Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

От грандиозного Ма Дон Сока до убийцы «Джона Уика» — 13 главных картин прошедшего киносезона.

Прошедший киносезон можно озаглавить годом неопределенности для корейского кино. Редкие рекорды бокс-офиса, частые провалы, неравномерность релизной сетки — это лишь часть особенностей, которые еще обсудим в отдельном лонге по итогам индустрии.

Итоговый же топ получился... нормальным. Мое личное разочарование — это большое число коммерческих студийных картин и весомый разрыв между первым и последующими местами. Однако список не добивался по принципу «лишь бы было» — каждый из представленных фильмов заслуживает найти своего зрителя. А если сравнивать с прошлым годом, то это вообще настоящий праздник корейского кино!

К подборке учитывались все фильмы, которые к моменту материала имели цифровой релиз с, как минимум, английскими субтитрами. Поэтому некоторые ожидаемые релизы прошлого года, вроде «Совы» и «21 день», остались за скобками.

Заслуживают упоминания

Парой слов о неплохих фильмах, которым не хватило места в топе.

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года
  • Киллер-хранитель (реж. Чхве Джэ-хун) — после «Мастера меча» Джэ-хун решил никак не гримировать сюжет «хладнокровный убийца спасает ребенка». Встречайте прямые отсылки на «Человека из ниоткуда» и «Уика». Чистокровный экшен, любовь к жанру и каскадерская дотошность, слегка испорченная отвратительным саундтреком.
  • Посредник (реж. Хирокадзу Корээда) — японский режиссер с визитом в Корею собрал целый ансамбль больших звезд и... выдал просто ровный монотонный фильм. Схожий результат, как и с «Правдой». Приятное и доброе кино, но в этот раз фирменной семьи не получилось, как и нужного надрыва в истории.
  • Кооперация 2: Интернэшнл (реж. Ли Сок-хун) — крепкий развлекательный экшн добавил то, что не хватало первой части: больше качественной комедии. Очаровательная Лим Юн-а, отличный темп и, наконец, умение в самоиронию (а голливудских штампов тут немало). Единственное, что омрачает сиквел — наличие посредственного первого фильма.

10-е место: Фильм писательницы (реж. Хон Сан-су)

The Novelist's Film / 소설가의 영화

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

Известная писательница отправляется к коллеге, с которой давно не виделась. По пути героиня встречает знакомого режиссера, актрису из его фильмов и изъявляет желание написать первый сценарий к фильму.

Краткий брифинг для непосвященных, что такое фильмы корейского классика Хон Сан-су. В основе фабулы здесь всегда случайные встречи и беседы за бутылкой соджу. Героями, как правило, выступают деятели культуры: от актеров до художников, а их темы — личностные проблемы, любовные стенания и разговоры о возвышенном. Сан-су последнего образца — это еще сам себе оператор и монтажер, с отказом от цвета в пользу черно-белого кино.

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

«Фильм писательницы» — это еще один аккорд саморефлексии творца. Героиней здесь выступает писательница, которая хочет снять фильм, подозрительно похожий на работы Сан-су: с любимыми актерами и желанием запечатлеть естественный разговор, отношения людей и их реальную историю. Будто сам корейский режиссер пытается смотреть на свое творчество сквозь непривычную призму писателя.

Но куда интереснее место неизменной актрисы и возлюбленной Сан-су — Ким Мин-хи. Девушка играет бывшую популярную актрису, отошедшую по какой-то причине от ремесла. Кого-то напоминает, да?

Спор героев на тему «тратит ли лучшие годы впустую талантливая актриса, которая нигде не снимается» — вообще самое пронзительное, что есть в фильме. Автор определенно пытается убедить то ли зрителя, то ли саму Мин-хи во всей незначительности этой проблемы жизни. Увы, но трудно разделять его оптимизм, когда видишь одну из величайших актрис XXI века, по версии NY Times, лишь раз в пару лет в очередной будничной зарисовке жизни имени Хон Сан-су. Вот такая вот суровая «культура отмены» по-корейски.

Режиссер обошелся в это раз без любовных треугольников, да и случайных встреч незнакомцев здесь не так много. Все знакомы со всеми и никаких конфликтов между строк. Временами кажется, что магия непринужденности Сан-су куда-то пропала.

