иммигрантов», как бы они ни старались, остается нечто вроде «акцента» — своеобразные «отголоски прошлого», попытки сочетать новейшие возможности с прежними (например, когда человек по телефону подтверждает получение электронного письма или вместо того, чтобы редактировать текст на компьютере, распечатывает его и правит от руки). Аборигены, как правило, рождаются после 1980-х годов, и им комфортно в цифровую эпоху, потому что они выросли с использованием технологий, но вот уже "иммигранты" - боятся использовать технологии. Эта команда постарше, они не выросли в цифровой среде. Новые технологии стали определяющей чертой в жизни молодых поколений в том смысле, что они предсказывают фундаментальные изменения в том, как молодые люди общаются, творят и учатся.

Интернет изменил то, как мы ищем информацию и как мы думаем. В своих исследованиях Марк Пренски основывался на так называемой «теории поколений» Нила Хау и Уильяма Штрауса, выдвинутой в 1991 году. Американские учёные разработали классификацию поколений и схемы их чередования. Вероятно, Пренски были изучены и труды канадского учёного Дона Тэпскотта, автора термина «сетевое поколение» и одноимённой книги «NET-Generation»

«Впервые в истории дети более способны, осведомлены и грамотны, чем их родители. Они - движущая сила грядущей социальной трансформации».

- Дон Тэпскотт
Я сомневаюсь что сегодняшний пользователь DTF не знает английский или не использует переводчик
Я сомневаюсь что сегодняшний пользователь DTF не знает английский или не использует переводчик

Стоит отметить, что Пренски в большей мере привлекал в качестве доказательств мнения своих единомышленников или собственные интерпретации разнообразных научных данных, но прямые ссылки на научные факты о специфике мыслительных и психических процессов «ифровых туземцев» практически отсутствуют. Некоторые исследователи оспаривают позицию Пренски, в то время как другие выдвигают собственные, порой противоположные, соображения по поводу поколений людей.

Американский филолог Марк Баурлейн издал книгу «Самое тупое поколение». В ней он заявил, что современная американская молодёжь, несмотря на технологический прогресс, в особенности развитие Интернета, не стала более образованной и умной. Напротив, она стала меньше уделять времени и внимания чтению и письму. Их восприятие мира и самих себя сузилось до размеров экрана компьютера: они только и делают, что публикуют тексты, картинки и видео далеко не высокоинтеллектуального содержания.

Это мы что... деградируем? Ох, скажи мне чего я не знаю.
Это мы что... деградируем? Ох, скажи мне чего я не знаю.

Предметы цифровой эпохи могут по-разному влиять на молодой мозг: с одной стороны, развивать его, так и, с другой — поражать некоторые его области, отвечающие за интеллектуальные способности и эмоциональную сферу. Апостолос Кутруполос в статье «Цифровые туземцы: 10 лет спустя» приводит несколько доказательств ошибочности выводов Марка Пренски.

В частности, университетский преподаватель Майкл Вэш придерживается несколько иной трактовки термина «Цифровые туземцы». По его мнению, это те люди, «которые просто родились в эпоху, полностью погруженную в технологический процесс и зависимую от него», в связи с чем «они полностью полагаются на предметы технологий в выполнении каждодневных задач исключительно для своего блага». Автор книги «Техноненависть. Как Интернет отучил нас думать», белорусско-американский журналист Евгений Морозов не исключает возможности наличия у «сетевого поколения» некоторых особенностей мировосприятия. Однако он считает, что уверенно говорить о существовании «Цифровых туземцев» пока не стоит.

Цифровые аборигены видят всех на равном уровне и не делят мир на иерархии, они смотрят на мир горизонтально. Они пересекают границы и пользуются преимуществами совместного использования друг с другом. Отвергают централизованные и основанные на контроле формы управления. Более агрессивное, конкурентоспособное и нацеленное на результат поколение, преимущество которого заключается в их производительности. Разница между цифровыми аборигенами и цифровыми иммигрантами заключается в том, что цифровые иммигранты ориентированы на цели, а цифровые аборигены ориентированы на ценности. любят параллельный процесс и многозадачность.

Э... а наши внуки снова будут разбираться в ПК или как? Прям эволюционная петля.
Э... а наши внуки снова будут разбираться в ПК или как? Прям эволюционная петля.

Итак, если эта система обозначений устарела. То что я могу предложить взамен? Большинство пользователей если это не связано с работой использует только браузер дома, феномен того что теперь смотреть как играют в игры интереснее чем играть самому был давно, но теперь все меняется (конечно исключение составляет работа, тут одним знанием кликать по браузеру такое себе дело). И более старшее и более младшее поколение теперь чаще используют телефон, все это происходит из-за того что они привыкают в работе с приложениям, для них это легче чем с копаться с настройками софта в компьютере, скачивать кряки или докупать патчи.

