«Погиб под тяжестью золота»

Мысли о том как легко даётся зарабатывать в различных мирах и как это порой раздражает. И как иногда сложно наскрести на очередную покупку и это приносит удовольствие.

<i>Монах-тифлинг Венера из BG3. Перс для второго прохождения. Здесь вместо обложки, ведь так и не придумал что сюда вставить.</i>
Монах-тифлинг Венера из BG3. Перс для второго прохождения. Здесь вместо обложки, ведь так и не придумал что сюда вставить.
«Погиб под тяжестью золота»

Моя боль

Бывало ли у вас такое, что в какой-то момент игры вы осознаёте, что воровать, мародёрствовать, грабить, искать лут по подземельям стало практически бессмысленным? Да, ради прокачки или выполнения интересного квеста стоит проделать что-либо из вышеперечисленного, но награда уже неинтересна. У тебя столько золота/долларов/кредитов и пр., что ты кажется можешь позволить себе всё? А потом приходишь к торговцу, рядом с которым стоит очередной городской НПС и жалуется, мол, хлеб подорожал аж на 2 золотых монеты! Ты смеёшься, ведь у этого не предприимчивого неудачника даже не хватило смелости выйти на местную дорогу, где благополучно лежали два сундука, в которых ты честно забрал себе около тысячи золотых. Ты решаешь поторговать с местным барыгой и, о боги, обыкновенный стальной меч для тебя стоит все 500 монет! Ептвмть, да как так-то!

Можно было бы сослаться на алчность и злобность местных торговцев, якобы они наживаются на честных (или нет) героях, ведь они и так много зарабатывают и такой суммы не заметят. Но всё же за этим стоят не гадкие мотивы, а результат работы разработчиков.

Но почему так происходит? Зачем это делается? Быть может эта мысль действительно перекликается с мыслями торгаша и герои должны действительно много зарабатывать? Я не спорю с этим. Жизнь наших персонажей в видеоиграх полна приключений и серьёзных испытаний, они часто суют свой нос туда, где никого не было уже много лет, либо вообще никого не было. Кто знает что они там найдут? Но почему это обязательно должны быть суммы с кучей нолей? Вопрос... Давайте пройдемся по примерам.

Зачем мне столько?

Возьмём, например, нашу любимую и затёртую до дыр серию Elder Scrolls. В каждой части, так или иначе, мы выступаем в роли некоего уберменша из трущоб, который то и дело спасает мир. Клишированно, да мы с этим и не спорим. Главное что интересно. В своих приключениях герой накапливает просто астрономические суммы и награды, которые совсем не обоснованы местами, в которых мы их получили.

<i>Просто пример всеми известного абсурда.</i>
Просто пример всеми известного абсурда.

Ну хорошо, допустим. А тратить то куда? Ну куплю я дом за 20k, ну обставлю его за 100k, ну снаряжения наберу ещё на 70k, чего бухтеть-то? Но куда остальное? И откуда вообще такие суммы взялись, когда дай бог местный ярл, допустим, Вайтрана (а это, на минуточку, владение по средине всего Скайрима и центр торговли нордов) имеет за всю жизнь тысяч, эдак, под 20k? А со временем мы носим с собой всю казну Тамриэля получается.

Ещё пример. Далеко не пойду, возьму прекрасный Baldur's Gate III. Его как уже только не обсуждали. Игра отличная, не без своих проблем. Меня она, конечно, задушила, как и прочие игры от Larian Studios, но объективно мне не на что жаловаться. Кроме экономики.

Чего лично я ждал от игры, так это именно НУЖДЫ в приключениях. Чтобы каждая монетка была настолько ценной, чтобы игра на лютне в погоне за ачивкой была сродни заработку на пропитание. А в итоге имеем сверхбогатого барда, который даже жалкие золотые не будет подбирать от прохожих, ведь он уже на другом уровне. Почему при тысячах золотых (которые хотя бы имеют вес, уже на этом спасибо), обычные прохожие кидают стандартно одну монету, независимо от их социального класса и происхождения? Был бы хотя бы диапазон какой-то, но речь не об этом.

<i>Она ещё не знает что её ждёт впереди...</i>
Она ещё не знает что её ждёт впереди...