Но вот в очередную сцену болтовни в кафе вклинивается какая-то девочка на заднем плане. Она просто проходит мимо и подозрительно глазеет сквозь прозрачный фасад на актрису. И ты вдруг задаешься вопросом: «постановка ли это? или это случайная прохожая? режиссеру было просто лень останавливать дубль?». Сам факт таких вопросов — и уже понятно, что магия на месте. Магия не ручной съемки или длинных кадров, а волшебство отсутствия границы между историей в кадре и жизнью.

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

Да, это совсем не лучшая картина Сан-су. Этот очерк саморефлексии вообще плохо годится к знакомству с творчеством классика. Ранние фильмы, «Прямо сейчас, а не после» (2015), «Женщина, которая убежала» (2019) или даже прошлый «Прямо перед тобой» (2021) — варианты не столь эгоцентричные и куда лучше подходят к первому просмотру.

Однако «Фильм писательницы» все еще весомая часть большой истории. Не выдуманного сюжета встречи из очередной картины Сан-су, а реальной истории жизни, размышлений и сомнений большого творца.

9-е место: Девушка XX века (реж. Пан У-ри)

20th Century Girl / 20세기 소녀

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

Действие основной истории происходит в 1999 году. Старшеклассница просит лучшую подругу Бо-ра последить за парнем, в которого она тайно влюблена, пока сама уезжает в Америку ради операции на сердце. Так ответственная Бо-ра берется буквально шпионить за целью и по случайности начинает сближаться с его другом.

Внешне милому ромкому здорово удается сначала подтверждать все ожидания зрителя, чтобы потом безжалостно растоптать их.

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

Готовьтесь погрузиться в объятия теплой приторной ностальгии школьных лет и первой любви. Повествование стартует с настоящего, а затем уходит в красочные воспоминания. Красочные буквально, потому что картинка так и кричит о своей неестественности: в цветокоре повсеместно теплые пастельные тона, яркие краски, агрессивный эффект блума. Одним словом — экранизация ваших влажных детских фантазий, когда трава была зеленее, вода мокрее, а бана сгущенки стоила 5 копеек.

Очень приятная для глаз стилизация, которая временами дает сбой. Все силы колористов Netflix'a будто ушли на покраску в сценах с естественным светом, в то время как в других местах...

Проблемы вылазят в сценах с большим кол-вом искусственного света: цвет кожи уходит в неприятную оранжеватость, а губы и уши — в болезненный фиолетовый
Проблемы вылазят в сценах с большим кол-вом искусственного света: цвет кожи уходит в неприятную оранжеватость, а губы и уши — в болезненный фиолетовый

Именно предельно обыденная романтическая комедия является скелетом фильма: с нелепыми ситуациями, вечерними прогулками и любовным треугольником. Но весь этот усыпляющий антураж нужен, чтобы потом разбудить зрителя.

Не буду преувеличивать нетривиальность твиста третьего акта, но ключевой сюжетный ход действительно спасает фильм от того, чтобы остаться просто бестолковой мелодрамой, которая выветривается еще до окончания просмотра.

Рубрика «Экспресс-ревью от случайных людей»
Рубрика «Экспресс-ревью от случайных людей»

Картина всего лишь напоминает, что предаться теплой ностальгии ничуть не зазорно, но по окончании пленки на видеокассете всегда происходит возвращение в реальность, а оно может быть болезненным. Ведь наше время, в конце концов, конечно.

8-е место: Картер (реж. Чон Бён-гиль)

Carter / 카터

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

События фильма разворачиваются на фоне ужасающей пандемии. Так вирус, после заражения которым жертвы теряют рассудок и нападают на людей, уже привел к катастрофической ситуации в Северной Корее. Главный герой просыпается в номере отеля без памяти в то время как за ним охотится ЦРУ. Вдруг мужчина получает задание от голоса из головы: спасти из плена девочку, которая является ключом к вакцине, и доставить в Северную Корею.

Я правда не знаю как оценивать эту безумную какофонию. «Картер» мог бы легко устроиться на любом месте из этого топа и с тем же успехом попасть в подборку главных провалов года.

