Shin Megami Tensei IV Apocalypse: когда дополнение лучше оригинала

Серия Megami Tensei одна из самых долгоживущих видеоигровых серий. Начавшаяся в конце 80-х с серии новелл, теперь это одна из крупнейших серии JRPG с множеством различных игр, ответвлений, спин-оффов к ним, манг и аниме. Одним из таких ответвлений является и Shin Megami Tensei.

Вышедшая в 2013 году Shin Megami Tensei IV, спустя 10 лет после последней номерной части Nocturne, получила очень хорошие отзывы прессы и игроков, порадовала фанатов и привлекла новую аудитории к серии. Но, не смотря на это, в игре был ряд проблем, на которые жаловались как критики, так и игроки. И спустя 3 года, Atlus выпускает Shin Megami Tensei 4 Apocalypse (Final в оригинале) — крупное дополнение для четвертой части, о котором и пойдет речь.

Анонсирующий тизер Shin Megami Tensei 4 Apocalypse

События Apocalypse разворачиваются ближе к концу SMT 4 — главный герой, Флинн, стал Чемпионом Токио и готовится к атаке демонических и ангельских сил. Мы же играем на Нанаши — 15-ти летнего паренька, который, вместе со своей подругой детства, Асахи, очень хочет стать Охотником и помогать будущему Чемпиону. Но в одной из вылазок герои попадают в засаду, в которой наш подопечный погибает. И сразу же после смерти с нами связывается Дагда — некое злобное божество, и предлагает сделку — воскрешение и силы сражаться, в обмен на подчинение Дагде и становление его личным «Убийцей Богов».

Получив второй, хоть и с оговорками, шанс, Нанаши и выжившая Асахи всеми силами начинают пытаться стать сильными охотниками. И в результате чего, сами того не зная, освобождают на волю заточенное божество — Кришну, представляющее новую сторону в битве за Токио. Кришне и его армии прислужников удается схватить Флинна, чтобы превратить его в своего «Убийцу Богов» ради своих целей, не представляющих для человечества ничего хорошего. С этого момента и начинается основная история SMT4 Apocalypse.

Shin Megami Tensei IV Apocalypse: когда дополнение лучше оригинала

Резво начавшаяся история в этой части (относительно оригинальной четвертой части), на мой взгляд, одна из сильных частей проекта. Игра стала больше внимания уделять повествованию, истории и диалогам. Появилось больше персонажей, они стали лучше раскрываться по мере прохождения. И даже несмотря на очевидную «What if..» историю, носящую больше «фансервисный» характер, она довольно качественно сделана. При этом, что наверняка не всем понравится, она очень стала напоминать Persona. И если вы ищете настоящий SMT-сюжет, мрачный, немногословный, жестокий, со всеми божественными противостояниями и некой философией — то Apocalypse определенно вас не порадует.

И хотя мрачность, жестокость и безнадежность четверки осталась (и местами игра стала более серьезной и жесткой, за счет как раз большего внимания уделенного героям), временами Shin Megami Tensei 4A сбавляет обороты, становится гораздо мягче, легче и более подростковой (что довольно очевидно, так как текущее герои младше Флинна и его товарищей-самураев). И иногда это буквально превращает игру в романтическую комедию, где несколько девушек борются за внимание молодого человека (здесь даже есть пляжный эпизод, который, к счастью, покупается отдельно, как ДЛС). Но это, в целом, не раздражает. Появившаяся легкость, на мой взгляд, помогает расслабиться после довольно сложных боев и поворотов истории.

Masayuki Doi
Masayuki Doi

Аналогично и с отношениями между героями, которые неплохо вплетены в сюжет, как и сами герои — все очень органично работает вместе. Как и сама история — она содержит много информации и о мире игры до разрушения Токио (далеко до начала событий обеих игр), показывает что произошло с некоторыми персонажами после того, как им помог Флинн (Нозоми или Наварре, например) и дает большее представление о глобальном устройстве вселенной игры и о силах, стоящим за всем. И даже финал истории здесь ощущается именно финалом, как в плане геймплея, так и эмоций. Он достаточно масштабный эпичный, глобальный, со своей механикой и, я бы даже сказал, милый (хоть и очень отдает Persona). Он логичный, он ставит точку в истории и в игре, он дарит ощущение законченности, в отличие от той же SMT 4, где ты убиваешь пару не особо сильных боссов и получаешь ролик, что не особо удовлетворяет тебя, как игрока, страдавшего более 50-ти часов. И с этой точки зрения работа была проделана хорошая.

Как и с точки зрения геймплея. В своей основе он не сильно поменялся, и если вы играли в четверку, то проблем с этим дополнением не будет. Вы все так же путешествуете по Токио, исследуете локации, сражаетесь с демонами и, если повезет, вербуете их. Бой представляет собой пошаговое сражение, где сначала ваш отряд, а затем вражеский, стараетесь нащупать слабости друг у друга, чтобы нанести больше урона и получить дополнительные ходы для действий. Но несколько важных механик и переработок требуют того, чтобы их отметили.