Скажу честно, что 30-40% от всей игры это праздные гуляния по локациям, копошение в сундуках и ящиках. С этим, как будто бы у меня нет проблем. Это было бы оправданно при реалиях бедного героя, которому даже еду тяжело найти для лагеря. Но уже через 10-15 часов игры мы встаём на уверенную такую дорожку заработка, попутно собрав и продав всё содержимое с первых 300 контейнеров. Дальше уже влезать в каждый сундук можно либо по инерции, либо из желания не пропустить какой-то важный предмет. Но всё равно рука так или иначе затянет что-то лишнее в уже и так трещащий по швам инвентарь.Торгаши продают нам снаряжение по гигантским ценам, но большинство из этого пустышки, без которых мы и так сможем найти в мире полезные вещи. Они просто как яма для траты денег и сброса груза. При таких данных, даже воровать становиться практически бессмысленно, потому что если обносить всё не глядя, то золота становится просто непомерно много, а тратить не куда. Да и не хочется.

Но справедливости ради отмечу, что всё же баланс у игры имеется. Если отыгрывать своего персонажа, не в угоду игровым механикам, то эта проблема уже не так заметна. Любой воришка будет богат, каждый честный герой будет беден.

Нужно больше золота

А вот сейчас я бы хотел привести в пример игры, в которых сколько бы ты не зарабатывал, тебе всегда мало и деньги как вода текут из кошелька долой. Где ты действительно нуждаешься в них и порой можешь ради выгоды пойти на преступление.

Начну с культовой Dragon Age: Origins. При написании этой статьи я моментально вспомнил про неё, ведь в ней есть прекрасное разделение валюты на три уровня: медные, серебряные и золотые монеты.

<i>Взято с просторов. На правой странице, в верхней части листа, можно увидеть баланс отряда.</i>
Взято с просторов. На правой странице, в верхней части листа, можно увидеть баланс отряда.

Мы страдаем, превозмогаем, спасаем мир, пока сами не подохли от подземной чумы, которая дарует нам силы и таймер обратного отсчёта. Страна переживает кризис: беженцы, местечковая анархия, армия не пойми чем занята и т.д. Может этим оправданы наши жалкие гроши? Возможно.

Я проходил DA:O раз шесть, чтобы не соврать, но не помню ни одного прохождения, где я бы мог накопить больше 200-300 золотых монет. Конечно, надо учитывать что разделение валюты на три номинала это иллюзия и по факту мы всё так же носим с собой очень много денег и цены тоже попадаются неоправданно высокие. Но при всём при этом мы имеем выбор куда нам девать всё накопленное. Купить бронелифчик для Морриган, пожертвовать церкви, отдать сироткам, выделить на снаряжение для армии и т.д. Можно этого не делать и денег сэкономить можем существенно больше, однако некоторые из таких финансовых решений приносят нам не только моральное удовольствие, но и могут повлиять на исход какого-то квеста, где-то нас вспомнят добрым словом и прочее.

Может это и иллюзия, но она приятна, позволяет погрузиться в игру ещё сильнее и обыск локации ради ценностей уже совсем не раздражает. А вдруг в этой бочке я найду те самые 10 золотых и отдам той эльфийке из трущоб? Уедет в Антиву, купит себе домик... Или закажу наконец нормальное снаряжение? Сложно, очень сложно.

Ещё для примера можно взять Cyberpunk 2077. Там баснословные суммы можно оправдать общей экономической ситуацией мира и жутком капитализме корпораций. Чтобы купить себе клёвую тачку, порой нужно батрачить на заказах от фиксеров, зачищая каждый квартал и не воротя нос от дополнительных квестов. Не уверен вообще, что зачистив всё что можно без дополнительных костылей, абьюзов или читов можно купить всё что только можно купить. Придётся выбирать: или новая квартира, или новая машина.

<i>А импланты, порой, стоят больше квартиры...</i>
А импланты, порой, стоят больше квартиры...

Да и заработки не то чтобы большие. За зачистку вопросика aka задание от NCPD мы получаем в среднем от 1500 до 3000 евродолларов. От фиксеров побольше, сюжетные и дополнительные квесты и вовсе могут порой насыпать от 10k и больше. Но иногда и этого недостаточно. Но здесь на помощь приходят терминалы сети, за взлом которых при прокачанном перке можно как с куста получить от 600 до 1500 ЕД. На боевых локациях их, как правило, минимум 2-3 штучки. Но от этого можно быстро задушиться. Но главное что есть возможность заработать больше, пусть и не самым интересным способом.

«Погиб под тяжестью золота»

Что хотел сказать-то?

Хочется видеть больше игр, в которых разработчики если не делают идеальную экономику, то хотя бы стараются найти компромисс или оправдывают это историей и лором. Чтобы лутинг не воспринимался душным, не надоедал со временем. Это ведь тоже часть удовольствия найти новое оружие или снаряжение, и понимать что это действительно ценная и желанная находка, а не очередной хлам на продажу, ради денег которые и применить то некуда. Чтобы механики типа карманных краж были не золотым гусём, но всё же имели преимущество перед персонажами которые этого не могут. Но если всё таки гусь, то пускай хотя бы несёт яйца без многозначных сумм. Чтобы траты сопоставлялись с доходами НПС и без сюжетной на то причины мы не были баснословно богатыми.