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

Чтобы разгромить этот ураганный экшн, снятый как-бы одним кадром, много экспертизы не нужно. Да, грубые склейки заметит абсолютно каждый зритель. Да, здесь кривой кеинг, из-за которого ореол контуров персонажей на «зеленке» бросается в глаза даже в динамичных экшн-сценах. Про сценарий писать вовсе не хочется: если «Злодейка» (2017) скатывалась в шизофрению с конца второго акта, то «Картер» не ждет и минуты после старта.

Так Бён-гиль смело попытался приумножить одновременно все составляющие предыдущего фильма. У нас есть несколько эффектных экшн-сцен на длинных кадрах? Давайте весь фильм будет состоять из них! Был закрученный триллер с секретными спецслужбами? Теперь будет то же самое, только с мировым масштабом, да еще и с катастрофой из-за смертельного вируса!

Не буду утверждать, что амбиции Бён-гиля пошли на пользу новой картине. И в то же время они породили абсолютно незабываемое зрелище.

Но экшн-сцены одним кадром все уже видели, спецэффекты и особые законы физики из индийского кино тоже, а вот операторская работа — отдельная история. Камера в «Картере» не просто субъективна, она полноценный участник действа, с собственным поведением и особым взглядом на каждую сцену.

Значительную часть хронометража используется следящая камера из-за спины (этакий third person POV).

Иногда уходит в first person POV.

На таких моментах сомнения в ассоциации с видеоигрой окончательно отпадают

А временами субъективная точка зрения эффектно сменяется несколько раз к ряду.

Но излюбленный прием в Картере это, безусловно, динамическое панорамирование. Зачастую находчиво используется в сочетании с дальними планами, когда повествованию нужно перескочить во времени/дистанции.

Взглядом со стороны «Картера» трудно даже назвать полнометражным фильмом в традиционном понимании. Но это нескончаемый источник для гифок, и разбирать покадрово картину можно очень долго. Такое нужно ценить. А смотреть... кто вообще смотрит кино в 2023 году?

7-е место: Спецдоставка (реж. Пак Тэ-мин)

Special Delivery / 특송

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

Главная героиня — беспринципный курьер с блестящими навыками вождения. Она не боится замарать руки, принимая заказы от криминальных персон. Однако на последнем задании все идет не по плану. Вместо простой перевозки с ней теперь одинокий подросток, а на хвосте — опасные бандиты.

Ждали «Форсажа» или «Малыша на драйве», а получили опять «Леона» или «Человека из ниоткуда». Да, серьезно, здесь опять сюжет с концептом «крутой профессионал спасает ребенка». Играет ли это в минус фильму? Да ничуть!

Ассоциации с «Леоном», к слову, ничуть не случайны: Сон Сэ-бёк в роли эпатажного продажного копа в белом костюме всеми силами косплеит героя Гари Олдмана. Забавно.

Буквально «Норман Стэнсфилд дома»

Да, погонь на авто здесь не так много, как хотелось бы. И сконцентрированы они по большей части в начале фильма. Но ставка на качество вполне работает: поставлены и смонтированы сцены достойно, а выглядят и звучат приятно.

В такие моменты это большая экранизация Need For Speed чем, собственно, «Need for Speed: Жажда скорости» (2014)

В остальной хронометраж же это крепкий криминальный триллер: с огнестрелом, рукопашными драками и частичкой драмы. И здесь сокрыто главное преимущество фильма перед тем же «Киллером-хранителем»: у «Спецдоставки» есть чувство стиля. В саундтреке, будь то синтвейв или поп-композиции, здесь все в тему. В визуале — повсеместная ночь и отличные решения с цветом и светом.

Одна из финальных экшн-сцен соберет лучшее от обоих компонентов и подарит самый эффектный эпизод фильма
Одна из финальных экшн-сцен соберет лучшее от обоих компонентов и подарит самый эффектный эпизод фильма

Нельзя не сказать про исполнительницу главной роли Пак Со-дам, которую вы как минимум должны помнить по «Паразитам». Актрисе отлично удался образ хладнокровного профессионала, а в целом уход к женскому персонажу избитого архетипа все еще способен освежить идею. Пак не участвовала в промо-компании фильма из-за борьбы с раком и перенесенной операции, так что теперь, после успешного восстановления, можно пожелать больше ярких ролей для восходящей корейской звезды.

