Корея вновь без Каннского кинофестиваля — внутренний кризис кино?

Размышления касательно текущего состояния киноиндустрии.

Корея вновь без Каннского кинофестиваля — внутренний кризис кино?

11 октября организаторы объявили программу 77-го Каннского кинофестиваля. Южная Корея вновь осталась без участия в основном конкурсе, а в целом в официальную программу попал лишь один корейский фильм — «Ветеран 2» Рю Сын-вана. Какое это имеет значение? Что происходит с корейским кино? В этом спонтанном очерке попробую окинуть взглядом ситуацию на сегодня.

Немного вводной, почему все так носятся с этими Каннами. Если коротко: Каннский кинофестиваль — главный сезонный киноэвент в мире за пределами Голливуда. Касательно двух других фестивалей «большой тройки»: Берлин последние лет 10 последовательно теряет позиции, а Венецию корейцы исторически посещают редко.

Ежегодно на участие в Каннах подаются сотни и даже тысячи заявок. Премьера фильма здесь — сам по себе престиж, показатель признания как отдельного автора, так и целых стран производства. А для Кореи еще и ключевое окно выхода на западную аудиторию и зарубежный прокат.

Поэтому представительство корейцев на Набережной Круазет с давних времен оставалось сильным. Например, с 2016 по 2019-й в основном конкурсе стабильно был участник от Кореи (а в 2017-м и вовсе два). Потом случилась пандемия, после которой лишь Пак Чхан-ук и Хирокадзу Корээда отличились в 2022-м. Но даже в 2023 году у ЮК было три участника в официальной внеконкурсной программе. В этом — лишь один, во вторичной секции. Такого скромного представительства Кореи в Каннах не было с 2013 года.

Пак Чхан-ук в 2022-м выиграл приз Лучшему режиссеру в Каннах
Пак Чхан-ук в 2022-м выиграл приз Лучшему режиссеру в Каннах

И этот результат на самом деле следствие проблем, которые зреют уже какое то время. Дело в том, что существует ощутимый разрыв между восприятием корейской киноиндустрии зарубежом и внутри страны. Для Запада корейское кино сегодня — это все еще триумф «Паразитов» (2019) или «Игры в кальмара» (2021). Однако сами корейцы не питаются ежедневно успехами фильма, прогремевшего пять лет назад. За пределами сериального сегмента настроения в сущности противоположные: СМИ уже второй год обсуждают кризис киноиндустрии и пути выхода.

Главный показатель спада — кинотеатральные сборы. По итогам 2022-го года я рассказывал о 60-процентных показателей сборов от доковидного периода. Результаты в 2023 году тоже не оправдали ожиданий: процент продаж остановился на 65% от показателей 2019-го.

Но отвлечемся от цифр и посмотрим на имена. Что объединяет таких великих режиссеров как Пон Джун-хо, Пак Чхан-ук, Ли Чхан-дон, Хон Сан-су, Ким Ки Док? Все они авторы одного поколения — старта корейской «Новой волны», отсчет которой начался более 20 лет назад. Но никого из молодых режиссеров сопоставимого калибра сегодня не появилось и даже не виднеется.

Тем показательнее, что перспективные постановщики вроде Ён Сан-хо («Поезд в Пусан») или Пён Сон-хёна («Безжалостный») глубоко увязли в проектах для Netflix. Именно расцвет стриминга с дорамами во всех смыслах съедает долю индустрии большого кино. Американские компании переманивают лучшие кадры, а зрители отдают предпочтения сериалам или в крайнем случае фильмам в онлайн-кинотеатрах.

Последний тезис хорошо подкрепляет результаты бокс-офиса. Да, «Криминальный город», «Сеульская весна» и «Раскопанная могила» ставят рекорды вопреки всему. Однако на один хит приходится десятки сокрушительных провалов. Зрители идут в кино очень выборочно, на самые «стоящие» фильмы. А зачем, если остальное можно чуть позже посмотреть в онлайне?

«Раскопанная могила» — пока главный хит корейских кинотеатров 2024-го
«Раскопанная могила» — пока главный хит корейских кинотеатров 2024-го

Именно для борьбы с этим мышлением правительство и задумало новые регуляции цифровых релизов.

Безусловно, причины кризиса более комплексны и претензии не сводятся к одному «злому Netflix». Например, к мерам поддержки и бюджетированию от KOFIC (совета кинематографа). Или даже стигматизации корейского общества. Недавние скандалы с Ю А-ином и Ли Сон-гюном пошатнули уверенность западных инвесторов, ведь, оказывается, производство целых проектов может стать под угрозу из-за сомнительной провинности одного актера.

Но, как и в случае со многими вещами, история кино циклична. За «Золотым веком» Голливуда последовал упадок студийной системы, затем возрождение независимого кино, после — отмена кодекса Хейса, и в конечном счете восход «Нового Голливуда». А на каком мы этапе сейчас — временном спаде или закате «Новой волны» перед очередным циклом, поймем лишь спустя годы, ретроспективно оглядываясь в прошлое.

3.3K3.3K показов
427427 открытий
22 комментария

Ну, мстителей тоже в каннах не показывали, зашибать деньги от этого они меньше не стали
Наоборот считаю, что корейцы большие молодцы в том, что из индустрии известной только по авторскому фестивальному кино они выходят на мировой уровень

Ответить

Ну, мстителей тоже в каннах не показывали, зашибать деньги от этого они меньше не сталиголливуду не нужны канны - это и так понятно, сравнивать его с Азиатским рынком в целом бесполезно

Ответить

Это пример, явно человека не разбирающегося в фестивальном кино

Ответить

Они на кино собаку съели

Ответить

Уже не смешно. Южнокорейцы, не употребляют в пищу собак очень давно. Это связанно было с тем, что Южная Корея долгие годы была под гнётом Японии, потом Корейская война, затем послевоенные годы, беднейший период страны. Даже рис был в то время, по цене золота. Ели лепёшки и да собак, чтобы выжить.
Короче изучай история, благо труды имеются.

Ответить

У корейского кино есть черта - что оно довольно быстро приедается, ибо все же в нем превалируют несколько одинаковых тем. И даже если темы будут разные, все равно фильмы воспринимаются как-то одинаково. Возможно это некая черта, что люди иных рас выглядят приблизительно на одно лицо, а возможно что и само корейское кино погрязло в самокопировании. Хотя скорее всего, это глобальный кризис кинематографа так отражается на корейском кино. Ибо кино, как известно киноманам, умерло.

Ответить

пасиб за любопытную точку зрения, хоть я и не согласен ни с одним из тезисов))
оно довольно быстро приедается, ибо все же в нем превалируют несколько одинаковых тем.у корейского кино однозначно есть характерные черты, но никак не однотипное, наоборот - всегда находит, чем меня удивить. Таким "скиллом" вообще, пожалуй, из всего мирового кино обладают только Япония и Корея. Нет, конечно, если целенаправленно смотреть "триллеры про маньяков" то это будет приедаться, тут все в руках зрителя.
Ибо кино, как известно киноманам, умерло.для "киноманов" во все времена кино умирало, ведь трава то уже не такая зеленая) Тем временем каждый год в мире как выходило так и выходит по несколько десятков годных картин

Ответить