Если устанавливать планки в отношении возраста то верхняя будет в 40 лет, а нижняя в 20, люди этого возрастного периода наиболее лучше взаимодействуют с ПК\Ноутбуками, но не с телефонами. Люди более старшего возраста уже не могут так активно взаимодействовать с компьютером, а люди помладше уже родились с ними в руках (хотя такую параллель можно провести и с языками и возможно даже с другими навыками).

Как «Компьютерные Homo neanderthalensis» вымирают и вместо них приходят «Мобильные Homo sapiens idaltu»

Зазор есть везде и идёт он из детей на которых пришел период новых технологий и глобализации - они хотели поглощать все последствия информационной революции, люди старше них не освоили эти достижения (ведь сегодня все что им нужно в ПК это лишь софт, в частности Microsoft Office) а новое поколение уже живет с этими достижениями и активно их потребляет (сегодня молодое поколение даже не дружит с пиратским софтом, они не знают для чего создан торрент, таблетки и др., не различают форматы doc. и virus., готовы донатить и платить за софт, услуги и платную подписку, да даже за галочку в Твиттере). Так, выделяется особая прослойка людей родившихся с ±1988 - ±2002, ведь они принимают все эти новшества и технологии не за инструмент, а за сферу в которой можно хорошо разбираться и овладеть хорошими навыками.

Великое отсылает к гениальному
Великое отсылает к гениальному

Современные смартфоны по CPU и объёму оперативной памяти практически сравнялись с настольными компьютерами и ноутбуками: не редкость 8 ГБ оперативной памяти и флэш-накопитель на 512 гигабайт (хотя на момент написания у большинства уже 16 ГБ ОП и накопитель на 960-1024 гигабайт). Сегодня уже даже технический прогресс сначала обслуживает смартфоны, потом ноутбуки, а до настольных компьютеров доходит в последнюю очередь.

А вот современные школьники к примеру не могут работать даже с такими простыми вещами как Гугл-диск, даже с наглядным примером у них бывают трудности, они мыслят категориями приложений, для них вся сложная работа это найти и запустить приложение, а дальше за них все сделает смартфон. Оно и понятно, часовые видео на Youtube сменили 30-секундные ролики ТикТока, вместо игр - просмотр их прохождения или стримы, вместо уверенных пользователей ПК - мобильные Хикканы. Даже современный студент 1-го курса Истфака не отличает понятия компьютер и тачборд (на полном серьёзе молодой студент требовал от нас в лице Центра Образовательных Инноваций поставить тачборд в кабинет, хотя такие у нас стояли только на 2-м этаже, оказалось он имел ввиду ноутбук, с другой стороны мы и не собирались перетаскивать эту громадную доску с этажа на этаж, мы все же не грузчики). Еще хотелось бы привести к примеру восприятие более молодого поколения, банально смешно но они не могут смотреть (9-10 класс) ни «На западном фронте без перемен», ни «1917». Для них эти фильмы слишком жестокие, ведь там, какая неожиданность - убивают людей (а представьте если этим щеночкам посоветовать посмотреть «Иди и смотри» или «Цельнометалл.»?). В принципе тематика войны и разрухи для них табу.

Теперь касательно рефлексии, есть несколько замечаний и мыслей:
1) Я рассматриваю процесс влияние последний информационной революции. С другой стороны, в конце статьи я выхожу на анализ уже большего, чем просто информационные технологии, потому и термин информационная революция оправдан, оттго лучше использовать другой термин, вместо информационной лучше назвать - Глобализационная волна т.к. идет систематический пересмотр техники, эволюции и психологии. Происходит коренной пересмотр всего что уже есть.
2) Есть замечание по форме: первая, теоретическая половина статьи, очень стилистически контрастирует со второй, практической, где рассматриваются примеры. Мой стиль и лексику, честно говоря, сложновато воспринимать - но это мои первые попытки конкретизировать это все.

Итог. Довольно интересна идея о том, что не только "взрослые", но и многие наиболее молодые люди неспособны нормально и эффективно пользоваться плодами технологического прогресса. Моя интерпретация причин этой проблемы вполне логична, но мне было бы интересно прочитать и ваши идеи о собственной версии распределения границ поколений. Я активно критикую (и вполне справедливо) терминологию и концепции учёных конца 20 - начала 21 века, но сам не особо подробно создаю свои классификации. С другой стороны, а нужна ли подобная классификация? Быть может, она тоже устарела, но как без нее обобщать информацию и делать выводы?
Хм, вот уж непонятно.
Что ж, это моя первая статья тут, на DTF, пишите комментарии, делитесь мнением и расскажите о своей точке зрения.

33