Не будь у фильма провисания во втором акте, и избавься бы от абсолютно лишней последней сцены — с чистой совестью поставил бы картину еще выше. А так это просто хорошо упакованный жанровый фильм, которого не особо заботит сюжетная вторичность. Простить такое ему с учетом всего, вероятно, можно.

6-е место: 6/45 (реж. Пак Кю-тхэ)

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

Южнокорейский пограничник выигрывает в лотерее 5.7 миллиарда вон, однако заветный билет уносит ветром через демаркационную линию к северным соседям. Теперь южанам предстоит каким-то образом договориться с идеологическим противником, чтобы получить заветный приз.

Глубоко корейское кино, и в то же время абсолютно универсальная комедия.

Так фильм наводняет масса локальных гэгов: от эпитетов про «северокорейскую IU» до целого эпизода изучения южнокорейских неологизмов (придется узнать, чем отличается «гаппунгё» от «гаппунса»).

По всем традициям жанра картина выстроена на вычурных архетипах: северяне, конечно, здесь прямолинейные гордые «товарищи», а южане — меркантильные хитрованы, со всеми благами мира современных технологий. Более того, фильму несколько раз ловко удается разворачивать принятые стереотипы.

Ну и куда же без k-pop дэнс баттла!

Но все же в основе выступает понятная каждому комедия положений. По сюжету двум героям предстоит временно поменяться ролями: южанину уйти за северокорейскую границу, его оппоненту — влиться в лагерь Южной Кореи. Вот тут-то сценарий и уходит в полный отрыв, а градус абсурда будет расти до самой кульминации.

Хочется похвалить то, как комедия остается комедией до самого конца. Да, идея вполне прозрачна: при всех идеологических различиях, у южан и северян много общего, ведь это люди одного народа. Но легковесный фильм не давит морализаторством, не выставляет государство в статусе врага, не делает намеков на скорое воссоединение.

Образы героев-северокорейцев вышли особенно удачно
Образы героев-северокорейцев вышли особенно удачно

Одно лишь плохо: ожидаемых отсылок к «Объединенной зоне безопасности» (2000) обнаружено не было. А какой был простор для мысли!..

5-е место: Криминальный город 2 (реж. Ли Сан-ён)

The Roundup / 범죄도시 2

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

Детектив Ма Сок-то вместе с капитаном отправляются во Вьетнам, с целью конвоировать на Родину внезапно сдавшегося корейского преступника. Однако полицейские не особо верят в раскаяние бандита и решают копнуть глубже в это дело. Так герои выходят на отморозка с мачете Кан Хэ-сана, который когда-то был в сговоре с бандой, занимавшейся грабежом туристов.

С перспективы 2022 года, «Криминальный город 2» — это «Топ Ган: Мэверик» от мира корейского кино. Идеальный сиквел и театр одного актера. И, самое главное, жанровое кино, которое целиком удовлетворяет все зрительские ожидания: тот самый аутентичный корейский криминал, только масштабнее, веселее и насыщеннее.

Ключ к идентичности в серии это, безусловно, харизматичный полицейский в исполнении Ма Дон-сока. Уникальный актер, который будто возвращает нас в 90-е Голливуда, когда Культ Героя (Сталлоне, Шварценеггера, Ван Дамма и прочих) способен был единолично продавать экшн-кино. Актер, который по корейским опросам одновременно попадает в топы любви зрителей и ненависти журналистов. Словом, от его влияния в фильме не убежишь.

Но Ма Дон-сок радовал нас и в первой части фильма, а вот Вьетнама не было. Смена локации здорово освежила сиквел: пальмы, солнце, мачете, больше крови... все это добавило картине фактурности. В целом же фильм полностью повторяет формулу первой части. Зачем ломать, когда все и так работает?

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

Да, субъективно сиквел проиграл в образе антагониста: китайский мясник Цзян Чэнь (Юн Ге-сан) выглядел внушительнее местного отморозка с мачете (Сон Сок-ку). Однако продолжение заметно прибавило в постановке, а мясорубка в отеле, снятая длинным кадром, и вовсе уделывает почти все экшн-кино этого года. Так что минус на плюс, и звание «идеального продолжения» все еще абсолютно заслуженно.

