История электронной музыки. Часть 1. Инструменты

История электронной музыки началась еще в 19 веке с создания первого электромузыкального инструмента. И отправной точкой к этому послужил прогресс и желание человека создать новый, неведомый ранее музыкальный инструмент, который бы работал с помощью электричества, что в то время получило бешеное распространение.

Электронная музыка - это прямое воплощение прогресса. Прогресса музыкальной мысли и технологий. И тут примечателен момент. В основе к созданию классических, деревянных инструментов, лежит подражание природе и звукам природы. В основе в к созданию электромузыкальных инструментов - подражание звуковой среде в общем. Только с помощью синтезаторов человек научился имитировать не только пение птиц и шум ветра, но и человеческий голос, технические шумы.

Электронную музыку стоит определять, как жанр, где музыка состоит из разнообразных компонентов смешенного или однородного происхождения, которые были подвергнуты обработке с помощью технических средств. Цель обработки - создание слушательного продукта из компонентов лишенных гармонии, мелодичности или слушабельности. Именно так лично я определяю электронную музыку. Так как по факту это не только та музыка, что была написана при помощи электромузыкальных инструментов.

Ну, переходя от теории к практики, пожалуй начну краткий пересказ самых значимых электромузыкальных инструментов.

Телармониум

Год создания: 1897
Автор: Тадеус Кеххил
Страна производства: США

А вот и самый первый в истории электронный, или, как его тогда называли - электрический инструмент. Эта была бандура, которая занимала по размеру не одну комнату. Имела диапазон от 7 до 4000 Герц для воспроизведения и использовалась не только для исполнения музыки. По задумке создателя - Тадеуса Кеххила - этот инструмент еще и должен был обзавестись собственной телефонной сетью и передавать музыку на расстоянии. Своего рода эта была первая попытка цифровизировать звук... Но... Увы компания изобретателя обанкротилась и все разработки сгинули в пучине истории. До наших дней дошли только газетные вырезки, фотографии и рисунки этого агрегата. Ничего не могу сказать насчет чертежей. В свободном доступе я их не видела, но допускаю, что они хранятся в архивах. Точнее надеюсь на это. Ведь они предоставляют историческую и исследовательскую ценность.

Терменвокс

Год создания: 1919
Автор: Лев Термен
Страна производства: СССР

Это первый советский электромузыкальный инструмент, который был построен настоящим пионером электронной музыки. Именно он смог сформулировать 3 основных тезиса к созданию электронной музыка как жанра и феномена:
► расширение границ возможностей к созданию музыки,
► доступность,
► универсальность

Именно они позднее и стали главными столпами к теоретическому понимаю электронной музыки, как культурного феномена. Удивительно, что по прошествии 100 лет эти мысли до сих пор выглядят свежо и правильно. Лев Термен - это не только первый в истории СССР создатель электромузыкальных инструментов (а их было много. Но речь об этом пойдет позднее), но еще и человек, который смог показать всем - за электронной музыкой будущее. И это будущее на самом деле великое. Правда это великое будущее наступить лишь через 30 лет, со дня создания терменвокса, который смог получить должное распространение лишь на студиях звукозаписи, где добросовестно исполнял роль потусторонней хтони и всех фантастических звуков, так и оставась в авангарде музыкальной культуры.

Волны Мартено

Год создания: 1928
Автор: Морис Мартено
Страна производства: Франция

Агрегат, чем-то напоминавший смесь терменвокса и виолончели. Ибо в основе идеи была идея получать звук посредством колебания волн. При этом управление производилось при помощи клавиатуры. Уникальность данного агрегата в широком спекте работы. Ибо Волны Мартено могли одновременно генерировать синусоидальную, треугольную, прямоугольную, импульсную и двухполупериодную выпрямленную синусоиду в дополнение к розовому шуму. И при первом взгляде на агрегат, рождается вопрос - как можно было это все настраивать если это буквально кусок пианино и ракушка с колонкой? Да все просто на самом деле. В корпусе имелся ящик, который можно было выдвигать и переключать рубильнички, выбирая нужную волну. Вот таким хитрым был этот агрегат.

Траутониум

Год создания: 1928
Автор: Фридрих Троутвейм
Страна производства: Веймарская Республика

Это был первый в истории синтезатор, который мог воспроизводить самые безумные желания музыкантов. примечательно, что этот инструмент был много раз модифицирован. Правда его еще нельзя назвать первым в истории модульным синетазтором. Так как он был монофоническим. До создания первых полифонических оставалось чуть меньше 20 лет. Но все они, впоследствии чем - то напоминали эту машинку, которая могла производить жуткие и потусторонние звуки, которые активно использовали в киноиндустрии. С помощью этого агрегата десятилетиями озвучивали хорроры, нуары и фантастические фильмы, пока индустрия не стала требовать более новые агрегаты. Инструмент активно использовался в Голливуде до второй половины 60-х годов.

И на этой чудесной ноте я заканчиваю этот небольшой материал, который был скорее некоторым дополнением к моему подкасту, где я более подробно рассказываю о технических особенностях каждого из инструментов. Конечно, это не самая полная выборка инструментов, которые были созданы в те годы. Это выборка только самых значимых для мировой истории электронной музыки, которые оказали большое влияние на развитие этого жанра музыки. Буду рада дискуссии в комментариях на тему других электромузыкальных инструментов. А пока отправлюсь писать вторую часть этого материла.

44
Начать дискуссию