Главное, на мой взгляд, изменение касается механики «усмешек» — Smirk. Раньше появление этого статуса было довольно редким, но если он выпадал, то это влияло практически на весь бой: атака под этим эффектом всегда выдавал критический удар, давала дополнительный ход, а сам владелец усиления становился буквально неуязвимым для любого вида атак, особенно по слабостям. Поэтому редкий Smirk у персонажа в бою мог очень сильно сдвинуть чашу весов в его сторону. Теперь же этот эффект стал менее сильным — появляется чаще, но он больше не делает носителя неуязвимым, а всего-лишь делает его невосприимчивым к слабостям, хотя урон получать он будет как раньше. Кроме этого, появились навыки, позволяющие сбросить или накинуть этот эффект, позволяю гибче контролировать поле боя.

Shin Megami Tensei IV Apocalypse: когда дополнение лучше оригинала

Во-вторых, были переработаны ненавистные многим Hama (благославлящие) и Mudo (проклинающие) умения. Помните, как раньше, в бою враг использовал один из таких навыком, моментально убивая вас, вашего демона или всю вашу группу с полным здоровьем? И при этом эти атаки всегда были не 100%, и шанс успеха высчитывала сама игра. Теперь же, благодаря вышеупомянутым новым механикам со Smirk, все Hama и Mudo-навыки стали как обычные атакующие способности, и просто наносят урон. НО, если на демоне/персонаже, активировавшим этот умение, висит Smirk — то это гарантирует моментальное убийство противника (кроме боссов, особо толстых врагов и врагов с сопротивлением). И это работает, как обычно, в обе стороны. Благодаря этому играть стало гораздо безопаснее, и стало больше тактик, ориентированных на как на использование слабостей врага, так и на получение эффекта Smirk.

В-третьих, были переработаны напарники, которые сопровождают главного героя. В SMT 4 эти напарники играли очень малую роль — урона наносили мало, быстро умирали в боях, а иногда и портили вам жизнь. Сейчас же каждый напарник стал более узко-специализированным (Асахи — специалист в исцеляющих навыках, Нозоми — наносит стрелковый урон, Наварре — использует усиливающие способности), они рокачиваются вместе с героем и открывают новые умения.

И мы между боями можем без проблем переключать текущего напарника и использовать нужного, а не полагаться на то, кого выставит игра. И в целом ИИ их поведения довольно адекватен — вовремя лечит, вовремя накладывает эффекты, и не пытается постоянно атаковать врага.

Shin Megami Tensei IV Apocalypse: когда дополнение лучше оригинала

Но главное нововведение в напарниках — это их специальная атака. Каждый раз, как ходит напарник, растет специальная шкала. Как только она заполняется полностью, следующий ход противника прерывается, все ваши напарники усиливают вас и совершают довольно мощную «All-out-attack» по врагу. И сама эта шкала, что важно, не сбрасывается после каждого боя, как например, шкала Лимита в Final Fantasy 7. Она накапливается, и можно легко контролировать её, чтобы выходить на босса с заряженными компаньонами.

В-четвертых обновлению подверглись демоны и их создание. Помимо того, что знакомый бестиарий обновился и некоторые существа получили внешнее обновление, они получили новую механику — Склонность к навыкам. Теперь создавать ультимативных демонов, способных спокойно использовать все различные навыки не получится. У каждого существа теперь имеется список к каким типам навыков он более предрасположен, а к каким нет. Например, у демона может быть проблема с огненными навыками — они будут и стоит дороже обычного и наносить меньше урона. Но при этом у него предрасположенность к наложению усилений и физическим навыкам, что делает их и дешевле и мощнее. И в зависимости от этого приходится создавать более узко-специализированных существ, чтобы не прогадать и не впустую потратить слот навыка. Но в целом никто не запрещает давать демону неподходящие для него навыки только чтобы передать их герою через знакомый «Whisper»-ивент, или следующему демону при слиянии.

На карточке демона всегда можно получить всю необходимую информацию о существе<br />
На карточке демона всегда можно получить всю необходимую информацию о существе

Помимо всего вышесказанного так же были немного переработаны интерфейс, поведение врагов на карте (они больше не так яростно ищут и преследуют героя), диалоги с демонами (появился новый вид встреч, при котором демон покидает поле боя, но при следующей встрече узнает вас и продолжает законченный ранее диалог) и прочие мелочи.