Затравка самой яркой экшн-сцены фильма

При всей своей внешней заурядности (кого удивишь криминальным кино из Кореи), «Криминальный город» — феномен. Сверхмейнстримный проект с 101 млн $ в прокате оставляет позади в Корее даже новый «Аватар». При этом фильм — ядерная смесь из крови, черного юмора и, по сути, торжества антигероя: главный коп вообще не чурается нарушения закона и чрезмерной жестокости.

Формула, которую легко понять, но сложно повторить. Особенно если у тебя нет Ма Дон-сока на главной роли.

4-е место: Чрезвычайная ситуация (реж. Хан Джэ-рим)

Emergency Declaration / 비상선언

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

В самолете, который направляется на Гавайи, возникает непредвиденная ситуация: один из пассажиров умирает от странной болезни. В условиях террористической угрозы и всеобщей паники экипаж ищет варианты посадить воздушное судно. В то же время полицейский, чья жена находится на борту самолета, пытается в скором порядке расследовать появление смертельного вируса.

В последние годы крупное студийное коммерческое кино (а «Чрезвычайная ситуация» именно такая) в Корее страдает от пренеприятной болезни: вредного влияния Голливуда. Ненужный лоск, излишне структурная стройность, мертвая драматургия — все это стало встречаться слишком часто из-за культурного курса на Запад. К счастью, вот тут то «Чрезвычайная ситуация» пошла иным путем.

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

Сценарий фильма следует наивному максимализму запихнуть в сюжет все и сразу, прямо как в ламповые годы «Новой волны». Фабула делится на две части: с детективом на земле и катастрофой в воздухе. А длинную экспозицию сюжет затем компенсирует эпичными эмоциональными горками — драма несколько раз берет новые высоты в последний час хронометража.

Но на этом Хан Джэ-рим не останавливается и ставит на повестку фильма сложную моральную дилемму. Да, решение экипажа в последнем акте может показаться излишне наивным, если не учесть азиатский коллективизм. И все же режиссеру удается силой втянуть расслабленного зрителя, пришедшего на кино под попкорн, в непростой дискурс.

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

И этого мало? Тогда «Чрезвычайная ситуация» берется за попытку повторить формулу «Поезда в Пусан» с фокусом на персоналиях катастрофы. Пассажиры самолет на любой вкус: здесь и заносчивый мужик, который хочет отгородить всех людей с симптомами, и главный герой, летящий с дочерью на операцию, бывшему пилоту с травмами прошлого тоже нашлось место.

В визуальных решениях это фильм имени Ли Мо-гэ — одного из лучших корейских операторов сегодня («Хороший, плохой, долбанутый», «Я видел дьявола»). Ли знатно наигрался с оптикой и зарешал контрастным светом самые драматичные эпизоды в кабине пилота. Сцены, когда камера уходит в свободное падение вместе с пассажирами — тоже круто.

Но все бы идеально, да нет: не все перечисленные планки одинаково легко покоряются Джэ-риму. На моральную дилемму с вирусом и жертвенностью сама картина внятно ответить оказалась не в состоянии. Формула «Пусана» воспроизведена поверхностно: даже 140 минут хронометража не хватает на вразумительное раскрытие локальных конфликтов экипажа.

Тем не менее даже неровную «Чрезвычайную ситуацию» хочется хвалить. Строго потому что это не очередной прилизанный студийный релиз, который бы не дал и секунды взлета на прямых эмоциональных рельсах истории.

3-е место: Служить людям (реж. Чан Чхоль-су)

Serve the People / 인민을 위해 복무하라

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

1970-е годы в Северной Корее. Молодой солдат с большими амбициями добровольно вызывается стать поваром в доме командира дивизии. По ходу службы, героя начинает замечать привлекательная жена командира. И вот однажды генерал уезжает в командировку, что позволяет женщине перейти к действиям.

Корейцы свято полюбили сюжеты запретной любви начальника-подчиненной еще начиная с «Служанки» (1960) Ким Ги-ёна. Не так давно Пак Чхан-ук в своей «Служанке» (2016) повернул схожую историю к лесбийским отношениями, а на этот раз Чхоль-су поменял героев ролями: встречайте властную и безумно обаятельную жену, которая тянет в омут опасной любви молодого солдата-идеалиста.