Благо до многих разработчиков стало доходить что уровней у персонажа может быть всего 20, а не 150, ведь многих это отпугивает и раздражает. Осталось тоже самое проделать с экономикой.

Объективно я понимаю, что на балансировку экономики может уйти неприличное количество времени и это может быть абсолютно неоправданной статьёй расходов, а то и не одной. Но компромисс всегда можно найти. Было бы желание. Может большие суммы в играх успокаивают кого-то, перебивая финансовые трудности в реальной жизни? Не могу представить, но для кого-то возможно и так.

Напишите что вы думаете по этому поводу? Как я и сказал ранее это моё личное мнение и будет интересно послушать ваше.

Спасибо тем кто дочитал до конца. :)

2.3K2.3K показов
338338 открытий
8 комментариев

Хз, в Скайриме денег дофига - но и трат было прилично. Пока кузнеца прокачаешь(ну или гриндить двемерские развалины), пока зачарователя прокачаешь, пока алхимика прокачаешь... Богатеньким Буратино ты становишься только уже когда ты одетый на максимум, но тогда тебе впринцепе ничего особо не нужно будет от игры, ходи-убивай.

В ДАО ситуация ещё интереснее. Денег как бе немного, тратить их как бе есть на что, но вообще абсолютно не нужно. Ты банально найдешь шмот лучше по ходу игры. Расходников тоже полно, больших трат по сюжету нема. Максимум пару книг купить в Денериме и 10 золотых на броню из дракона.

А вообще я считаю что в каждой рпг обьязано быть какое-то место, где можно сливать кучу денег. Дома строить, магазины, инвестировать во что-то итд. Не обьязательно чтобы это сильно влияло на мир и героя, просто чтобы монеты карманы не тяготили.

Ответить

Согласен насчет каких-то инвестиций или вложений. Пускай просто косметически, но душе приятно.

Ответить

В Скае самое дорогое - это свой дом заебашить как я помню

Ответить

По моему цены в балдуре как раз таки адекватные и к торговцу действительно приятно заглянуть - может что интересное будет, ведь ты действительно можешь купить сносный шмот за сносные деньги, а не тратить сотни тысяч на какой то дефолтный меч.

Ответить

Кстати да, хотя под конец игры у меня реально денег жопой жуй. По сути, их тратить не на что, кроме выучивание свитков и красных шмоток у торговцев - свитки воскрешения. Торговцы скупают лут за х0,05 его продажной стоимости, поэтому даже синие уникальные шмотки обычно не продаю, а храню в лагерном сундуке

Ответить

Да, здорово когда экономика в игре не болтается отдельным рудиментом.
Смешно слышать в третьем ведьмаке "да, у тебя же нет ни гроша", когда в сумке позвякивают пол сотни тысяч оренов. А возможность их слить завезли только в дополнениях. Но это проблемы открытого мира, тут сложно забалансить. В первом витчере каждый грош бережно откладывался на броню за бешеные 5000. А ещё нужно было тратиться на книжки, выпивку, апргейт мечей. Хотя когда последний раз перепроходил, к концу четвертой главы набралось 30 тысяч. Может раньше я не такой мелочный до денег был, может в патчах чтонить подкрутили.
Кстати автор, в ДАО за игру 600-900 золотых накопить вполне возможно, это без воровства. Ну а если алхимией заниматься, и коль не жалко мышку и пальцы, то количество денег неограниченно.
Лучше всего, ну из того в что я играл, с экономикой в играх пираний - готиках, ризенах ну и элексах: денег всегда не хватает. Всё уходит на лечилки, банки на манну, свитки. Оружие стоит дорого, броня - жутко дорого. Наград за квесты и близко на всё это не хватит. Поэтому приходится постоянно ломиться в неизведанное за новыми находками на продажу. Во второй готике появились прям профессии, которые позволяли зарабатывать на геройские дела.
Неплохо с экономикой в кингмейкере. Родное село съедает всё честно, и не очень честно, заработанное в странствиях состояние.

Ответить

А, забыл: в играх пираний часто не стесняются добавлять "хорошее" решение квестов путём простого золотовложения. Это был бы лёгкий путь в других играх, но тут у героя пустующие карманы. И у игрока дилемма: плюс к воображаемой карме сейчас, а потом минус хилки и броня, или путь пададинства на сегодня отменяется.

Ответить