Благодаря этим изменениям знакомая формула SMT 4 становится и удобнее и приятнее. Да и в целом вся игра стала более удобной, дружелюбной и понятной. Благодаря сюжетному маркеру на карте сразу понятно куда двигаться. Снятие ограничения доступа к локациям хорошо контролирует зону, где герой может находится и качаться не боясь наткнуться на высокоуровневых врагов. Демонические владения (Domain) тоже находятся в рамках уровня локации, и можно не бояться попасть в логово к слишком превосходящему по силе врагу. Игра осторожнее ведет вас за руку, не заставляет целенаправленно усердно гриндить. Все, чтобы вы не попали в какую-то проблемную зону и не застряли, как могло быть в SMT 4. Квесты теперь активны все постоянно, и не приходится постоянно вручную активировать квест для его выполнения. И все квесты тепеть автоматически, при получении новых уровней, прилетают к вам в журнал.

Количество находимых ресурсов, реликвий на локациях и в боях прямо говорит — используй нас, не экономь! А награда за задания стала какой-то запредельной. Если раньше мы получали какие-то копейки, то здесь, еще даже не в середине игры, награда за задание основной истории уже составляет 40000 макка (местная валюта)! А за различные дополнительные задания, как «собери несколько куском мяса с врагов» или «найди и убей демона» — несколько десятков тысяч.

Все это делает игру гораздо легче и проще (даже на нормальной сложности) и это может понравиться не всем. Да, игра и удобнее, и теперь меньше надо заморачиваться по поводу осторожности исследования и бесконечного гринда ради копеечных вознаграждений. Но в то же время пропало то чувство постоянно опасности, постоянного хождения на грани, выживания, если так можно сказать. Когда ты делал осторожные вылазки за ресурсами, чтобы не нарваться на сильного врага и хоть немного накопить денег на аптечки. Когда осторожно оббегал врагов, дабы дойти до цели и не сильно потратить ресурсы (по крайней мере на ранних этапах).

Но лично я был только рад такому, потому что смог выдохнуть, и играть более спокойно и в удовольствие. Да и будем честны, сложность в оригинальной игре была часто нечестной, было очень много рандома не в нашу пользу (особенно когда приходилось десятки раз перезапускать битвы с боссами, потому что противники с первого раунда пользовались мощными неблокируемыми атаками, уничтожающими всю вашу группу), много времени уходили на понимание того что происходит и куда идти. Сейчас же игра стала и удобнее, и понятнее, и проще, и легче. Все бои стали в меру сложными, тактичными, и при правильной тактике и грамотном менеджменте ресурсов и своих демонов проходятся с первой-второй попытки. При этом чувство удовлетворения от побед никуда не пропадает — оно только усиливается от того, что смог отлично провести бой, следуя тактике и разгадав поведение врага.

Что в игре может разочаровать, так это её наполнение. Перед нами не полноценная игра (хотя по объему контента этого не скажешь), а дополнение. Большое, не требующее оригинала, но дополнение, которое создано на основе SMT 4. То есть вся игра происходит в том же самом Токио и в тех же самых локациях. И по сюжету мы посетим практически все места из обычной 4-ой части. Большая часть из них почти не изменилась, и вам придется заново пройти их от начала и до конца, некоторые получили небольшие расширения и ответвления. Но в остальном — то же самое: та же Башня, тот же Нараку, тот же Деловой центр, те же дворцы Люцифера и Меркабата с их телепортами и непонятной навигацией. И если вы не играли в оригинальную SMT4, то особой проблемы вы не увидите, но если играли — второй раз проходить точно такие же локации может быстро наскучить. Благо, из-за сниженной сложности игры, это происходит быстрее.

Наиболее заслуживающей внимания музыкальной темой, на мой взгляд, стала Enemy of God. Вот бы побольше таких треков в игре.

Главным же разочарованием лично для меня стал саундтрек. После выдающейся музыки для SMT 4, треклист Apocalypse разочаровывает. Да, в нем есть хорошие мелодии, красивый эмбиент и заводные боевые мелодии. Но их мало, по большей части игра использует музыку из 4-ой части (иногда это сюжетно обосновано, когда встречаешь ранее убитого босса из 4-ки), а своих таких же мощных, западающих в душу, треков у дополнения, к сожалению, нет. А хотелось бы.

По итогу, Shin Megami Tensei 4 Apocalypse — это отличное дополнение к хорошей игре, позволяющее вернуться в полюбившийся мир к понравившимся механикам, которое на мой взгляд достойно быть номерной частью, а не простым спин-оффом. За 50 с лишним часов я получил колоссальное удовольствие от неё, устав, разве что на последних подземельях ввиду их «дикости». Оттолкнуть может, разве что, общая вторичность игры и не особо большое количество нововведений, уменьшенная сложность игры и более «молодежная» история, которая даже в таком виду гораздо более проработана, чем в четвертой части.

В остальном — очень рекомендую к ознакомлению. Одна из лучших jRPG в которые мне, на текущий момент, довелось сыграть.

Shin Megami Tensei IV Apocalypse: когда дополнение лучше оригинала
1818
2 комментария

Респект за проделанную работу.

Ответить

спасибо за статью!

Ответить