Впрочем, называть это историей любви слишком опрометчиво: кино, пронизанное похотью настолько, что уместнее будет вспоминать «Империю чувств» (1976), нежели эротическую, но искренне мелодраматичную «Служанку» Пака. Именно за это, конечно, многие и невзлюбят картину: прямолинейной мелодрамы вы тут не дождетесь.

Сценарий фильма основан на одноименном романе Янь Лянькэ, и первоисточник под ногами истории ощущается постоянно. По задумке, произведение еще и едкая сатира идеологии: агрессивные акты похоти тут буквально громят ценные памятники режима, вплоть до статуэток и портретов вождя. Однако в экранизации это скорее отдельные выпады, нежели оформленная идея. Но выглядит все равно весело.

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

С подачи постановщика «Осатаневшей» (2010) и «Тайной миссии» (2013) визуально фильм блистает во всей красе. Чхоль-су не боится заимствований ни от других корейских мастеров, ни от «Любовного настроения», но постановка хороша сама по себе. Съемка в низком ключе с эффектным светом в доме, где происходит почти все действо, и игра с цветами заслуживают отдельного внимания. Если, конечно, удастся оторвать взгляд от горячих прелюбодеяний.

«Служить людям» одновременно пытается быть и комплексной мелодрамой, и исторической драмой, цеплять зрителя и колкой иронией, и сверхоткровенными сценами. Картина любит недосказанность, особенно с учетом сцены после титров. Все это придется принять.

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

Но кто бы подумал, что в один год с фильмом Пак Чхан-ука на корейских просторах появится нечто более эротически заряженное? Кто бы предположил, что Чи Ан в главной роли будет конкурировать по притягательности в одной возрастной категории с фамм фаталь года — Тан Вэй? Последние десятилетия такое случается нечасто, но Корея в очередной раз доказывает, что эротический жанр в большом кино все еще жив.

2-е место: Серый кардинал (реж. Пён Сон-хён)

Kingmaker / 킹메이커

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

Амбициозный политтехнолог Со Чхан-дэ присоединиться к предвыборному штабу оппозиционной партии Ким Вон-бома. Агрессивной компанией ему удается вывести своего кандидата в лидеры президентской гонки. Его убеждения — цель оправдывает средства, в то время как Вон-бом считает, что политическая борьба должна быть честной. Со временем их конфликт обостряется, а соперник Вон-бома замечает фигуру, стоящую за его успехом.

«Серый кардинал» — почти филигранное жанровое кино на поприще политического триллера. Пён Сон-хён на полную использует концепт неординарного протагониста, где во главе нарратива стоит не основной герой истории. Не кандидат в президенты — глава всех событий, а человек за его спиной. Не убежденный идеалист, а герой с личными амбициями.

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

На самом деле идея фильма повторяет еще один выдающийся политический триллер из Кореи — «Тот, кто рядом» (2020). Сюжет там также сосредоточен на герое Ли Бён-хона, главе разведки, а вовсе не на президенте. Однако тон двух фильмов предельно разный: «Серый кардинал» ни разу не теряет темп, может и в юмор, и в резкие сюжетные развороты, в то время как его предшественник — предельно вдумчивая хроника, временами с почти документальным характером повествования и выразительными драматическими образами.

Как и фильм 2020 года, который запомнился мощнейшей ролью Ли Бён-хона («Объединённая зона безопасности», «Я видел дьявола»), «Серый кардинал» блистает за счет бенефиса Ли Сон-гюна («Паразиты», «Трудный день»). Его протагониста нельзя даже назвать анти-героем: Сон-гюн воплотил сложный пограничный образ, в котором высшие человеческие идеалы не смывают собственные амбиции.

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

Хоть «Серый кардинал» и резвое жанровое кино, оно не упускает сути политики и не следует черно-белому конфликту, за счет которого голливудский нарратив извратил современное политическую и судебную драму. Баланс во всем, блестящий монтаж и проникновенные диалоги главного дуэта. Пусть даже и фильм со слегка компромиссной концовкой — это наименьшее «но» среди фильмов года.

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

В 2017 году режиссер Пён Сон-хён ярко ворвался в Канны с «Безжалостным». С того фильма я был уверен, что мы еще услышим об этом постановщике. В этот раз Пён обошел самого Пак Чхан-ука в номинации Лучшему режиссеру на престижной Grand Bell Awards. Может, с зрительской точки зрения автор попал не в самый выгодный жанр, но после «Серого кардинала» вот что скажу: Пён Сон-хён — запомните это имя. Оно еще точно всплывет в первых рядах корейской «Новой волны» и даже за ее пределами.

1-е место: Решение уйти (реж. Пак Чхан-ук)

Decision to leave / 헤어질 결심

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

История стартует с расследования дела о загадочной смерти мужчины, упавшего со скалы. Ведущий детектив выходит на главную подозреваемую — вдову жертвы. Однако по мере выяснения обстоятельств гибели мужа, полицейский начинает опасно сближаться с женщиной.

Давайте признаем сразу: это был легкий выбор лучшего корейского фильма 2022 года. Проще, пожалуй, даже 2019 года с «Паразитами» во главе.

Итоги года по-корейски — лучшие фильмы 2022 года

Неофициальным гимном фильма мог бы стать девиз «разбудите своего внутреннего синефила». Настолько он неотразим в каждом монтажном переходе, изворотливом кадре или намеренно старомодном диалоге между китаянкой-подозреваемой и трудягой-детективом. Пак Чхан-ук своим уникальным взглядом заставит обращать внимание на эти детали даже вовсе непритязательного зрителя.

В основе истории здесь лежит дуализм детектива и мелодрамы с весомой долей юмора. Юмора очень Чхан-уковского, тонкого, когда только на втором просмотре замечаешь, что здесь-то подразумевался гэг — настолько он временами лежит между строк. Дуализм же наполняет фильм до краев: мужское и женское, горы и море, любовь и ответственность, фатализм и искупление.

Один из десятка хитрых матч-катов фильма

Не меньше удивляет то, как за духом классического нуара времен Хичкоковского «Головокружения» (1958) скрывается чрезвычайно современное техническое исполнение. Не случайно проект имеет бюджет, по корейским меркам, большого блокбастера: VFX вмешательство здесь есть даже в рядовых разговорных сценах в комнате допроса. Именно такое развитие кино хочется чаще видеть в будущем: не ярче взрывы, а больше возможностей исполнения режиссерского видения.

Все это не значит, что фильм обязан понравиться каждому: еще в давнем ревью я предсказывал, что зрители примут картину прохладнее самых популярных работ режиссера. Плюс-минус так и получилось. У Чхан-ука вышла традиционно жанровая работа, но которая не освобождает зрителя от нужды ныряния с головой в винтажную атмосферу и осознания поэтичности истории.

Это не «Олдбой» (2003), который с разворота сносит зрителю голову знаменитым твистом. И это не «Служанка» (2016), которая в единой симфонии расемоновского повествования и эротического guilty pleasure запирает внутри фильма. Хуже ли «Решение уйти»? После третьего просмотра я так и не могу ответить на вопрос. Да и вряд ли нужно.

В недавнем интервью Пак признался, что стремился снять современную классику. И, знаете, уже отчасти корейский режиссер своей цели достиг: это не картина одного проката или года — ее хочется пересматривать по несколько раз. И, кажется, «Решение уйти» еще долго будет попадать во всевозможные подборки нуара XXI века, пусть и самому произведению комфортнее было бы вернуться лет на 60 назад, на полку по соседству к творениям Хичкока.

Наверняка у каждого из читателей будут свои фавориты. Уже готов принять ведро тухлых помидоров за неправильное распределение мест. Но буду рад увидеть ваши варианты в комментариях, ведь упомянуты далеко не все заметные релизы года!

Это второй материал в серии «Итоги года по-корейски». Все подробности можно найти в анонсе.

751751
220 комментариев

Какой же кал

21

вышел из твоей матери

92

По каким критериям?

4

Но ведь тебя нет в подборке.

3

мудило иди на, если не понимаешь.

Вижу пост про корейское кино-ставлю плюс(лайк?) не глядя. Почти все посмотрел, разве что 6/45 откладывал, так как недавно смотрел "Зону безопасности" и не хотелось повторять тематику. Но гифка с танцем продала мне фильм, спасибо!:)

22

Почти все посмотрел, круто, что понравилось больше всего?)
у 6/45 на самом деле мало общего с JSA (не только из за жанра), это даж немного разочарование) Но все равно отличная комедия

1